Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало. 45 страница




Но были и такие маленькие божки, у которых были собственные храмы и города. Особенно важно упомянуть Шахару и Шалиму. Это 2 бога утренней и вечерней зари. В честь Шалиму был построен храм, вокруг которого впоследствии возник город Иерушалим (построен в конце 3 тыс., финикийцами, посвящен Шалиму). И как все финикийские города, он возник естественным путем, т.е. он возник вокруг своего глубокого колодца, в котором была вкусная пресная вода. И местонахождение этого колодца тщательно скрывалось от чужих глаз, чтобы чужие не отравили воду. И вход в этот колодец шел через городскую стену и через главный храм. Это было потаённое место, поэтому Иерусалим - это место, которое с самого начала хранит тайну, эта тайна - вода. Поэтому можно сказать, что все те города, которые впоследствии будут древнееврейские, поначалу были финикийские, принадлежали западно-семитским городам-государствам и были посвящены главным богам финикийцев: Баалу, Анат, Шахару и Шалиму, Хадату, Дагану (богу земледелия), Пусар-и-Пусас (бог мастеров).

Таким образом, происходило становление финикийской религии, которая поначалу была обычной политеистической, а потом закончилась на культе одного бога Баала и его семьи. Возникает мифология Баала, жречество Баала. Это для нас важно, так как впоследствии евреи, пришедшие в Палестину, начинают видеть в Баале своего конкурента, начинают с ним бороться. Начинается борьба между Баалом и Яхве.

Негодяй, Сумрачный Канцлер, Чорный Властелин, Мама-утка, Темный Лорд, Ксюша Лебедева, Доктор Зло

 

§16. Хеттское царство.

 

1. Изучение Хеттского царства

Хетты были одним из самых загадочных народов древности, вплоть до 1915 года. В Библии упоминается народ хинтеев. Известно, что этот народ хинтеев жил в Северной Палестине, но Библия ничего не знает о государстве хинтеев. И это совершенно неудивительно, т.к. библейские мифы начинают составляться только с 9 века до н.э., а хеттское царство прекращает свое существование уже концу 12 в. до н.э. Именно поэтому Библия ничего не знает о Хеттском царстве, хотя знает о существовании этого народа. Во времена, когда создавались первые мифы Библии, хетты уже рассеялись в разные стороны из своего царства, в частности, одна группа хеттов отправилась в Северную Палестину. И они остались там жить, заниматься скотоводством, заниматься торговлей. Уже в этом состоянии хетты предстали Древнему Вавилону.

В начале 20 века, в период с 1906 по 1913 года, на территории Малой Азии, т.е. современной Турции (тогда это была Османская Империя), германская экспедиция под руководством Г. Винклера обнаружила на холме с турецким названием Богазкёй следы отдельных зданий, а под холмом был обнаружен царский дворец. Через 7 лет раскопок стало понятно, что была обнаружена древняя столица хеттского царства, город Хаттуса. В этом городе Хаттусе, находившемся под этим холмом, был найден большой клинописный архив. Винклер и его сотрудники были поражены тем, что тексты из этого архива написаны клинописью одного вида, но на разных языках. Аккадский язык обнаруживался сразу (он был достаточно хорошо известен), но в богазкёйском архиве присутствовали тексты на неизвестных языках. Необходимо было установить, что это за языки. Такая работа находилась уже не в компетенции Винклера, она была проделана в 1915 г. чешским ученым Бедржихом Грозным. К 1915 году Грозный был один из самых крупных ассириологов мира, ему принадлежало несколько монографий по шумерологии, он первым стал замечать денежные системы Древней Азии. Потом он написал работу о зерне, затем – о шумерской мифологии. Короче говоря, за ним числилось 3 монографии, но тут он, прекрасно подготовленный по ассириологии, знавший египетский и древнееврейский языки, столкнулся со сложной задачей. Ему нужно было определить, к какой языковой группе относятся хеттские языки.

