Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История Египта. 3 страница




II часть.

[Но это будет] хорошо: когда будет выкинута сеть и будут ловиться птицы [для] откармливания. Но это будет хорошо: [когда будут восстановлены] должности для себя, дороги сделаются проходимыми. Но это будет хорошо: когда руки людей будут строить пирамиды, будут копать пруды, будут создаваться сады из сикомор для богов. Но это будет хорошо: когда люди будут напиваться, когда они будут пить напиток, и сердца их будут радостными. Но это будет хорошо: [когда] радость будет на устах [людей]. [Когда] знать номов будет стоять и наблюдать за радостью в своих домах. Она одета в тонкое одеяние, чиста лицом и укреплена в сердце. Но это будет хорошо, [когда] ложа будут приготовлены, подушки вельмож [будут] сложены в сохранности. [Когда] желания каждого человека будут исполнены в виде ложа в тени. [Когда] будет закрыта дверь за тем, который спал в кустах. Но это будет хорошо: [когда] тонкое полотно будет разостлано и одеяния на земле. Начальник... [8—9 квадратов]... [больше 1/2 строки]... сикоморы неджес [говорит]... [около 4 1/2 строк].

Но каким образом достигнуть того, что будет хорошо для государства, Ипувер не знал, но он показал 2 картинки. Из той картинки, которую мы с вами видим, действительно следует, что кризис в Египте был не только экономическим, но и нравственным, религиозным. Он касался всех египетских людей, начиная с людей священного царя и заканчивая представлениями о семье, потому что разрушено было абсолютно все.

 

5. Разговор разочарованного со своим Ба

Второй текст, в котором дается предельная моральная оценка происходящему в Египте, называется «Разговор зачарованного со своим Ба». Это диалог двух героев. Первый герой – человек, который хочет покончить с собой, потому что он не принимает жизнь в том виде, в котором она есть. А второй герой текста – это Ба человека, т.е. его душа – его проявление, которое отговаривает его от самоубийства. И тут есть такая религиозная интрига.

Дело в том, что по египетским представлениям Ба самоубийцы уходит не вверх, а вниз. Она не удостаивается небесного блаженства, а падает в яму вместе с телом. Конечно, ба этого не хочет, Ба убеждает человека, что жить хорошо. Между ними возникает диалог. Человек ругает жизнь последними словами, и в этом тексте действительно много египетских ругательств. Мы знаем два текста, которые дошли до нас с египетскими ругательствами. Это этот текст и еще один («драки лодочников»). Там подписано, что говорят друг другу, и из них мы знаем, что такое египетские ругательства. Самое мягкое, что говорит человек, это – «жизнь смердит как кожа крокодила». Ба пытается убедить, что жизнь хороша, но ему это не удается. И в конце текста Ба говорит человеку – хорошо: «Сойдем мы с тобой вниз, и будет нам одно место». Ба дает разрешение человеку на самоубийство, он его убедил.

Дальше мы сталкиваемся с очень интересной проблемой, общей проблемой египетской культуры. В жизни египтян периоды полной стабильности чередуются с периодами хаоса и развала. И вот люди настолько привыкли жить в стабильном обществе, где все хорошо, где человек защищен со всех сторон, что когда начинается период хаоса, то человек впадает в панику. Результат паники – мысль о самоубийстве. Это связано с тем, что человек в Египте верит, что в загробном мире ему будет жить лучше. Египтянин верит в загробный мир, и в то, что там хорошо. Поэтому лучше туда уйти, подальше от этой жизни. Подобных мыслей не может возникнуть у жителей Месопотамии. В Месопотамии и так постоянно какие-то кризисы. Там дикие племена приходят с гор и захватывают её, естественных границ у Месопотамии нет, и нападают на неё то с востока, то с запада. Но человек в Месопотамии никогда не думает о самоубийстве, потому что там нет веры в радостное загробное существование. Потому что каждый человек, который туда попадает (в подземный мир), будет вечно голодать, нуждаться, сидеть во тьме. Ничего хорошего там не будет. Поэтому как бы плохо не было здесь, лучше еще здесь пожить. В этом заключается интереснейшая черта 2-х культур.

