Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии 12 страница




Печатается по подлиннику, хранящемуся в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, шифр Чех. 3/15/2.

 

416*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 998, ед. хр. 2092.

 

1 Письмо, написанное рукой В. Э. Мейерхольда и подписанное им и А. Я. Головиным, было послано из Петербурга в Москву 1 февраля 1912 г. "Здесь в Петербурге распространился слух о том, -- писали они, -- что Вы несете на себе одном всю тяжесть мучительного кризиса борьбы двух течений в Московском Художественном театре: старого, представителем которого является группа сторонников натуралистического театра, и нового, представителем которого являетесь Вы вместе с молодежью, ищущей для сценического искусства выхода на новые пути. В борьбе Вашей всей душою с Вами!" (Музей МХАТ, архив КС).

 

417*

Дата устанавливается по почтовому штемпелю.

 

1 С 3 по 14 мая 1912 г. Художественный театр гастролировал в Варшаве, с 17 по 31 мая -- в Киеве.

418*

1 Шморанц -- см. письмо No 245 и прим. к нему.

Летом 1912 г. О. В. Гзовская сыграла в Праге 17 гастрольных спектаклей, в ее репертуаре были пьесы "Много шума из ничего", "Нора", "Саломея", "Живой труп" и др.

2 Очень много пишу -- Станиславский продолжал работу над "Вступлением" к книге "Три направления в искусстве" (см. Собр. соч., т. 5, стр. 470--494).

3 В июле 1912 г. Немирович-Данченко, поддерживая Станиславского в его режиссерских и педагогических исканиях, снял помещение для Первой студии МХТ.

 

419*

1 Для Первой студии была снята квартира, помещавшаяся на углу Тверской и М. Гнездниковского пер.

2 Пробы по новому способу писания пьес... -- то есть по способу, подсказанному А. М. Горьким: импровизация актеров на основе сценария драматурга.

 

Дата устанавливается по почтовому штемпелю.

 

1 Л. Я. Гуревич просила предоставить ей материалы архива МХТ для монографии о Станиславском и книги о Художественном театре.

2 Вскоре Немирович-Данченко прислал Л. Я. Гуревич письмо, в котором обещал свою помощь.

3 Статья H. E. Эфроса "У порога Художественного театра" была напечатана в газете "Русские ведомости" 28 июня 1912 г.

4 В юности Станиславский посещал уроки дикции и декламации в драматическом классе Парижской консерватории, и, хотя был разочарован и неудовлетворен этими занятиями, не хотел, чтобы в статье H. E. Эфроса "огульно и без фактов осуждалось все французское искусство, тем более что не представляется возможность перечислить хорошие стороны этого искусства" (из письма к H. E. Эфросу; ГЦТМ им. А. А. Бахрушина).

5 Лапшин Иван Иванович -- философ.

6 Ильин Иван Александрович -- профессор Московского университета, неогегельянец. В 1910 г. Станиславский посылал Ильину свои лекции по "системе". Ответное письмо Ильина от 10 февраля 1910 г. хранится в архиве Станиславского.

7 Лопатин Лев Михайлович -- редактор журнала "Вопросы философии и психологии".

Психологи и философы идеалистического направления И. И. Лапшин, И. А. Ильин, Л. М. Лопатин, к которым в то время Станиславский обращался за помощью, нередко лишь осложняли его теоретические искания.

8 В ответ на это Л. Я. Гуревич писала, что она получила книжку Т. Рибо "Логика чувств": "Но в ней речь идет о "логике чувств" в ином смысле: книга говорит об отражении чувств на логических процессах. А все-таки я стою на своем и рада, что Лопатин признает законность Вашего термина, хотя и не строго научного, но совершенно понятного всякому, как выражение "логика событий", "логика фактов" и т. п.

9 Лосский Николай Онуфриевич -- сторонник теории интуитивизма, направленной непосредственно против материалистической теории отражения. О какой книге Лосского идет речь, установить не удалось.

В сборнике, присланном Лапшиным, была интересовавшая Станиславского статья Альфреда Бинэ "Размышления о парадоксе Дидро". В архиве Станиславского хранится машинописная копия статьи Бинэ.

 

421*

Дата устанавливается по пребыванию Станиславского в Кисловодске и Ессентуках (1912).

 

1 Письмо послано в Крым, где Сулержицкий искал земельные участки на берегу моря для "земледельческой колонии" Первой студии.

