Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало. 8 страница. Третья статья: Выступил в суде со свидетельством о преступлении, касающемся жизни, но не доказал свои слова




Третья статья: "Выступил в суде со свидетельством о преступлении, касающемся жизни, но не доказал свои слова, - будешь убит. Если преступление касается серебра, то несешь наказание по этому делу". Однако наказание может настигать не только простых людей, но и самого судью.

Пятая статья: "Если судья вынес решение и закрепил его официально, а затем решение свое изменил, то судью следует изобличить и исковую сумму, имевшуюся в деле, выплатить в 12-кратном размере, и он должен быть лишен возможности быть судьей".

Основной принцип статей за кражу - уравнивание имущества бога, царя и авилума: "Если человек украл имущество бога или дворца, он должен быть убит, а также тот, кто принял это имущество из рук вора"; "Если человек украл вола, овцу, осла и т.д., если это принадлежит богу, дворцу или авилуму, должен заплатить в 30-кратном размере, если мушкенуму - в 10-кратном. Нечем заплатить - будет убит". "Если человек сделал пролом в доме другого человека, то его надо убить перед этим проломом. За ограбление тоже должен быть убит.

Если грабитель не был схвачен, правитель и поселение должны возместить пропавшее. Но тут есть хитрость. У хозяина пропавшей вещи должны быть свидетели, что это его вещь. Если хозяин пропавшей вещи не привел свидетелей, то он лжец и должен быть убит". (*Смех в зале.) Вооот. "Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, пришедший помочь, поднял взор на добро хозяина, то он должен быть брошен в тот же огонь". Сурово, но защищает интересы авилума.

В законах Хаммурапи есть новшество, талион - воздаяние равным за равное. Талион бывает нескольких видов.

1) Зеркальный (принцип "око за око"). "Выколол глаз сыну человека, должны выколоть ему глаз. Если переломил кость человеку, то ему переломить кость. Если с мушкенумом - отвесить мину серебра. Если с вардумом - отвесить половину покупной цены вардума.

2) Символический. Наказывается согрешившая часть тела (ха-ха). "Сын отца ударил - отрубить ему кисть руки".

3) Компенсационный. За членовредительство платится денежная сумма соответственно размеру ущерба.

 

"Как они определяют, каким видом наказывать человека?" - вопрос от Кати. Они это определяют очень просто. Зеркальный - если ущерб нанесен авилуму, компенсационный - если мушкенуму или вардуму. "Если выбил зуб равному человеку, то должны ему выбить зуб. Если мушкенуму - отвесить треть мины серебра. Если ударил по щеке человека по положению выше себя - должны отхлестать воловой плетью 60 раз. Если сын человека ударил по щеке сына равного человека, отвесить мину серебра. Если мушкенум ударил по щеке мушкенума, отвесить 10 мин серебра". Щека тут не страдает, речь идет не о членовредительстве, а об унижении, поэтому и наказание денежное. "Если раб ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо". То есть раб с отрезанным ухом, то все знают, что это раб, унизивший сына человека. "Если человек ударил человека в драке и ранил его, то должен он поклясться, что было это неумышленно, и оплатить расходы на лекаря. А если тот умер от побоев, то виновный должен поклясться, что это было неумышленно, и отвесить 10 мин серебра его сыну. Если побил дочь человека и причинил ей выкидыш, то должен отвесить 10 сиклей серебра за ее плод, а если она еще и умерла, то должны убить его дочь".

Значение талиона в истории права в том, что талиону предшествовала кровная месть, и талион - это более прогрессивная форма ответственности, ведь за преступление отвечает лишь сам преступник. В этом видна опора на хозяина и собственника, который лично отвечает за свои преступления.

