Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История Египта




 

 

3.10.2011

§10. Введение в историю Древнего Египта.

 

1. Хронология истории Древнего Египта

История Древнего Египта уже в античности была разделена на так называемые царства. Это разделение произвел Манефон – египетский жрец, живший уже во времена правления в Египте эллинистической династии Птолемеев. Манефон разделил историю Египта на царства и династии следующим образом:

  1. Старое (древнее) царство
  2. Среднее царство
  3. Новое царство

Тем не менее, современная наука добавила к этому разделению несколько новых пунктов, и таким образом нынешняя хронология выглядит следующим образом:

  1. Раннее царство (31-29 вв.до н.э.) От нулевой по вторую династию
  2. Старое царство (28-24 вв. до н.э.) С третьей по шестую династию
  3. Первый переходный период (23-21 вв.до н.э.) С седьмой по десятую династии
  4. Среднее царство (21-18 вв.до н.э.) С 11-ой по 12-ую династии
  5. Второй переходный период (период владычества гиксосов – 18-конец 17 вв. до н.э.) С 13-ой по 17-ую династии
  6. Новое царство (16-11 вв до н.э.) С 18-ой по 20-ую династии
  7. Владычество ливийцев, эфиопов, ассирийцев, персов (10-6 вв. до н.э.) С 21-ой по 31-ую династии

Само слово Египет греческого происхождения: оно происходит от египетского названия одного города, который греки поняли как Айгюптос. В подлиннике этот город назывался Хет-Ка-Птах — «дом двойника (Ка) Птаха».

 

2. Особенности египетской цивилизации

Египет – это единственная крупная цивилизация древности, расположенная в Африке, а не в Азии. Все египетские города были вытянуты одной тонкой линией вдоль берегов Нила и очень плотно прилегали друг к другу. Это была очень важная черта, обусловившая политическую структуру государства. Такое близкое расположение населенных пунктов позволяло объединять их под властью одного царя. В Месопотамии так сделать было нельзя, потому что все города стояли на собственных каналах вдали друг от друга. В Египте же существовала лишь узкая полоска плодородной аллювиальной низменности вдоль Нила, отступив от которой можно было оказаться в голой пустыне. Страна была зажата между Средиземным и Красным морями, к западу располагалась Ливийская пустыня, где жили берберы, а к востоку часть Аравийской пустыни. Море египтяне не использовали и даже боялись его.

Самое интересное направление – это юг Египта, потому что где-то на юге располагались истоки Нила. Несколько раз за историю страны предпринимались походы к истокам реки. Однако, в тех землях, в непроходимых джунглях жили негроидные племена, которые нападали на египтян из-за деревьев, используя духовые трубки с отравленными дротиками. По этой причине ни одна экспедиция до озера Тана в Эфиопии, из которого в действительности вытекает Нил, не дошла. Отсюда у египтян сложилось поверье, что Нил течет прямо с небес на землю. Более того, никто в Египте никогда не видел других рек, кроме Нила, поэтому народ полагал, что все реки в мире текут так же, как и Нил – с юга на север. Так что когда армия Тутмоса I пришла захватывать Месопотамию и увидела Евфрат, то у людей произошел когнитивный диссонанс, началась паника, и Тутмосу пришлось отступить (прим. редактора).

Северная территория Египта условно называется Дельта, а южная – Долина. В Египте всегда было много полезных ископаемых: строительный камень, лес на границе с Сирией, поэтому египтянам не приходилось долго ходить за стройматериалами, как это было в Месопотамии. Климат в Египте был мягкий, река разливалась точно в срок - 19 июля, когда выходила звезда Сириус. У египтян были специальные приборы «ниломеры», определявшие уровень воды в Ниле, по которому можно было определить, какой в нынешнем году будет урожай. В Египте не было затяжных дождей, сильных засух, и в таком благоприятном климате могло нормально функционировать государство. А поскольку работало государство, климат был мягкий, народ не надрывался на поливных работах, то жили египтяне исключительно долго. Абсолютным рекордсменом по долгожительству и, соответственно, по числу лет правления является Пиопи II, последний фараон Старого царства, который правил 96 лет, а жил соответственно где-то 110. Второе место занимает, очевидно, Рамсес II, который просидел на троне 85 лет. Чудеса долголетия демонстрировали и египетские вельможи, и даже когда в Египте появилось христианство, то великие основатели монастырей жили столько же. Аве Шенуте, ранневизантийский церковный деятель в Египте, жил 125 лет. Таким образом, Египет в древности был чрезвычайно благоприятной территорией для жизни вообще.

Более того, Египет, в отличие от Месопотамии, – это территория, изолированная от всего мира. На Египет в ранней древности никто никогда не нападал. Берберы, жившие рядом в Ливийской пустыне, не могли представлять угрозу этой сильной державе. Наоборот – египтяне ходили на них походами, и не только на берберов, но и на Палестину. И в итоге, будучи единственной, изолированной развитой цивилизацией в Африке, египтяне искренне уверовали в то, что они – особый народ. Египтяне стали называть себя - люди, а всех остальных - твари, то есть творения бога.

По этим причинам в Египте рано появилась ксенофобия, неприязнь к остальным народам, отношение к ним, как к тварям. Как только египтяне приводили из походов пленных, они давали им египетские имена, и говорили с ними без переводчиков, что бы те быстрее выучили язык, потому что в Египте не было другого языка, кроме священного египетского.

Таким образом, особенности географического положения диктовали и особенности психологии и структуры государства.

