Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало. 5 страница




К тому же, Урукагина не мог остановить общественное расслоение. В это время в Лагаше и прилегающих шумерских городах возникла уже хорошо сформированная верхушка общества, которая ни при каких обстоятельствах не стала бы делиться своей властью. Члены храмовой администрации были одновременно общинниками, держателями личных наделов. Они получали двойной доход: c одной стороны им платил храм за исполнение должности, с другой стороны – они получали урожай у себя дома, на своём участке. Если они при этом ещё брали взятки, поборы с ремесленников, пастухов и т.д., то у них образовывался дополнительный объём капитала, за счёт которого они могли прикупать землю. Таким образом, скоро они становились крупными землевладельцами, которые могли нанимать рабочий персонал. В южной Месопотамии довольно рано уже появляются батраки, которые по весне нанимались на сезонную работу. Участков, на которых требовался их труд, было огромное количество, потому что крупный землевладелец, скупавший участки не мог только силами своей семьи обработать эту землю.

 

4. Финансовая система в Месопотамии

Какие же были в то время деньги? За счёт чего создавались первые капиталы? Бумажных денег или металлических монет не было, они появляются очень поздно. Первая монета появляется только в 7 в до н.э. в Лидии на территории Малой Азии. А до этого люди в странах Древнего Востока расплачивались различными драгоценными металлами по весу. В частности в Месопотамии это был серебряный лом, который взвешивали. По-аккадски он назывался сигль (сикль) или шекель (от глагола “шакАлю” – взвешивать, отвешивать). Следовательно, первый способ расплатиться – это отвесить серебряный лом. Второй способ расплатиться - заплатить ячменём (так же по весу). Если человек скапливал себе капитал, он делал это в серебре или ячмене. К золоту как менному эквиваленту пришли также достаточно поздно, и с самого начала как деньги оно не использовалось. Об этом речь пойдёт позже.

Образовался слой зажиточных людей, которые получали плату у себя на месте, в храме(в храмовой администрации), пользовались доходами с личного участка, прикупали землю и пользовались урожаем с этой земли, а также принимали участие в войнах (на Древнем Востоке мужчины обязательно воевали).

 

5. Вооруженные силы Месопотамии

Важный вопрос для нашего рассказа: из кого состояла армия? Несколько мы знаем из дошедших до нас текстов и изображений, в Шумерском городе Лагаше армия состояла из 3-х родов войск, которые напрямую зависели от имущественного ценза семьи, потому что оружие и всё оснащение человек покупал на собственные средства и государство ему ничего не давало.

4) Легко вооружённая пехота

5) Тяжело вооруженная пехота

6) Колесничные войска

В Шумере легко вооруженные пехотинцы – это были самые бедные люди, которые не могли себя хорошо защитить. У них были дротики, которые он метали, боевые палицы, булавы. Война всегда начиналась с этой несчастной легко вооружённой пехоты, которую били первыми.

Потом шла тяжело вооруженная пехота, причём она шла сомкнутым строем и вперёд, чем производила очень грозное впечатление (что-то вроде клина). Она состояла из людей в длинных шлемах с тяжёлыми длинными копьями. Зачастую одно такое копьё несли 2 воина. Тяжело вооружённая пехота была крайне неповоротливая, потому что оружие в то время было медное или бронзовое, и носить его было очень тяжко. Всё, и шлемы, и рубашки типа панцирей, было тяжёлым, и бросаясь всей своей массой на врага, она его просто давила.

И, наконец, когда возникала необходимость, где-то в середине сражения, тяжело вооруженная пехота раздвигалась, и выходили колесничные войска. На колеснице мог сперва умещаться только один человек. Он управлял мулом (в то время колесницы были запряжены мулами) и одновременно метал дротики, но потом там стали располагаться 2 человека – возница и стрелок. Плохо было то, что не было лучников. Вся эта громоздкая машина, которая имела устрашающий вид и шла только вперёд, не была манёвренной и не умела воевать из засады. Поэтому любой маленький отрядик, засевший где-нибудь в кустах с луками, мог легко их всех перебить, но пока такого противника не обнаруживалось.

