Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История Египта. 2 страница




Конечно, могли использоваться пленные, которые перетаскивали большие каменные блоки. Так, например пирамида Хуфу сработана из 2 млн. 300 тыс. каменных блоков. Вот для того, чтобы волочь на санях тяжелые грузы использовались военнопленные, как правило, жители Палестины или ливийцы. Но зато саму работу по обработке камней, соединению и облицовке, конечно, делали высококлассные мастера. И работой этой руководил сам начальник пирамидного хозяйства.

 

7. Бессмертие вельможи

Такого бессмертие фараона. Второй вариант бессмертия в древнем царстве – это бессмертие вельможи. Каким же образом оно достигается? До нас дошло большое количество автобиографических надписей вельмож, которые составлены от их имени и высечены на стенах гробниц. И в этих надписях рассказывается, какие поручения фараона вельможи выполняли и блистательно выполняли на протяжении своей жизни. Вельможу могли назначить начальником военного отряда, потом перебросить на управление школой, потом перебросить на царский скотный двор. Потом вельможа получал назначение в царский суд и руководил судебным процессом. Что приказывал фараон, то он и должен был выполнять. И вот выполнив все поручения, (а он к тому времени был уже пожилым человеком, если ему удавалось пережить все войны) вельможа получал от фараона богатые дары. Какие же это дары?

1. В Египте был учрежден первый известный в мире орден – Орден Жизни. Это египетский иероглиф Анх (крест с петлей наверху – прим. редактора), который изготовлялся из золота и вешался на грудь отличившемуся вельможе.

2. За службу вельможе давалось имение.

3. Но самое главное это то, что фараон жаловал вельможе гробницу с приставленными к ней резчиками и заупокойными жрецами. И именно факт наличия такой гробнице сулил вельможе бессмертие. Фактически вместе с гробницей вельможа получал вечную жизнь от фараона. И никаким другим способом он ее получить больше не мог, только от царя.

Прежде чем говорить об этом бессмертии рассмотрим некоторые фрагменты жизнеописания этих египетских вельмож. Вот например жизнеописание вельможи, которого звали Хуб-хор. Это вельможа шестой династии, он жил в 24 веке до н.э. Он был назначен начальником военного отряда и очень успешно совершил поход, но затем фараон дал ему еще одно поручение. Он захотел, чтобы Хуб-хор доставил ему из черной Африки какого-то карлика, который умеет замечательно петь и плясать. (Дальше следует замечательный монолог фараона, в котором тот требует привезти к нему карлика живым и невредимым, ухаживать за ним в пути, потому что больно хочет царь увидеть это чудо, больше чем золото рудников. – прим. редактора)

Другой вельможа Шестой династии Уна был назначен царем Пиопи I сначала судьей, затем начальником военного отряда, и в надписи на стенах гробнице он сообщает о своих деяниях в стихах.

***

Это войско вернулось благополучно,

разворотив страну бедуинов.
Это войско вернулось благополучно,
разорив страну бедуинов.
Это войско вернулось благополучно,
снеся её крепости.
Это войско вернулось благополучно,
срубив её смоковницы и виноград.
Это войско вернулось благополучно,
зажёгши огонь во всех её...
Это войско вернулось благополучно,
перебив в ней отряды в числе многих десятков тысяч.
Это войско вернулось благополучно,
захватив в ней пленными премногие отряды.
Его величество хвалил меня за это чрезвычайно.

 

 

Потом он говорит, что фараон посылал его пять раз на страну бедуинов «каждый раз, как они восставали». И вот после этих войн Уна был пожалован великим титулом – носителем царских сандалий. Он фактически был начальником Верхнего Египта, потом был послан доставлять материалы для царского саркофага, ходил в экспедиции, привлекался в качестве начальника ирригационных работ. И на всех своих постах он заслужил похвалу фараона.

Вот эти надписи сделаны вельможами, которым была пожалована гробница от царя. Что было дальше? Дальше резчики изображали на стенах гробницы все вельможеское хозяйство, причем нередко они это дело преувеличивали. Последним изображался сам вельможа, как правило, в профиль и с посохом в руках, взирающий на работников своего хозяйства.

Но необходим был еще одни человек, а именно заупокойный жрец. И вот как его приобретали: находился человек, который за кусок полотна соглашался, чтобы его изображение поместили на гробнице вельможи. После чего он собственно и становился личным заупокойным жрецом.