Культ царя – еще одна особенность египетской культуры древности. В Месопотамии царей тоже обожествляли, но здесь ситуация была совершенно другая. Царь всегда, независимо от обстоятельств, был богом. У царя было два тела: золотое, которое видели только боги, и человеческое, которое видел весь простой народ. Кроме того, царь (фараон – это более позднее название) был младшим солнцем. Старшее солнце – это то, которое светит на небе, а младшее – царь. Оба солнца были источником жизни на земле. Это очень важная черта, проходящая через всю историю Египта. Она означает, что фараон воспринимался, как создатель всего живого. Без фараона невозможны были плодоношения, сбор урожая, невозможна была сама жизнь.

Вот так буквально египтяне воспринимали царя, он был для них отдельной субстанцией: все живое смертно, но только царь бессмертен. Отсюда ясно, что вся земля в Египет принадлежала царю, в отличии от Месопотамии, где земля принадлежала общине. Власть над землей царь делил с другими богами, распределяя эту власть по трем сезонам года: половодье (с 19 июля), засуха и всходы. Во время половодья и засухи, когда идут ирригационные и полевые работы, земля принадлежала царю, а во время всходов, земля принадлежала другим богам, потому что те собирали с нее урожай. Отсюда понятно, что вся земля в Египте – это земля божья.

Такой подход определяет очень многое. Прежде всего, то, что фараон берет на себя ответственность за все культы остальных богов: он снабжает их жертвами. Население же Египта служит только царю и обслуживает его культ. Все остальные боги – это не их дело. Соответственно, в Египте никогда не было городской общины. Все египетские города были объединены под единой властью государя.

Однако с самой ранней древности, Египет делился на две части: на север и юг. До 30 века Египтов фактически было два – верхний и нижний. Один фараон носил белую корону, а другой красную. И только в 30 веке объединил Египет и стал править всей страной фараон, которого звали Мин (греч. Менес). Вообще что касается египетских имен, многие из них вошли в святцы и стали вполне себе нормальными простонародными русскими именами. В частности, Мин стал Михеем, Пахом без изменений вошел в наш язык, а имя Оннефер стало Онуфрием.

Египет стал единым государством, объединившим более 30 городов, которые по-гречески назывались и до сих пор называются в науке номы. В каждом из этих городов был культ своего бога, а богов в Египте было очень много: Птах, Осирис, Тот, Анубис и т.д. Более того, у египтян была развита зоолатрия, то есть почитание богов в виде животных. Например бог луны и грамоты Тот почитался, как птица ибис и как павиан; был даже кродилоподобный бог Себет. Но заботу обо всех этих божествах брал на себя только царь. Начальник каждого города подчинялся фараону, народного собрания не было, но был совет, состоявший из 10-12 богатых мужей, как правило, жрецов. Таким образом, город управлялся номархом (начальником) и советом.

 

3. Ранняя история Египта

Ранней египетской историей недавно стали занимать не только египтологи, но и палеоэкологи, которые выяснили много интересного. В 4 тысячелетии произошла трансгрессия вод мирового океана, в результате чего была затоплена Дельта, и население Нижнего Египта сбежалось в Долину. Этим наконец-то было объяснен тот факт, что в 4 тысячелетии под власть фараона Верхнего Египта неожиданно попало несколько сотен тысяч человек. Ранее считалось, что это количество пленных и данная цифра сильно преувеличена. Еще одна загадка - долгое время рабочие отряды, обслуживавшие гробницы, назывались «корабельные ватаги». Это название также было довольно странным, однако теперь стало ясно, что они назывались так потому, что добираться до сооружений Нижнего Египта можно было только по воде. Со временем уровень реки опустился, но название осталось.

Таким образом, история Египта начинается с экологической катастрофы. Видимо эта катастрофа так ударила египтянам по мозгам (прим. редактора), что имена у первых египетских фараонов были довольно странные: были Скорпионы – Скорпион I и Скорпион II, фараон Сом, Боец и др. Очевидно это тотемные имена. Но в любом случае, у фараонов с ранней древности было два имени – тронное имя, которое он получал по восшествии на престол, и Горово имя (Горова сущность). Фараон воспринимался, как бог Гор – бог с головой сокола (Гор – это имя, а не место жительства) (прим. редактора). То есть с самых ранних времен в Египте была очень сложная, запутанная титулатура фараонов.

Темный Лорд

 

 

8.10.2011

§11. Египет в эпоху Раннего и Древнего царств.

 

1. Объединение Египта

Объединителем Египта уже небезызвестный вам историк Манефон считает основателя I династии, царя по имени Менес (Мин). Однако он не был первым верхнеегипетским правителем, претендовавшим на власть во всем Египте. Так называемая палетка Нармера, одного из додинастических правителей Верхнего Египта, найденная при раскопках Иераконполя, повествует в символической форме о победе этого царя над жителями Нижнего Египта. Нармер представлен на этой рельефной табличке как триумфатор, увенчанным объединенной короной Верхнего и Нижнего Египта. По-видимому, некоторые предшественники Нармера также претендовали на господство над всем Египтом, Менес же возглавил список египетских царей, дошедший до нас благодаря сочинению Манефона, вероятно, потому, что именно с Мина началась в Египте прочная летописная традиция. Но и при Менесе, так же как и при его предшественниках, да и последователях, достигнутое единство страны не было еще окончательным.

