Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. От ядра Текста – к его периферии 17 страница




С операциональной точки зрения, слово есть способ влияния на реальный процесс, а значит, и способ управления этим процессом. Как именно вы влияете на процесс с помощью слова – это отдельный вопрос. Слово «развитие», разным образом вбрасываемое в процесс, может оказать на процесс то или иное воздействие.

Оно может (а) ускорить развитие, (б) замедлить развитие и (в), коварно легитимировав нарушение функциональной нормы, породить очередную деструкцию.

Ведь функционирование и развитие – это два абсолютно разных (системщик скажет – ортогональных) «вектора». Возможно интенсивное развитие при минимуме функциональной активности. И наоборот – можно так наращивать функциональную активность, что для развития места вообще не останется.

Любой, кто занимался этим самым развитием профессионально, поймет меня с полуслова. Но ведь им мало кто занимался подобным образом. И потому необходимы поясняющие примеры.

Ребенок находится под опекой родителей, которые частично избавляют его от трат энергии на обеспечение функционирования. Но ребенок – существо с огромным профицитом энергии. Зачем ему профицит? Для развития. Старик, став беспомощным, тоже находится под опекой. Но по причине дефицита энергии. Есть разница?

Больному человеку облегчают функционирование в санатории или на больничной койке потому, что у него дефицит энергии. Но отшельник – часто полный сил человек – тоже начинает экономить энергию, переходя на упрощенное функционирование. Это называется «освободиться от суеты». У отшельника огромный профицит энергии. На что он ее тратит? На развитие.

Что такое нынешняя Россия? Старик, дитя, отшельник, белка, крутящая гигантское функциональное колесо? Есть ли энергетический профицит? Если нет, то какое развитие? А если есть? Любой специалист знает, что профицит энергии или будет направлен на развитие, или взорвет систему. У СССР 1985 года был профицит энергии. И что же произошло?

В апреле 1985 года состоялся пленум ЦК КПСС, вошедший в историю под названием Апрельский. На нем был провозглашен абсолютно позитивный и спасительный для страны курс на УСКОРЕНИЕ социально-экономического развития страны. Рычагами ускорения назывались научно-техническая революция, технологическое перевооружение и активизация «человеческого фактора». Если бы хватило политического мужества не отступать в дальнейшем от заявленных целей, страна не только бы сохранилась, но и завоевала новые позиции.

В любом случае следует констатировать, что в апреле 1985 года началась короткая, но важнейшая в политическом и историческом плане фаза периода перемен. И борьба за оценку этого исторического периода является политической борьбой, имеющей значение для будущего. XXVII съезд КПСС (февраль 1986 года) тоже, по сути, был съездом, проходившим под флагом этого самого совершенно позитивного УСКОРЕНИЯ.

Все подорвал Октябрьский пленум 1987 года, на котором Ельцин бросил вызов Горбачеву. Профицит энергии перенаправили – с развития на деструкцию, с «ускорения» на «перестройку».

И, когда я слышу о деструктивных силах, вбивающих клин между Путиным и Медведевым, я сразу вспоминаю этот самый Октябрьский пленум. Тогда мы поняли: РАЗВИТИЕ подорвано. Окончательный демонтаж РАЗВИТИЯ происходил на XIX партийной конференции, состоявшейся в июне 1988 года. Туг-то страна и завалилась в перестройку как таковую («гласность», сведение политических счетов, «Борис, ты не прав!»... и понеслось).

Итак, с апреля 1985 года началась недолгая позитивная фаза процесса перемен... Она не была свободна от самых разных двусмысленностей и внутренних противоречий. Но она БЫЛА. И содержала она в себе, в числе прочего, вполне серьезную и единственно спасительную заявку на РАЗВИТИЕ. Как только энергию перенаправили с развития на что-то другое (политическое «бодание» на высшем уровне) – этот позитив обнулили. Игра случая? Или спецтехнология?