Грозного выручило его знание индоевропейских языков (он знал еще греческий, латынь, санскрит). Грозному ничего не стоило сравнить языки. Он видел хеттское слово «ватар» и думал, что оно похоже на немецкое слово «Wasser», на славянскую воду. Скорей всего, это означает «вода». Потом он увидел хеттское слово «хантик» и сообразил, что, скорей всего, оно похоже на греческое «антик», что означает «прошлый». Затем он увидел хеттское слово «пуру» и подумал, что оно похоже на «тюрос» (греч.). Таким образом, путем простого сопоставления похожих слов Грозным было получено 20 слов с их значениями на хеттском языке. Но он пошел значительно дальше простого сопоставления слов, он стал сопоставлять грамматические формы слов, а для этого ему нужно было составить обратный словарь хеттского языка. Он взял все окончания, все грамматические формы, и создал такой обратный словарь. И выяснилось, что хеттские грамматические показатели очень хорошо соотносятся с балтийскими языками, санскритом и латынью. После того, как на лексическом и грамматическом уровнях было доказано родство хеттского языка с индоевропейскими, Грозный сопоставил идеограммы, которыми писались некоторые хеттские слова, со значениями этих идеограмм на шумерском и аккадском языках. И получились те же самые значения. Таким образом, было доказано, что хеттский язык относится к индоевропейским языкам. Никаких сомнений у ученых монографии Грозного на эту тему не вызвали, потому что все было простейшим образом доказано. Но оставались еще кое-какие загадки.

Дело в том, что, помимо хеттского языка, богазкёйские тексты были еще написаны и на других языках: на лувийском, на палайском, (в этом месте В.В. хихикнул и сказал: «Вот уж совсем экзотика!») и даже был найден 1 трактат на индоарийском языке. Впоследствии было установлено, что лувийский и палайский тоже индоевропейские языки. И все, в общем, были довольны, потому что стало ясно, что строй у этих языков общий, и, если сопоставлять между собой формы текстов, то можно получить очень много похожего. Но потом обнаружилась еще одна загадка: в этом архиве были найдены тексты на совсем неиндоевропейском языке. Этот язык назывался хаттским, язык хаттов. Впоследствии оказалось, что хатты – это кавказский народ, язык которого связан родственными узами с современными абхазским и адыгейским. Прибавить к этому нужно еще тексты на аккадском языке. Теперь мы понимаем, что в составе богазкёйской библиотеки были тексты на 7 языках. Иногда это были билингвы, на них одна строчка была написана по-аккадски, другая – по-хеттски. Аккадский язык знали довольно прилично, так что можно было догадаться, что тексты означают. Потом, когда стали знать хеттский язык довольно прилично, столкнулись с другой сложностью: одна часть текста написана по-хеттски, другая – непонятно по-каковски. Выяснилось, что это хурритский язык. Хурриты – это северокавказский народ. Их язык близок к чеченскому.

И вот при исследовании этого архива выяснилось, что на территории хеттского царства жили, не трогая друг друга, кавказские народы (хурриты и хатты) и индоевропейские народы (хетты, лувийцы, палайцы). Потом туда пришли индоарии. И, наконец, там жили семиты: аккадцы и ассирийцы. Такое пестрое население и стало причиной возникновения хеттского государства. Уже с 1920-х годов началось систематическое изучение хеттской истории, появилась наука хеттология, которая вошла в состав ассириологии.

Но сюрпризы на этом не закончились. Оказалось, что хетты, помимо клинописи, заимствованной у аккадцев, писали еще и иероглифами. Нашлись наскальные надписи, которые были выполнены лувийской иероглификой. В Малой Азии есть несколько рукописных архивов и большой комплекс наскальных надписей, сделанных в иероглифах. На сегодняшний день были найдены около 25 тыс. документов. С помощью них можно выяснить, что представляло собой хеттское царство.

 

2. География Хеттского царства

Хеттское царство находилось на территории Турции (Малая Азия). Это регион мелководных рек, но зато он примыкает к морю. Здесь всегда были приморские и внутренние районы (капитан Очевидность). В приморских районах занимались морской торговлей, торговали льном, оливковым маслом, фруктами, здесь были рабские рынки. Эта часть Малой Азии в древнейших хеттских текстах называлась Милаванда. Позже у греков эта территория будет называть Милеет. На территории Милаванды находились такие поселения, как Виллуса и Труиса, которые у Гомера будут называться Иллион и Троя). Это очень древние малоазиатские поселения, в которых семиты жили вместе с индоевропейцами, и которые жили исключительно за счет морской торговли с/х продуктами.