Период Раннего царства - это время становления общеегипетского государственного аппарата. Надписи I и II династий изобилуют названиями многих ведомств и должностей, существовавших ранее или впервые возникавших в связи с усложнением хозяйственного и административного управления, как в центре, так и в номах, на протяжении всего Раннего царства: Эти изменения связаны, по-видимому, с поисками оптимальных форм управления, а также учета и распределения производимых материальных ценностей.

Покоренный Менесом, Нижний Египет долго еще не желал признать свое поражение, и там в течение почти всего Раннего царства происходили кровавые военные столкновения. Но на смену Раннему пришло Древнее царство. (прим. редактора)

 

2. Источники по истории Египта

Итак, что же мы знаем об эпохе великих пирамид? Прежде всего, нужно сказать несколько слов об источниках. Информация по истории древнего периода дошла до нас из надписей в гробницах вельмож, и царей, текстов пирамид, из граффити начальников отрядов при строительстве гробниц – между прочим, очень интересного источника: начальники оставляли на камнях свои пометки. Есть также немногочисленные надписи на печатях, сохранилось несколько папирусов с царскими декретами. Можно сказать, что основные источники – это тексты, написанные на камнях, вырезанные на них.

Помимо текстов есть значительной важности источники – подписи к рисункам. На гробницах вельмож есть множество изображений работников царских или вельможеских хозяйств. Под рисунками написано, о чем говорят люди, изображенные на них. Некоторые египтологи сравнивают эти подписи под картинками с немым кино. Действительно, есть множество кадров, изображающих один и тот же трудовой процесс, под которым подписано, что говорят его участники.

Никакой литературы, в смысле беллетристики, еще нет, поэтому все источники, дошедшие до нас, так или иначе, связаны с политической историей этого времени и с личностью божественного царя.

 

3. Особенности Египта в эпоху Древнего царства

При Второй династии, то есть в конце Раннего царства, была совершена последняя в истории Египта попытка расчленения страны. Мятеж был жестоко подавлен фараоном, которому за это было пожаловано имя «святой обеих земель» (очевидно, Исбхепрур – прим. редактора), так оно переводится. И с того времени никто и никогда не пытался расчленить Египет – с Третьей династии он существует, как единое государство, до самого конца.

Египет эпохи Древнего царства, или Старого царства, был технологически неразвитым государством. Египтяне пользовались деревянными или каменными орудиями труда, в частности деревянными мотыгами. Гораздо реже использовались медные топоры. Медь была известна, она доставлялась с Синайского п-ова. Золото египтяне добывали на востоке, а в последствии стали ходить за золотом в Нубию, то есть на территорию нынешней Эфиопии. Строительный лес у египтян был в достатке, но в это время самым главным материалом становится известняк, которого было много и который был свой, а не привозной. По этой причине египтяне стали изготовлять из известняка гробницы и пирамиды. Известняк различался обычный и белый. Обычный залегал на территории, близкой к городу Мемфису, а белый известняк, использовавшийся при облицовке пирамид, гробниц и изданий, добывался на противоположном берегу Нила. Там организовывали целые подводы, переправляли известняк через реку, а затем везли на санях волокушах, потому что колеса древние египтяне не знали. Ни экипажей, ни колесниц в Египте не было, царя переносили в паланкине, а для грузов использовались специальные сани на платформах. Отсюда можно видеть, что Египет в отличие от Месопотамии, действительно, был государством отсталым в технологическом плане. В последствии это послужило причиной поражений Египта в войне против стран Ближнего Востока.

Пока же египтяне устраивают жизнь так, как она будет длиться даже не столетиями, а тысячелетиями. Существует единое государство, во главе которого стоит фараон – бог с головой сокола, имеющий золотое тело – Гор или Хор. Пока фараон жив, он носит Хорово имя. Когда фараон умирает и уходит в потусторонний мир, он становится Осирисом – богом мертвых. Таким образом, любой фараон является одновременно Хором и Осирисом. Фараон в отличие от всего живого, не должен подвергаться тлению, потому что он бог. Все может распадаться, но фараон никогда, потому что тело фараона есть тело страны, и если оно разложится, то разложится и весь Египет. По этой причине еще с очень раннего времени, с Третьей династии, появляется обычай мумификации тела царя. Из него удаляются внутренние органы, которые запечатываются в сосуды. Тело покрывается маслами, оборачивается специальным тканями, и получается мумия, которая затем кладется в саркофаг. Мумия фараона есть нетленное тело Осириса. Таким образом, уже с самого начала египетское государство было тесно связано с религиозной идеологией. Когда фараон умирал, говорили: «Его Величество отправились на небо». Тотчас же назначался следующий фараон, причем следование фараонов должно было быть непрерывным, потому что цари образовывали непрерывное нетленное тело Осириса, и власть фараона над Египтом не прекращалась никогда.

 

4. Социальная структура Древнего Египта

Структура египетской верхушки:

1. Второй человек в Египте после фараона назывался Чати, его должность часто переводят как «визирь». Визирь, разумеется, это должность второго человека после халифа у арабов, но по функциям они примерно похожи. В функции Чати входили финансовое ведомство, сбор налогов и руководство судебной палатой.

2. Третий человек в государстве – это начальник войска. Фараон, конечно, являлся главнокомандующим, но только во время боевых действий. В мирное же время эти функции выполнял начальник войска, подотчетный фараону.

3. Помимо начальника войска имелся также начальник полиции. Что интересно, функции полицейских в Египте выполняли нубийцы, которых уже в самых ранних текстах называют маджаи. Именно нубийцы отвечали за порядок на территории страны.