«УСКОРЕНИЕ»... То бишь пролог к РАЗВИТИЮ! Сначала научно-техническому, а потом и другому... Если это произойдет, Советский Союз сохранится, укрепится, получит новый исторический шанс! Госдеп США, ЦРУ, Пентагон, администрация президента США, спецслужбы НАТО захлебнулись в экспертных записках, живописующих «ужасные последствия» этого самого ускорения. Наш геополитический противник бросил все силы на то, чтобы сорвать ускорение. Точнее, не допустить, чтобы оно перешло в нечто большее. Во что же большее?

Уже несколько раз я оговаривал, что мобилизационный прорыв – это одно, а мягкая модернизация – это другое. Оговорю еще раз. Вопрос столь важен, что тут, знаете ли, не до стилистического и жанрового изящества.

О прорыве как наимягчайшей модернизации заявил И.Дискин. Я уже столько раз, казалось бы, эту его заявку проблематизировал. Нужно ли снова заниматься тем же? Увы, совершенно необходимо. Не о понятиях спорим – о политике, причем донельзя животрепещущей.

Если прорыв – это просто термин и не более, то, конечно, его надо определить. Я дал свое определение и повторю его еще раз.

Прорыв – это осуществление запредельного задания в условиях, когда запредельность этого задания преобразует субъект, который должен это задание выполнить.

Если говорится о прорыве как наимягчайшей модернизации, то необходимо дать определение такого прорыва и показать, почему это прорыв, а не просто модернизация. Если же прорыв – это просто любая модернизация, то зачем двумя разными словами называть одно и то же?

Кроме того, прорыв – не только термин. Это – технология, в каком-то смысле даже теория. Одно из частных следствий синергетики как таковой, теории нелинейных динамических систем. То есть прорыв – это еще и теория прорыва.

Теория – не термин. В терминах можно позволить себе определенную меру раскованности. И называть прорывом все подряд. В том числе и апеллируя к неким бытовым ощущениям. Есть у вас преграда на пути? Вы ее преодолели – значит, прорвались, осуществили прорыв. Какая преграда? Да какая угодно. Швейцар стоял у двери кабака и орал: «Не пущу!» Вы швейцара отпихнул и, вошли... Прорвались! Вас жена в Монте-Карло не пускала, боялась, что вы там проиграетесь в пух и прах да еще любовницу заведете. Вы дуру бабу уболтали... Прорвались!

В сущности, Иосиф Дискин как раз и использует слово «прорыв» в качестве термина. Он, конечно, не про швейцара у клубной двери и не про не пускающую в Монте-Карло злую жену... Он про модернизацию. Россия должна модернизироваться. На пути модернизации стоят определенные преграды. Прорыв Дискина – это преодоление преград на пути модернизации.

Можно так использовать слово «прорыв»? Безусловно, можно! И я никоим образом не хочу в использовании Иосифом Дискиным слова «прорыв» для названия книги о мягких способах осуществления российской модернизации видеть какую-то злокозненность. Мол, ввели мы слово «прорыв» в конце 80-х годов в оборот, говоря о теории прорыва... А тут – спустя двадцатилетие – Дискин взял слово, использовал его в противоположном по сути значении... Возникла лингвистическая путаница, а значит, и путаница политическая...

Не люблю я теории заговора и концепции происков. И считаю, что Дискин имел полное и абсолютное право говорить о прорыве как о преодолении препятствий на пути модернизации.

Но повторяю еще и еще раз! «Прорыв» – не термин, а теория. Описывающая то, что нам может оказаться, увы, бесконечно необходимо.

Приведу тот же пример с казино. Вы – робкий, несильный человек. Швейцар вас грубо оттолкнул, когда вы хотели пройти в казино, и сказал что-то, что вас фундаментально задело. Под влиянием этого фундаментального переживания вы преображаетесь. А преобразившись, откидываете детину-швейцара, как пушинку, и действительно прорываетесь в казино. Не проходите, а прорываетесь. А почему вы преобразились? Потому что испытали запредельную для вас нагрузку (в данном случае – нагрузку оскорбления). И, пережив эту нагрузку, не сломались, а создали из «себя прежнего» – «себя нового». Вы не умом и по чьей-то директиве это сделали. Вы нелинейным образом, войдя в специальное состояние, изменили собственную структуру.

