Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало. 54 страница




Чатал-Гуюк преподносит нам много загадок. Одну из них хотели бы разгадать, но никто пока не может: под основаниями жилищ (прямо под фундаментами) в Чатал-Гуюке найдены десятки тел с отрубленными головами. Что сие означает? Есть много трактовок: возможно, они убивали пленных воинов и бросали их тела под основания домов, возможно, существовали человеческие жертвоприношения и брали кого-то из своих. В любом случае, факт осаётся фактом: почти все жилища Чатал-Гуюка под своим фундаментом имеют труп человека без головы. Возможно, они не начинали строить дом, пока они кого-то не убьют и не положат под основание. Пока это просто археологический факт, а потом уже антропологи могут накрутить вокруг этого факта что угодно. Почему эти люди без головы и куда подевались их черепа? Неизвестно, на территории Чатал-Гуюка черепа не обнаружены, и масок, сделанных на основе черепов мы тоже там не видим.

Чатал-Гуюк является новым шагом в развитии земледельческой цивилизации, и вот почему. Предыдущие поселения, о которых мы говорили либо мезолитические, когда люди ещё не умели выращивать злаки, либо поселения так называемого докерамического неолита, когда люди используют только каменные сосуды и не используют глиняной посуды. Чатал-Гуюк характерен тем, что в нижних его слоях (нач. VII тыс. до н.э. - докерамический неолит), ещё существует каменная посуда, а верхних слоях уже есть керамика. То есть, по-видимому, в эпоху Чатал-Гуюка, а, может быт, и в самом Чатал-Гуюке люди научились изготовлять глиняную посуду, появилась керамика. Появилось промышленное производство таких сосудов, появились мастерские по их изготовлению, то есть, фактически, изготовление керамики позволяет постепенно заняться не только производством, но и продажей керамических изделий, постоянно увеличивать эту продажу, и керамика способствует развитию как ремесла, так и торговли. В Чатал-Гуюке сделали колоссальный шаг вперёд.

Тем не менее в VI тыс. они были вынуждены уйти из своего поселения. Предполагают, что это связано с изменением климата или нападением более сильного и могущественног соседнего племени. Нам про это ничего не известно, но скорее всего первый вариант – изменение климата и неблагоприятные условия для земледенлия. Что интересно, архелогия показывает, что после Чатал-Гуюка в VI тыс. до н.э. земледельцы перемещаются на восток – они идут из Малой Азии в Сирию и северную Месопотамию, и именно там в VI-IV тыс. до н.э. появляются земледельческие поселения нового типа.

 

6. Переход от Мезолита к Неолиту

VI-IV тыс. до н.э. – это уже поздний мезолит и ранний неолит. Этот период в развитии человечества характеризуется тем, что появляется большое количество разновидностей керамики – монохромной (чёрный рисунок на белой посуде) и полихромной (3-4 цвета, среди которых преобладают красный, коричневый, чёрный, иногда, в редких случаях, жёлтый). Синего или голубого нет в принципе, так как человечество очень долго не знало эти цвета (впоследствии голубой узнают как лазуритовый, из соответствующего камня, а синий цвет индиго появится очень поздно, только в середине II тыс., о чём пойдёт речь позже: финикийцы научатся выделять цвет индиго из морских водорослей). Появление полихромной керамики свидетельствует уже о том, что можно рисовать на глиняной посуде картины. Сначала появляются геометрические узоры (квадраты, зигзагообразные линии), а потом начинают изображать и козлов с ветвистыми рогами, и баранов, то есть открывается простор для изобразительного искусства внутри керамического производства, и, следовательно, индивидуальные керамические школы (в каждом поселении своя школа и свой вид посуды). Это означало появление разнообразий рыночных предложений: каждая керамическая школа торгует своей продукцией, и возникает конкуренция разных посёлков. Если говорить об этих посёлках, то это, в первую очередь, такие поселения в северной Месопотамии как Тель-Халаф, Хассуна и Самарра. (VI-V тыс. до н.э.). Керамика Хассуны имеет сложный изысканный геометрический узор, а Самарра уже изображает на сосудах различные хитрые сюжеты, например, птиц, женщин с развевающимися волосами, женщины, рядом с которыми изображаются скорпионы, или в сопровождении змей. На керамике Самарры очень часто можно видеть солнечные розетки, то есть изображение солнца. Поздняя Самарра – это сосуды с изображением свастики. То есть это уже очень сложные прихотливые рисунки, которые имеют какой-то сюжет. На территории земледельческих поселений типа Хассуны или Самарры были обнаружены остатки гончарных печей и дома, в которых жили гончары, самые уважаемые люди в то время, потому как они были самыми богатыми и самыми талантливыми. В борьбе между Хассуной и Самаррой, конечно же, побеждает Самарра с её полихромной и сюжетной керамикой, а не только геометрическая. Продаются расписные блюда, сосуды и кубки, разукрашенные художниками, и постепенно в человеке начинает формироваться творческое начало.