При Третьей династии политической столицей Египта стал Мемфис. Это греческое название, по-египетски он назывался по-другому, что в переводе означает «белые стены». Именно в Мемфисе возникает постоянная резиденция фараона, а в его пригородах впоследствии начинают строить пирамиды. Все хозяйства Египта этого времени делились на хозяйство бога, то есть на хозяйство царя, которому принадлежала вся земля в стране, и дома собственные. Дома собственные - это вельможные владения двух типов:

1. Дом собственный по истине – это передаваемое по наследству имение.

2. Дом собственный по службе – это хозяйство, которым фараон награждал вельможу за хорошую службу. Такое хозяйство не передавалось по наследству, а после смерти хозяина отдавалось в распоряжение другого столь же отличившегося вельможи.

Возникает нешуточный вопрос – а была ли в Египте община? Следов общины не обнаружено, очевидно, ее и не было. Но мелкое частное хозяйство у египтян всё-таки, видимо, было, потому что мы знаем несколько гробничных изображений рынка, где люди обменивают товар на товар либо расплачиваются за товар зерном или полотном. Значит, рынок был, а значит, какие-то элементы индивидуального хозяйства в Египте существовали. Люди меняли пищевые продукты своего хозяйства на оружие, рыболовные крючки и другие необходимые ремесленные изделия. Следовательно, хозяйства существовали, и излишки продукции обменивались на рынках. Ничего более конкретного мы сказать не можем, потому что все хозяйственные тексты имеют отношение либо к царским, либо к вельможеским хозяйствам.

Существовали также и храмовые хозяйства, но особенность их ведения была в том, что они все равно в том или ином виде принадлежали фараону, потому что именно фараон отвечал за поставку продовольствия культам всех других богов. То есть храмы в любом случае зависели от царя.

Что же представляет собой абсолютное большинство населения страны в это время? Это царские люди, которые называются рабами царя, и вот это словосочетание «раб царя», конечно, должно пониматься специфически, когда мы говорим о Египте. Рабы царя это не рабы, захваченные в плен на войне, или рабы должники. Это свободные люди, по нашим понятиям или по ближневосточным понятиям. Но в силу того, что эти люди родились в Египте, они все рабы божьи. И о людях в Египте говорят, что они слезы бога: тут конечно применяется игра слов, потому что люди по-египетски – ремедж, а слезы – ремет. Но за этой игрой слов стоит совершенно конкретный смысл: фараон производит из себя людей. Они вытекают, иммонируют из его глаз, из его тела, поэтому любой рожденный в Египте человек – это, прежде всего, произведение фараона, люди сами себе не принадлежат. Отсюда понятно, что рабы царя – это рабы божьи, которые являются частью его тела. И, самое главное, это инструмент, при помощи которого работает фараон, они его орудие. Отсюда следует еще один вывод – в Египет человек не может самому себе приписать результаты своего труда. Он понимает, что все делает фараон, но посредством его, посредством таких, как он.

Дальше происходит очень интересное, буквально понимаемая и метафорически реализуемая вещь. Кто такие вельможи в Египте? Первоначально это буквально «человек близкий к телу фараона», потому что фараон имеет божественное тело, и от этого тела распространяется благодать на тех, кто с ним соприкасается, то есть на парикмахеров, смотрителей царских спален, носителей царских сандалий. То есть первоначально это все, кто непосредственно близок к телу фараона. И при третьей четвертой династии эти вельмож хоронили рядом с фараонами, чтобы они были близки к нему и после смерти, соответственно их родственники и потомки были отмечены некой особой благодатью, особой общественной симпатией и постепенно стали составлять египетскую аристократию. Таким образом, в Древнем Египте выражение близость тело имело сакральную, буквальную сущность: особое просветление человек, что делает его непохожим на других.

Впоследствии наряду с этими близкими к телу, вельможами становятся чиновники, отличившиеся на царских работах и получившие в награду имение. Что же включало в себя имение вельможи, дом собственный по службе. Это было огромное хозяйство, состоявшее из дома, поля, сада, пруда или озера с рыбой, ткацких мастерских, различного рода пивоварен, пищевого цеха, большого количества фруктовых насаждений. То есть это целое хозяйство, где работали приставленные к нему государственные люди. Это были рабочие отряды, которые перебрасывались из имения в имение. Рабочие отряды могли быть иногда постоянными, иногда непостоянными. Но они обязательно обслуживали все вельможеские хозяйства. Сам вельможа мог ничего не делать, а только отдавать распоряжения. К его услугам было множество служителей. И эти люди почитали честью выполнять работы для такого уважаемого человека, потому что они получали полотно. Зерно, хорошее питание и вообще были надежно обеспечены средствами к существованию. Однако вельможеское хозяйство того времени было связано не только с обеспечением прижизненной деятельности хозяина, но и с его загробной жизнью. И это, пожалуй, было самое главное.

 

5. Система бессмертия в Древнем Египте

Вот теперь мы переходим к самому удивительному феномену египетской культуры: что было главное для египетского человека? Главное – это жить вечно. Ключевая идея египтян – это идея бессмертия и благополучного существования за гробом. Кроме того, это идея памяти: египтянин хотел остаться в веках, запечатлеться. Но возможность такого бессмертия была только у двух людей: у фараона и у вельможи, которого царь пожаловал личным хозяйством.

Теперь мы переходим к очень сложной теме, потому что оба варианта личного бессмертия – это те вопросы, над которыми уже долго бьется египтология и далеко не все в этом понимает. Но довольно многое уже становится понятным. Итак, первое бессмертие – это бессмертие фараона. Бессмертие фараона при Третьей династии получило воплощение в строительстве пирамид.