Далее, когда вельможа умирал, то по египетским представлениям он перемещался на свою гробницу. Гробница называлась «мир Ка», то есть мир-двойник. И там в мире гробницы Ка вельможи начинало вечную жизнь. Что интересно, вельможа, что называется хозяин – барин: если он не хотел брать с собой в загробную жизнь свою семью, то он изображался один. Если хотел, а это были единичные случаи (смех и непонятные слова – прим. редактора) то изображался с ними. В большинстве случаев это был вельможа-одиночка: он единолично управлял своим загробным хозяйством. И что самое главное, над ним в загробном мире не было начальника! Загробный мир в Древнем Египте это не просто вечное благополучие, а полная независимость и от фараона, и от любого вышестоящего начальника. Это значило, что только на том свете человек мог быть предоставлен самому себе, пока он живет, он должен выполнять чьи-то приказы. Так был устроен Египет.

Как вы понимаете, до такой чести дослуживался далеко не каждый, поэтому простые люди гордились самой возможностью оставить хоть какую-то память по себе. Они просили, чтобы именно их изобразили в рисунках гробницы, а наиболее достойных работников изображали с подписью их имен. И это уже было сказочное счастье! Потому что простые люди Египта, не удостаивались не только вечной жизни, но и памяти: их хоронили в песок, не оставляя каких-либо знаков, что здесь лежит человек. Право на память нужно было заслужить. И вот это стимулировало египтян к работе. Существовала очень мощная иерархия и, как говорят социологи, социальный лифт, который мог поднимать человека, независимо от его происхождения, очень высоко. Почему? Потому что знати в её средневековом представлении не существовало. Любой человек из любого социального слоя мог добиться высоких почестей, мог стать вельможей. Гарантией того, что он высоко поднимется, были его личные способности. И в это время человека награждают именно за его личные заслуги перед государством. Все хотели жить вечно, поэтому все старались заслужить милость фараона.

 

8. Парадокс мышления древних египтян

Теперь другой вопрос: а насколько вечной была это вечность загробного мира? Здесь нужно подчеркнуть один парадокс: египтяне, с одной стороны, были очень большие символисты. Они придумали такое, чего не знала ни одна цивилизация Древнего мира. Например, как поддерживать культ умершего, если нет заупокойных жрецов, которым нужно постоянно платить? Очень просто: надо изобразить жреца, чтобы он вечно молился за умершего. А как обеспечить жертвоприношения покойному? Тут египтяне вообще всех превзошли: поскольку покойный является не человеком, а Ка человека, то ему можно вместо земных жертв давать двойники жертв. Умершему приносили Ка продуктов. И поначалу это были модельки, а потом и моделек не стало: продукты просто назывались, и через перечисление передавались туда, в мир Ка. Потому что Ка продукта – это его имя. Если ты называешь продукт, то ты передаешь его туда. Вот до какой степени было развито символическое сознание у египтян.

Или например, нет постоянных заупокойных жрецов в гробнице. Так что они придумали: каждый, кто читает надпись на гробнице, есть заупокойный жрец! Так что с точки зрения египтян, все египтологи – заупокойные жрецы. Это с одной стороны – развитость символического сознания.

С другой стороны, египтяне были предельные материалисты. И вот это как-то увязывалось в их сознании. А материалисты они были потому, что например, если ты разобьешь нос у статуи вельможи, то он в загробном мире задохнется. (Египтяне думали, что нос – это орган дыхания.) А если ты разрушишь гробницу, то мир-двойник перестанет существовать, загробная жизнь вельможи закончится.

То же самое касалось и пирамид, потому что в последствии пирамиды разграблялись в больших количествах, с них стирались имена фараонов. Существовала издевательская надпись, которую воры оставляли над входом: «гробница бога, раздающего камень». После этого с пирамиды можно было беспрепятственно растаскивать блоки, чем в последующие эпохи люди активно и занимались. Самого фараона тронуть, конечно, было нельзя: он был на небе; но вот разобрать пирамиду было вполне возможно, так же как и выбросить тело фараона, после безуспешных попыток что-либо найти. А ничего, кроме тела и внутренних органов, было найти невозможно. Так что египтяне были вполне материалистичны даже в своем восприятии загробного мира.