Египтянин знает, что самое радостное ожидает его после смерти. И всю свою жизнь он видит, как подготовку к той жизни. А жители Месопотамии понимают, что лучшая жизнь только здесь, а дальше все будет совсем худо. Он будет зависеть от своих потомков, которые должны его кормить, а будут ли они его кормить? Поэтому египтяне впадают в панику. Легче и быстрее начинать считать жизнь сплошным ужасом. Хотя полным ужасом жизнь была в Месопотамии, а не в Египте.

 

6. Пророчество Неферти

Вот начинается 21 век до н.э. и появляется 3-ий текст, который называется «Пророчество Неферти». (не путать с Нефертити!) «Неферти» - это колдун, маг, который работал в храме Богини Исиды, и который был вызван однажды к фараону. Фараон ему сказал: «Расскажи про будущее, что ожидает Египет». И маг Неферти начинает рассказывать о времени болезни, что в Египте все будет очень плохо: «Я показываю тебе страну, переживающую болезнь, слабой рукой будет властитель. Я показываю тебе нижнее и верхнее. Все перевернется после переворота. Люди будут жить на кладбище, а бедняки составят себе богатство, которого много для существования. Неимущий будет есть хлеб, слуги буду возвышенны», не будет место пребывания какого-либо Бога или царя.

В общем все будет плохо, пока не явится чудесный царь, по имени Амени. Амени – уроженец верхнего Египта, он примет белую корону и возложит красную. Он соединит двойную корону, т.е. он заново объединит страну под своей властью. Радуйтесь, люди, его времени. Замыслившие мятеж, бросят свои речи и страх пред людьми. Азиаты падут от ужаса перед ним, ливийцы падут перед его пламенем, мятежники предназначены для его ярости, и когда это блаженное время настанет, - говорит Неферти, - пусть принесут мне жертвы, потому что то, о чем я говорю, произойдет». Т.е. ему принесут огромную жертву в знак того, что он прав.

Этот текст был составлен, по видимому, уже в годы правления Ментухатепа I, который пришел к власти в районе 2040 года до н.э. Именно этот царь заново объединял верхний и нижний Египет и положил начало новой эпохи в истории Египта, а именно Среднего Царства.

 

7. Среднее царство

Эпоха Среднего Царства (21-18 вв. до н.э.) – это период максимального расцвета египетской цивилизации и культуры, когда окончательно сформировались все социальные институты Египта, и когда в Египте возникает наука и литература. На первый план выдвигается город Фивы, в городе Фивы возникает 11, а потом и 12 царская династии. Сперва, Ментухатеп воюет с ливийцами, азиатами на границе Египта. Ему удается вытеснить их и организовать постоянную заставу. Затем он наводит порядок в городах и заново организует Египетское общество. Вот как было организовано египетское общество – это вопрос. Потому что эпоха Среднего царства дает первый пример переписи населения. И вот согласно этой переписи, население Египта делилось на четыре социальных слоя.

1. Воины – это только офицеры

2. Жрецы

3. Ремесленники ( между прочим сюда входили чиновники и учителя)

4. Хемуу Нисут («царские хемуу» или «слуги царя»). Хем (ед.ч.) – это, в общем-то, слуга, но только не слуга, в смысле прислужник, а в смысле – орудие в руках своего господина. Хем – это тот, при помощи которого делается работа хозяина. Именно царские хемуу были главным производительным классом в Египте Среднего царства, на них все держалось. Дело в том, что открытие этих хемуу является большой заслугой О.Д.Берлева, великого петербургского египтолога, работавшего в Институте востоковедения. Именно он доказал, что хемуу – это свободные люди, бывшие по факту рождения рабами царя. В стране их было абсолютное большинство, они были приставлены к царским, вельможеским и частным хозяйствам. Из них создавались трудовые отряды, они могли быть как египтянами, так и чужеземцами, и, самое главное, человек был царским хемуу пожизненно.