Одновременно с керамикой развивается скульптура. Возникают культовые мужские статуэтки. На них изображаются мужчины, головы которых похожи на фаллосы, руки скрещены на груди, а в глазницах обязательно зёрна ячменя. Это какие-то духи-хранители, что-то связанное с земледельческими культами. Их статуэтки обнаруживаются в погребениях, и тут нужно сказать о второй их особенности этого периода (VI-IV тыс. до н.э.) – изменяется тип погребения. Если раньше людей хоронили под полами домов и ставили на месте их погребения T-образную стелу, означающую, что дальше начинается сакральное пространство и туда входить нельзя, и чуть позже появился обычай “кормить” предка, и ему под пол сливались и ссыпались различные продукты (в пол вставлялись глиняные трубочки и туда отправлялось масло, молоко, пиво и т.д.), то на подходе к неолиту такие погребения сменяются погребениями кладбищенского типа и выносятся за пределы посёлков. Людей хоронят в скорченном виде, как говорят антропологи, в позе эмбриона, или стоя. Рядом с умершим распологали небольшие статуэтки, например глиняные модели лодочек: по-видимому, считалось, что путешествие в загробный мир проходит по воде. Но в некоторых посёлках мы видим, что кладбище действительно отделено от основного поселения водой и мёртвых перевозили за реку, так что вероятно, что это реалистическое представление и умерший мог действительно попадать на кладбище через водную преграду. В могилу также клали удлинённые фигурки мужчин с фаллосообразными головами и скрещенными на груди руками. В этот же самый период появляются святилища новой формы. Они расположены на искусственной платформе с чередующимися выступами и с нишами внешних стен. Эти платформы были пока одноэтажными (одна ступень). Святилища были прямоугольны в плане, внутри их располагается крытая галерея, но в ней не были обнаружены никакие статуи, по-видимому, их там и не было. В галерею мог входить не каждый, жертвоприношения проводились во дворике и входа в галерею. Это говорит о том, что большая часть людей всё-таки не доходила до этого святая святых этого культового сооружения.

 

7. Неолитическая революция

V-IV тыс. до н.э. – это рубеж между поздней первобытностью и появлением первых государств. В это время происходит целый ряд событий, которые английский археолог Чайлд назвал “великая неолитическая революция”.

Что же это за события?

1) На Ближнем Востоке было изобретено колесо. Это одно из величайших событий в истории человечества. До этого могли пользоваться санями волокушами или несли всё на себе. Колесо позволило преодолевать расстояния за кратчайшие промежутки времени. Оно было известно только на Ближнем Востоке. Например, Древний Египет его не знал, и в эпоху великих пирамид коселом ещё никто не пользовался (существовали подъёмные сооружения, сани и т.д., но колёсных экипаже не было). Изобретение колеса – первый момент неолитической революции. Появились колесницы, колёсные экипажи, в которые были запряжены мулы – это сразу выделяет земледельцев Ближнего Востока из всех людей.

2) Изобретение гончарного круга. Это изобретение носило двойственный характер: с одной стороны, оно позволяло выпускать больше продукции по одному и тому же трафарету, но, с другой стороны, массовое производство посуды убило инициативу художника, потому что изделия делались как под копирку и стремление заработать стало преобладать над желанием удивить своим рисунком и сюжетами или формой своей посуды. Так появились предпосылки к стандартизации творчества.