 

9. Центральная власть и номархи

История Египта этого времени – это история постоянно нарастающего противостояния центральной власти и местных правителей. Конечно, Третья и Четвертая династии – это период сильной центральной власти, когда Мемфису подчинялись все остальные египетские номы. Но уже Пятая династия – это время усиления власти номархов – градоначальников. С чем же связано их усиление?

1. Они принимали участие в царских походах, награбили там многочисленные трофеи, привезли их домой, стали хорошо жить. И у них появилось собственное богатство, не зависящее от царской казны. В этой связи нужно обратить внимание на то, что египетская история не знает понятия «герой», а следовательно, нет и героического эпоса. Любой воин является орудием фараона, воинские подвиги совершает царь посредством своих рабов. За воинские подвиги человек получает от царя личное бессмертие. Чего ж еще ему надо? Но зато права на индивидуальную инициативу человек не имеет, он не может декларировать себя, как человека, совершившего великий подвиг. Следовательно, от войны ему достаются только трофеи и рабы. И вот номархи обогащаются за счет участия в походах.

2. Фараоны в это время живут и правят очень долго. А их долгое правление постепенно приводит к ослаблению их власти. Естественно, что когда фараону 80 – 90 лет, то за него уже кто-то управляет. Но это еще полбеды.

3. Главная беда в том, что фараоны того времени женились на своих сестрах, причем на родных. Фараон, будучи богом, мог взять себе в жены только представительницу божественного рода. Катя Л.: «А если не было сестер?» В.В.: «Были!» *всеобщая ржака*. Но если фараон жил по 100 лет, то сестры заканчивались *всеобщая ржака*, поэтому некоторые, особенно старые цари женились уже на своих дочерях. Какое потомство было от этих инцестных браков, можно себе представить. Происходило постепенное генетическое ухудшение династии, появлялись фараоны, которые не могли править просто по своему слабоумию.

Все это приводило к усилению власти местных правителей, о чем мы знаем по памятникам материальной культуры. Номархи во времена Шестой династии возводили себе гробницы из того же материала, что и царские пирамиды. Причем гробницы были уже гораздо более пышными, чем сама пирамида. В распоряжении номархов находились все личные каменоломни фараонов и царские ремесленные мастерские. И вот именно тогда при Шестой династии была предпринята первая попытка уравнять номарха и царя. Впоследствии таких попыток будет много, но при Шестой династии были первые: номархи уже тогда хотели сами быть фараонами. То есть представление о царском священстве постепенно уходит. Довольно сложно описать эту ситуацию целиком, потому что от Шестой династии, помимо декретов царей до нас доходят только тексты пирамид.

Фараоны стареют, походов становится меньше, следовательно, уменьшается приток рабов, уменьшается приток материальных ресурсов, страна беднеет, слабеет, на границах Египта появляются чужеземцы. На западе ливийцы, на востоке азиаты. Они устраивают пожары на границе, пригороды горят. В этой ситуации местные правители берут организацию обороны на себя, потому что от центральной власти ждать нечего: Пиопи II более ста лет. А пирамида его, между делом, все еще возводится, она еще не кончена. Все понимают, что государство может распасться. Внешнеполитические события сопровождаются событием экологическим: на Египет наступает засуха, меняется климат. Все это приводит к многоаспектному кризису государства, и в конце 24 века до н.э. Древнее царство перестает существовать.

На смену Мемфису приходит несколько городов, в каждом из которых появляется нечто вроде царской династии. Каждый из таких мнимых фараонов является ставленником определенного номарха или политической группировки, и начинается чехарда, которая длится два с половиной столетия. Начинается многоаспектный политический и социально-экономический кризис, который сами египтяне назвали «время болезни». А в истории это время называется Первый Переходный период. Он длился с 23 по 21 век.

 

10. Уникальность социального строя Древнего царства

Чем уникален социальный строй Египта в Древнем царстве? Он уникален своей абсолютной рациональностью. Каждый человек в Египте находился на своей должности, в своей ячейке и знал, сколько он получит за свой труд. Это положение дел не менялось столетиями. Более того несколько поколений одной семьи могло прожить при одном и том же правителе. Стабильность общества была абсолютной: на Египет никто не нападал, Нил разливался вовремя, люди, служа фараону, жили очень долго, не было никакой сверхэксплуатации, каждый занимался посильным трудом.