Берлев даже нашел материал, из которого стало понятно, что людей делали хемуу в детстве: устраивались смотры детей, на которых детей в первую очередь отбирали в армию по принципу физической силы, где они уже становились солдатами. А потом детей отбирали в ремесленные мастерские, и данная профессия закреплялась за ними пожизненно. Они могли быть земледельцами, ткачами, рыболовами, поварами, виночерпии, смотрителями церемоний и т.д. Но важно, что не они принадлежалихозяевам, а их должности. Они давались вельможам в должностях, а фактически их владельцем был царь. Царскими хемуу были и женщины тоже, потому что образования у женщин в Египте не было. Зато женщины могли быть певицами, танцорами в домах своих хозяев, но на аппаратной работе были только мужчины.

Вся страна была разделена на профессии, причем человек профессию менять не мог – куда его направляли, там он и оставался. И существуют многочисленные списки хемуу, потому что в основном эти профессии не были связаны с квалифицированным трудом (это была прерогатива ремесленников). Самое главное, что царские хемуу сами рассматривали себя как орудия господина.

 

8. Культура Среднего царства

В эпоху Среднего царства появляется два важных социальных института.

Во-первых, это египетская школа, которая со Среднего царства известна, как самостоятельное учреждение. Это учреждение созданное для подготовки чиновников, там обучают только мальчиков, обучение ведется только на египетском. Параллельно с изучением наук мальчики занимаются физической культурой: бегом, борьбой, плаванием. Что касается науки, то в Среднее царство появляется совершенно уникальный институт –

Дом жизни. Поначалу там работали знатоки мумификаций, которые занимались технологиями сохранения тела фараона и превосходно знали внутреннее строение человека. Поэтому в домах жизни стали заниматься медициной. Вот возникли такие специализированные учреждения, в которых люди становились хирургами и создавали так называемые хирургические папирусы, в которых описывались раны и травмы, полученные на войне. Это военно-полевая медицина: отдельные параграфы посвящены колотым, резаным, рваным ранам.

В этих Домах жизни, возможно впервые в истории появляется представление о связи между разумом человека и мозгом. Египтяне первыми узнают, что мозг управляет сознанием, а нарушение мозга влияет на умственную и двигательную активность. Египтяне же первыми изучают строение глаза – появляется офтальмология, и у египтян же впервые появляется стоматология, причем уже как медицинская теория.

Кроме того, нам известны попытки египтян создатьпервые энциклопедии, первые карты мира. И есть попытка свести все знания по математике, географии в один папирус, то есть попытка создания научной энциклопедии. Так что можно сказать, что Дома жизни – это первые НИИ в истории человечества, которые возникают именно в эпоху Древнего царства.

Ну еще одно громадное достижение египтян этого времени – это появление литературы, то есть рассказов, сказок, которые предназначены для эстетического наслаждения. У египтяне впервые появляется беллетристика, котрую грамотные люди с удовольствием читают. Огромное количество сказок дает нам египетская литература: «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Фараон Хеопс и колдуны», «Два брата».

И есть одна повесть, первая в мире повесть, которая условно называется «Приключение Синухета». Это первая в мире повесть об эмигранте, её героем является египетский полководец, который возвращается из похода и узнает о том, что в стране сменилась власть. И он решил бежать, потому что понял, что ему не сносить головы. И он бежит к ливийцам, своим врагам, которых до этого успешно бил. Он перебегает к ливийцам, долго у них живет, воют с ливийцами против других племен, женится на дочери ливийского вождя. И когда он стареет, он начинает тосковать – у него появляется ностальгия. Но не по родине, а по бессмертию, которое ему может дать только египетский фараон. Он тоскует по гробнице с заупокойными резчиками и жрецами. Он понимает, что получить это он сможет, только вернувшись в Египет, в противном случае, его положат в землю и засыпят песками. Синухет вступает в тонкие, сложные переговоры с фараоном, который его прощает, и текст заканчивается совершенно замечательно. Он получает бессмертие от фараона и живет после этого, слава богу, недолго. Он практически сразу ушел в загробный мир, после того, как получил его. Для египтянина это, конечно, была огромная радость – получить гробницу и сразу туда отправиться.

Мы видим, что Египет этого периода обладает огромным культурным могуществом. Но возникает вопрос об экономических предпосылках такого могущества. И тут мы узнаем, что египтяне этого времени осваивают все известные рудники. На юге золотые рудники Нубии египтяне подчиняют себе полностью, на Синае – медь, в последствии начинают закупать олово. И вот, наконец-то, в эпоху Среднего царства, когда медь встречается с оловом, египтяне узнают бронзу. Правда, в небольшом количестве, и египтяне в это время все еще работают медными орудиями. Дальше появляется бирюза, лазурит, все районы, где встречается известняк, переходят под контроль Египта. Появляется даже должность – смотритель рудников.