3) Усовершенствованный плуг. До этого люди рыхлили землю мотыгой, что означало, что земля вскапывается неровно и когда бросают зерна, то одно падает глубоко, а другое остаётся на поверхности, и, следовательно, урожай всходит неравномерно, где-то колос прорезается из земли, а где-то нет. Для работы с мотыгой требовалось большое ремесленное умение, и, если человек ленится и не прикладывает достаточное количество сил или у него плохой глазомер, то хлеб у него, скорее всего, родится плохо. Когда появляется плуг, он позволяет ровно вносить семена в землю. В плуг впрягается пара волов, они идут медленно, между их рогами перемычка, чтобы один не забегал вперёд другого, и эта упряжка волов равномерно тащит плуг по земле. В результате семена падают на один и тот же уровень, на одну и ту же глубину, и хлеб всходит равномерно во всех местах, куда бросается зерно. Таким образом, плуг позволил существенно увеличить производительность земледельцев.

Когда все эти 3 изобретения вошли в жизнь людей, у них появилось большое количество лишних продуктов, которые нужно было куда-то сбывать, и конец V тыс. – это образование международной торговли. Люди начинают торговать своими изделиями и пищевыми продуктами. Торговля устанавливается между Сирией, Северной Месопотамией, южной частью Иранского нагорья, островами Персидского залива – всюду есть свои купцы в это время.

 

8. Появление письменности

Дальше происходит то, что неизбежно должно было произойти: когда у тебя много продуктов, когда ты много должен, а кто-то должен тебе, когда много торговых агентов, работающих на тебя, возникает вал информации, и эта информация не умещается у тебя в голове, увеличивается количество социальных связей, увеличиваются количество продуктов и их номенклатура – возникает письменность.

Первая стадия в развитии письменности – это предметное письмо. Оно было открыто только в 1982 году американской исследовательницей Денизой Шмандт-Бессера (http://vkontakte.ru/topic-18336832_23581301 и др.). Она археолог и антрополог. Сначала в южной части Иранского нагорья, а потом южной Месопотамии она обнаружила большое количество непонятных предметов, то что она назвала английским словом “ Tokens ”. Это буллы (небольшие камешки) разных размеров. Их 2 вида: одни явно изображают какие-то существа, а другие предназначены для счёта. Эти буллы помещались в глиняные конверты (кусок глины, куда закладывались эти камушки) и с гонцами передавались на дальние расстояния контрагентам. Человек, который получал такое предметное послание, считал сначала счётные фишки, а потом вынимал фишки обозначающие номенклатуру (козлы, бараны, овцы, лепёшки и т.д.), и он понимал, что ему надо с этим сделать. Речь шла либо и покупке, либо о продаже, либо об отдаче долга. Таким образом, предметное письмо было придумано торговцами, купцами, которые перевозили свой товар на дальние расстояния и сообщали контрагентам о характере сделки. Это великое открытие Шмандт-Бессера подвергалось, разумеется многочисленной критике. Говорили, что она нашла это только в южной части Иранского нагорья, и, если бы оно было настоящим письмом, то покрывало бы большие расстояния, но потом эти буллы нашли и в Сирии, и в Месопотамии, и на островах Персидского залива – всюду нашли эти буллы, и оказалось, что в V – начале IV тыс. всё прогрессивное (торговавшее) человечество активно пользовалось предметным письмом.

Недостаток предметного письма заключался в том, что с его помощью нельзя было написать, например, имя собственное, можно было только что-то считать, нельзя дать информацию виде цельного текста, нельзя записать предложение. Никто не знал, что делать дальше. Должно было пройти целое тысячелетие, прежде чем в конце IV тыс. какой-то умник, имя которого мы не знаем, не догадался писать содержимое конверта прямо на его поверхности. То есть человек складывал туда фишки с номенклатурой продуктов (ослы, бараны), а на конверте изображал голову осла, голову барана и числительные, эти самые кружочки счётных фишек, а потом другой умник догадался, что если ты всё это изображаешь на глиняном конверте, то тебе уже ничего не надо вкладывать внутрь. И тогда глиняный конверт стал просто доской, на которой можно писать (рисовать цифры и головы быков и баранов). Но прежде, чем до этого додумались должно было пройти тысячелетие, как говорил один классик, “не скоро ели предки наши” [все разумеется узнали в этой цитате солнце русской поэзии и его славное произведение “Руслан и Людмила”– О.С.], нескоро они и думали. Таким образом, в конце IV тыс. происходит революция, и предметное письмо сменяется рисуночным.