Теперь как обстояло дело с рабами? Разумеется, каждый египтянин был рабом царя, но были еще и обычные рабы, которые назывались словом «бак». Это были рабы-военнопленные, которые приводились из Ливии, Синая, Южной Палестины и Нубии. Каждый такой раб принадлежал своему хозяину, а не фараону, мог устроиться в армию, и в надомное хозяйство. Но к обычным царским работам их не привлекали, и в составе рабочих отрядов рабов не было. Это очень важное замечание, поскольку понятно, что к строительству пирамид рабы не привлекались – их строили свободные египтяне. Рабу меняли имя, раба заставляли говорить по-египетски, то есть египтизировался он моментально. Потомки рабов считались рабами и принадлежали они потомкам хозяев. Случаев оспаривания рабом своего рабского статуса в Египте не было.

Кто еще помимо рабов жил на территории Египта, были ли иностранцы? На юге Египта жили нубийцы, негроидные племена, которые сейчас являются суданцами. Они привлекались к работе в полиции, потому что считались людьми жестокого нрава. Ну и кроме этого во время очередного военного похода нубийцев спокойно могли превратить в рабов. Но в целом в эпоху Древнего царства на территории Египта жили только египтяне. Именно египтяне считались людьми и входили в понятие люди. Все остальные народы назывались «твари», то есть творения, и права полноценного наименования людьми у них не было. Это было связано с тем, что люди живут только на священной земле, а священная земля простиралась только от Дельты до первого нильского порога. Особенно хорошо, если ты утонешь в Ниле до первого порога, тогда ты считаешься святым, а если после первого порога, то уже просто обыкновенный утопленник. *всеобщая ржака*. Святой в данном случае (Хэси) означает приобщенный к Нилу, к святости. Но в принципе это то же самое что и человек, от которого исходит особый свет. Святость была у фараона, она называлась Ах, ну а обычный человек назывался Хэси.

Таким образом, египтяне жили на святой земле, никого кроме себя, по большому счету не видели и поэтому считали себя на особом положении. Но от этого египтян в скором времени отучили народы Азии, с которыми они познакомились в следующем тысячелетии.

Темный Лорд

 

10.10.11

§12. Первый переходный период и Среднее царство в Египте.

(XXIII – XXI вв. и XXI – XVIII вв.)

1. Содержание Первого переходного периода

В конце 24 века до нашей эры умирает последний царь 6 династии Пиопи II, который прославился своим абсолютным рекордом по числу лет правления: он правил 96 лет. Жил он, соответственно, больше 110 лет, и к концу его правления не оставалось ни его жен, ни его дочерей, ни его родственников. Он был совершенно один, и уже не мог управлять, за него это с удовольствием делали грабившие казну номархи. Можно сказать, что последние 20 лет правления он был «живой труп», уже заканчивали строить его пирамиду. Но вот что показательно: те гробницы, которые возводили себе вельможи, были намного пышнее по внутренней отделке, чем пирамида Пиопи II. Это означает, что систематически грабили склады, где хранился белый известняк для его гробницы, другие материалы, шли они на внутреннюю отделку собственных усыпальниц вельмож. Красноречивый факт, который показывает, что местные правители начинают соперничать с центральною властью, а Мемфис начинает сдавать позиции. Пиопи II умирает, это последний фараон 6 династии. Дальше начинается почти трехвековой период смуты, хаоса, упадка, который современные историки называют Первый переходный период, а сами египтяне называли «время болезни». Временные рамки этого периода – 23 - 21 вв.

В чем заключается это «время болезни»? Египетское общество в эпоху Древнего царства славилось своей стабильностью, идеальной организацией, теперь вся эта организация распадается, потому что исчезает централизованная власть. Вместо мемфисского правительства выдвигаются на первый план градоначальники из Гераклиополя и Фив. Они самые преуспевающие египетские города этого времени. Эти градоначальники ставили на престол своих людей, провозглашая их фараонами. Доходило до смешного: в Гераклиополе и Фивах правят два человека, которые провозглашают себя фараонами. Разумеется, это марионетки, и если они перестают слушать местных градоначальников, их убивают. За время этого периода сменились несколько династий (с 7 по 10 династию). Это все были династии марионеток. В политическом отношении они ничего собой не представляли, были ставленниками номархов и зачастую сменялись очень быстро. Если они не нравились градоначальникам, их убивали, жизнью их не дорожили, и ставили новых фараонов. Это привело к резкой децентрализации власти в Египте. Основными чертами децентрализации были следующие:

1) Перестала поддерживаться в порядке единая ирригационная система Нила. Раньше этим занимались люди, привлеченные на царские работы. С утратой центральной власти отдельные участки нильского бассейна могли поддерживаться жителями разных городов. В результате на каких-то участках каналы прочищались, а на каких-то – нет, в результате чего начиналось заиливание. Это привело к распаду централизованной ирригационной системы.