Сулержицкий, испытавший на себе влияние Л. Н. Толстого и толстовства, не раз возвращался к своей мечте: "Купим вместе землю, поедем пахать ее, будем сами строить дома на черный день". Станиславский писал Сулержицкому летом 1909 г.: "Ваши социальные вопросы -- прекрасны, близкое общение с землей и природой нужно, но и это даже слишком материально, сравнительно с тем, что может дать искусство. Поверьте в него крепко, и Вы, именно Вы, найдете в нем то, что наполняет жизнь возможным на земле блаженством" (Музей МХАТ, архив КС).

В 1914 г. Станиславский купил землю близ Евпатории и предоставил ее Первой студии. На деньги, вырученные от спектаклей, были выстроены склады для сельскохозяйственных орудий, небольшой дом и т. д. Колония эта просуществовала недолго.

1 В Художественном театре начались репетиции пьесы "Пер Гюнт" Ибсена. 1 сентября Вл. И. Немирович-Данченко работал с Л. М. Леонидовым, С. В. Халютиной, Л. М. Кореневой и другими.

2 З. С. Соколова, сестра К. С. Станиславского.

 

1 Далее излагается содержание вступительной главы книги "Три направления в искусстве", над которой Станиславский работал с 1912 по 1916 г. Существует несколько вариантов "Вступления".

2 А. Н. Бенуа был режиссером и художником спектакля, состоявшего из двух пьес Мольера: "Мнимый больной" и "Брак поневоле".

 

424*

1 Лужский опасался, что Станиславскому не удастся распределить время репетиций в МХТ и занятий в студии без ущерба для того и другого дела (письмо Лужского к Станиславскому от 11 сентября 1912 г., Музеи МХАТ, архив КС).

2 И. Э. Дуван был вторым исполнителем роли Ступендьева в "Провинциалке". М. А. Чехов вводился в спектакль "Нахлебник" на роль Васьки.

3 Пьеса Г. Ибсена "Пер Гюнт" была поставлена в Художественном театре Немировичем-Данченко, Марджановым и Бурджаловым (премьера -- 9 октября 1912 г.). "Екатерину Ивановну" Л. Андреева ставили Немирович-Данченко и Лужский (премьера -- 17 декабря 1912 г.).

4 З. С. Соколова играла роль королевы в "Гамлете" в нескольких спектаклях сезона 1912/13 г. Основной исполнительницей роли оставалась О. Л. Книппер.

5 Берсенев (Павлищев) Иван Николаевич (1889--1951) в "Гамлете" исполнял роль Фортинбраса. В МХТ -- с 1911 г. Был одним из ведущих актеров Первой студии МХТ и МХАТ II. В последние годы жизни И. Н. Берсенев возглавлял Московский театр имени Ленинского комсомола. Народный артист СССР.

А. А. Вырубов играл в "Гамлете" Вольтиманда. Роль Лаэрта исполнял Р. В. Болеславский.

6 Роль Туанет в "Мнимом больном" предназначалась вначале Гзовской. В связи с ее болезнью эту роль начала репетировать Лилина.

7 Учебная работа в студии началась 6 октября 1912 г.

8 9 сентября 1912 г. у себя на квартире Станиславский читал студийцам пьесу А. П. Чехова "На большой дороге".

9 В письме к Станиславскому Лужский писал: "...У вас "опять Чехов" и "только Чехов", это тоже, пожалуй, так же страшно, как и "опять лекции" и только лекции и теория!"

Мысль о том, что работа с молодежью над чеховскими пьесами может привести к повторению уже достигнутого Художественным театром в искусстве актера, первоначально беспокоила и самого Станиславского. Между тем обращение Станиславского к Чехову для занятий по "системе" было закономерно и вскоре дало превосходные результаты. Инсценированные рассказы Чехова "Ведьма", "Егерь" и др. исполнялись на студийных вечерах. Был создан также Чеховский спектакль из миниатюр: "Предложение", "Ведьма", "Юбилей", "О вреде табака" (см. далее письмо к А. Н. Бенуа от 5 января 1916 г.).

10 Банг Герман (1858--1912) -- датский писатель.

Альтенберг Петер (1859--1919) -- австрийский писатель.

 

425*

Дата устанавливается по связи с предыдущим письмом и по репетициям, которые вел А. Н. Бенуа в Художественном театре.

 

1 Дальнейшая совместная режиссерская работа с Бенуа принесла Станиславскому известное разочарование -- см. письмо No 476 и прим. к нему.

 

1 Очерки по истории МХТ вышли приложением к журналу "Рампа и жизнь" в 1914 г. под названием "Московский Художественный театр. Исторический очерк его жизни и деятельности", т. 1 (1898--1905) и т. 2 (1905--1913).