Теперь к статьям про ремесленников и людей разных профессий. "Если лекарь спас человека посредством операции бронзовым ножом или спас ему глаз, то он может получить 10 сиклей серебра. Если это сын мушкетера - 5 сиклей серебра. Если это раб, то хозяин его должен дать 2 сикля. Если лекарь убил человека таким образом, то лекарю должны отрубить кисть руки. Если лекарь убил таким образом раба - должен возместить раба за раба. Если выколол глаз рабу - должен отвесить половину покупной цены раба хозяину". Ответственность строителя: "Если строитель построил дом непрочно, и дом рухнул, убив хозяина, то строитель должен быть убит. Если убил сына хозяина - то сын должен быть убит. Раб - раба за раба. Имущество должен возместить и отстроить дом из собственных средств. Если построил дом, а стена обрушилась, то стену должен укрепить из собственных средств. Если лодочник ненадежно сделал судно, то надлежит ему сделать новое прочное судно и отдать покупателю". Соответственно и с любым производителем других товаров.

Но у Хаммурапи в законах помимо всего прочего отвечают еще и животные. "Если бык забодал человека, то нет основания для иска. Если квартал сообщил человеку, что бык его бодлив, но он не закутал ему рога, и бык забодал сына человека, то за это надо заплатить полмины серебра".

Максимальная мера ответственности в законах Хаммурапи - в наказании за инцест, за сожительство с матерью. За это человека по законам сжигали. Серьезная ответственность также предусмотрена для безбрачной жрицы, забеременевшей и родившей ребенка. Ее следует потопить. "Если жена человека позволила убить мужа ради другого мужчины, то ее следует посадить на кол". Это три самые суровые статьи. Вообще в шумерском "убить" значит "палкой по голове ударить".

Хаммурапи в целом стоит на защите законных интересов жены человека. Впервые в истории говорится о брачном контракте. Без брачного контракта ты не считаешься вступившим в брак. Условия брака таковы. Брак - это договор, заключающийся между семьями, когда невесте от 6 до 9 лет. Сама свадьба происходит, когда ей 11-12 лет. Вопрос зала:"А детей когда рожали?" Очень сложный вопрос! Мы не знаем дат рождения людей. К тому же человек мог взять в себе в жену другую женщину, если жена заболевала. Мы не знаем сроков жизни людей. Когда заключался брачный договор, устанавливалось приданое и выкуп за невесту. Приданое было большое. С момента заключения брака женщина была под защитой своего рода и под защитой мужа и его семьи. Если муж умирал, она уходила обратно в свой род, пока не находила нового мужчину. То есть женщина не была одна. "Если женщина авилума, родившая ему детей, заболевает проказой, то муж не имеет права отказаться от нее. Он должен построить пристройку и кормить ее, пока она жива. Сам он может взять себе другую жену". Есть статьи про измену женщины. Мужчина может иметь несколько жен. Измену женщины должны подтвердить четыре свидетеля. Но громких процессов по этому вопросу не было.

Законы Хаммурапи регулировали все от семейных до денежных отношений, при Хаммурапи были установлены твердые цены. Раб стоил 20 сиклей серебра. Был окончательно закреплен срок для рабства-должничества - 3 года. Вопрос зала:"А рабом считался только мужчина?" Вообще Вардум - слово мужского рода, но рабами также могли быть и дети, и женщины. Человек мог продавать в рабство детей и жену, рабство оформлялось как усыновление. Дети в Месопотамии рассматривались, как имущество родителей. Если человек отдавал кредитору сына вместо себя за долги, то тот работал до трех лет. В это время впервые появляется представление о банках. Однако эти банки выдавали те же самые деньги, никакого оборота капитала не было.

В эпилоге Законов - развернутая форма проклятья: что каждый из великих богов сделает с человеком.

***Если же этот человек не будет чтить мои постановления,которые я начертал на своей стеле, будет презирать мои проклятия,не побоится проклятий богов и отменит законы, которые яустановил, исказит мои слова, изменит мои указы, сотрет моеначертанное имя и напишет свое имя или же из-за этих проклятийподучит другого сделать это, то — будь то царь, будь товластитель и будь то кто-либо из людей, названных именем, — пустьвеликий Анум, отец богов, призвавший меня к власти, отвратит отнего царский ореол, пусть он сломает его скипетр, пусть онпроклянет его судьбу.Пусть Эллиль — владыка, определяющий судьбы, велениякоторого неотменяемы, возвеличивший мое царство, раздует в егожилище неподавляемое восстание, губительную для него смуту; пустьопределит ему в качестве судьбы тяжкое правление, краткие дни,голодные годы, беспросветную тьму, внезапную смерть, пусть онповелит своими почтенными устами погибель его города, рассеяниеего людей, порабощение его царства, уничтожение в стране егоимени и его названия.… и т.д.