2) Вся бюрократическая система Египта этого времени перестала функционировать, то есть чиновник перестал получать причитающееся ему жалование, вследствие этого многие чиновники обеднели и перестали пользоваться уважением в народе. Результат этой потери уважения был самый непредсказуемый: простолюдины врывались в дома вельмож, выгоняли их и сами там селились. Казалось бы, в Египте должны быть полицейские, маджаи (нубийцы), но они же сами не выполняли своих функций и с удовольствием присоединялись к разбойникам и селились в дома вельмож, которых выгоняли на улицу. Происходили настоящие городские бунты. Народ захватывал склады с продовольствием, а военные отряды, охранявшие склады, не могли ничего поделать, они просто ужасе разбегались, ведь народная толпа – это страшное дело. В результате обстановка в городах была дестабилизирована. Никто никого не охранял, кто силен, тот и прав, разбойники и бунтовщики спокойно нападали, грабили.

До поры до времени дело касалось только живых. Но потом вспомнили они и о мертвых. В 23 веке началось разграбление пирамид. Для египтян этого времени уже не было ничего святого и прежние религиозные представления о бессмертии фараона, его бессмертной личности, куда-то ушли. Теперь в сознании египтян гробницы превратились в большие склады, где можно поживиться драгоценностями, но в первую очередь поживиться отделочными материалами. С пирамид сперва начали растаскивать блоки, потом люди ворвались внутрь и опустошили саркофаги. До сих пор неизвестно, куда пропали мумии фараона Хеопса, Хефрена, пирамиды которых стоят в Гизе. Все пирамиды были опустошены. Было даже разбито несколько сосудов, где хранились внутренности, извлеченные из тел мумифицированных фараонов. Грабители искали и там. Налеты на пирамиды были массовыми, а для того, чтобы оправдать это в религиозном отношении, имя фараона стиралось с входа, а грабители писали, что это гробница бога, раздающего камень.

Для чего нужен был отделочный камень? Он был нужен богатым вельможам. Они заказывали мастерам гробницы из отделочного камня царских пирамид, причем на этих гробницах записывались изречения, которые были в пирамидах. Это делалось для того, чтобы уровнять богатого вельможу с фараоном в его загробной жизни. Так появляется новый класс текстов. Это были тексты, которые должны были позволить вельможе стать таким же бессмертным, как и фараон. Это было естественно для того времени, так как культа царя не существовало. Богатые вельможы были непротив стать царями. Таким образом, появляется около 500 таких гробниц, владелец каждой из них имеет царское бессмертие. Божественное происхождение фараона в это время не рассматривалось, поэтому им мог стать любой человек, лишь бы за этим так называемым фараоном стояли бы денежные мешки.

Таким образом, власть переходит то к одному, то к другому городу, правители распоряжаются людьми и своей загробной жизнью, как они хотят.

 

2. Международное положение Египта

Как всегда в такой ситуации на границах Египта появляется много врагов. Все пограничные города на западе сожжены ливийцами, все египетские форпосты на северо-востоке сожжены азиатами. Враг приближается к самой территории Египта, а армия деморализована: нет верховного руководства, невозможно отразить атаки врага. По этой причине, враг, пограбив приграничные территории, начинает там расселяться, так как никто не может его выгнать. Египтяне, живущие на этих территориях и вынужденные контактировать с азиатами, начинают говорить на семитских языках. Ранее они думали, что существует только один священный язык – египетский, и всех переучивали на свой лад, а теперь они сами учатся другим языкам. Это приносит определенную пользу, потому что египтяне вступают в контакт с западно-семитскими скотоводами, начинают лучше знать о том, что происходит на Ближнем Востоке. Фактически границ у Египта в это время нет, потому что естественные границы – это пустыни, а государственные границы не охраняются.

 

3. Социально-экономическое положение Египта

В городах в это время нарушаются не только социальные, но и семейные связи: родители, которые были не в состоянии кормить своих детей, выгоняли их на улицу. Интересен тот факт, что родители в Египте могли выгнать ребенка на улицу, чтобы он сам искал себе пропитание, но они не продавали его в рабство, как это было в Месопотамии. В городах появляются случаи людоедства, части человеческих тел даже продают на рынках. Такая ситуация растягивается почти на 3 столетия.