Первая пирамида, построенная в 29 веке, это усыпальница фараона Джосера, архитектором которой был Импхотеп. Имхотеп был удивительным человеком – архитектором, ученым, врачом и вообще назывался «исполняющим обязанности фараона», помимо чего был еще и Чати. И мы знаем, что даже статуи времен Джосера подразумевали изображение не одного, а двух людей – собственно Джосера и Имхотепа. Имхотеп известен еще и тем, что пронаблюдал восхождение Сириуса и связал его с разливом Нила. Таким образом, была установлена четкая дата разлива, и Имхотеп же сделал этот день египетским Новым годом. Известно также, что Имхотеп несколько раз спасал страну от эпидемии. Не удивительно, что этот человек, будучи уже архитектором пирамиды Джосера, впоследствии был обожествлен. Видимо, как раз Имхотеп и придумал или унифицировал представление о том, что такое загробная жизнь фараона.

У фараона существует множество различных ипостасей. Это в нашем представлении сущность человека делится на тело, душу и иногда дух, а египтяне верили, что у человека было множество этих субстанций.

1. Прежде всего, у человека есть двойник – Ка. Ка – это внешний облик человека, то, как он выглядит. Двойника можно создавать на изображениях. Современные портреты или фотографии – это то, что египтянин бы воспринимал, как Ка.

2. Ба – это проявление человека. Оно изображалось как птица, и современной литературе часто называется «душой» человека. Что-то в этом названии, конечно, есть, но египтяне воспринимали это именно как проявление.

3. Следующая ипостась называется Рен. Рен – это имя, то, как звучит человек.

4. Ах – это сила здоровья, крепость тела человека, его физическое состояние.

5. И, разумеется, у человека была плоть, которая по-египетски называлась Хат.

 

6. Бессмертие фараона и функции пирамиды

Соответственно, чтобы обеспечить фараону бессмертие нужно было построить пирамиды. Первая пирамида была высотой 60 метров, ступенчатая, которую Имхотеп построил в местечке Саккара, недалеко от Мемфиса. Впоследствии пирамиды начинают строить в Гизе близ Мемфиса, и там при Четвертой династии возникают самые высокие пирамиды в истории Египта: пирамида Хуфу (Хеопса) высотой 146 метров, и более низкие пирамиды его сына и внука – Хафра (Хефрена) и Менкаура. Пирамиды продолжают создавать до конца Шестой династии, то есть до конца всего Древнего царства.

Так что такое пирамиды, и какова их цель? У пирамиды три основных функции:

1. Во-первых, это усыпальница царя. Мумифицированное тело царя помещается в саркофаг, где оно наглухо закрывается, а комната с саркофагом замуровывается. Далее начинают приносить жертвы и читать заговоры. В результате заговоров от царя должны отделиться вышеперечисленные субстанции.

Ка, отделившись от тела, поселяется в изображении.

Рен помещается у входа в пирамиду. При входе обязательно должно быть написано имя фараона.

Ах переходит к другому, ныне живущему фараону.

И самое главное – это участь Ба. Согласно текстам пирамид, то есть заговорам, записанным на ее стенах, Ба, выходя из тела фараона, сталкивается с огромным количеством препятствий. Оно попадает во множество разных комнат, где его встречают демоны. Ба должно заклясть всех демонов, назвав их по имени, потому что египтяне считали, что если назвать имя демона, то он исчезнет. Потом Ба насыщается всеми продуктами, приносимыми к пирамиде, и выходит из пирамиды на небо – в область северных звезд. После этого на небе, в районе Полярной звезды, собираются все боги и признают фараона равным себе и отправляют его на поля блаженства. Где находятся эти самые поля, мы не знаем, они не локализованы. Но там можно жить в благоденствии, на полях блаженства есть слуги, есть царское хозяйство. Фараон постоянно там питается и управляет этим хозяйством.

Итак, фараон получает бессмертие в области северных звезд. Но это бессмертие только одной его части – его Ба. Тело же царя должно постоянно храниться в гробнице. Это вариант царского бессмертия. Такое бессмертие может быть только у фараона и больше ни у кого. Только фараон мог умерев отправиться на небо. Когда фараон умирал, люди говорили: «Его величество отправилось на небо.» или «Бог отправился на небо».

2. Во-вторых, это заупокойный храм. Около пирамиды существовало место для принесения жертв умершим предкам. Внутрь пирамиды, конечно, не пускали никого, но около пирамиды такое место было. Любой знатный египтянин мог принести там жертвы предкам, а впоследствии египтяне даже переписывались со своими умершими предками. До нас дошел совершенно необычный жанр древнеегипетской литературы – письма мертвым, огромное количество писем – два тома в современном издании. Правда ни одного письма с того света до нас не дошло. (*Улыбается). Но сами египтяне писали много и часто: они на что-нибудь жаловались и рассчитывали, очевидно, получить сострадание или помощь, потому на том свете по представлениям египтян жилось очень хорошо.