 

9. Энеолит

Так постепенно человечество вступает в новую фазу своего развития – происходит переход от неолита к бронзовому веку, который в археологии называется энеолит (IV-III тыс.) – это медно-каменный век. В это время возникают 4 наиболее развитые территории, в которых наиболее интенсивно проходит международная торговля и в которых появляется письменность – это Египет в Северной Африке, южная часть Месопотамии, то, что потом будет названо Шумер, юго-западная часть Иранского нагорья, где возникает государство Эллам и эламское письмо и северная часть полуострова Индостан, где в районе Инда появляются города-государства Хараппа и Мохенджо-Даро, и также появляется письменность. Причём в этих 4-х регионах в конце IV тыс. до н.э. независимо друг друга появляются 4 вида письма. Это было началом новой фазы развития человечества – фазы информационной цивилизации.

В чём же заключается энеолитический сдвиг в истории?

1) В первую очередь он заключается в том, что земледельцы скапливаются около великих рек. Если раньше земледелие происходило за счёт дождевой воды, то теперь оно становится ирригационным: люди стекаются к берегам великих рек, отводят от них каналы и бассейны, дожидаются половодья, накапливают в каналах воду и, когда им нужно, подают её на поля. Каждый город прорывает свой собственный канал или бассейн, и интенсивность земледелия увеличивается, потому что вода равномерно подаётся на все поля вместе с плодородным илом, удобрение пропитывает почву абсолютно равномерно, и люди получают сказочно богатые урожаи. Таким образом, энеолитический сдвиг заключается в массовом переходе от поливного земледелия, связанного с дождевым орошением, к ирригационному.

2) Если говорить о технологии – это массовый переход от использования камня к использованию меди, а затем и бронзы. Человечество вступает в бронзовый век.

3) Появление письменности.

4) Если говорить о религии – это появление святилищ нового типа, которые мы называем храмами. Храм – это святилище на высокой искусственной платформе, к которой ведут лестницы или пандусы. Для храма свойственна 3-х частная планировка: центральное помещение, зал или внутренний дворик, вокруг которого группируются боковые пристройки, наличие ниш и выступов, причём в нишах могут стоять статуи божеств. Храм – это вертикально ориентированное святилище, то есть такое святилище, которое может состоять из большого числа платформ (от 3 до 7). Храм ранней древности – это, в первую очередь, ступенчатое сооружение, и это не случайно. Надо сказать, что храм, как только он возникает, становится не только культовым, но и хозяйственным центром поселения. В пристройках к храму организуются амбары, где хранятся зерновые запасы, позволяющие поселению выжить в случае неурожая или нападения врага. Поэтому можно сказать, что храм становится центром любого земледельческого поселения.

Почему же он вертикально ориентирован? Люди, которые занимаются ирригационным земледелием, уже не хотят уходить со своих мест, они там приживаются, потому что земля плодородна, река их кормит, соответственно меняется их мировоззрение. Земледелец – это не человек, который бегает туда-сюда, а живёт на одном месте. Он видит, что основные фазы сельскохозяйственного процесса коррелируют с восхождениями и захождениями небесных тел. Его сознание начинает ориентироваться наверх, на небо, потому что, когда восходит одно созвездие – пора выводить упряжку волов на поле, пора пахать, когда восходит другое созвездие – пора выпускать воду из каналов, третье – пора бросать зерно и т.д. То есть это вертикальная ориентация земледельческого сознания. И появляется двумерное членение мира, которого более раннее сознание не знает: теперь существует верхний мир, мир небесный, который управляет всей жизнью, и нижний мир, который подчиняется и находится в русле небесных законов. И именно поэтому устанавливается вертикальная ориентация храмов. Храмы начинают называть пуповинами, соединяющими Небо и Землю. Второе название храма – Великая гора (тоже то, что соединяет верх и низ и даже поддерживает, не даёт небу упасть на землю). У человека коренным образом меняется сознание, оно становится ориентированным наверх.

Возникает представление о круговом движении времени, о цикличности существования, возникает земледельческий календарь.