Напротив, внутренние районы Малой Азии являются преимущественно горными районами, почва там каменистая, но зато там располагаются залежи полезных ископаемых. Главная гордость Малой Азии – это железо. Именно Малая Азия стала центром распространения железной руды, железных орудий по всему миру. Но произошло это не ранее 14 века до н.э. До 14 века хетты и все народы Малой Азии держали в строжайшей тайне существование железной руды. Жители хеттского царства чрезвычайно гордились тем, что они обладают железом, но они совершенно не понимали, что им делать с железом. Из железа делались троны, скипетры, различные украшения. Железный трон и железный скипетр – это два важнейших символа царской власти.

В северо-восточных районах Малой Азии можно было добывать олово, а олово было более близко к человеку тех времен, потому что сплав меди и олова давал бронзу. Следовательно, северо-восток Малой Азии обогащался за счет изготовления и массовой продажи бронзового оружия. Из этого можно понять, что Малая Азия географически и по составу полезных ископаемых была чрезвычайно неоднородной. На западе занимались сельским хозяйством, в центре и на востоке занимались в основном горны делом и выплавкой металла.

 

3. Заселение Малой Азии

Здесь возникает следующий вопрос: когда на эту землю ушли индоевропейские народы? Мы достоверно знаем, что в конце 3 тысячелетия в Малой Азии жили многочисленные купцы семитского происхождения (ассирийцы и аккадцы). Аккадцы поселились в Малой Азии в 23 веке до н.э., их туда привел Саргон Аккадский. Впоследствии туда же подтянулись ассирийцы. И на территории Малой Азии к концу 3 тыс. – началу 2 тыс. стали возникать объединения торговцев, торговые города-государства. Самым заметным из этих городов был Каниш (у него есть и другое название – Несу). Этот город управлялся купцами (там не было царя). В городе существовал свой устав, согласно которому жители должны взаимно помогать друг другу. В случае если человека, гражданина этого города, поймают с контрабандой, остальные должны прийти ему на помощь и выкупить его. Но для того, чтобы его выкупили, этот человек не должен выдавать начальников торговых караванов. Каниш был городом контрабандистов, оставивший богатейшую переписку. Известно несколько сотен документов хозяйственного или имущественного характера.

Примерно в 19 веке на территорию Малой Азии приходят хатты, а затем хурриты. Хатты и хурриты – это два кавказских народа. Они как раз к этому времени мигрируют в Малую Азию. И когда хаты и хурриты приходят, то от самоуправления Каниша ничего не остается. Города торгового типа терпят бедствия, потому что хаты и хурриты живут преимущественно войной, и соблюдать правила уставов торговых городов они не хотят. Затем туда приходят индоевропейцы. Но вот откуда они приходят? – большой вопрос. Ученый-балканист Л.А. Гиндин полагал на основе некоторых данных, что хетты жили на Балканах с конца 4 тысячелетия, причем, жили они на территории нынешней Болгарии. Потом они постепенно переселились в Малую Азию и с начала 2 тысячелетия стали там жить. Но эта гипотеза принимается не всеми учеными. Однако, это единственная возможная гипотеза.

 

4. История Хеттского царства

Итак, к 19-18 векам мы имеем на территории Малой Азии союз нескольких народов. Это два кавказских народа, индоевропейцы, хетты и семиты, которые жили там до этого. Все эти народы стали основателями нескольких крупных городов. Это города Пурусханда, Куссар и Хаттуса, который на много столетий стал столицей этого государства. Эти города постоянно соперничали между собой, но в конце концов победил Хаттуса. Как же все начиналось? Когда мы произносим этническое название «хетты», мы совершенно забываем, что сами себя они называли «несситы» от названия города Несу, из которого они происходили. Говорили они на несситском языке, который мы называем хеттским. Свою страну они называли «страна Хатти».