Не только мягкая модернизация, но и модернизация «линейно-мобилизационная» не имеет ничего общего с прорывом. Прорыв – это нелинейная мобилизация. Пока вода кипит, это не прорыв. А вот когда появляются так называемые «ячейки Бенара», и вода начинает переструктурировать самое себя, переходя от термодинамической диффузии к термодинамической конвекции (турбулентности и так далее), то это уже прорыв. И только это – прорыв.

В принципе известно (или, по крайней мере, намечено), как побудить систему к прорыву. Это авангардное, неполное и в чем-то трагическое знание. Увы, оно может оказаться нам абсолютно необходимо. Может быть, нам к нему придется обратиться. И такое обращение не должно дополнительно осложняться терминологической путаницей.

Завершив крайне краткий теоретический экскурс, вернемся к политической истории и политике как таковой. И разберемся (с опорой на экскурс, ради чего он здесь и осуществлен) с совокупностью фаз интересующего нас процесса, протекавшего с 1985 по 1991 год.

Процесса, который может повториться.

Процесса, который бессмысленно называть горбачевским. Бессмысленно, как мы убедимся позже, называть его и оттепелью (медведевской или иной). Потому что «оттепель» – это адресация к хрущевским трансформациям, а они ничего общего с трансформациями 1985–1991 годов не имели, при всем иллюзорном сходстве.

Именно для того, чтобы разобрать тонкую структуру процесса, разворачивавшегося с 1985 по 1991 год, – причем разобрать так, чтобы оказаться теоретически вооруженными в условиях, когда процесс может повториться, пусть и в существенно модифицированном виде, – я и затратил время на развернутое объяснение. Объяснение того, чем прорыв как преодоление любым образом любого препятствия отличается от прорыва как преодоления системой непосильного для нее задания путем трансцендентации. То есть переделки собственной структуры и получения иных возможностей.

Назовем весь процесс 1985–1991 годов «временем перемен». Помните, что пели на улицах? «Мы ждем перемен!»

Назовем первую фазу этого процесса (1985–1986 годы) «ускорением».

Слово «ускорение» может сбить с толку тех, кто не понимает различия между сложными системами (например, автомобилем) и системами сверхсложными (человеческим обществом). Для того, чтобы детально разъяснить эти различия, нужно написать отдельную книгу – а значит, уйти от политической теории развития к теории развития как таковой. Но если вообще эти различия не обсуждать, то общество окажется сбитым с толку.

Ну так вот, даже в самых сложных автомобилях все обстоит очень просто. И совсем не так, как в сверхсложных системах. В автомобиле вы жмете на газ и за счет этого ускоряетесь. Машина едет быстрее... Потому что вам нужно быстрее добиться определенной цели. Какой цели? Если совсем буквально, то некоего географического пункта (например, вашего загородного дома, в котором вас гости ждут).

Но ведь никто, надеюсь, не находится в абсолютной зависимости от такой избыточно банальной буквальности... В принципе речь идет о любой цели. Например, о прибытии нашего общества в точку определенного материального благополучия. Для прибытия в эту точку нужно иметь такой-то валовый внутренний продукт и таким-то образом его распределять. Но искомого валового внутреннего продукта нет. И движение от имеющегося продукта к искомому идет слишком медленно. А значит, движение надо УСКОРИТЬ. То есть осуществить формальное ускорение.

Низкая скорость движения экономического автомобиля? Например, три процента роста ВВП в год? УСКОРЯЕМСЯ! Обеспечиваем рост в четыре, пять процентов. Мало? Жмем еще сильнее на педаль нашего экономического автомобиля. Получаем шесть процентов. Мало?

Жмем еще сильнее. Но оказывается, что «педаль» нажата до предела, а «скорость» (рост валового внутреннего продукта или другой материальный показатель) не увеличивается. Что вам надо делать? Вам надо менять конструкцию автомобиля. То есть останавливать движение и переходить к созданию другой конструкции. Например, рыночной экономики. Или политической демократии.