2 В статье под названием "Театральные очерки. Постановочное время" П. Ярцев писал о Станиславском: "...В нем спасение, в нем если не вся, то главная надежда театра. Потому что перестанут же скоро на театрах только "ставить" -- и станут играть" ("Речь", 13 октября 1912 г.).

 

427*

Датируется по почтовому штемпелю.

 

1 Тетрадь Н. Е. Эфроса, в которой записаны беседы со Станиславским о Художественном театре, хранится в Музее МХАТ (архив КС).

В первой и второй книгах о Московском Художественном театре (издание журнала "Рампа и жизнь") были напечатаны статьи H. E. Эфроса: "Детство Художественного театра", "Два силуэта (Станиславский и Немирович-Данченко)", "Пятнадцать лет".

 

428*

Год устанавливается по репертуару сезона 1912/13 г.

 

1 ...сацевский концерт в Благородном собрании -- концерт памяти композитора И. А. Саца.

2 Начавшаяся работа над "Тартюфом" вскоре была приостановлена.

3 А. А. Стахович должен был играть роль Клеанта ("Тартюф").

4 Бравич Казимир Викентьевич (1861--1912) -- актер и член дирекции театра В. Ф. Комиссаржевской. После ликвидации театра Комиссаржевской поступил в Малый театр. В 1912 г. был приглашен в Художественный театр, но в этом же году умер, не сыграв в МХТ ни одной роли.

 

429*

1 Дамис, Эльмира и упоминаемый ниже Валер -- действующие лица комедии Мольера "Тартюф".

2 После смерти К. В. Бравича роль Тартюфа, по предложению А. Н. Бенуа, должна была перейти к В. И. Качалову: "Он сумеет обольстить публику, а это очень важно..." (письмо Бенуа к Станиславскому, ноябрь 1912 г.; Музей МХАТ, архив КС). Качалов участвовал в 24 репетициях "Тартюфа".

3 ...хотелось бы поиграть перед вами commedia dell'arte -- то есть показать на репетиции импровизацию актеров (импровизация -- отличительная особенность итальянской комедии масок, commedia dell'arte).

4 Не только Станиславский, но и вся труппа отговаривала Немировича-Данченко ставить пьесу Л. Андреева "Екатерина Ивановна" (Немирович-Данченко считал, что это "колючая пьеса", которая "будет обнажать язвы современной жизни"). Уже первое представление "Екатерины Ивановны" подтвердило правоту труппы и справедливость оценки Станиславского.

5 Замирайло Виктор Дмитриевич -- художник, помогал Бенуа в постановке пьес Мольера. В штате МХТ не состоял.

 

430*

1 Бенуа рекомендовал Станиславскому Вячеслава Гавриловича Каратыгина как даровитого композитора и знатока музыки.

2 Шарпантье М.-А..-- французский композитор, современник Мольера, написавший музыку для "Мнимого больного"; она исполнялась в спектакле МХТ.

 

431*

1 Свое письмо от 15 февраля 1913 г. об оформлении и костюмах "Мнимого больного" Бенуа иллюстрировал рисунками. Так, Бенуа сделал акварельный рисунок ночного колпака для Аргана (роль Аргана исполнял Станиславский). Бенуа писал: "Среди своих материалов я нашел вот этот bonnet de nuit de l'êpoque Louis XIV. Я думаю, что он явится чрезвычайно кстати на Вашей голове к моменту появления докторов. В суматохе приготовлений перед их приходом Вы снимете с себя платок, коим Вы будете повязаны до того момента, и наденете вот этот колпак, чем еще раз будет подчеркнута рачительность события, а Ваша наружность получит новый оттенок комизма".

2 "Амуры, -- писал Бенуа, -- являются одновременно с Эскулапом, который, по-моему, должен выйти из-за задней занавески с ними и начать апофеоз. Они образуют группу [здесь у Бенуа рисунок мизансцены. -- Л. Ф. ], a затем, после того что Эскулап Вас обнял и Вы пошли по облакам, они Вас сопровождают и образуют как бы Ваш хвост и прямо так могут нести Ваш шлейф. [Здесь снова рисунок Бенуа. -- Л. Ф. ]. В конце Вы стоите на коленях перед Минервой, а они около Вас обоих на коленях же, причем опять-таки те, что позади Вас, могут играть со шлейфом".

3 Мордкин Михаил Михайлович -- артист балета императорских театров. Ставил танцы в спектакле МХТ "Мнимый больной".

4 "Брак поневоле" репетировался одновременно с "Мнимым больным" Мольера.