Египтяне этого периода много и успешно воюют. Сенусерт III доходит на юге до Второго нильского порога и ставит по их берегам стелы, на которых совершенно идентичные надписи: «Если кто-то из моих границ, то будет проклят. А если кто из моих потомков пойдет дальше на юг, да будет благословен. То есть эти стелы призывали египетских правителей не отступаться от границ Египта, которые установил Сенусерт.

А что такое второй Нильский порог? Второй Нильский порог – это район обитания негроидных племён, которых можно было оттуда брать, сколько хочешь и превращать в рабов, и отправлять работать на рудники, потому что Египту была нужна живая сила в большом кол-ве. В это же самое время резко увеличивается количество рабов за счёт самих египтян. Бывало так, что египтянина брали в качестве заложника и потом продавали на рабском рынке, никто не думал возвращать ему свободу. И этот египтянин становился тем, что называлось «бак». Бак – это частный раб. И число таких рабов увеличивалось. Порабощали своих же граждан. Кроме того, было очень много рабов-ливийцев, азиатов и чёрных рабов. Так вот постепенно Египет богател и становился цивилизованной страной и в том смысле, что смягчались нравы.

Так вот постепенно Египет богател, становился цивилизованной страной, но цивилизованной не в том смысле, что смягчались нравы. Эпоха среднего царства дает нам очень интересный пример. Это надпись на гробнице знатного человека, вельможи, которого звали Менчу-Хетепу. Надпись на гробнице, как совершенно справедливо сказал Олег Дмитриевич Берлев, является предтечей горациевого «памятника», и во многом напоминает то, что написал в своем "Памятнике" Пушкин. А "Памятник" Пушкина является, как известно, переложением "Памятника" Горация. Так вот в чем уникальность этой надписи Менчу-Хетепу, в том, что здесь вельможа называет своим основным достоинством доброе сердце и снисхождение к маленькому человеку, желание понять каждого, кто обращается к нему с просьбой. Вот что здесь сказано в переводе Берлева: "Я сам поучение для юношей, спокойствие, терпеливость; отсутствие спора с маленьким человеком, благосклонность к говорящему о нуждах своих, пока он не изложит наболевшее. Подлинный памятник человеку – доброе свойство его, забвение – это злонравный. Если будет свершение по слову сему, то прибудет имя мое доброе постоянно во граде моем. Ибо не рушим памятник мой вовек".

Вот так за столетия в 19 веке до нашей эры была составлена эта надпись. Это свидетельствует уже о пробуждении основ гуманизма в древнеегипетском обществе эпохи Среднего царства. Можно сделать вывод, что по мере того как возрастает цивилизация, увеличивается число социальных институтов, увеличивается специализация труда, общество все более и более гуманизируется. Конечно, в таком обществе, в котором есть дом жизни, может уже возникнуть представление о смягчении сердца, могут уже возникнуть основы морали и нравственности.

Если для более ранней эпохи, эпохи Древнего царства, основным достоинством фараона была его ярость по отношению к противнику, была демонстрация его мощи, то для Среднего царства основное достоинство фараона, наоборот, умение укротить себя, умение спрятать свои эмоции, умение быть незаметным для поданных, и даже таинственным. Вот какая перемена происходит в это время в религии. Тут все связано одно с другим. Перемена совершенно значительная, очень важная. В эпоху Древнего царства, фараон был богом солнца, которое открыто всем и сияет. Это солнце называется Ра. Ра – это солнце в зените, которое всем видно. В эпоху Среднего царства, богом солнца выступает Амон. Амон - главный бог города Фивы, само имя которого переводится как тайный, скрытый. Амон - это солнце ночное, невидимое. И вот появляется культ Амона, и царь становится недоступен, невидим. Невидим не только царь, невидимо даже место его погребения. Фараоны среднего царства не хотят лежать в открытых пирамидах, зная о судьбе своих предшественников. Они хотят быть похороненными в тайном месте. Это тайное место - Долина царей, где фараонов хоронят без больших ритуальных праздников, а обычно это были всегда проводы царя на небо. Теперь хоронят их вдали от городов, людей. И это признак новой идеологии: царь хочет быть невидим солнцу. Не ярким, ослепительным, а таким, которое сияет, но никто его не может лицезреть.