 

6. Значение Законов Хаммурапи

Для историков до сих пор существует вопрос: были ли законы лишь декларацией или были обязательны для исполнения? Мы не знаем ни одного судебного текста, где судьи бы ссылались на Законы. Как текст они были очень популярны и переписывались до 1 тыс. до н.э. Хаммурапи контролировал жизнь всей страны, строил каналы, например, канал Хаммурапи. Авторитет Хаммурапи в народе был колоссален - настолько, что им могли даже клясться. В 1750 Хаммурапи умирает, на престол вступает его сын Самсуилуна. При нем вспыхивает несколько мелких восстаний городской бедноты, поднялся пожар, люди начали покидать Вавилон. Это положило начало длительному кризису Вавилона. Государство, созданное волей одного человека, не может жить вечно - от силы лет 80. Создавать постоянные механизмы, крутившиеся бы в отсутствие этого человека, тогда еще не умели. Кризис продлился до начала 16 века, и в 1595 Вавилон был взять военной коалицией, в составе которой были хетты под предводительством Мурсилиса I и горные племена касситов. Так закончился Старовавилонский период.

Мама-утка, Стас Дубин

 

 

1.10.2011

§8. Средневавилонский период

(XVI – XI вв. до н.э.)

 

1. Приход касситов к власти

Средневавилонский период также называется эпохой владычества касситов. Это время начинается в 1595 году, когда военная коалиция хеттов и касситов предводителем которой был Мурсилис I, хеттский царь, берет штурмом Вавилон и дальше, как обычно в истории, город подвергается разграблению. Далее те, кому есть куда идти, уходят. Хетты направляются к себе, на территорию Малой Азии. Касситам идти некуда, и они остаются в Вавилоне.

Кто такие касситы? Касситы это народ пришедший с гор востока. Происхождение их неизвестно, потому что от них так же, как и от гутиев (кутиев) не осталось ничего, кроме имён собственных и имён их божеств. Одни исследователи полагают, что это кавказский народ, другие считают их индоиранским народом, но точно ещё ничего не выяснено (слишком скуден материал).

И вот, племена касситов приходят в Вавилон, и, завоевав его не знают, что им со всем этим делать. Касситы имеют очень малый опыт государственности, В конце 17 начале 16 века существовало Ханэльское царство, царство в годе Хана на Ефрате,где жили и правили касситы, но опыта крупной государственной деятельности у касситов не было. Поэтому, когда касситы приходят к власти, они оставляют на местах прежних губернаторов, а сами провозглашают себя царями и пускают дело на самотёк. Но в отличие от амореев Старовавилонского периода, они не допускают полностью свободный рынок, а весьма хитроумно распоряжаются землёй.

 

2. Внутренняя политика касситов

Касситский царь объявляется собственником земли, которая не принадлежит общинам. И вот из этого царского земельного фонда начинает мелкими партиями отдаваться во владение земля. Касситы поначалу отдают землю своим вельможам. Эта земля отдаётся в пожизненное владение, а потом, по идее, она должна отбираться, и переходить к следующему вельможе, но вскоре ситуация меняется, и земля из царского фонда становится вечно дарованной землёй. Её получает в дар отличившийся вельможа, но она переходит по наследству ко всем его потомкам.

Таким образом, где-то в течение полутора столетий образуется совершенно новый слой вавилонского населения, это люди которым была подарена царская земля, сперва они стали её пожизненными владельцами, а потом эту землю восприняли их потомки. Но самое, пожалуй, главное в том, что люди, которым была дарована царская земля, освобождались от всяческих повинностей. Владелец такого земельного участка не платил налогов, не привлекался к общественным работам, не работал на храмовой земле. То есть это был социальный слой людей обладавших исключительными привилегиями. Поначалу это были царские вельможи, так сказать наиболее приближённые к царю, а затем это были просто родственники вельможи во втором, третьем, четвёртом поколении, и в конце концов связь владельцев царской земли с самим царём стала призрачной, практически эфемерной, люди владели подаренными некогда участками просто по наследству.