О чём свидетельствует такое массивное суровое тяжёлое войско? О том, что большое количество богатых людей вкладывались в оружие, которое было не просто военными доспехами, но было ценностью, куда вкладывались средства человек, имевший много такого оружия, считался очень богатым. По мере того, как в шумерских городах за счёт земледелия, торговли, прикупа земель, взяток и т.д. люди всё богатели и богатели, общество расслаивалось, но появлялось большое количество людей, которые, имея у власти всё, хотели ещё большей власти. То есть их город уже не устраивал, они претендовали на руководство всеми городами. И вот этот период правления Урукагины заканчивается весьма странным образом: на границах города Лагаша оказывается войско соседнего города Уммы, извечного противника Лагаша, и это умийское войско возглавляет царь, которого звали Лугальзагеси. К моменту, когда он пришёл в окрестности Лагаша, он уже захватил 5 городов, и во всех них он провозгласил себя царём (лугалем). Стало быть на его стороне было по мимо войск его собственного города ещё 4 армии. Лугальзагеси разграбил 16 поселений в окрестностях Лагаша. А что же делал Урукагина? Организовал ли он оборону своего города, увидев противника лицом к лицу? Ничего подобного. Он сбежал, и его следы теряются как раз в 2312 году. Куда он сбежал, знают только шумерские боги, но до нас дошло одно очень любопытное свидетельство. Есть такой памятник, который называется “Обелиск Маништусу”. (Миништусу – это один из царей, который покупал землю в окрестностях города Киша), на котором, среди других продавцов земли значится Урукагина. И вот тепрь историки гадают тот это Урукагина или не тот: если тот, то ему во времена Маништусу должно было быть около 100 лет.

Следы Урукагины теряются и Лугальзагеси хочет войти в Лагаш, и никто ему особо не препятствует, поскольку особой обороны не было, сопротивления никто не оказывал. Но! войти в Лагаш он не успевает, потому что не встречу ему наперевес направляется войско под предводительством семитского царя Саргона, и он объявляет Лугальзагеси войну.

 

6. Начало правления Саргона Аккадского

А откуда он собственно появился? Саргон был царским чиновником, который поднял восстание, сверг своего хозяина, собрал большую армию и захотел быть царём всего. Он был очень умелым реформатором. Он понял, что, чтобы победить эти неповоротливые тяжело вооружённые войска и нагруженные дротиками колесницы, которые тоже двигались крайне медленно, запряженные мулами (неповоротливее лошадей), можно только быстротой, натиском, внезапностью, а все эти качества присущи лучникам. Саргон создал армию нового типа. Она могла стрелять из укрытий, могла организовывать засады, разделяться на засадные полки, и, самое главное, в этой армии была очень большая дальнобойность луков. Они метко стреляли на большие расстояния, и поэтому армии Саргона не смог противостоять никто.

К сожалению, у нас нет описания войны между Лугальзагеси и Саргоном, древние источники никогда не писали о ходе войны, но мы знаем, что она закончилась поражением Лугальзагеси, и, только представьте себе, Саргон со своей небольшой, но хорошо обученной армией взял в плен 5 армий других городов. Дальше было самое тяжёлое – понять, что делать. Для того, чтобы ты стал царём, нужно было получить признание всех шумерских богов, а это могло произойти только в священном городе Ниппур, где собрались бы делегаты из всех городов и где бы его торжественно провозгласили “царём Вселенной”. С Лугальзагеси так и произошло. Когда он покорил 5 городов, Ниппур уже не стал ждать, пока он покорит остальные 5, и они позвали его и провозгласили “царём Вселенной”. Поэтому Саргон понимал, что Лугальзагеси, с одной стороны, в плену, но, с другой, он по-прежнему царь, его признали боги, а сам же он пока только бунтовщик против истинного царя. Он придумал гениальную штуку: он провёл Лугальзагеси через ворота Энлиля наоборот, и это показало, что Лугальзагеси как бы возвращает из своего прежнего царского состояния в первоначальное. Таким интересным ритуалом Саргон уничтожил в религиозном смысле право Лугальзагеси называться царём, и воцарился сам.