 

9. Конец Среднего царства

И вот этот период Среднего царства заканчивается совершенно неожиданно, потому что Египет мог процветать еще долгие века, если бы со стороны Синайского пол-ва на него не напали азиаты. Азиаты, напавшие на Египет в конце 18 в. получили название гиксосы (это греческое название, так их назвали греки). Потому что, в египетских источниках они называются "хека хасут", что означает "хозяева пустынных земель", это жители пустыни (два варианта: либо Хасут, либо Шасут). Но у них был совершенно интернациональный состав. Когда говорят о гиксосах, нужно иметь в виду, что речь идет не только о семитах. Это такие хапиру, в числе которых были и семиты, и хурриты, и эламиты, и кого только не было. И самое страшное - это их боевые колесницы. Египтяне никогда не видели боевых колесниц, они и колеса то толком не видели. А тут сразу колесницы, и сразу лошади. А египтяне и лошадей толком не видели. Ужас!!! Довольно стремительно эти самые гиксосы захватывают часть египетских территорий и обосновываются в городе Аварис. Обнаруживается основная проблема египетской государственности в эпоху Среднего царства - неразвитость технологий. Если бы у египтян были свои колесничные войска, то естественно гиксосы не представляли бы для них такой опасности. Но у египтян не было толком ни бронзового оружия, ни колесниц. Поэтому они вынуждены были отступить. Да и самое главное тут была неожиданность. Египтяне не ожидали, что на священную землю могут напасть какие-то непонятно кто, какие-то дерзкие захватчики. Но, к сожалению, произошло то, что произошло. Египтяне не смогли противостоять гиксосам, после чего началось постепенное погружение египетской культуры в культуру переднеазиатскую. Наконец-то произошла полноценная смычка культур. Гиксосы, завоевав Египет, дали им новую технологию, новое представление об устройстве мира.

Негодяй, Мрачный Канцлер, Чорный Властелин, Мама-утка, Темный Лорд, Ксюша Лебедева и Доктор Зло

15.10.2011

§13. Второй переходный период и Новое царство в Египте.

(XVIII – XVII вв. и XVI – XI вв.)

1. Гиксосское влияние на культуру Египта

Гиксосы управляли Египтом на протяжении 110 лет. Они избрали своей столицей ном Аварис, вожди гиксосов провозгласили себя царями. Египтяне, столкнувшись с большим количеством вражеских сил, не смогли препятствовать нашествию гиксосов и отступили. В руках гиксосов находилась восточная часть Дельты, а юг Египта, можно сказать, что юг полностью гиксосам не подчинялся.

Почему гиксосы так надолго задержались в Египте? Дело в том, что они пользовались поддержкой со стороны местной знати. Они предоставили старой египетской знати значительные привилегии, поддерживали храмы, и поэтому власти захватчиков не угрожали никакие восстания или заговоры.

Нашествие гиксосов положило начало технологическому развитию Египта. Гиксосы принесли с собой бронзовое оружие, колесницы. Египтяне впервые увидели лошадей, и даже верблюдов. Верблюды были экзотикой для Египта, а лошадей с гиксоских времен в Египте начали разводить. В это время в Египте появляются водоподъемные сооружения, "шадуфу". Тогда же появляются ножные мехи для раздувания огня, появляется ткацкий станок и усовершенствованный плуг. Гиксосы приносят в Египет технологию изготовления стекла.