История хеттского государства делится на 4 периода:

1. Дохеттское царство во время владычества Анитта. Анитта – это царь, время правления которого совпадает с правлением Хаммурапи (1792-1750). Он правил в городе Куссаре. Анитта прославился тем, что он покорил город Пурусханду, сделал Куссар столицей своего государства и оставил первую в Малой Азии царскую надпись, так называемую надпись Анитты, в которой он рассказывает о своих военных походах. Именно Анитта и его преемники были могущественными государями, правившими Куссаром. Затем на смену им пришел царь Хаттусилис I. Почему Хаттусилис? Он перенес столицу из Куссара в Хаттусу, поэтому и стал называть себя Хаттусилисом.

2. Древнехеттское царство (1650-1500). Древнехеттское царство – это период укрупнения Хаттусской монархии за счет завоевания земель к северо-востоку от Малой Азии и за счет покорения Месопотамии. Самым ярким событием этого времени является поход Мурсилиса I на Вавилон. Мурсилис I в 1595 году осадил и захватил город Вавилон вместе с Касситами. Тогда хетты унесли большую добычу, и некоторое время власть хеттов распространялась на Вавилон.

3. Среднехеттское царство (1500-1350). Про среднехеттское практически ничего не известно, т.к. нет источников, из которых можно было бы что-либо узнать.

4. Новохеттское царство (1350-1200). Самым главным событием во внешней политике новохеттского царства была война с Египтом за земли возле Сирии. Эта война закончилась заключением мирного договора между Рамзесом II и Хаттусилисом III. Мирный договор 1269 года по созданию единой системы безопасности и сотрудничества между Египтом и хеттским государством.

Хеттское царство было разрушено народами моря, которые пришли со стороны Средиземного моря. Один из народов, разрушивших хеттское царство назывался мушки, а другой народ – каски. Мушки – это индоевропейское племя, которое дошло до Закавказья и смешалось там с местными хурритами и урарту. Именно мушки дали населению этой части Закавказья свой язык. Язык мушков стал армянским. Мушки – языковые предки армян, но не этнические предки. Этнические предки армян – хурриты и урарту. Что же касается касков, то часть из них пошла в восточное Средиземноморье, а другая разбрелась по Малой Азии.

 

5. Устройство общества хеттов

Хеттское царство было монархией, но особенность этой монархии в том, что правит государством не только царь, но и его семья (жена и наследные принцы).

Вторая особенность хеттской монархии в том, что царь после смерти обожествлялся. Пока же царь правил, он подчинялся нескольким инстанциям, которые контролировали деятельность семьи монархов. Что же это были за инстанции? Наряду с царской властью, органом коллективного самоуправления хеттов был так называемый панкус. Панкус – это народное собрание, в которое входили только боеспособные мужчины. Панкусом руководил совет доверенных лиц царя, который назывался тулия. Эти две инстанции наводили на царя постоянный страх, потому что панкус имел полномочия сменить царя. Панкус же принимал решения о том, кого назначить следующим царем, потому что у хеттов не было прямой передачи власти от отца к сыну. У них все было гораздо сложнее: царь, почувствовав себя немощным, предлагал несколько кандидатур своих преемников панкусу на выбор. Панкус начинал думать и, как правило, заканчивал думать ко времени смерти этого царя, после чего именно панкус выдвигал кандидатуру следующего монарха. Обычно выдвигали либо сына, либо зятя, либо брата жены. Хетты предпочитали мужчин на престоле.

Панкус следил за тем, насколько добросовестно царь выполнял свои обязанности. Главная обязанность хеттского царя была именно ритуальная, военная – во вторую очередь. Если царь перед военным походом не совершил необходимый ритуал, это могло стать причиной выражения недоверия данному царю. Почему ритуальные обязанности царя были для хеттов важнее, чем военная обязанность? Дело в том, что невозможно отправляться на войну, не покормив богов. Это заранее обреченная ситуация, потому что некормленые боги не станут помогать в сражении. Именно поэтому хеттам было так важно своевременное и очное исполнение царских ритуалов. Ни от одной культуры Древнего мира до нас не дошло такое количество ритуальных текстов, как от хеттов. Весь календарный год был расписан строжайшим образом: царь должен вместе со своей семьей принимать участие во всех ритуалах.

Главный социальный слой хеттов – воины-конники. Это могли быть конники-всадники, конники-колесничие, их жизнь обязательно должна была быть связана с лошадьми. Они составляли элиту хеттского царства.

Далее шли ремесленники, жрецы, общинники, рабы.