И вот мы имеем очень интересную ситуацию, когда существует уже не только царско-храмовый земельный фонд, не только общинная земля, а целый класс людей, обслуживающих собственные земельные участки из царского земельного фонда. Естественно, так как царь дарил крупные участки земли, обработать их силами одной семьи было просто невозможно.

Несколько семей объединялись в так называемые «дома». Возникает новый тип социальной организации – «дом». Этот дом состоит из двух - трёх крупных семей, которые совместными усилиями обрабатывают земельный участок. Однако многие представители домов были люди предприимчивые, они сдавали часть земли в аренду, получали с арендаторов за это деньги и на эти деньги открывали какие-то собственные предприятия. Поэтому в Вавилонии со времён касситского периода понятие «дом» означает не только земледельческую артель, а «дом» в смысле торговый дом, предприятие. Либо это действительно объединение, кооператив торговцев, которые организуют суда, занимаются морской торговлей, либо это цехи ремесленников, которые производят и продают свою продукцию, но в любом случае, этот, условно говоря, вавилонский капитализм касситского периода берёт начало из царского земельного фонда. Дома очень успешно распоряжаются подаренной землёй. И, таким образом, в Вавилонии образуется класс частных собственников. Это люди, которые заняты исключительно поддержанием своего хозяйства. Они должны думать о прибыли с арендаторов или со своих торговых предприятий, они освобождены царём от налогов, а это значит, что они неслыханно богатеют.

И вот создаётся такая ситуация в стране, когда таких собственников становится всё больше и больше. И период с 16 по начало 13 века - это такое абсолютное благоденствие Вавилона, когда каждая семья занимается исключительно собственным хозяйством, люди абсолютно не интересуются политикой, не ставят перед собой никаких высоких идеологических целей, просто это период такого воплощённого мещанства. И неудивительно, что в это время само государство стремится к дипломатическим отношениям с соседями.

 

3. Внешняя политика касситов

Касситы хотят мира со всеми, они крайне не заинтересованы в войне. Касситские цари заключают договора с Египтом, с хеттами, с государями Сирии, с хурритскими царствами. Они буквально хотят дружить со всеми. И надо сказать, что у них это неплохо получается, потому что аккадский язык как раз в Средневавилонский период становится языком международного общения и дипломатии. Это первый известный в истории человечества случай, когда появляется такой вот язык-посредник, на котором общаются между собой все государи древнего мира. Переписка ведётся клинописью по-аккадски, и даже египетские фараоны выучивают клинопись и при их дворцах образуются обширные клинописные библиотеки на аккадском языке. Так что можно сказать, что аккадский язык и клинопись объединяют всех. А это свидетельствует об очень успешной дипломатической политике касситских царей.

Единственная страна, с которой не удаётся замириться окончательно – это Ассирия. Ассирия очень агрессивно проявляет себя в это время. В 16-15 веках ассирийцы нападают на приграничные с Вавилоном территории, несколько раз им удаётся захватить даже сам город Вавилон и поставить там каких-то своих людей, но, впрочем, их оттуда довольно-таки быстро прогоняли. Касситские цари несколько раз заключат мирные договора с Ассирией, но каждый раз эти договора нарушаются, так как Ассирия агрессивна, она чувствует свою силу и не хочет быть мирным соседом Вавилона. И чем более миролюбивым становится сам Вавилон, тем более агрессивными становятся ассирийцы. C ассирийцами ничего нельзя было поделать, потому что они нарушали все договора, и вавилоняне явно чувствовали себя слабее.

Но было несколько государств, которые вавилоняне довольно успешно побеждали. Прежде всего, в 1450 году была побеждена на юге Месопотамии так называемая династия Приморья. Что же такое династия Приморья? Довольно интересный феномен. Когда Ур в 2003 году до нашей эры был разгромлен, значительная часть шумерской знати бежала прямо на побережье Персидского залива и там, в одном из районов, было основано новое государство таких вот бежавших шумеров, где люди говорили только по-шумерски, большую часть населения составляли шумеры и их потомки - это династия Приморья. Так вот эта династия Приморья просуществовала с 20 века по середину 15, и только касситский царь, которого звали Улам-Бурариаш, положил конец Приморскому государству в 1450 году. Побережье Персидского залива отошло к касситам.