НО ЭТО В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ВЫ ИМЕЕТЕ ДЕЛО С АВТОМОБИЛЕМ КАК С ОБЫЧНОЙ СЛОЖНОЙ СИСТЕМОЙ, А НЕ С ОБЩЕСТВОМ КАК СО СВЕРХСЛОЖНОЙ СИСТЕМОЙ. И ЕСЛИ ВЫ ПУТАЕТЕ АВТОМОБИЛЬ С ОБЩЕСТВОМ, А СЛОЖНУЮ СИСТЕМУ СО СВЕРХСЛОЖНОЙ, ТО ВЫ ОБРЕЧЕНЫ.

В сверхсложных (социальных и иных) системах наращивание задания, увеличение нагрузки (прессинг, разогрев или же социальное ускорение) не выводят систему в простой режим насыщения. Автомобиль выводят – нажал газ до конца, и все. Но это потому, что он сложная система, а не сверхсложная. А в сверхсложных системах это самое наращивание задания, как его ни назови, подводит систему не к точке насыщения, а к точке СОВСЕМ ИНОГО РОДА...

Увы, сейчас все говорят о точке бифуркации. Но вряд ли хотя бы один процент говорящих понимает, что конкретно имеется в виду. Гуманитарии, впрочем, и не обязаны понимать. Не обязаны-то они не обязаны... А как без этого понимания разобраться в политическом процессе? И потому я хотя бы «на пальцах» попытаюсь что-то объяснить, прося прощения у тех, кто и без объяснения «на пальцах» все понимает.

Если правильный рост задания, даваемого сверхсложной системе, называть ее ускорением, то по ту сторону ускорения наступает не насыщение, а прорыв. А если задание будут наращивать неправильно, то «по ту сторону» вместо прорыва может быть коллапс...

Как же происходит прорыв (в последний раз, во избежание гибельной путаницы, скажу читателю, что ВОВСЕ не дискинский, а в каком-то смысле и АНТИдискинский)?

Вы даете задание сверхсложной системе: надо, мол, перенести столько-то тепла с уровня А на уровень Б. Система, приняв ваше задание, использует известный ей механизм передачи тепла. И до тех пор, пока она его использует, она является сложной, а не сверхсложной. То есть ее потенциал сверхсложности спит. Но систему можно разбудить! Как?

Вы наращиваете задание. Система не хочет использовать свой потенциал сверхсложности. И пытается с помощью привычного механизма выполнить ваше задание, то есть передать больше тепла с уровня А на уровень Б.

Но вы еще наращиваете задание! Причем правильным образом, то есть понимая, чего хотите. Понимая, что система сверхсложная, что ее надо разбудить и в этом ваше спасение. Понимая, что разбудить спящий потенциал сверхсложности – это совсем не то же самое, что сломать, растоптать, отжать досуха, повысить норму эксплуатации и так далее.

Итак, вы настойчиво и правильно повышаете задание, а система уже не может – ну, совсем не может – с помощью привычного для нее механизма выполнить задание, передав столько, сколько вы требуете, тепла с уровня А на уровень Б. Если вы НАСТАИВАЕТЕ на своем задании, причем настаиваете именно ПРАВИЛЬНЫМ образом, и если ваша система сверхсложная (даже обычная, физическая, но сверхсложная), то сверхсложная система, разбудив свой потенциал сверхсложности, сама найдет новый механизм передачи тепла, обеспечивающий выполнение вашего задания. Например, система начнет передавать тепло не хаотически (нормальным термодинамически-стохастическим образом, что для нее привычно), а через механизмы турбулентности, создавая упорядоченную структуру шестигранных или цилиндрических вихрей (так называемые «ячейки Бенара», о которых я уже говорил).

Что значит подойти к точке бифуркации? Это значит разбудить спящий потенциал сверхсложности. Что значит начать прорыв через зону бифуркации? Это значит правильно задействовать потенциал сверхсложности (например, через эти самые «ячейки Бенара»), Задействовали его правильно – прорвались.

ЗА УСКОРЕНИЕМ СЛЕДУЕТ ПРОРЫВ.