5 Бенуа писал, что в "Мнимом больном" "одна из дам среди гостей будет с длинным шлейфом, который будет нести арапчонок".

В "Дон-Жуане" Мольера, поставленном Мейерхольдом в Александрийском театре (1910), арапчата зажигали свечи в люстрах, возвещали начало действия, собирали разбросанные по сцене вещи и подавали их персонажам комедии, то есть были "прислужниками сцены", которые подчеркивали условную зрелищную природу спектакля.

6 Немирович-Данченко вел репетиции "Брака поневоле". Одновременно он возобновлял спектакль "Царь Федор Иоаннович".

 

Дата устанавливается по почтовому штемпелю.

 

1 Станиславский искал в гротеске социальных и философских обобщений, внутренне пережитых и оправданных. Позднее он говорил: "Шутка сказать, гротеск! Неужели он так выродился, упростился, опошлился и унизился до внешней утрировки без внутреннего оправдания? Нет, настоящий гротеск -- это внешнее, наиболее яркое, смелое оправдание огромного, всеисчерпывающего до преувеличенности внутреннего содержания. Надо не только почувствовать и пережить человеческие страсти во всех их составных всеисчерпывающих элементах, -- надо еще сгустить их и сделать выявление их наиболее наглядным, неотразимым по выразительности, дерзким и смелым, граничащим с шаржем" (см. об этом подробнее: Собр. соч., т. 6, стр. 255--258).

 

433*

Дата устанавливается по связи с фразой предыдущего письма: "Идет мучительнейшая работа с Мольером".

 

Дата устанавливается по фразе письма: "Вчера... закрыли московский сезон" (5 апреля 1913 г.).

 

1 "Я играл Аргана в "Мнимом больном" Мольера. Вначале мы подошли к пьесе очень элементарно и определили ее сверхзадачу: "Хочу быть больным". Чем сильнее я пыжился быть им, чем лучше мне это удавалось, тем больше веселая комедия-сатира превращалась в трагедию болезни, в патологию.

Но скоро мы поняли ошибку и назвали сверхзадачу самодура словами: "Хочу, чтобы меня считали больным". При этом комическая сторона пьесы сразу зазвучала, создалась почва для эксплуатации глупца шарлатанами из медицинского мира, которых хотел осмеять Мольер в своей пьесе, и трагедия сразу превратилась в веселую комедию мещанства" (Собр. соч., т. 2, стр. 336--337).

2 Мстислав Валерианович -- Добужинский.

3 В заключительной сцене спектакля "Мнимый больной" происходила церемония посвящения Аргана в доктора.

4 Гессен Иосиф Владимирович, редактор петербургской газеты "Речь", приглашал Станиславского на банкет в честь МХТ, устроенный в связи с петербургскими гастролями театра.

 

435*

Дата устанавливается по фразе письма: "Вчера сыграли восьмой спектакль Мольера для восьмого абонемента" (5 апреля 1913 г.). 7 апреля Станиславский заканчивал письмо.

 

1 Н. Ларионов играл в "Мнимом больном" роль Луизон.

2 В дневниках Е. Б. Вахтангова запись о генеральной репетиции относится к 3 апреля 1913. г.

"После репетиции К. С. делал свои замечания. В общем одобрил то, что сделано до сих пор, и дал направление для дальнейшей работы" (Е. Б. Вахтангов, Записки. Письма. Статьи, стр. 37).

3 Репетиции, связанные с возобновлением трагедии А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович".

4 Спектакли Первой студии -- "Праздник примирения" Гауптмана и "Гибель "Надежды" Гейерманса -- были включены в репертуар петербургской гастрольной поездки Художественного театра.

5 "Трактирщица" ("Хозяйка гостиницы") Гольдони с О. В. Гзовской в роли Мирандолины была поставлена Станиславским в 1914 г. Спектакль "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше был осуществлен Станиславским в 1927 г.

6 Пьеса Мак Мелля "Беррианский цирюльник".

7 В это время К. А. Марджанов создавал в Москве Свободный театр.

 

436*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ.

 

1 Возможно, Станиславский знал, что М. Ф. Андреева нелегально вернулась в Россию, где действовал циркуляр департамента полиции от 18 июня 1907 г. о ее аресте. 9 апреля 1913 г. Н. А. Румянцев от имени группы артистов МХТ ходатайствовал перед товарищем министра, внутренних дел В. Ф. Джунковским о том, чтобы Андреевой разрешили въезд в Одессу и Киев для участия в гастрольном спектакле "Одинокие".