У хеттов была необычная форма социальной стратификации, и связана она с двумя повинностями, которые должны были выполнять хеттские граждане. Одна из этих повинностей называется саххан, а другая – луции. Саххан – это натуральная повинность. Каждый житель общины, тот, кто работает на своем участке, должен отдать часть своего урожая царю, дворцу, храму. Размер этой части устанавливался специальным законом. Луции – это трудовая повинность. Человек мог быть взят на с/х работы на храмовой земле и др. Все население хеттского царства было четко разделено на две части: те, кто входил в элиту общества, были освобождены от саххана и луции. Эти люди назывались освобожденными. В это число входили жрецы, воины элитных подразделений, чиновники. Вторая половина страны – это те, кто выполняли свои повинности. От государственных повинностей могли освобождаться и рабы, поскольку они принадлежали только своим хозяевам. Но вот хозяева (если они не входили в привилегированный слой) должны были выполнять повинности.

Несмотря на такой приоритет к войску, хеттское царство жило преимущественно сельским хозяйством. Хетты выращивали злаки, прежде всего, ячмень, а потом уж пшеницу. У хеттов было развито садоводство, очень развито скотоводство. Они выращивали домашний скот в больших количествах и тщательно следили за тем, чтобы с животными ничего не случилось. Почему? Потому что хетты помимо серебра расплачивались еще и овцами. Следовательно, овца, которой расплачиваются, должна быть без изъяна. Отсюда повышенное внимание к животным.

 

 

6. Армия хеттов

В хеттской армии было 3 рода войск: конники, колесничие, пехота. Хеттские колесницы вмещали 3 человек: водитель колесницы, щитоносец, который закрывал стрелка круглым или треугольным щитом и стрелок. Колесницы были достаточно большие, ободья снабжены шипами. Поскольку хеттские колесницы были огромны, они были неповоротливы, и при столкновении с другой колесницей было не разъехаться. Как раз в этот момент в бой вступала вражеская пехота, которая рубила колесничих направо и налево. Что интересно, в богазкёйской библиотеке встречаются уникальные тексты: инструкции по разведению коней, причем наполовину написанные на индоарийском языке. Это конец 15 века, автор текста – Тиккули. Можно даже сказать, что хетты были большими и внимательными селекционерами.

Используя только им известную тайну железной руды, хетты изготовляли железное оружие. Также они вооружались копьями с луками, дротиками. Поначалу в хеттском войске железное оружие было только у знати, у остальных было бронзовое оружие, но к концу хеттского царства положение выровнялось, и уже у всех воинов было железное оружие. Оружейники и кузнецы богатели, т.к. шли постоянные заказы на оружие.

 

7. Внешняя политика хеттов

Хетты принимали большое участие в международных дипломатических действиях. В 15-14 веках хетты были хорошими соседями египтян. До нас дошло письмо от хеттского царя к Эхнатону. Хеттский царь справляется о его здоровье и спрашивает, как дела в Египте. Это означает, что у них были хорошие, добрососедские отношения. Но в 13 веке хетты и египтяне становятся противниками, потому что они хотят контролировать Сирию. Дальше начинается война, исход которой уже известен. Добрые друзья становятся врагами, а затем заключают мирный договор.

Точно в таких же отношениях хеттское царство находилось с Вавилоном, с городами Палестины. За всю свою многовековую политическую деятельность хеттам удалось только сделать южносирийских князей своими вассалами и требовать с них дань. Но это сирийцев устраивало.

За все время существования хеттского царства хетты неоднократно пытались покорить запад Малой Азии, ту самую Милаванду, заключали договора с Милетом, но у них это не получилось. Еще одной удачей хеттов была нейтрализация разбойничьего государства Амурру. Амуррский атаман, как вы помните, сам попросил присоединить его государство к хеттскому царству за два с половиной кг. золота в год.

Хетты оказались в период с 16 по 13 века одним из самых могущественных народов Древнего Ближнего Востока. Но разумеется, когда государство достигает такого уровня развития, в нем обязательно появляются законы.