ПРОРЫВ – ЭТО РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СВЕРХСЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ ЗА СЧЕТ ПРАВИЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕЕ ПОТЕНЦИАЛА СВЕРХСЛОЖНОСТИ.

И тут обязательно надо понимать, как устроен потенциал сверхсложности данной сверхсложной системы. Тут нельзя с дрожащими губами говорить о «живом творчестве масс». Или же, играя волевыми желваками на скулах, признаваться, что «мы не знаем общества, в котором живем».

Сверхсложная система может осуществить прорыв, задействовав свою тонкую структуру, которая и является хранителем ее потенциала сверхсложности. Важно подчеркнуть, что эта тонкая структура является не структурой вообще, а структурой именно той системы, к которой вы адресуетесь. Вы адресуетесь к своей, а не чужой сверхсложной системе. К ее особым точкам, ключевым потенциалам, сеткам возможностей. Если вы вместо этого адресуетесь к соседней системе (американской или какой-то другой) или к своей ложной догме по поводу реальной системы, вы провалитесь. И тогда и впрямь лучше не ускоряться.

Кстати, надо отметить, что рынок как таковой не имеет ничего общего с потенциалом сверхсложности. Рынок – это не «ячейки Бенара». Это классический термодинамический перенос. Рыночные атомы суетятся, толкают друг друга, температура растет Но и план – это не потенциал сверхсложности. Это, в лучшем случае, нагрузка на систему. Если вы способны сделать так, чтобы нагрузка была.

А вот если нагрузка правильная и система начинает переносить тепло не за счет столкновения атомов, а за счет более или менее регулярных струй, вихрей, протуберанцев, то это значит, что вы добились прорыва. По какой именно из веток бифуркационного альтернативного разветвления пойдет процесс, зависит от того, как именно вы его будете подталкивать. Но для этого вы должны знать тонкую структуру системы. И понимать, что использовать уравнения линейной термодинамики (рынка) в зонах бифуркации бессмысленно. Что тут начинается другая термодинамика. Та самая, которой занимается вполне конкретная наука под названием «синергетика».

Я понимаю, что слово «синергетика», как и слово «бифуркация», бесконечно замылено и при этом у современного пиарщика-логомана абсолютно лишено содержания. Но что прикажете делать? Прорыв – это действительно синергетический процесс. А ускорение – это первая стадия прорыва. В сущности, ускорение и прорыв образуют единое синергетическое целое.

Чтобы наиболее просто и емко раскрыть смысл невероятной трагедии, случившейся с нашим любимым Отечеством и скупо называемой «распадом СССР», я приведу одну присказку и один анекдот.

Присказка, к которой я уже обращался: «Если бы у моей тети были колеса, то была бы не тетя, а дилижанс».

Анекдот: «Слушай, ты знаешь, кто такие Маркс и Энгельс?» – «Нет, не знаю.» – «Если бы ты побольше ходил на политучебу, то знал бы, кто такие Маркс и Энгельс!» – «А ты знаешь, кто такой Розенблюм? Если бы ты поменьше ходил на политучебу, знал бы, кто спит с твоей женой».

Если бы Горбачев и другие поменьше ходили к рыночникам, то знали бы, что такое прорыв. Знали бы, что все не исчерпывается альтернативой «рынок – план» («иного не дано!»)... Если бы они посещали хотя бы мозговые штурмы, которые шли в (не слишком даже узком) кругу советских синергетиков (физиков, химиков, биологов и так далее), то у нас был бы шанс. И он назывался бы «от ускорения – к прорыву».

Но если бы Горбачев и другие ходили к синергетикам, то «была бы не тетя, а дилижанс»... Однако они не ходили к синергетикам. И в этом смысле, может быть, у нас шанса и не было. Но тогда у нас его не было вообще. Потому что единственным нашим шансом на спасение СССР был новый виток развития. А единственным нашим шансом на новый виток развития являлось двуединство ускорения и прорыва. И в этом был позитивный потенциал периода перемен. Я подчеркиваю, что он был. И это для меня является тем осевым утверждением, вне которого мы ничего не поймем в том, что происходит сейчас.