Возникает следующий вопрос: а что всё это время делали люди (пока Лугальзагеси принимал царствование, потом воцарялся Саргон, кто-то с кем-то воевал)? Кого из них они признавали узурпатором, а кого нет? Тут есть интересный момент. Есть такая старая формула, которая в Месопотамии всё всегда оправдывает “Нет власти не от Бога”. Жрецы в Месопотамии признают власть того человека, который у власти находится, и они его не могут считать его узурпатором, так как его привели сюда сами великие боги. Следовательно, кто бы не приходил к власти в Месопотамии, он всегда будет признан как законный правитель. Но! с этого законного правителя будут требовать то, что мы сейчас называем соцобеспечение, то есть покровительство храму (жрецы: если ты нас кормишь – мы тебя признаём, а если забываешь – то ты нехороший и мы можем устроить против тебя заговор). Это было главное и единственное условие. Каждый правитель Месопотамии, приходя к власти знал, что он должен он должен “кормить богов” (то есть кормить знать). Если знать сыта – всё будет хорошо.

Саргон был умный человек. Он, придя к власти, объявил себя верховным попечителем главного храма Южной Месопотамии, и блестяще удержался. Но своего хозяйства у него не было, и это значило, что он должен был добывать пропитание путём войны. И вот, представьте себе, что на протяжении 25 лет своей государственной деятельности Саргон находился в военных походах. Он воевал четверть века (чтобы кормить всех этих бездельников).

 

7. Биография Саргона

А кто такой был Саргон? Он правил 55 лет, из которых 25 был в походах. Пока он воюет, мы о нём что-то знаем, поскольку он оставляет надписи. Как только он прекращает воевать и запирается у себя во дворце, мы перестаём о нём что-то хорошо знать. И только последние годы Саргона, которые были омрачены восстаниями против него, нам известны из текстов очень странного жанра, а именно гадательных текстов, так называемых оминах (оменах). В этих гадательных текстах очень часто можно встретить описание исторических событий. Особенно интересны тексты предсказаний по печени жертвенного животного (ягнёнка или козлёнка). Они ценны для историков одной своей дорогой чертой: в них вторая часть, которая называется по-гречески “аподезис”, содержит исторически факты, а первая часть всегда содержит описание того, что происходит с печенью. Например, если в правой части скопилась желчь, и она имеет форму того-то, то произойдёт со страной тоже самое, что было с Саргоном, когда этот царь сидел во рву возле своего дворца и не мог выйти, потому что он был окружён мятежниками. Бывали, и более странные сообщения, которые можно интерпретировать по-разному. Например, если в желчном протоке по правую сторону внизу темно, то будет, как с царём Бурсином, который умер от укуса своей туфли (может быть, у него была гангрена, или кто подложил ему в туфлю скорпиона). Что касается Саргона, эти гадательные тексты рассказывают нам о последних годах его жизни, и мы кое-что можно узнать. Что же касается первых 25 лет, то помимо военных походов, Саргон проводил реформы, и его можно назвать первым в истории южной Месопотамии царём-реформатором.

Саргон по своему происхождению семит, первый семитский правитель, который имел статус царя. Он был человеком незнатного происхождения, и само его имя, а правильно не Саргон, а Шаррукен, означает “истинный царь”. Имя давалось человеку неслучайно, это тронное имя, он его получил после воцарения, и оно подтверждало легитимность царя. О происхождении Саргона была создана легенда (трудно сказать в какой степени ей можно доверять) [полезная ссылка - http://ulenspiegel.od.ua/skazanija-o-sargone - О.С.]: матерью Саргона была безбрачная жрица, а отцом простой человек из маленького городка … (?) Естественно, что безбрачная жрица, которая родила, могла быть катастрофой для города. Если бы её поймали с ребёнком, её бы, по правилам того времени, просто утопили. Есть другая версия, что она была не совсем безбрачная, а ей дозволялось иметь ребёнка в результате обряда “священного брака”, который происходил раз в год, но она мало правдоподобна (это скорее всего была случайная связь). Таким образом, матери Саргона, имени которой мы не знаем, пришлось спасать себя и ребёнка. Она посадила его в корзинку и пустила по Евфрату (то есть, скорее всего, легенда о Моисее, которая была гораздо позже, была списана с легенды о Саргоне). Корзинку подобрал царский водонос, которого звали Акка, он воспитал Саргона, и мальчик начал служить при дворе в городе Кише. Когда будущий Саргон стал юношей, в него влюбилась прекрасная богиня Инанна, которая сказала, что если он станет её мужем, она даст ему власть. И он согласился. После обряда “священного брака” с этой богиней, он объявил её покровительницей всей своей будущей династии. Так как во время обряда “священного брака” роль богини играла верховная жрица, вполне возможно, что в него влюбилась какая-то жрица, пообещала ему власть, и он в союзе с этой жрицей устроил мятеж, схватил законного кишского царя, сверг его, а это уже исторический факт, и провозгласил себя начальником армии, после чего началось его триумфальное восхождение к власти. Это была, конечно, легенда, но значительная, так как ни о ком из предыдущих шумерских правителей так не рассказывали. Итак, он победил Лугальзагеси, был специально призван в Нипур и дальше на протяжении 25 лет проводил реформы, государственную, военную, календарную, которые затронули даже такую область духовной культуры как искусство. Реформа Саргона – это одна из самых значительных реформаторских эпох в истории Древнего мира.