 

8. Хеттские законы

Хеттские законы уникальны тем, что они содержат минимальное количество статей с предписаниями о казнях. У них совершенно нет статей, которые предписывали бы членовредительство. В этих законах из трех видов талиона есть только компенсационный. За членовредительство полагается крупный денежный штраф, но в хеттских законах, как и в законах Хаммурапи, различается ответственность за причинение ущерба свободному человеку и ответственность за причинение ущерба рабу.

Кроме того, хеттские законы интересны еще тем, что в них предусматривается ответственность за колдовство, за причинение ущерба урожаю и, вы знаете, даже есть ответственность за то, что называется зоофилия. Интересно, что законы против зоофилии соответствуют таким же законам против инцеста.

***

§ 13. Если кто-нибудь откусит нос свободному человеку, то он должен дать 1 мину серебра, и он отвечает своим домом.

§ 14. Если кто-нибудь откусит нос рабу или рабыне, то он должен дать 3 сикля серебра, и он отвечает своим домом.

§ 15. Если кто-нибудь порвет ухо свободному человеку, то он должен дать 12 сиклей серебра, и он отвечает своим домом.

§ 17. Если по чьей-либо вине свободная женщина родит прежде времени и если это случится на 10 месяце беременности 9, то виновный должен дать 10 сиклей серебра; если же это случится на 5 месяце беременности, он должен дать 5 сиклей серебра, и он отвечает своим домом.

§ 18. Если по чьей-либо вине рабыня родит прежде времени, то если это случится на 10 месяце беременности, виновный должен дать 5 сиклей серебра.

(9. Речь идет о лунных месяцах. Десять лунных месяцев

соответствуют 280 дням, так что реально имеется в виду выкидыш на

9-м месяце.)

§ 187. Если мужчина совершит грех с коровой, то это — тягостное преступление, и он должен быть убит. Его должны привести к воротам царя. Царь может повелеть убить его или же даровать ему жизнь, но он не должен обращаться к царю.

§ 188. Если мужчина совершит грех с овцой, то это — тягостное преступление, и он должен быть убит. Его должны привести к воротам царя. Царь может повелеть убить его или же даровать ему жизнь, но он не должен обращаться к царю.

§ 189. Если мужчина совершит грех со своей матерью, это — тягостное преступление. Если мужчина совершит грех со своей дочерью, это — тягостное преступление. Если мужчина совершит грех со своим сыном, это — тягостное преступление.

***

Очень большое значение в хеттских законах уделяется семейному праву, заключению брачных контрактов. Если девушка связана по брачному соглашению с мужчиной, то он должен заплатить за нее брачный выкуп. Если отец и мать разрывают это соглашение, то они должны возместить выкуп в двойном размере. Если мужчина еще не взял себе девушку в жены и отказывается от нее, то он должен потерять выкуп, который заплатил.

 

9. Хеттская религия и мифология

Верования хеттов очень похожи на верования индоевропейских народов. Для всех индоевропейских народов характерно поклонение богу Грозы. Основным индоевропейским мифом является миф и битве бога Грозы со Змеем. Бог Грозы является покровителем царя. Кроме того, индоевропейские мифы очень часто повествуют от отдельных битвах между поколениями богов. И в этой битве поколений всегда побеждает бог Грозы, который чудесным образом избегает всех опасностей. Главного бога хеттов звали Тархунас. В славянском языке этому имени соответствует имя Перун. Противником Тархунаса в хеттской мифологии был змей водного происхождения, которого звали Илурянка.

Главный хеттский ритуал – битва бога со змеем. Этот ритуал назывался Туруллия («праздник дождя»). Туруллия проводилась весной после весеннего равноденствия, т.е. в конце марта. Но прежде чем проводить Туруллию, нужно было провести еще целый ряд обрядов, в которых принимал участие не только царь, но и вся его семья. Примерно за месяц с небольшим до Нового Года проводился обряд кругового объезда хеттского царства, и этот ритуал должен был уложиться в 38 дней. Этот объезд на колеснице должен был имитировать путь солнца за год. Царь, объезжающий страну, символизировал собою солнце. Круговой объезд – это пребывание царя во всех крупных городах хеттского царства и великое сидение царя и городской администрации в главном храме для того, чтобы подсчитать налоги и понять, каким будет бюджет города на ближайший год. В каждом крупном городе царь посещал главный храм, оставлял там свою жертву, говорил со жрецами, решал все финансовые дела, решал вопрос о количестве воинов, об их снаряжении. Затем царь шел в другое святое место, в хеттский некрополь. Что представлял собой некрополь? Хетты сжигали мертвецов, пепел клали в урну, а урну ставили в саркофаг. Так что у хеттов были кладбища, своеобразные некрополи, состоящие из склепов, в которых находились саркофаги с урнами. В этих некрополях была специальная ниша для жертвоприношений. Наследный принц должен был принести в жертву ягненка в знак того, что он тоже почитает этих богов и людей. Все это должно было проводиться в течение 38 дней так, чтобы царь приехал прямо к празднику.