3. В-третьих, это царское хозяйство. Огромное царское хозяйство, которое по-египетски называлось «дом трупа». Пирамида начинала возводиться уже в первый год правления фараона. Соответственно, пока пирамиду строили несколько десятков лет, вокруг нее возникало огромное хозяйство. Там было животноводство, потому что были необходимы быки, козы и овцы для жертвоприношений. Там было и земледелие, и рыболовство, и изготовление пива, и кормилось и работало в этом хозяйстве несколько тысяч человек. Работать в «доме трупа» было очень престижно, потому что все работники освобождались от всех других повинностей, и существовали специальные царские декреты запрещавшие перебрасывать рабочих из пирамидного хозяйства на другие участки. Работать в таком хозяйстве было выгодно, удобно, надежно, там было много поселений, можно было заводить семью, детей и жить припеваючи (прим. редактора).

Геродот был совершенно неправ, когда говорил, что пирамиды возводились рабами, и вообще при их строительстве использовался неквалифицированный труд. Все это ерунда! Дело в том, что существует интереснейший источник – граффити начальников хозяйств на камнях пирамиды. Они позволяют понять, что формировались особые, высококвалифицированные отряды мастеров, которые пользовались материалами, выкапывавшимися прямо у подножия пирамид. Не нужно было ничего доставлять из дальних мест: весь ценный камень и известняк был в Гизе. Работали мастера медными орудиями и доставляли с противоположного берега Нил только белый известняк, для облицовки внутренних покоев. Попасть в пирамидный отряд было большой честью, потому что там много платили и, что называется, не дергали. В хозяйства не ходила налоговая инспекция, число работников было постоянным, умерших хоронили прямо у подножия, что было невероятно почетным делом. Поскольку фараоны жили очень долго, то человека мог в подобном хозяйстве провести всю жизнь, так и не дождавшись смерти царя.

Конечно, могли использоваться пленные, которые перетаскивали большие каменные блоки. Так, например пирамида Хуфу сработана из 2 млн. 300 тыс. каменных блоков. Вот для того, чтобы волочь на санях тяжелые грузы использовались военнопленные, как правило, жители Палестины или ливийцы. Но зато саму работу по обработке камней, соединению и облицовке, конечно, делали высококлассные мастера. И работой этой руководил сам начальник пирамидного хозяйства.

 

7. Бессмертие вельможи

Такого бессмертие фараона. Второй вариант бессмертия в древнем царстве – это бессмертие вельможи. Каким же образом оно достигается? До нас дошло большое количество автобиографических надписей вельмож, которые составлены от их имени и высечены на стенах гробниц. И в этих надписях рассказывается, какие поручения фараона вельможи выполняли и блистательно выполняли на протяжении своей жизни. Вельможу могли назначить начальником военного отряда, потом перебросить на управление школой, потом перебросить на царский скотный двор. Потом вельможа получал назначение в царский суд и руководил судебным процессом. Что приказывал фараон, то он и должен был выполнять. И вот выполнив все поручения, (а он к тому времени был уже пожилым человеком, если ему удавалось пережить все войны) вельможа получал от фараона богатые дары. Какие же это дары?

1. В Египте был учрежден первый известный в мире орден – Орден Жизни. Это египетский иероглиф Анх (крест с петлей наверху – прим. редактора), который изготовлялся из золота и вешался на грудь отличившемуся вельможе.

2. За службу вельможе давалось имение.

3. Но самое главное это то, что фараон жаловал вельможе гробницу с приставленными к ней резчиками и заупокойными жрецами. И именно факт наличия такой гробнице сулил вельможе бессмертие. Фактически вместе с гробницей вельможа получал вечную жизнь от фараона. И никаким другим способом он ее получить больше не мог, только от царя.

Прежде чем говорить об этом бессмертии рассмотрим некоторые фрагменты жизнеописания этих египетских вельмож. Вот например жизнеописание вельможи, которого звали Хуб-хор. Это вельможа шестой династии, он жил в 24 веке до н.э. Он был назначен начальником военного отряда и очень успешно совершил поход, но затем фараон дал ему еще одно поручение. Он захотел, чтобы Хуб-хор доставил ему из черной Африки какого-то карлика, который умеет замечательно петь и плясать. (Дальше следует замечательный монолог фараона, в котором тот требует привезти к нему карлика живым и невредимым, ухаживать за ним в пути, потому что больно хочет царь увидеть это чудо, больше чем золото рудников. – прим. редактора)

Другой вельможа Шестой династии Уна был назначен царем Пиопи I сначала судьей, затем начальником военного отряда, и в надписи на стенах гробнице он сообщает о своих деяниях в стихах.

***

Это войско вернулось благополучно,

разворотив страну бедуинов.
Это войско вернулось благополучно,
разорив страну бедуинов.
Это войско вернулось благополучно,
снеся её крепости.
Это войско вернулось благополучно,
срубив её смоковницы и виноград.
Это войско вернулось благополучно,
зажёгши огонь во всех её...
Это войско вернулось благополучно,
перебив в ней отряды в числе многих десятков тысяч.
Это войско вернулось благополучно,
захватив в ней пленными премногие отряды.
Его величество хвалил меня за это чрезвычайно.

 

 

Потом он говорит, что фараон посылал его пять раз на страну бедуинов «каждый раз, как они восставали». И вот после этих войн Уна был пожалован великим титулом – носителем царских сандалий. Он фактически был начальником Верхнего Египта, потом был послан доставлять материалы для царского саркофага, ходил в экспедиции, привлекался в качестве начальника ирригационных работ. И на всех своих постах он заслужил похвалу фараона.

Вот эти надписи сделаны вельможами, которым была пожалована гробница от царя. Что было дальше? Дальше резчики изображали на стенах гробницы все вельможеское хозяйство, причем нередко они это дело преувеличивали. Последним изображался сам вельможа, как правило, в профиль и с посохом в руках, взирающий на работников своего хозяйства.