5) Если говорить о социальных сдвигах энеолитического периода – это смена одного типа общины другим. Человечество развивалось, как совокупность родовых общин, и сперва это была община материнского рода, когда всех детей считали по их матерям, потом появился отцовский род во главе с патриархом. Но уже в неолите родовая община сменяется соседской, потому что в составе крупного земледельческого поселения входит несколько родовых общин, которые являются соседями друг другу, и совершенно не обязательно они являются родственниками. И, наконец, третий тип общины – это территориальное общение. Энеолит даёт территориальную общину. Что это такое? Это 15-20 крупных племён, у которых конечно, есть свои патриархи, но это уже настолько крупная организация, число ее доходит от 2000 до 10000, что подчиняться патриархам она не может. Тут необходима организация нового уровня, поэтому энелиотическая община, территориальная община уже знает социальную иерархию. Появляется титул главы общины, и он же жрец храма.

Итак, постепенно появляются предпосылки для перехода от крупного земледельческого поселения к городу-государству. Предпосылок этих, как я уже сказал, довольно много – это переход к развитому земледелию, международная торговля, социальная иерархия, изобретение письменности, вертикальная ориентация храмов и т.д.

И теперь мы можем сформулировать что же такое город, и каковы его основные функции. Если брать этимологию, то город - это ограждённое поселение.

Понятно, что основа города – это стена, за которой он находится, и это важно, так как первая функция города – это защита запасов продукции от нападения из вне.

Вторая функция города – это обмен и торговля излишками продукции.

Принудительная организация населения на выполнение трудовых повинностей, в особенности на рытьё каналов. Без такой принудительной организации древние города не жили, потому что работы очень тяжёлые, далеко не каждый хотел в них участвовать, а делать это было нужно. Соответственно для обеспечения такой принудительной организации была создана армия, тюрьмы, суды и т.д. Появляются и органы государства.

Главное, что даёт город человечеству – это переход от родовой солидарности людей к трудовой солидарности, к тому, чтобы совместными усилиями обрабатывать одну и ту же землю, невзирая на происхождение, национальность, степень знатности, город объединяет людей в труде, и таким образом, он стирает различия между племенами, местами происхождения. Очень важно понимать, что город – это место интернациональной сплочённости людей, и, начиная с ранней древности, мы видим, что это так и есть – люди идентифицируют себя не по своему происхождению или этносу, а по месту, где они живут, и каждый человек того времени, в первую очередь, скажет о себе “Я сын такого-то города”, а потом уже будет рассуждать о своих родителях.

Наконец, город – это место, где появляется храм и представление о божестве. С точки зрения горожанина, божество или бог – это хозяин территориальной общины, это существо, которое объединяет всех людей в труде.

Итак, теперь можно сформулировать в целом, что город – это место производства и перераспределения прибавочного продукта. Такова его основная историческая функция.

Великая Ольга

 

 

Глава 2

История Месопотамии.

 

 

12.09.2011

§3. История древней Месопотамии в раннединастический период.

 

1. Географическое положение Месопотамии

Слово “Месопотамия” в переводе с древнегреческого означает “Междуречье”. Это территория нынешней республики Ирак, расположенная между двумя полноводными реками Тигром и Евфратом. Территория разделяется на 4 геоклиматические зоны с севера на юг:

Зона предгорий. Почва в этом месте каменистая. Хлеб и другие сельскохозяйственные растения родятся не всегда, поэтому жители северной Месопотамии уже с древнейших времен занимались помимо земледелия торговлей (это была торговля по горам). Занимались они так же кузнечным делом, изготовлением оружия, и, впоследствии, они стали жить за счет войны. Эта территория северной Месопотамии получила историческое название «Ассирия».

Зона сухих степей(южнее). В древности она не была заселена. Через нее проходили караваны. Она не стала зоной цивилизации.

Зона пустыни (ещё южнее). Сюда заходит Сирийская пустыня, где жили кочевые племена, которые занимались разведением вьючных ослов, организацией торговых караванов. И здесь полноценная земледельческая цивилизация была невозможна.