«Ах, ох, открытое общество!» Кому мозги пудрите? Абсолютное открытие общества – это превращение сверхсложной системы, которой является общество, в бесструктурный газ, подчиняющийся только законам линейной термодинамики. Такое превращение в принципе лишает общество малейшего шанса выбираться из тупиков застоя. Сейчас в таком тупике находится западная цивилизация. Если она раздробила свою сверхсложность до этого газа, у нее нет никаких шансов на выход. То есть на ускорение и прорыв. И тогда мир ждут весьма мрачные перспективы.

Но я не знаю, можно ли в принципе добить такую сверхсложную систему, как общество, превратив ее в лишенную сверхсложности открытую примитивность, так восхваляемую Карлом Поппером и его последователями. Наверное, в принципе это можно сделать с какими-то капитулировавшими социумами. Но не все сдадутся без сопротивления.

А сопротивление будет опираться на фундаментальную амбициозность сверхсложных систем. На их нежелание упрощаться, превращаясь в атомарный газ. «Не ставьте из себя! Открывайтесь!», – говорят идеологи открытого общества, рекламируя свой проект невероятного упрощения как наращивание сложности. А человечество в целом и большинство народов «ставит из себя» вопреки этим грозным призывам.

Россия же особенно «ставит из себя» и этим особенно раздражает. Но если она перестанет «ставить из себя», то она уже не будет Россией. Тогда забудьте о государственности. Да и о развитии тоже. Потому что развитие как единство ускорения и прорыва адресует только к тому началу, которое «ставит из себя». Самое таинственное то, что это начало, называемое «синергийным» людьми, достаточно чуждыми религии, присуще не только сверхсложным социальным сообществам. Оно каким-то и впрямь таинственным образом пронизывает мир.

Синергия – это воля к образованию и усложнению форм. Еще раз подчеркну, что об этом синергийном начале говорят не только религиозные люди, но и свободные от религиозной заданности нобелевские лауреаты... Они говорят, что смысл слова «синергия» отнюдь не исчерпывается его религиозным значенном... Что источники, порождающие образование и усложнение форм, анализируются сейчас с помощью математических формул и тончайшей аппаратуры...

И при всем при том, конечно же, связь синергетики с синергией, о которой говорят люди религиозные, присутствует. Это не такая простая связь... Но она есть. И здесь мы опять-таки сталкиваемся с анализом крайностей. Есть математика – и есть чудо. Казалось бы, где есть математика, там нет чуда – и наоборот. Ан нет. Есть специальные отрасли знания, связанные с так называемой «странностью». Суть в том, что некоторые – модулированные волей – события случаются чаще, чем это должно быть в соответствии с так называемым «нормальным» (иначе – гауссовым) распределением вероятностей. Далеко не просто объяснять что-то подобное людям, которые этим специально не занимаются, но...

Известно же, что бутерброд странным образом чаще падает маслом вниз. Подчеркиваю – странным образом.

Специалисты называют это «эффектом странности». Две крайности – математика и чудо – связаны между собой словом «странность».

Развитие – процесс актуализации странности. Странность – это способность самых разных организованностей (сверхсложностей) выявлять свое синергийное или синергетическое начало. Выявление этого начала происходит за счет актуализации спящих возможностей, приводящих к развитию и без того сверхсложных организованностей (уже упоминавшиеся «ячейки Бенара» и прочее).

Развитие – принципиально нелинейный процесс, который может быть осуществлен только при наличии спящих потенциалов в сверхсложных организованностях.

Эти спящие потенциалы не похожи на «дремлющие силы рынка», к которым пытался адресоваться Ельцин, или на план, к которому адресовался Брежнев. По крайней мере, корректировка пятилетних планов, ставшая синонимом застоя, уж никакого отношения к развитию не имела. Но даже если бы корректировок не было... И если бы план носил напряженный некорректируемый характер – этого тоже мало.