Но необходим был еще одни человек, а именно заупокойный жрец. И вот как его приобретали: находился человек, который за кусок полотна соглашался, чтобы его изображение поместили на гробнице вельможи. После чего он собственно и становился личным заупокойным жрецом.

Далее, когда вельможа умирал, то по египетским представлениям он перемещался на свою гробницу. Гробница называлась «мир Ка», то есть мир-двойник. И там в мире гробницы Ка вельможи начинало вечную жизнь. Что интересно, вельможа, что называется хозяин – барин: если он не хотел брать с собой в загробную жизнь свою семью, то он изображался один. Если хотел, а это были единичные случаи (смех и непонятные слова – прим. редактора) то изображался с ними. В большинстве случаев это был вельможа-одиночка: он единолично управлял своим загробным хозяйством. И что самое главное, над ним в загробном мире не было начальника! Загробный мир в Древнем Египте это не просто вечное благополучие, а полная независимость и от фараона, и от любого вышестоящего начальника. Это значило, что только на том свете человек мог быть предоставлен самому себе, пока он живет, он должен выполнять чьи-то приказы. Так был устроен Египет.

Как вы понимаете, до такой чести дослуживался далеко не каждый, поэтому простые люди гордились самой возможностью оставить хоть какую-то память по себе. Они просили, чтобы именно их изобразили в рисунках гробницы, а наиболее достойных работников изображали с подписью их имен. И это уже было сказочное счастье! Потому что простые люди Египта, не удостаивались не только вечной жизни, но и памяти: их хоронили в песок, не оставляя каких-либо знаков, что здесь лежит человек. Право на память нужно было заслужить. И вот это стимулировало египтян к работе. Существовала очень мощная иерархия и, как говорят социологи, социальный лифт, который мог поднимать человека, независимо от его происхождения, очень высоко. Почему? Потому что знати в её средневековом представлении не существовало. Любой человек из любого социального слоя мог добиться высоких почестей, мог стать вельможей. Гарантией того, что он высоко поднимется, были его личные способности. И в это время человека награждают именно за его личные заслуги перед государством. Все хотели жить вечно, поэтому все старались заслужить милость фараона.

 

8. Парадокс мышления древних египтян

Теперь другой вопрос: а насколько вечной была это вечность загробного мира? Здесь нужно подчеркнуть один парадокс: египтяне, с одной стороны, были очень большие символисты. Они придумали такое, чего не знала ни одна цивилизация Древнего мира. Например, как поддерживать культ умершего, если нет заупокойных жрецов, которым нужно постоянно платить? Очень просто: надо изобразить жреца, чтобы он вечно молился за умершего. А как обеспечить жертвоприношения покойному? Тут египтяне вообще всех превзошли: поскольку покойный является не человеком, а Ка человека, то ему можно вместо земных жертв давать двойники жертв. Умершему приносили Ка продуктов. И поначалу это были модельки, а потом и моделек не стало: продукты просто назывались, и через перечисление передавались туда, в мир Ка. Потому что Ка продукта – это его имя. Если ты называешь продукт, то ты передаешь его туда. Вот до какой степени было развито символическое сознание у египтян.

Или например, нет постоянных заупокойных жрецов в гробнице. Так что они придумали: каждый, кто читает надпись на гробнице, есть заупокойный жрец! Так что с точки зрения египтян, все египтологи – заупокойные жрецы. Это с одной стороны – развитость символического сознания.

С другой стороны, египтяне были предельные материалисты. И вот это как-то увязывалось в их сознании. А материалисты они были потому, что например, если ты разобьешь нос у статуи вельможи, то он в загробном мире задохнется. (Египтяне думали, что нос – это орган дыхания.) А если ты разрушишь гробницу, то мир-двойник перестанет существовать, загробная жизнь вельможи закончится.

То же самое касалось и пирамид, потому что в последствии пирамиды разграблялись в больших количествах, с них стирались имена фараонов. Существовала издевательская надпись, которую воры оставляли над входом: «гробница бога, раздающего камень». После этого с пирамиды можно было беспрепятственно растаскивать блоки, чем в последующие эпохи люди активно и занимались. Самого фараона тронуть, конечно, было нельзя: он был на небе; но вот разобрать пирамиду было вполне возможно, так же как и выбросить тело фараона, после безуспешных попыток что-либо найти. А ничего, кроме тела и внутренних органов, было найти невозможно. Так что египтяне были вполне материалистичны даже в своем восприятии загробного мира.

 

9. Центральная власть и номархи

История Египта этого времени – это история постоянно нарастающего противостояния центральной власти и местных правителей. Конечно, Третья и Четвертая династии – это период сильной центральной власти, когда Мемфису подчинялись все остальные египетские номы. Но уже Пятая династия – это время усиления власти номархов – градоначальников. С чем же связано их усиление?

1. Они принимали участие в царских походах, награбили там многочисленные трофеи, привезли их домой, стали хорошо жить. И у них появилось собственное богатство, не зависящее от царской казны. В этой связи нужно обратить внимание на то, что египетская история не знает понятия «герой», а следовательно, нет и героического эпоса. Любой воин является орудием фараона, воинские подвиги совершает царь посредством своих рабов. За воинские подвиги человек получает от царя личное бессмертие. Чего ж еще ему надо? Но зато права на индивидуальную инициативу человек не имеет, он не может декларировать себя, как человека, совершившего великий подвиг. Следовательно, от войны ему достаются только трофеи и рабы. И вот номархи обогащаются за счет участия в походах.