Аллювиальная низменность (самая южная)(от слова «аллювий» — плодородный ил). Это слой почвы, нанесённый плодородным илом. Она появилась в результате регулярного разлива рек Тигра и Евфрата. Именно в этой последней, самой южной геоклиматической зоне возникает цивилизация. Там появляются первые города-государства Ближнего Востока, и там впервые возникает письменность. Почему? Дело в том, что почва, нанесённая плодородным илом, даёт очень большие урожаи, люди, раз получив такой урожай, уже не хотят переселяться на другие места. А если у семьи много хлеба, то создаются предпосылки для увеличения количества детей, скота. Создаются мощные земледельческо-скотоводческие хозяйства, и начинается экстенсивный период в развитии земледелия, когда главными показателями становятся количественные: сколько земли обрабатывается, сколько народа эта земля может прокормить, и насколько большой урожай получается. Люди, которые оседают на этой земле, понимают, что ничего лучшего они уже не найдут, и вдоль побережья Евфрата один за другим появляются города, причём каждый из них отводит от Евфрата собственный канал (1 город – 1 канал). Города располагаются на достаточном отдалении друг от друга. У каждого города автономное хозяйство, своя собственная ирригационная система. Это создаёт предпосылки для политической независимости городов-государств.

 

2. Предыстория Южной Месопотамии

Предыстория южной Месопотамии изучена уже довольно неплохо. Мы знаем, что во 2 половине IV тыс. до н.э. здесь появляется поселение, которое современные арабы называют “Убэйд” или “эль Убэйд”. Появляется так называемая убэйдская культура, которая характеризуется высоким уровнем развития сельского и металлургии. У убэйдцев происходит переход от каменных орудий труда к медным, затем и к бронзовым. Но, к сожалению, убэйдцам не посчастливилось изобрести письменность, поэтому мы не знаем, на каком языке они говорили, каким богам они поклонялись. Остались только памятники материальной культуры.

Вслед за убэйдцами на юг Месопотамии приходит второй народ, который мы называем условно шумерами. Это название условно, потому что Шумер — это юг Месопотамии, и, следовательно, люди, которые жили на юге, должны были называться шумерами. Таково было предположение Юлиуса Оперта, и мы до сих пор пользуемся этой его гипотезой и называем их шумерами. Как они сами себя называли, никто не знает. Они приходят в самом конце IV тыс., и мы до сих пор не знаем откуда. И точно также мы не знаем языки, родственные шумерскому. В мировой лингвистике существует несколько таких загадок – непонятно откуда происходящие языки (язык басков, язык гаушасков, эламский язык), и точно также мы не знаем родственников шумерского языка. Пока это не установлено, но существует множество гипотез. Последняя из них была высказана в 1997 году И. М. Дьяконовым. Он предположил родство шумерского языка и языков народов мунда (доарийских племен северной Индии). В настоящее время всё больше исследователей предполагают восточное происхождение шумеров. Считается, что они пришли в южную Месопотамию из северных районов Индии или северного Ирана, через иранское нагорье.

Третий народ, который появляется в южной Месопотамии в начале III тыс. до н.э. — это восточные семиты, которые в науке обычно называются аккадцами (от имени города Аккад). Они говорили на языке, родственном арабскому, арамейскому, еврейскому (то есть это семитский народ).

Эти три народа, убэйдцы, шумеры и аккадцы, создают на юге Месопотамии первые города государства. Три названных народа действуют как один. Из шумерских и аккадских текстов мы знаем, что они называли себя одним и тем же именем, «черноголовые» (шумеры и аккадцы точно, и, наверное, убэйдцы, хотя они не оставили надписей). Таким образом, они себя воспринимали как один народ, живущей на одной земле, занимающийся одним и тем же делом. Именно они создали первые города-государства, и это первый в истории пример мультикультурной цивилизации. Здесь никогда не было никакой межнациональной розни, межрелигиозных конфликтов, конфликтов между племенами и этносами. Если они были, то совершенно другого рода: за власть, за собственность, за землю, за богатство. Но люди, которые принимали участие в этих конфликтах, не обвиняли других людей по национальному признаку. Это был мультикультурализм с самого начала.

Пришли они все туда, потому что с этой земли собирались большие урожаи ячменя, полбы, пшеницы. Здесь можно было также собирать большие урожаи фиников и инжира, о чём я ещё расскажу впоследствии. Это само по себе привлекало древнего человека, потому что создавало предпосылку, как для увеличения семьи, так и для его территориальной экспансии, для расширения его влияния над пространством.