Далее проходил сам праздник. Перед самым Новым Годом устраивался обряд изгнания. Что это такое? Некоего мужчину наряжали в ветхую одежду нищего, завязывали ему глаза, давали ему на спину мешок, в руки - палку, специальной хворостиной гнали его до городских ворот, а потом – за них. Это было изгнание старого года со всеми грехами, несчастьями, болезнями, которые накопились. Хворостину либо выбрасывали, либо оставляли до следующего Нового Года. Но до нее нельзя было дотрагиваться, ибо она могла магически передать все несчастья. После этого наступал Новый Год, и в присутствие царя, его жены и наследного принца разыгрывался спектакль о битве бога Грозы со Змеем.

У хеттов существовал и второй праздник, который назывался «Исчезновение и встреча бога Телепину», который был посвящен богу пчеловодства и плодородия Телепину. Этот обряд стал впоследствии основой для рождественского обряда у европейских народов.

Бог Телепину – это бог плодородия. Это божество связано с пчеловодством, и вот Хеттский текст говорит о том, что:

Однажды утром бог проснулся и испытал дикую ярость, сам не понимая почему. Настолько сильно он был зол на все вокруг, что он надел башмак левой ноги на правую, а башмак правой ноги на левую ногу, и в этом состоянии он встал и пошел по земле. Всю землю окутало дымом, и начался пожар, который привел к засухе. Боги стали жаждать, но не могли насытиться. Тогда боги собрали совет, где они поняли, что с уходом Бога Телепину ушло все самое хорошее. Вначале вызвался орел, т.к. он все может увидеть с самой высоты. Боги поручили орлу эту миссию, но он провалил задание. Тогда вызвалась маленькая пчелка. Она объяснила, что сможет по запаху найти Телепину и разбудить его с помощью своего жала. И вот маленькая пчелка полетела на ближайший луг и увидела, что Телепину спит в высокой траве. Пчелка ужалила его, и он проснулся. Пчела поведала ему все, что творится в мире. Телепину сказал, что вернется, если ему подадут орла. Прилетел орел, и Телепину сел на него, Но тут началась жуткая гроза. Боги поняли, что если Телепину долетит в таком состоянии до богов, то наступит конец всего. Было принято решение задобрить Телепину. Посреди города поставили вечнозеленые дерево со множеством подарков: сыром, маслом, рыбой всякой и совершенно невещественными субстанциями – добро, благополучие и даже нежное овечье блеяние. Боги начали ходить кругом вокруг это дерева, и когда Телепину увидел это, он усмирил свой гнев и согласился остаться в этом городе.

По-видимому, это древнейший ритуал европейцев, позже перешедший в праздник Рождественской ели. Но, что удивительно, у хеттов он отмечался дважды, причем главные торжества приходились на летнее солнцестояние, а не на зимнее. Вообще очень многие сюжеты, встречающиеся у славян, впервые появились у хеттов. В первую очередь, двуглавый орел – один из символов Хеттского царства. Он использовался на военных штандартах. После гибели Хеттского царства двуглавый орел перешел к грекам в Византию, ну а позже уже к нам. Вот такая интересная история!

Но в целом можно точно сказать, что хетты существенным образом повлияли на греческую культуру, в частности один из хеттских текстов «О царствовании на Небесах» впоследствии будет известен у греков под именем «Теогония Гесиода» автора 7 века до н.э. Это миф о борьбе богов нескольких поколений. Впервые эта книга появляется в Малой Азии, а откуда уже приходит к грекам. Культ Зевса также очень сильно напоминает культ хеттского бога Тархунаса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.