Кроме разгрома Приморья, касситы также прославилось своим противостоянием с хурритскими царствами, в том числе с государством Метанией (в верхней Месопотамии). Между ними тоже существовали длительные конфликты. Но в целом, несмотря на эти вылазки и периодические войны с Ассирией, надо сказать, что в первой половине касситского правления (16-начало 13 века) в этом регионе всё было благополучно и они больше стремились к миру, торговле, развитию культуры нежели, к военной экспансии.

 

4. Социальный строй Средневавилонского периода

Эти же века (16-14) получили в науке название «тёмные времена» или ''тёмное время'', потому что от этого периода не осталось практически никаких литературных и религиозных памятников. Происходило постоянное подновление старых текстов, их комментировали, но ничего нового в этот период не создавали. Потому что хорошо жили. Мы знаем, что литература развивается в кризисных обществах, и религиозные вопросы человечество ставит только тогда, когда оно стоит перед каким-то выбором. А если люди живут хорошо, если они ориентированы на поддержание своей семьи, на личное благоденствие, их никакие такие вопросы не интересуют.

И вот уже три столетия мы видим, как в вавилонской школе учат старые произведения. Как переводят с аккадского языка (живого, разговорного), на священный шумерский, для того чтобы придать текстам религиозный характер. Мы видим, что в это время появляется традиция комментировать старые тексты, и создаются первые комментарии на ритуальные праздники и на древние, хорошо известные тексты. Почему они создаются? Потому что праздники стали забывать. Потому что на шумерском языке уже никто не говорил, значит, нужно объяснять для чего праздники, как переводятся названия месяцев, и как зовут главных богов Месопотамии, потому что их уже никто не помнил. Создаётся комментаторская литература.

Основными памятниками этого периода (16-14 веков) являлись «кудурру» (по-аккадски) – приграничные камни, большие каменные стелы, ставившиеся между двумя участками, разграничивавшие их. Переносить их строго запрещалось, это каралось законом. На таких стелах был верх и низ. Вверху стелы помещались изображения покровителей данного поля, а покровителями были как великие боги, так и небесные тела. В частности именно на стелах Кудурру касситского времени впервые встречаются изображения знаков Зодиака. Небесные покровители полей: стрелец, козерог, водолей, там изображены. И также изображения луны, солнца, и звёзд. Эти изображения указывали на небесное заступничество за этот участок. Если кто-то из злодеев захотел бы эту стелу разрушить или передвинуть, то считалось, что небесные покровители этого не позволят. А внизу стелы шла надпись царского указа о дарении земельного участка какому-нибудь деду или прадеду нынешнего хозяина поля. То есть на камни копировали, видимо, с глиняных табличек царский указ о дарении земли. Это подтверждало право на владение земельным участком.

И вот таких камней кудурру до нас дошло просто несметное количество, потому что обработка собственной земли была главным содержанием истории того времени. Люди сказочно обогащались. Представьте себе, что каждый человек в Вавилонии является общинником, то есть он имеет землю, переданную ему по наследству. Также вавилонянин имеет землю, подаренную царём его предкам – второй источник дохода (обогащения). Если человек собирает хлеб со своего собственного участка (ему вполне хватает), то дарёную землю он с другими участниками Дома использует, как источник дополнительной прибыли, то есть он с этого имеет капитал. Плюс если этот человек ещё занимает чиновничью должность, а, как правило, было так, он имеет ещё и третий доход. Люди были сказочно богаты.

Но, разумеется, не всё население Вавилонии было сказочно богато, а только родственники тех людей, которым когда-то были пожалованы царские участки, которые были освобождены от налогов. Значительная часть населения Вавилона была безземельной. Люди работали на храм, выполняли повинности, кормились только со своего наследственного участка.