 

3. Условия жизни в Месопотамии

Но территория Древней Месопотамии таила также множество опасностей: здесь встречались (ются) 50 видов ядовитых змей, большое количество скорпионов, в древности было очень много кошачьих, причём крупных (леопарды, львы), и все эти “кисы” встречались буквально за углом, но, к несчастью, обычай месопотамских царей охотится на львов и леопардов очень быстро положил этому конец. (Змей по-прежнему 50 видов, а крупную кошку пойди найди J. В настоящее время в Багдаде один несчастный лев сидит в зоопарке. И львы, и леопарды с 1924 года занесены в Красную книгу, то есть их практически не осталось.) Обилие смертоносной фауны – это была одна неприятность, а другая – очень малое количестве полезных ископаемых. Не было ничего своего: не было строительного камня, и за ним нужно было куда-то ходить, не было необходимого строительного леса – это тоже означало, что должны были быть военные походы. Зато всегда была в изобилии нефть, но древнему человеку она не пригождалась! Он называл её просто «плохим маслом» (то есть масло, которое нельзя было употребить в пищу). Аккадцы говорили, что “это масло, которое вспыхивает”. Не было своего битума, асфальта, своего гипса – сплошные проблемы: нехватка полезных ископаемых по всей территории. Не было также высоких деревьев – сплошные кустарники или плантации финиковых пальм. Месопотамия – равнинная земля. Там есть холмы, но совсем нет гор, и человеку под палящим солнцем негде было скрыться. Он шёл по этой равнине и, если у него было убежище в виде жилища, то он мог скрыться, а если нет, то это было проблемой, поскольку финиковая пальма, листья которой растут на достаточно большой высоте, хорошо скрыть от солнца не могла. Жить было не удобно. Средняя температура летом — +45. Тени нет нигде.

Весной, в конце марта – начале апреля, начинался разлив рек. Он проходил бурно, смывая все на своем пути, поэтому жилища строили на сваях, которые становились всё более высокими, храмы создавались на платформах, чтобы очередное половодье не подмыло их. В этом бурном водовороте в ранней древности погибал скот, было много человеческих жертв, размывало кладбища, и тела плыли по рекам и по каналам. Всё было очень непросто. Нужно было собрать воду разлива в канал или в бассейн, для того, чтобы потом равномерно подавать её на поля. Весна была тяжёлым временем. Вода спадала начиная с середины мая, то есть это было довольно долгое половодье. Период с мая по июль — это было неплохое время. Как правило, оно уходило на восстановление порушенных жилищ и святилищ, и всё это время было посвящено богу кирпича, что неслучайно, поскольку это было время строительных и восстановительных работ. Люди знали, что потом будет гораздо хуже, поскольку потом наступало лето.

Лето – это, как правило, период войн (на Древнем Востоке войны проводились именно в летнее время). Помимо этого лето – время страшнейшей засухи, отсутствия дождя и резкого увеличения температуры. Кто выжил летом, начинал себя неплохо чувствовать в конце августа, когда температура понижалась, и изливались пока что небольшие дожди. Люди облегчённо вздыхали. Это был период, когда можно было начинать сеять хлеб. Ячмень сеяли осенью. Причём были две культуры – ранний и поздний ячмень. Нужно было успеть его посеять до середины октября, поскольку в этот время начинался сезон дождей, который продолжался до конца февраля. В этот период дождь шёл, не переставая. Это была тяжёлая ситуация, так как дожди сопровождались разливами воды в канале, усилением южного ветра со стороны Персидского залива. Вся эта ситуация, когда льёт сверху и льёт снизу, воспринималась древним человеком как потоп. Самая распространенная месопотамская мифологема - это мифологема потопа, и это неудивительно, так как сама природа располагала к такому мироощущению. Посеянный осенью ячмень нужно было сжать весной, в марте, до того, как начнётся разлив рек. Нужно было опередить разлив, так как потом было уже поздно. Люди быстро сжимали ячмень, и потом наступала вода, первое новолуние после начала разлива рек считалось Новым годом, и люди праздновали. Это была новая точка отсчёта времени, когда считалось, что мир творится заново.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.