8. Реформы Саргона

Когда он пришёл к власти, он увидел, что мешало предыдущим шумерским правителям организовывать население своих городов и бороться со взятками – горизонтальная клановая структура – все были родственниками. Для того, чтобы изменить положение дел, нужно было изменить вертикаль власти. И Саргон – первый, кто это делает. Он отменяет горизонтальные клановые связи, и вводит вертикальную связь начальник-подчинённый. А что для этого делать? Нужно, чтобы на государственных постах работали люди разных национальностей, которые не являются родственниками, чтобы разбить родственные привязанности. При Саргоне выдвигается большое количество семитов и людей с восточных гор, и эламитов, и т.д. Он берёт на службу всех, и его государственный аппарат, становится полностью вертикальным. Он каждый год назначает своих специальных царских чиновников, создаёт бюрократическую систему, которая подчиняется ему напрямую, объединяет все местные царские суды в один царский суд, делает первую столицу государства (до этого у шумеров никогда не было столицы) – город Аккад, где помещает главную канцелярию. Затем он превращает городские ополчения в регулярно действующую армию, которая получает довольствие непосредственно из царской казны. Он поощряет развитие торговли, ростовщичества, при нём появляются первые случаи, когда деньги хранятся в чём-то типа современных банков (люди приносили денежные суммы и хранили там, но, в отличии от сегодняшних банков, они их получали обратно без процентов).

Несмотря на покровительство людей разных национальностей. На главные посты храмов (посты главных жриц), Саргон назначает своих дочерей, а их у него было очень много, потому что у него был гарем, у него были дети от разных браков, с разными иноземными принцессами. Это были очень удобные места для разведчика (она могла писать донесения, о том, что происходит в городе), и все прекрасно понимали, что какой-нибудь город находится под негласным контролем дочери Саргона.

Кроме того, он провёл календарную реформу. Дело в том, что в каждом шумерском городе существовал свой календарь. Новый год везде начинался примерно одинаково – в конце марта-начале апреля, но месяцы назывались по-разному и шли в разное время. Саргон это всё упорядочил, ввёл согласование местных календарей по эталонному календарю из города Ниппур. Точно так же Саргон поступил с системой мер и весов. При нём были введены гири стандартного размера, установлена единая плата в серебре и в зерне ячменя, установились расценки, в частности цены на рабов окончательно установились при Саргоне. Он поощрял свободную коммерцию, которой раньше не было, так как торговые агенты торговали от храмов (теперь появились свободные торговцы). Он поощрял куплю-продажу земли, садов, полей.

При нём колоссально выросла роль личности, индивидуума в истории, и у нас есть одно свидетельство, которое это подтверждает: мы не знаем, как выглядели шумерские цари до Саргона, потому что до него никто не догадался сделать их портретов. Есть портреты богов, изображения непонятные и стандартные, большое количество статуэток молящихся людей, но как конкретно выглядели правители, например, каким был Урукадина, мы не знаем. Первый портрет – это скульптурный портрет Саргона, который хранится в Лувре, и именно с Саргона месопотамские правители научились себя изображать, у них появился вкус к тому, чтобы приказывать создавать свои портреты. Саргон научил человека уважать личность, поэтому в последние годы его правления, его даже стали негласно считать богом, настолько необычным человеком он, видимо, был. До нас дошли имена собственные типа “Саргон-мой Бог”.