И вот в Средневавилонский период произошло самое страшное, чего никто не ожидал. Долговое рабство стало пожизненным. (Это вам не Хаммурапи с его тремя годами!) Касситские цари закрепили ту правовую норму, что если ты задолжал кредитору с процентами, то кредитор имеет полные права на тебя в течение всей твоей жизни. Или по выбору можно было, конечно же, отдать в рабство свою жену и детей, но это, все равно, будет уже вечное рабство. Многие отдавали жён, это была довольно обычная практика.

Человек, разорившийся, задолжавший не имел никаких шансов пойти за правдой. Что мог делать такой человек? Бежать из Вавилонии. Куда? В Сирийскую пустыню! И там в Сирийской пустыне начали стихийно организовываться банды вот таких несчастных разорившихся земледельцев должников которые бежали от собственного рабства. Эти банды в конце концов организовались в коллектив вроде своего государства и они в истории Древнего мира называются хапиру (в переводе в аккадского ''изгнанник, изгой''). Хапиру были самых разных национальностей (потому что вообще в Вавилонии жили кто угодно) аккадцы, касситы, эламиты, амореи, хурриты, хетты. Но их объединяло одно – полное бесправие и нежелание попасться в руки своим кредиторам. Поэтому они уходили.

Сначала они жили на границах Вавилонии, потом они ушли дальше в сирийскую пустыню, затем они стали жить в равнинной, плодородной части Сирии. Чем заниматься в условиях пустыни? Либо ты водишь ослиные караваны (а товар тогда перевозили на выносливых вьючных дамасских ослах), либо ты ослиные караваны грабишь. Так вот они и поделились. Одни стали наниматься в караванщики погонщики, перевозчики товаров, а другие стали на дорогах эти же караваны грабить. Была установлена цена за проезд каравана, где сидела очередная банда. Таким образом, караванщики должны были отстёгивать на каждом участке пути какой-нибудь бандитской группировке. В противном случае все попадали в рабство-заложничество. Из них делали заложников, требовали большой выкуп, если его не платили, то их продавали на рабских рынках. Касситское время с этим странным законом о рабстве должника привело к тому, что большая часть населения просто пошла в хапиру. И больше всего хапиру ненавидели как раз тех людей которые получали доход из трёх мест. Вот эту привилегированную группировку.

Теперь надо сказать, что в это время значительные перемены происходят в армии. Уже говорилось о том, что в шумерские времена, да и чуть позднее, при Хаммурапи, принадлежность человека к роду войск зависела от его имущественного ценза, от того, насколько он сам мог купить себе колесницу, обеспечить личный выезд, купить себе оружие. Так вот теперь в Средневавилонский период заботу об армии на себя целиком взяло государство. Особенно это касалось колесничных выездов. Теперь при храмах работали целыми мастерскими: кожевники, медники, резчики, колёсных дел мастера. И они обеспечивали производство очень хороших колесниц, и эти колесницы покупало государство, то есть приобретало дворцовое хозяйство, а потом это дворцовое хозяйство распределяло колесницы по воинам, которые могли ими управлять и стрелять. Точно также обстояло дело с тяжеловооружённой пехотой. И шлемы теперь покупались за счёт государства, и копьями государство снабжало. Возникло, так сказать, целое министерство, занимавшееся военными расходами, и благодаря этому министерству армия вовремя получала необходимое оружие. Это конечно значительный прогресс, потому что армия становится регулярной и теперь целиком зависит от казны.

Вот так обстояло дело в 16-14 веках. Три века благоденствия. Ну конечно были войны с Ассирией, конечно было трудно, но в общем-то жили неплохо. А в 13 веке всё это внезапно разрушилось.

 

5. XIII век в истории Ближнего Востока

13 век до нашей эры в истории человечества совершенно удивительное время. Это время катастроф, время радикальных политических решений, страшных кровопролитных войн. Можно сказать, что от 13 века получила точку отсчёта вся современная история, потому что в конце 13 века происходит первая Троянская война, описанная в Гомеровском эпосе, начинается европейская история. Потому что в конце 13 века происходит исход евреев из Египта и переселение в Палестину, начинается Палестинский вопрос, история Еврейского государства. Потому что в 13 веке происходит упадок Египта, возвышение Ассирии, страшное поражение Вавилона. То есть меняются основные игроки на политической карте мира в 13 веке. Надо упомянуть и то, что в это время выдвигаются финикийские города-государства, которые являются основными производителями, лидерами экономики того времени.