План должен был становиться в чем-то сверхнапряженным и одновременно – тонким и гибким. А главное – правильным образом сочетаться с тонкой структурностью ИМЕЮЩЕЙСЯ сверхсложной системы. И-МЕ-Ю-ЩЕЙ-СЯ! Не желанной («чтобы было как в США») и не химерической («развитой социализм»), а ИМЕЮЩЕЙСЯ.

Итак, сверхсложную систему можно разбудить, наращивая напряженность правильного задания (ускорение), и побудить к самоизменению, выходу за собственные границы, к самотрансцендентации. Если это побуждение будет реализовано, то произойдет прорыв. Но реализовано побуждение будет только если сверхсложная система начнет «СТАВИТЬ ИЗ СЕБЯ», то есть задействует свою спящую сверхсложность.

Как помешать этому? Если противник хочет помешать этому, то что он должен сделать? Он должен помешать этой сверхсложной системе СТАВИТЬ ИЗ СЕБЯ. Он должен убедить эту сверхсложную систему в ее ничтожности и чудовищности. Он должен разбудить в ней не спящие силы, а комплекс неполноценности.

Вот это-то и сделала перестройка.

В ЭТОМ СМЫСЛЕ ПРОЦЕСС ПЕРЕМЕН СОДЕРЖИТ В СЕБЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПОЛЮСЫ. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ – ЭТО УСКОРЕНИЕ ПЛЮС ПРОРЫВ (обращение к спящей сверхсложности с тем, чтобы она пробудилась). ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ – ЭТО ПЕРЕСТРОЙКА (такое обращение к спящей сверхсложности, которое, навязав ей идею ее ничтожности и виновности, усыпит ее навсегда).

Перестройка – не всеобъемлющая характеристика процесса перемен, не синоним перемен как таковых, не олицетворение духа развития. Она извращение этого духа. Она отрицание собственного начала, которое в случае СССР и было ускорение плюс прорыв.

Давать сегодня какую-либо интегральную оценку процессу перемен – это безумие. И это полный политический тупик.

Вы скажете, что процесс перемен весь целиком омерзителен? Вы заснете застойным сном, и разбудят вас «оранжисты», управляемые все тем же противником.

Вы восславите процесс перемен весь целиком? Вам подсунут эту самую перестройку, и вы проделаете путь от Горбачева к Ельцину во второй раз. Путь развала и деградации.

Мне интересна теория развития сама по себе. Но политическая теория развития – это создание аппарата дефиниций и методов, позволяющих избежать повторения перестройки. И в этом смысле такая теория не блажь и не произвольная «терра инкогнита», а острейшая политическая задача. Насущнейшее требование, вытекающее, увы, на самого хода вещей.

Носится нечто скверное в воздухе? Да или нет? Я считаю, что носится.

Это скверное что-то напоминает? Я считаю, что напоминает.

Оно адресует к событиям двадцатилетней давности? Адресует.

Нужно эту адресацию учесть? Нужно.

А как ее учесть? Проклясть скопом все, что тогда было, и заснуть? Это аморально и бесперспективно.

Значит, надо анализировать то, что было. И выявлять в нем погубленные возможности. А также конкретный потенциал этой самой «скверны». А как иначе? Вот я это и делаю. И что на выходе?

Что в почти неощутимом зазоре между ускорением и перестройкой была нереализованная возможность ПРОРЫВА. Что УСКОРЕНИЕ не было обречено на провал. Что провалило его директивное подавление той тонкой структуры, которая одна лишь и позволяла превратить ускорение в прорыв.

И оно-то – это директивное подавление тонкой структуры – как раз и называется «перестройка».

Обсуждая катастрофу распада СССР, часто задаются сакраментальным вопросом: «Глупость или измена?» А почему «или»? Глупость и измена – вот единственно возможный ответ.

Глупость – это капитуляция части номенклатурных хозяев системы. Кто-то внушил этим хозяевам, что общество – это автомобиль, а не сверхсложная система с саморегулятивными возможностями, определяемыми ее тонкой структурой. Хозяева жали-жали на газ, потом разочаровались, что «Запорожец» быстро ехать не может, и нужен то ли «Мерседес», то ли самолет. Остановили «Запорожец», стали его раскурочивать, надеясь, что получится «Мерседес». Получилась груда металлолома. Что делать с металлоломом? Утилизировать через пункт вторсырья. Хоть денежки получить. Это глупость. А что такое измена?