 

9. Итоги правления Саргона

Таким образом, Саргона можно считать первым реформатором в южной Месопотамии, и можно даже сказать, что произведённый им переворот был необратим, и никто потом уже не вернулся к тому порядку вещей, какой существовал в Шумере до него. Одновременно он прекратил и постоянные распри между шумерских городов за политическое превосходство: присвоив их все, став царём севера и юга Месопотамии, он прекратил междоусобицу, а это означало, что начался интенсивный рост населения. Появилась чёткая вертикаль власти (каждый человек чётко знал свою должность и своё место), установились твёрдые расценки за исполнение должностей. Установилось чёткое представление о времени на территории всего государства. И, в результате, подданными Саргона захотели быть люди других регионов. Ему начали клясться в верности царьки Сирии, Малой Азии, и Саргон этим воспользовался: он совершил военный поход, дошёл до Средиземного моря, и объявил своими данниками всех правителей по ходу его армии. Таким образом, вся Сирия, часть Малой Азии, сирийская пустыня на границе Месопотамии – всё это отныне было территорией данников Саргона. Так возникли предпосылки к созданию государства имперского типа, но это было не ко времени. Империя в то время ещё не могла быть создана, потому что не сложились ещё объективные условия, но в западной литературе пишут, что Саргон создал такие предпосылки. Некоторые учёные даже пишут об империи Саргона, хотя с исторической точки зрения это не верно.

Далее с конца XXIV по начало XXII века Месопотамия находится под властью Саргонидов (династия потомков Саргона) или иначе Аккадской династии.

Великая Ольга

 

19.09.2011

§5. Саргониды и третья династия Ура.

 

Саргон правил в Месопотамии в районе 55 лет. Потом приходили к власти его потомки. Династия, основанная Саргоном, называется династией Саргонидов или династией Аккада. Первым преемником Саргона был Римуш. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%83%D1%88)

1. Римуш

Римуш оставил о себе чрезвычайно недолгую память, потому что при нем была предпринята попытка отстранить от власти все шумерские роды, которые раньше были в числе знати. Это была такая систематическая борьба с шумерской аристократией, с шумерской властной верхушкой. Борьба эта привела к затяжной кровопролитной войне, и, как отмечает Римуш в своих надписях: «Было убито десять тысяч человек», - имеется в виду, разумеется, противник, потому что победители на Древнем Востоке никогда не писали о числе собственных потерь. 10 000 человек из войска противника итого. Римуш ввёл в политику практику ослепления пленных, и он сообщает в своих надписях о том, что было ослеплено около 3 000 человек. Конечно, трудно себе представить масштаб этого злодеяния, потому что ни один из правителей Месопотамии пленных не ослеплял и не уничтожал своих политических противников в таких масштабах. Неудивительно, что Римуш, правивший 10 лет, окончил свои дни чрезвычайно плохо. Против него составился заговор и он был убит каменными печатями. Его просто забили печатями. Такая вот была странная смерть. Потом, когда прошли уже сотни лет, память об этой нелепой смерти сохранилась в народе Ближнего Востока, и когда хотели напугать какого-то правителя, говорили, что вот тебя постигнет судьба того, кто был убит каменными печатями, и правитель знал, что точно имеется в виду. И дальше своих инициатив не развивал. Вообще, само имя Римуш означает «дикий бык его». Его – имеется в виду какого-то бога. Так что своё имя дикого быка он вполне оправдал. Имя, разумеется, тронное. Оно было дано ему при восшествии на престол. Саргон и Римуш окончательно закрепили за Аккадом статус политической столицы Месопотамии. Покровительницей царской династии стала богиня Иштар. Богиня Иштар - семитская богиня любви и войны. По шумерски она называлась Инанна. Иштар – по аккадски. Я вам напомню, что эта богиня некогда соблазнила Саргона, как свидетельствует легенда. Она ему предложила стать её мужем. Но только после того, как он согласился, она вручила ему царство. Для всех потомков Саргона она была главной покровительницей.