С точки зрения современного человека удивительно то, что египтяне, несмотря на происходящие в Египте события, продолжают рожать детей. Положение некоторых людей безнадежно, все страдают, но семьи по-прежнему остаются большими. Благодаря этой демографической инерции, которая была свойственна ближневосточному обществу, египтяне преодолевают кризис. В конце 22 века до н.э. гераклиопольский монарх, представитель 10 династии, становится фараоном. Но это не означает объединение Египта, так как Гераклиопольский правитель не может ослабить власть местных правителей. Он может с этой властью только договориться.

Таким образом, с конца 22-начала 21 века до н.э. складывается взаимодействие власти фараона и местных правителей. После того, как удается уравновесить эти две власти, ситуация в Египте стабилизируется.

Помимо тех событий, которые происходят в Египте в Первый Переходный период, происходит также изменение климата. Результатом этого события стало наступление засухи. Значит, те изменения в политике этого периода теснейшим образом были связаны с природными аномалиями. В таких районах Египта земледелие стало невозможным, потому что высохла почва, требовалось очень много воды для того, чтобы ее оживить. Значит, нужно было организовывать народ на специальные полевные работы, а это требовало больших затрат, прежде всего, организации армии для конвоирования работников и поставки продовольствия для работников. Одни города сумели это обеспечить, другие – нет, а единой ирригационной системы в Египте в это время не было. Следовательно, экономическое преуспеяние было возможно при условии регулярного полива полей и организации больших масс населения на ирригационные работы. Это мог себе позволить только экономически развитый город.

 

4. Речение Ипувера

Судьба всех людей в этот период была одинаково неприглядна. Вельможа постоянно рисковал и своим имуществом, и своей жизнью. Он недополучал от правителя материальных благ, он мог быть убитым толпой мародеров, которые вторгались в его дом. Вельможа ничем не был защищен. Именно такое положение вещей отражено в египетском литературном тексте, который называется «Пророчество Ипувера» («Речение Ипувера»). Этот текст записан на папирусе, хранящемся в городе Лейдуне. Текст составлен в Первый Переходный Период. Автором его является вельможа, имя которого читается по – разному: Ипувер или Ипусер. Именно в этом тексте эпоха, в которую живет автор, называется «время болезни». Текст разделен на 2 части: в первой содержится подробное упоминание бедствий страны во «время болезни», а во второй части говорится о том, что необходимо для того, чтобы установить прядок в стране. Вот цитаты из первой части:

***для доп. чтения***

«Воистину: азиаты все стали подобны египтянам, а египтяне (1) [стали] подобны чужеземцам, выкинутым на дорогу. Воистину: волосы выпали у всех. Не различается сын мужа от такого, который не имеет отца. Воистину: [страдают] (2) из-за шума. Не прекращается шум в годы шума. Нет конца шуму. Воистину: большие и малые (говорят): «я желаю, чтобы я умер». Маленькие дети (3) говорят: «О если бы он (т. е. отец) не дал бы мне жизнь». Воистину: дети знатных разбиваются об стены. Дети любимые кинуты на высоты (4). Хнум скорбит из-за бессилия своего. Воистину: те, которые лежали в месте бальзамирования, они кинуты на высоты. Тайны бальзамировщиков раскрыты. Воистину: (6) вся Дельта, она (больше) не защищена. То, что дорого стране севера, находится на путях, (открытых) удару. Что (7) нам делать, чтобы не было доступа всюду? Пусть скажут: держись вдали от места тайн! (ибо) смотри! оно в руках, не знающих его, как будто они знали бы (8) его. Варвары стали искусны в работах Дельты.
Воистину: люди зажиточные поставлены к работе над ручными мельницами. Те, которые были одеты (9) в тонкое полотно, они избиваются палками. Те, которые не видели (сияния) дня, они выходят беспрепятственно 2. Те, которые лежали на ложах мужей своих, пусть спят они на баржах 3... Скажут они: Тяжело мне на барже с миррой (11), то пусть нагрузят их сосудами, полными с... Пусть узнают они носилки. Что касается слуг, (то ведь) те больны! (А) это хорошее лекарство для них (12), (когда) из-за них страдают благородные женщины, подобно рабыням. То, что поют певцы в хоромах (13) богине Мерт 4, это скорбь, повесть (о муках) над жерновом. Воистину: рабыни все стали владеть устами своими. Если говорят (14) их госпожи, то это тяжело переносить рабыням.
VI. Воистину: зерно гибнет на всех путях. Люди лишены платья, мази и масла. Все (4) говорят: нет ничего. Закром разрушен. Страж его повержен на землю. Это несчастие для сердца моего. Я подавлен (5) совсем. О! если бы я мог дать (услышать) мой голос в этот час, чтобы он спас меня от того несчастья, в котором я нахожусь. Воистину: прекрасная судебная палата.
Расхи(6)щены ее акты, лишены хранилища ее тайн (своего) содержания. Воистину: магические формулы стали общеизвестными. Заклинания «шем» 5 и заклинания «сехен» 6 (7) сделались опасными, ибо они запоминаются (теперь всеми) людьми. Воистину: вскрыты архивы. Расхищены их податные декларации. Рабы стали владельцами (8) рабов 7. Воистину: (чиновники) убиты. Взяты их документы. О, как скорбно мне из-за бедствий этого времени. Воистину: (9) писцы по учету урожая, списки их уничтожены. Зерно Египта стало общим достоянием. Воистину: свитки законов (10) судебной палаты выброшены, по ним ходят на перекрестках. Бедные люди сламывают их печати на (11) улицах. Воистину: бедные люди достигли положения Эннеады, (ибо) то ведение дел дома Тридцати 8 лишилось своей замкнутости. (12) Воистину: великая судебная палата стала (местом) выхождения и вхождения в нее. Бедные люди выходят и входят в великие дворцы 9. Воистину: (13) дети вельмож выгнаны на улицу. — Человек знающий подтвердит все это, глупец [же] будет отрицать, [ибо] невежде будет казаться прекрасным [все свершающееся] перед ним». Вторая часть: «Смотрите: огонь поднялся высоко; пламя его исходит от врагов страны. Смотрите: свершились дела которые никогда (казалось) не могли бы свершиться. (2) Царь захвачен бедными людьми. Смотрите: погребенный соколом (т. е. царь) он лежит на (простых) носилках. То, что скрывала пирамида, то стоит теперь пустым (т. е. гробница царя). Смотрите: было приступлено к лишению (3) страны царской власти немногими людьми, не знающими закона. Смотрите: приступили люди к мятежу против урея, (глаза) Ра, умиротворяющего (4) обе земли. Смотрите: сокровенное страны, границы которой не знали, стало всем известно. Столица, она разрушена в один час. Смотрите: Египет (сам) начал (5) лить воду. Тот, который лил только воду на землю, он захватил сильного во время бедствия 10. Смотрите: змея (т. е. урей) взята из гнезда своего (т. е. из головного убора царя). Тайны (6) царей Верхнего и Нижнего Египта стали всем известны. Столица встревожена недостатком. Все стремятся разжечь гражданскую войну. Нет возможности сопротивлять (7) ся. Страна, она связана шайками грабителей. (Что касается) сильного человека, то подлый берет его имущество. Смотрите: червь [гложет] [знатных] покойных (8); тот, который не мог сделать себе саркофага, он [теперь] стал владельцем гробницы. Смотрите: владельцы гробниц выкинуты на вершины холмов. Тот, который не смог сделать себе (даже) гроба, он стал «владельцем» заупокойного имения. (9) Смотрите: это свершилось [теперь] с людьми. Тот, который не мог себе построить (даже) хижину, он стал [теперь] владельцем дома.