Измена – это осознанные действия тех (включая другую часть номенклатуры), кто понимал, что общество – не автомобиль. Кто, насаждая рыночные утопии («ах, нам нужен новый автомобиль!»), видел и ненавидел реальную сверхсложность данной социальной системы, способной плодоносить. А видя и ненавидя, наносил продуманные удары по «акупунктуре» этой сверхсложности. И тем самым уничтожал возможность перехода ускорения в прорыв.

Удары эти наносились в точности тогда, когда ускорение МОГЛО перейти в прорыв. То есть прорыв срывали с помощью перестройки. Нужно очень хорошо понимать, какова система, и очень хотеть ее убить, чтобы так действовать.

Предлагаемый мною метод – это медицинский зонд.

Процесс перемен 1985–1991 годов – некое тело. Вам предлагают оценить его как целое? Не соглашайтесь! Это ловушка. Возьмите зонд и рассмотрите тело детально. Вы увидите, что оно не просто неоднородно. Оно состоит из УТВЕРЖДЕНИЯ и ОТРИЦАНИЯ, ЖИЗНИ и СМЕРТИ.

Отрицать следует лишь отрицание. Зачем ненавидеть тело? Ненавидеть надо опухоль, которая, поселившись в теле, притворяется его нормальной здоровой частью.

Перестройка и есть опухоль: подлейшая и тончайшая мимикрия отрицания под утверждение, смерти под жизнь. Мимикрия, имеющая под собой и политическую, и социально-метафизическую основу. Какую?

Скажешь, что перестройка является социальной скверной, – люди пожмут плечами и решат, что меня прельщают лавры Савонаролы. А то и Нины Андреевой... А что если и впрямь, говоря о скверне (пусть и социальной), мы переходим с языка науки на другой язык – с другими законами и другим радиусом действия?

Это было бы непростительно. Но на самом деле это не так. И, вводя термин «социальная скверна», я не отменяю сделанную заявку на теорию политического развития, а, напротив, подтверждаю ее. В том числе и давая строгое определение вводимому мною понятию «социальная скверна».

Скверна – это внутрисистемный Танатос (потенциал смерти системы).

Но что такое Танатос? Допустимо ли вводить строгие определения, адресуя к божествам из греческой мифологии? Конечно же, нет. Для того, чтобы раскрыть научный потенциал понятия «Танатос», мне понадобится короткий исторический экскурс.

Триумф классического прогресса приходится на период с 60-х годов XIX века по 30-е годы века ХХ-го. Он связан с тремя великими именами – Маркс, Эйнштейн и Фрейд. Это не гении, а сверхгении. У сверхгениев есть сверхзадачи, ради решения которых они приходят в мир. Маркс, Эйнштейн и Фрейд хотели вывести Всё из одного Принципа. Это называется «научный монизм» (или универсализм). Человек может быть абсолютно светским. И при этом глубоко обусловленным своей культурой, опирающейся, в свою очередь, на религию. Были ли эти трое абсолютно светскими людьми – в конце концов, неважно. Их монотеистическая религия и культура породили научный монизм как сверхзадачу, которой они посвятили жизнь.

Гений находится в рамках науки, а значит, ищет истину. Сверхгений плюет на классическое разделение гносеологии (поиска истины), этики (поиска справедливости) и эстетики (поиска красоты). Эйнштейн не раз говорил о красоте, не отделяя ее от истины. И потому он сверхгений. То же самое двое других. Неважно даже, что они говорили. Важно, как они творили и жили. «Самое прекрасное в мире чувство – это ощущение тайны....Я испытываю самое сильное волнение перед загадкой жизни. Это чувство создает красоту и истину, порождает искусство и науку» (Альберт Эйнштейн).

Содержание рассматриваемого мною периода триумфа классического прогресса – поиск тремя сверхгениями возможности выведения Всего из одного Принципа. Какого Принципа?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.