 

2. Маништусу

После гибели Римуша на престол вступил следующий потомок Саргона – Маништусу.(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%88%D1%82%D1%83%D1%88%D1%83). Этот правитель ничем особым не прославился, но от него дошёл очень интересный документ. Он хранится в Лувре, сделан он из камня и называется обелиск Маништусу. Чем этот документ интересен? Это записанный на большой каменной стеле договор о купле-продаже земли в окрестностях города Киша. Из этого документа, также как и из нескольких других хозяйственных текстов, мы узнаём удивительную правду о том, как обстояло дело с куплей-продажей земли в Месопотамии в этот период, а это удивительно. Как я уже говорил, земля была поделена в каждом городе на храмовую и на общинную. Большесемейные общины держали земельные участки в своих руках и крайне неохотно с этими участками расставались. Так что если кто-то решал купить землю, то он должен был пройти через чудовищно сложный и материально обременительный процесс. Во-первых, он должен был заплатить цену покупаемого земельного участка. Во-вторых, он должен был бы внести приплату как некую компенсацию за то, что эта земля будет утрачена продавцом и его родственниками. За что же полагалась эта приплата? Земля считалась телом общины. Человек, который продавал землю, как бы отсекал часть тела у общины. Следовательно, полагалась эта морально-психологическая компенсация – приплата за продажу части общинного тела. В-третьих, не стоит забывать и о кормлении. Покупатель должен был накормить бедных родственников продавца (представьте большесемейную общину – это около 500 человек, бедных могло быть и 200 и 300 и т.д.), притом разовым кормлением дело не ограничивалось, нужно было всех наделить какими-то продуктами и товарами. На обелиске Маништусу мы видим полный список родственников продавца. Под этим списком говорится, что все эти люди «по воле царя хлеб ели». Маништусу всех накормил. Интересно, что одно из имён, которое мы встречаем на обелиске Маништусу, это имя Урукагины. Там написано «Урукагина, сын Энгильса». До сих пор историки гадают – это тот Урукагина, который сбежал из Лагаша, когда на него наступили войска Лугальзагеси, или это какой-то другой Урукагина. Если это тот самый Урукагина, автор незадавшихся реформ, то ему в это время должно было быть к сотне уже. Но кто знает? Но для чего создавался обелиск Маништусу? Он должен был закрепить за царём проданную землю, потому что эта земля принадлежит именно Маништусу, и вот был заключен такой договор, выполненный в камне. Обычно в конце таких договоров всегда были формулы проклятья. Они звучали так: «Если кто-нибудь посмеет эту стелу передвинуть, надпись с неё стереть, саму стелу разбить, то великие боги ему…». И дальше идёт перечисление, что великие боги, конкретно каждый из них, а их много, с этим человеком и с его потомством сделают. Как правило, эта формула проклятья заканчивается тем, что с его места они его скинут, в пыль его посадят. И его семя, и его корень исторгнут, т.е. прекратят его род. Это была самая страшная угроза. Обелиск Маништусу – это документ о купле-продаже земли. Мы видим, насколько люди Южной Месопотамии были привязаны к своей земле. Они не хотели с ней расставаться. Они воспринимали её как часть своего тела. Отсюда понятно, почему до нас дошло такое небольшое количество документов о купле-продаже земли именно с юга Месопотамии. Очень неохотно расставались с зёмлей. Второй момент – кто бы ещё, кроме царя, мог накормить двести родственников продавца? Поэтому земельные участки покупали или начальники храмовых администраций (тоже очень богатые люди), или цари. Человек простой или человек менее чиновный вряд ли мог позволить себе такую роскошь. Так обстояло дело на юге Месопотамии.

На севере была немножко другая картина, в том смысле, что там с землёй расставались более охотно, земля часто переходила из рук в руки, торговля землёй была прибыльна. Но дело в том, что земля на Севере Месопотамии не столь плодородна, она каменистая. Поэтому она и ходила из рук в руки. На Юге была чрезвычайно плодородная земля, её старались удерживать, как только могли. Маништусу, также как и его предки – Саргон и Римуш, воевал с многочисленными горными племенами, нападавшими на Южную Месопотамию. Маништусу отбивал их атаки и ничем особым больше не прославился.