2. Фараоны в это время живут и правят очень долго. А их долгое правление постепенно приводит к ослаблению их власти. Естественно, что когда фараону 80 – 90 лет, то за него уже кто-то управляет. Но это еще полбеды.

3. Главная беда в том, что фараоны того времени женились на своих сестрах, причем на родных. Фараон, будучи богом, мог взять себе в жены только представительницу божественного рода. Катя Л.: «А если не было сестер?» В.В.: «Были!» *всеобщая ржака*. Но если фараон жил по 100 лет, то сестры заканчивались *всеобщая ржака*, поэтому некоторые, особенно старые цари женились уже на своих дочерях. Какое потомство было от этих инцестных браков, можно себе представить. Происходило постепенное генетическое ухудшение династии, появлялись фараоны, которые не могли править просто по своему слабоумию.

Все это приводило к усилению власти местных правителей, о чем мы знаем по памятникам материальной культуры. Номархи во времена Шестой династии возводили себе гробницы из того же материала, что и царские пирамиды. Причем гробницы были уже гораздо более пышными, чем сама пирамида. В распоряжении номархов находились все личные каменоломни фараонов и царские ремесленные мастерские. И вот именно тогда при Шестой династии была предпринята первая попытка уравнять номарха и царя. Впоследствии таких попыток будет много, но при Шестой династии были первые: номархи уже тогда хотели сами быть фараонами. То есть представление о царском священстве постепенно уходит. Довольно сложно описать эту ситуацию целиком, потому что от Шестой династии, помимо декретов царей до нас доходят только тексты пирамид.

Фараоны стареют, походов становится меньше, следовательно, уменьшается приток рабов, уменьшается приток материальных ресурсов, страна беднеет, слабеет, на границах Египта появляются чужеземцы. На западе ливийцы, на востоке азиаты. Они устраивают пожары на границе, пригороды горят. В этой ситуации местные правители берут организацию обороны на себя, потому что от центральной власти ждать нечего: Пиопи II более ста лет. А пирамида его, между делом, все еще возводится, она еще не кончена. Все понимают, что государство может распасться. Внешнеполитические события сопровождаются событием экологическим: на Египет наступает засуха, меняется климат. Все это приводит к многоаспектному кризису государства, и в конце 24 века до н.э. Древнее царство перестает существовать.

На смену Мемфису приходит несколько городов, в каждом из которых появляется нечто вроде царской династии. Каждый из таких мнимых фараонов является ставленником определенного номарха или политической группировки, и начинается чехарда, которая длится два с половиной столетия. Начинается многоаспектный политический и социально-экономический кризис, который сами египтяне назвали «время болезни». А в истории это время называется Первый Переходный период. Он длился с 23 по 21 век.

 

10. Уникальность социального строя Древнего царства

Чем уникален социальный строй Египта в Древнем царстве? Он уникален своей абсолютной рациональностью. Каждый человек в Египте находился на своей должности, в своей ячейке и знал, сколько он получит за свой труд. Это положение дел не менялось столетиями. Более того несколько поколений одной семьи могло прожить при одном и том же правителе. Стабильность общества была абсолютной: на Египет никто не нападал, Нил разливался вовремя, люди, служа фараону, жили очень долго, не было никакой сверхэксплуатации, каждый занимался посильным трудом.

Теперь как обстояло дело с рабами? Разумеется, каждый египтянин был рабом царя, но были еще и обычные рабы, которые назывались словом «бак». Это были рабы-военнопленные, которые приводились из Ливии, Синая, Южной Палестины и Нубии. Каждый такой раб принадлежал своему хозяину, а не фараону, мог устроиться в армию, и в надомное хозяйство. Но к обычным царским работам их не привлекали, и в составе рабочих отрядов рабов не было. Это очень важное замечание, поскольку понятно, что к строительству пирамид рабы не привлекались – их строили свободные египтяне. Рабу меняли имя, раба заставляли говорить по-египетски, то есть египтизировался он моментально. Потомки рабов считались рабами и принадлежали они потомкам хозяев. Случаев оспаривания рабом своего рабского статуса в Египте не было.

Кто еще помимо рабов жил на территории Египта, были ли иностранцы? На юге Египта жили нубийцы, негроидные племена, которые сейчас являются суданцами. Они привлекались к работе в полиции, потому что считались людьми жестокого нрава. Ну и кроме этого во время очередного военного похода нубийцев спокойно могли превратить в рабов. Но в целом в эпоху Древнего царства на территории Египта жили только египтяне. Именно египтяне считались людьми и входили в понятие люди. Все остальные народы назывались «твари», то есть творения, и права полноценного наименования людьми у них не было. Это было связано с тем, что люди живут только на священной земле, а священная земля простиралась только от Дельты до первого нильского порога. Особенно хорошо, если ты утонешь в Ниле до первого порога, тогда ты считаешься святым, а если после первого порога, то уже просто обыкновенный утопленник. *всеобщая ржака*. Святой в данном случае (Хэси) означает приобщенный к Нилу, к святости. Но в принципе это то же самое что и человек, от которого исходит особый свет. Святость была у фараона, она называлась Ах, ну а обычный человек назывался Хэси.

Таким образом, египтяне жили на святой земле, никого кроме себя, по большому счету не видели и поэтому считали себя на особом положении. Но от этого египтян в скором времени отучили народы Азии, с которыми они познакомились в следующем тысячелетии.

Темный Лорд

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.