Что же происходит такого в 13 веке? Прежде всего, надо сказать, что меняется тип хозяйственности. Государства, которые ориентированы на земледельческо-скотоводческую экономику, терпят поражение. Государства, которые замкнуты на реках, ослабляются. Начинают выдвигаться вперёд государства морские, живущие ремеслом, имеющие некие монопольные производства и торгующие на Средиземноморье. Выделяются также государства, живущие длительной военной экспансией (такие как Ассирия). Меняется хозяйско-культурный тип, и постепенно меняется технология, потому что на смену бронзе приходит железо. Железо позволяет человечеству иметь уже совершенно другие возможности, но об этом позже.

В 1225 на Вавилон нападает ассирийский царь Тукульти-Нинурта Первый. Тукульти-Нинурта Первый захватывает Вавилон, увозит оттуда статую бога Мардука, и на длительное время Вавилон становится подвассальным Ассирии. Вавилон теряет своё могущество. Касситский царь, которого звали Каштилиаш, был взят в плен и в колодках уведён в Ассирию. Следом за ассирийцами нападают эламиты. В Вавилон приходит Эламский царь и похищает стелу с законами Хаммурапи и утаскивает её себе, в город Сузы. Но тут ещё одно несчастье - в эламских войсках начинается эпидемия. И вот это сочетание войны, эпидемии, голода, дополняется ещё одним ужасным фактором – со стоны Сирийской пустыни на Месопотамию нападают кочевые племена арамеев. Арамеи или ахламеи, как они себя называли, это многотысячные племена кочевых скотоводов, которые вторгаются на территорию Вавилонии, и их стада вытаптывают поля. В результате в Месопотамию приходит голод.

О конце света люди тогда, слава богу, не имели представления, но чувствовали, что происходит что-то ужасное. Как с этим быть?! И самое главное, ПОЧЕМУ боги, которым мы молимся, приносим жертвы, допустили такое зло? Люди начинают задаваться религиозными вопросами! Они к ним обращаются, потому что начинают жить не просто плохо, а катастрофически плохо, и каждый день ждут смерти! Люди обращаются к религиозным вопросам, потому что нарушаются все социальные связи, потому что за свой труд человек больше не ждёт положенной награды (не известно дадут ему что-то или нет), потому что человек не знает, с какой стороны наступит и нападёт враг - с запада или с востока. Жизнь становится максимально неопределённой, жизнь становится хаосом и поэтому усиливается вера, возобновляется написание религиозных повестей, и создаются прекрасные литературные тексты.

В конце 12 – начале 11 века вконец ослабевшие касситы сталкиваются с вооружённой оппозицией, которой руководит полководец Навуходоносор I, правивший в конце 12 века. Он разгромил касситов в нескольких сражениях, объявил Вавилон независимым городом, но короноваться предпочёл в городе Иссине. Он стал царём Иссина и правителем Вавилона, хотя жизнь в Вавилоне ещё была тяжеловата. С касситами ничего не случилось - они стали простыми жителями, как и кутии, имена которых встречались и во втором, и в первом тысячелетии до нашей эры. Этнических чисток тогда не было. И люди которые терпели поражение, просто уходили от власти, уступали место другим и оставались жить на той же самой территории, никто их никуда не выгонял. Имена касситов встречаются в официальных документах до самого конца месопотамской цивилизации. В 11 веке они просто потеряли власть.

Можно сказать, что эта катастрофа, которая поразила мир в 13 веке сделала Вавилон слабым, потому что Вавилон – это речное государство, потому что в Вавилоне люди не занимались морской торговлей, не было монопольных производств, не было ремёсел, которые были бы уникальны, не было товаров, которые имели бы хождение по всему миру. Поэтому из-за такого устаревшего хозяйственно-культурного типа Вавилон перестал быть одним из мировых лидеров.

 

6. Вклад касситов в культуру Месопотамии




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.