Смотрите: придворные изгнаны из домов (10) царя. Смотрите: благородные женщины находятся на шеду-баржах. Вельможи пребывают в закромах. Тот, который не спал [даже] рядом со стеной, он стал [теперь] собственником ложа. Смотрите: владелец богатства (11) проводит ночь (теперь), страдая от жажды. Тот, который выпрашивал осадок [(напитков), (теперь)] собственник кувшинов, кидающих наземь 11. Смотрите: владельцы роскошных одеяний [теперь] в лохмотьях. Тот, который никогда не ткал (12) для себя, (теперь) владелец тонкого полотна. Смотрите: тот, который никогда не строил себе (даже) лодки, стал (теперь) владельцем кораблей. Настоящий же их собственник смотрит на них, но они уже не принадлежат ему. (13) Смотрите: тот, который не имел тени [опахал], стал [теперь] собственником тени. [Бывшие же] собственники тени [охлаждаются только] при дуновении ветра. Смотрите: тот, который не знал [даже] лиру, стал [теперь] владельцем арфы (14). Тот, который (даже) для себя не пел, он восхваляет [теперь] богиню Мерт.
VIII. Смотрите: собственники поставцев из меди не украшают больше сосудов ни на одном из них. Смотрите: тот, который спал (1) без жены из-за бедности, он находит [теперь] благородных женщин. Тот, который не смотрел на него, [теперь] стоит, уважая [его]. Смотрите: тот, который не имел своего имущества, стал [теперь] владельцем богатств. (2) Вельможи восхваляют его. Смотрите: простолюдины страны стали богатыми. Собственники богатств стали неимущими. Смотрите: [Руководимые (3) стали собственниками рабов. Тот, который был (сам) посыльным, посылает другого. Смотрите: тот, который не имел своего хлеба, [стал] собственником закрома.
Снабже(4)на его кладовая собственностью другого. Смотрите: тот, волосы которого выпадали потому, что он не имел своего масла, стал собственником [целых] кувшинов со сладким мирром. (5) Смотрите: не имевшая [даже] ящика [с добром] стала владычицей [целого] груза. Та, которая смотрела на свое лицо в воде, [стала] владелицей зеркала. Смотрите... Смотрите: хорош тот человек, который кушает свой хлеб. Питайся своим имуществом в радости сердца. Не отворачивайся от него, (ибо) полезно человеку кушать свой хлеб. Бог повелевает это тому, (7) кто восхваляет его... Смотрите: тот, который не [з]нал своего бога, тот жертвует ему воскурения другого. Тот, который не знал [...Смотри] (8) т е: Благородные женщины великого рода, собственницы драгоценностей, отдают своих детей в качестве наложниц. Смотрите: человек [знатный брал себе] (9) благородную женщину в качестве жены, и его защищал отец ее. [Теперь же] не имеющий такого тестя и убивает его. Смотрите: дети сановников 12 [теперь] в лох[мотьях, скот] (10) стад их принадлежит грабителям. Смотрите: мясники режут [теперь] скот бедня[ков, ибо скот в руках гра](11)бителей 13. Смотрите: тот, который ничего для себя не резал, тот режет [теперь] откормленных быков. Тот, который не знал [даже] ящерицы и, види[т теперь яства] (12) всевозможные. Смотрите: мясники режут гусей, и они (т. е. гуси) жертвуются богам вместо быков. Смотрите: Рабыни... (13) жертвуют апех-вещество. Благородные женщины... Смотрите: благородные женщины бегут. Начальники (?)...[...]... (14) их повержены страхом смерти. Смотрите: начальники страны спасаются бегством, они не находят (даже) милостыни (?) из-за скудости. Владелец наг[рад бедствует (?)]. Смотрите: (1) владельцы ложа спят на земле. Тот, который проводил ночь в грязи, приготовляет себе кожаное ложе. Смотрите: благородные женщины голодны, мясники же сыты (2) тем, что они закололи [для других]. Смотрите: все должности, они не на своих местах, подобно испуганному стаду без своих пастухов. Смотрите: скот разбегается. Нет никого, который бы собирал (3) его. Каждый приводит себе его, клеймя своим именем. Смотрите: убивают человека рядом с братом своим. Тот оставляет его, чтобы спасти себя. Смотрите: (4) тот, который не имел [даже] свою упряжку (т. е. 2 быков), стал владельцем стада. Тот, который не мог найти себе быков для распашки, стал собственником большого количества скота. Смотрите: тот, который не имел своего зерна, стал владельцем амбаров. (5) Тот, который брал в долг зерно, [теперь] сам дает его. Смотрите: тот, который не имел [даже] временных рабов, стал [теперь] собственником наследственных рабов. Тот, который был «вельможей», [теперь] сам исполняет поручения. Смотрите: сильным (т. е. знатным) не до (6) клады[вается положение народа. (Все) приближается к гибели.
Смотрите: все ремесленники, они не работают. Похитили враги страны ее ремесла. (7) Смотрите: тот, который собрал жатву, он не получает ее. Тот, который не пахал [для] себя, [он получает жатву. Жатва] созревает, [но] об ней не доносит [никто]. Писец (8) [сидит в своей канцелярии], руки его бездействуют в ней».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.