Говоря о культурном влиянии гиксосов, стоит отметить в первую очередь религиозное влияние. В Египте появляются святилища, посвященные богам Древней Передней Азии, святилища в честь Хадада, Дагана, богини Иштар, и, что примечательно, святилище, посвященное семитскому богу первопредку, которого звали Шэт (или Сут). Египтяне называли его Сутех и смешивали с Сетом, потому что пишется очень похоже. В египетской мифологии бог Сет - бог злодей, убивший Осириса, и вдруг египтяне начинают почитать его. Это связано с тем, что гиксосы создают свои собственные святилища, посвященные их богу Сутех, а египтяне смешивают этого бога с Сетом. Египтяне начинают узнавать мифологию Древней Передней Азии. В Египте появляется представление о море и морском боге. До этого, они старательно обходили тему моря, они его боялись и называли его слезами Сета (ничего хуже, чем слезы Сета быть не может). Все, что связано с Сетом по определению плохо. Теперь египтяне начинают поклоняться морю, и у них даже возникает рассказ о том, как богиня была похищена морем.

В эпоху правления гиксосов начинается массовое обучение египтян языкам народов Ближнего Востока. Египетские чиновники учатся говорить по-аккадски, по-угаритски, по-финикийски. Советниками администраторов становятся западные семиты. Начинается интенсивное взаимообогащение культур.

Несмотря на более чем столетнюю оккупацию, приход гиксосов в Египет можно считать положительным в плане развития технологий и культуры. Египет существенно обогатился от этого периода, и те достижения, которые были принесены гиксосами в Египет, стали развиваться дальше. У египтян появляется коневодство, в армии возникают колесничные войска, Египет массово переходит от использования медных орудий труда к бронзовым, страна развивается. Другое дело, что все это произошло с некоторым запозданием, потому что Египет стал использовать бронзовое оружие и бронзовые технологии уже тогда, когда Ближний Восток начинал все внимательнее присматриваться к железу. На Ближнем Востоке люди были гораздо более прогрессивные в плане технологий, а Египет только-только начинал осваивать бронзу, переходя где-то с меди, а где-то с дерева и камня, потому что египтяне еще активно осваивали камень. У них были каменные орудия труда и деревянные тоже. Это было очень серьезным отставанием и не позволяло египтянам сравняться в мирной жизни с народами Ближнего Востока.

 

2. Конец правления гиксосов

110-летнее правление гиксосов закончилось необычно, восстал Фиванский ном. Фиванский ном имел свою династию, это была 17-ая династия, и фараон этой династии,которого звали Секененра, объявил гиксосам войну и вывел их на сражение. О том, что произошло во время этого сражения, можно судить по состоянию мумии этого фараона. Он был изрублен на большое количество частей, которые потом складывали вместе, как-то склеивали для того, чтобы получилась мумия и можно было захоронить. Секененра был беспощадно и зверски убит, фиванская армия тогда потерпела поражение. Но фиванцы не остановились, и уже сын Секененра, которого звали Камес, предпринял атаку на Аварис по реке. Собрался большой флот, и воины на кораблях устремились к ному Аварис. Надо сказать, что Камес имел шанс захватить гиксосскую ставку, но ему это помешали сделать жрецы. Местная знать попросила Камеса пойти на компромисс с гиксосами и заключить временное мирное соглашение. Жречество имело множество выгод от сотрудничества с гиксосами и оно не хотело их терять. Камес был вынужден отступить, хотя он практически дошел до Авариса.

Его брат, Яхмос, был гораздо более решительным человеком. В 1500 году до н.э. он захватил Аварис, пленил последнего гиксоского царя и провозгласил себя царем в Фивах и провозгласил Фивы политической столицей всего Египта. С этого времени началась новая эпоха в египетской истории, которая называется Новое царство, даты 16-11 века. Эти даты совпадают со Средневавилонским периодом в истории Месопотамии. Эпоха владычества касситов так же приходилась на это время. Касситские цари Вавилонии и египетские цари Нового царства были современниками. Это важно, так как в середине 2 тысячелетия Египет и Месопотамия вступают в тесные дипломатические отношения.

 

3. Эпоха Нового царства

Уже первый царь этого времени Яхмос, ставший основателем 18 династии, думает о пути развития Египта. Пути могло быть два: либо за счет увеличения производительности внутри страны, либо за счет ограбления соседних территорий. Египет пошел по второму пути в эпоху Нового царства. Второй путь обеспечивал еще и первый путь. Египтяне хотели брать во всех войнах большое количество пленных, и эти пленные должны были работать в частных вельможеских хозяйствах вместо египтян для того, чтобы обеспечивать благосостояние чиновников. Египтяне хотели выкрутиться за счет ограбления соседних территорий и за счет пленных, которых они решили сделать работниками в хозяйствах. Но такая политика привела к серьезному внутреннему конфликту в самом египетском обществе.