 

3. Нарам-Суэн

Преемником Маништушу был действительно замечательный человек, его звали Нарам-Суэн. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC-%D0%A1%D1%83%D1%8D%D0%BD) Это первый правитель Южной Месопотамии, который получил статус бога. Первый обожествлённый правитель. Долгое время историки спорили: как воспринимали Нарам-Суэна? Как бога с самого начала, или он получил титул бога за какие-то свои заслуги? Потом был обнаружен документ, который помог нам понять – что же такое статус бога для жителей того времени в Месопотамии? В этом документе сказано, что Нарам-Суэн одержал победу над горным племенем луллубеев. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BB%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%B8) Он загнал луллубеев туда, на западные горы и победил, взял в плен массу луллубейских воинов, обратих их в рабство, луллубейского вождя поразил копьём, и это был великий подвиг. Потому что луллубеи уже давно доставали аккадских царей и вот, наконец, Нарам-Суэн с ними расправился. Городское собрание этой общины за военные заслуги Нарам-Суэна испросило разрешения у великих богов именовать Нарам-Суэна богом. Нарам-Суэну было пожаловано звание «бог» (бог Аккада) за военные заслуги. Сделало это народное собрание города Аккада, которое попросило у остальных богов право на причисление Н.-С. к ним. Фактически это означало, что теперь перед именем Нарам-Суэна будет ставиться специальный клинописный значок, означающий «бог». В честь Нарам-Суэна будет построен храм, утверждён его культ с жертвоприношениями, ему будет воздвигнут памятник, у него появятся свои жрецы. Но при этом каждый общинник понимал, что Нарам-Суэн – это обычный человек. Никто его богом по происхождению не считал. Все знали что он – потомок Саргона. Происходить от Саргона было почётно, но Саргон-то и сам не был богом, поэтому можно рассматривать обожествление Нарам-Суэна как выдачу ему почётного звания.

Нарам-Суэн, после того, как стал богом, больше всего опасался, что традиционная знать, а особенно жречество, будет обвинять его в непочтительности ко всем другим богам. Он очень старался и перечислял большие суммы на содержание храмов в честь верховных богов. Он перечислял большие средства для починки, для реставрации храмов, в частности, на кирпичах храма в городе Ниппуре стоит личная печать (19-57, тут Максим очень сильно кашляет, поэтому ничего не разобрать - Ксюша), (эквалайзер мне в помощь – редактор) с его именем, что означает «Нарам-Суэн, великий строитель и восстановитель храма». Нарам-Суэн боялся правильно - люди в Древней Месопотамии не любили обожествлённых царей. Как-то косо они на них смотрели. Они его сделали сами богом, и они же против него устроили заговор, в результате которого он был убит. Впоследствии про Нарам-Суэна была сочинена злая и несправедливая легенда, в которой он был обвинён в гибели самого города Аккада. История была такая: великие боги потребовали, чтоб Нарам-Суэн и его люди ушли из Аккада, потому что боги приговорили Аккад к смерти. Но Н-С не послушался великих богов. Он стал им перечить и разрушил главный храм города Ниппура, потому что он считал себя богом главнее, чем все остальные. Затем боги наслали на Аккад потоп. Потопом были дикие горные племена, которые назывались кутии. Кутии нахлынули на Аккад, осадили его и город погиб. Впоследствии Аккад был занесён песками. Текст имел такую мораль: «Если бы не было неблагочестивого Н-С, который возгордился и возомнил себя главным богом, то Аккад был бы жив. Он был приговорён богами, но потом боги возродили бы в нём жизнь. Это было обычное явление – сперва боги собирались, чтобы погубить какой-нибудь город, а затем его восстанавливали сами. Но из-за неблагочестивого поступка Нарам-Суэна город Аккад никогда не был возрождён. Вот такая мораль. Берегитесь неблагочестивых правителей!» Эта легенда – злая и абсолютно несправедливая, потому что Нарам – Суэн не только не разрушал храм в городе Ниппуре, но он и восстанавливал его несколько раз. Но вот, тем не менее, его обвинили во всех смертных грехах именно потому, что он получил титул бога. А при каких обстоятельствах был получен титул, все забыли. Вот такая странная судьба у Нарам-Суэна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.