Эпоха Нового царства в Египте была временем противостояния двух социальных слоев. Первый социальный слой – старая знать, прежде всего, жречество и администрация древних городов, таких как Фивы, Мемфис. Второй социальный слой в египетском языке назывался словом "немху". Немху обозначает бедный, убогий, несчастный. Это малоимущие и незнатные люди, которых фараоны Нового царства в большом количестве принимали в армию. Терять им было нечего, так как они почти ничего не имели, поэтому они шли воевать. Но из длительных походов они возвращались самыми богатыми и именно в них фараоны Нового царства видели опору. Поскольку многие фараоны воевали, то они видели свою пору прежде всего в своих соратниках, в тех, кто были на войне вместе с ними. Таким образом, немху стали постепенно теснить традиционную знать: начали требовать привилегий, у них появились имения, они были самыми преданными слугами фараона. Немху - это были те люди, которые уже имели свой взгляд на то, как устроен мир, этот взгляд не совпадал с мировоззрением традиционной египетской знати. Это противостояние позднее привело к такому явлению как религиозная реформа. Она состоялась в 14 веке до н.э. и была первой попыткой введения монотеизма на Ближнем Востоке.

 

4. Тутмос I

Преемником Яхмоса стал фараон Тутмос Первый - первый великий завоеватель этой эпохи, человек, который захватил Эфиопию на юге, а на северо-востоке дошел до Ефрата. В Северной Месопотамии он хотел захватить государство Митанни. Это такое государство, в котором преимущественно жили хурриты, кавказский народ. Тутмос I дошел даже до Ефрата и испугался, потому что река Ефрат течет в противоположном направлении (с севера на юг, а не наоборот, как река Нил). Он назвал реку "перевернутая вода" и переправляться не стал, и это спасло и митаннийцев и вавилонян от египетского вторжения.

Тутмос I захватил территорию вдоль реки Евфрат, куда входила Палестина, Сирия и часть Северной Месопотамии. Территория была разграблена, и с этого времени установилась привычная для египтян тактика войны. Они врывались в город, грабили все, что могли и потом его поджигали. Это было немилосердно и глупо, потому что они не оставляли ничего на последующую наживу. Они все уничтожали под корень и тем самым лишали себя шанса на благополучное правление в данном регионе. Люди их просто не хотели, они знали, что все будет выжжено, поэтому сопротивлялись до последнего человека. Египтяне теряли своих солдат в большом количестве, но это их не пугало, потому что они использовали эфиопов, нубийцев. Людей они не щадили и ценой большой крови добивались победы. Но закрепляться на покоренных территориях еще не умели, поэтому все поджигали, выносили все, что могли и уходили к себе. Такая война была неразумной, и в последствии это было исправлено.

 

5. Тутмос III

У Тутмоса I был сын Тутмос II – слабый и болезненный человек, который рано умер, но, тем не менее, оставил наследника. Тот был совсем маленький, когда Тутмос II умер.

Наследником стал Тутмос III, но из-за того, что он был маленький, была назначена регентша – его тетка, которую звали Хатшепсут. Она официально стала регентом, а потом была провозглашена фараоном. Ее очень полюбило жречество главного фиванского храма, посвященного Амону-Ра. Хатшепсут одаряла этот храм благовогиями, миррой, ладаном, отправляла экспедиции в далекую страну Пунт ("Земля богов"), где эти благовонья находились. Там они закупались и привозились в Египет. Поэтому жрецы Амона официально провозгласили Хатшепсут фараоном. Это означало, что Тутмосу III закрыта дорога к власти. А он, между тем подрастал, ему было уже 15 лет, он хотел воевать. И у Тутмоса III начиналась копиться злость на тетку, к тому же у нее завелся фаворит, таинственный дядечка, от которого можно было ждать чего угодно. Его звали Сенмут, он был талантливым архитектором, построил храм в Дер-эль-Бахри, посвященный богу Амону, и в этом храме были размещены все надписи, составленные от имени Хатшепсут. Ему повезло умереть раньше, чем к власти пришел Тутмос III.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.