2 Л. А. Сулержицкий писал А. М. Горькому 9 марта 1913 г.: "Еще в прошлом году в школе я завел упражнения [со] своими словами....Это упражнение всегда давало интересные краски, и слова бывали иногда так хороши, что мне хотелось их записать" (Музей МХАТ, архив Л. А. Сулержицкого, фотокопия).

3 А. М. Горький дал Н. А. Румянцеву "несколько листиков для передачи Константину Сергеевичу". В сентябре 1912 г. Горький писал ему: "В данное время я лишен возможности быть полезным делу, затеваемому Константином Сергеевичем. Утопаю в работе, очень спешной, очень нужной. Если б он затеял это летнею порой, когда я сравнительно свободен!

Само собою -- пусть он делает "опыты", но я боюсь, что он не вполне меня понял и что актеры, участники опытов, начнут действовать не от самих себя, а от литературы: вспомнят наиболее выигрышные роли старых пьес и выдвинут их, а не свои представления о любящем, ненавидящем, скупом, злом, ленивом, добром и т. д.

Тем -- не может быть, и, конечно, я не могу дать их. Тема пьесы -- действие ее -- развивается из противоречий тех образов, которые создадут лица, участвующие в опытах" (М. Горький, Собр. соч., т. 29, стр. 258).

Подробно об этом Горький писал Станиславскому 29 сентября 1912 г. (там же, стр. 259--270).

4 Статья "В Студии Художественного театра", напечатанная в газете "Русские ведомости" 6 апреля 1913 г. без подписи, была, по-видимому, написана H. E. Эфросом.

 

437*

Дата устанавливается по первому представлению пьесы Л. Андреева "Екатерина Ивановна" в Петербурге -- 16 апреля 1913 г.

 

1 А. Г. Коонен перешла в Свободный театр, а затем в 1914 г. -- в Камерный театр.

Коонен, по ее словам, была многим обязана Станиславскому как режиссеру и учителю, как старшему другу. В молодые годы в доме Станиславского и Лилиной она часто находила гостеприимство и поддержку. Объяснение со Станиславским, о котором идет речь в письме, Коонен переживала глубоко и тяжело.

2 "Эльга" -- драма Г. Гауптмана, не была включена в репертуар студии.

3 Узнав о том, что при автомобильной катастрофе погибли дети Айседоры Дункан, Станиславский послал телеграмму в Париж: "Если чувство скорби далекого друга не ранит Вас в Вашем чрезмерном страдании, разрешите выразить отчаяние перед невероятной, поразившей Вас катастрофой. Вся моя семья присоединяется" (черновой автограф на французском языке; Музей МХАТ, архив КС).

4 В 1913 г. в записной книжке Станиславский писал:

"Какая разница между исполнением Гончарова, или Гнедича, или Виктора Александрова в Александрийском и других театрах? Тот же ритуал актерских действий. Поэтому -- не было и помина о Гончарове, как не было помина о Тургеневе (в "Месяце в деревне") в том же театре. Никаких партитур, кусков, задач жизни, смысла, а только манеры Савиной, Ходотова, Петровского и других -- быть веселым, злым, простым и проч.

Беда, когда всякую роль, всякого автора подминают под себя, приспособляют к себе, переваривают для себя. Тут смерть искусству и ремесло" ("Музей МХАТ, архив КС No 781).

 

438*

1 Инсценировка романа Гончарова "Обрыв" в Художественном театре не шла.

 

439*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 55, оп. 1, ед. хр. 412.

Ответ на письмо А. А. Блока, написанное в тот же день, 19 апреля 1913 г.

 

1 Пьеса "Роза и Крест", которую Блок закончил 19 января 1913 г.

2 Алексей Михайлович -- Ремизов (р. 1877 г.), писатель-символист; с 1921 г. -- эмигрант.

 

440*

Ответ на письмо О. В. Гзовской из Германии от 21 мая 1913 г.

Год устанавливается по гастролям МХТ в Одессе, число и месяц -- по фразе письма: "Сейчас играю в 4-й раз здесь "Вишневый сад" (25 мая 1913 г.).

 

1 Пургон -- врач Аргана в "Мнимом больном" Мольера.

2 Муся -- M. A. Жданова.

3 Должно быть, речь идет о пьесе Б. Шоу "Шоколадный солдатик". "Я очень, очень думаю о работе зимой и приготовила комедию для студии. Постановка, весь план -- все готово, так что прямо можно, как осень придет, начать... Комедия Бернарда Шоу, чудесная и очень изящная и веселая, высмеивает в оригинальных тонах и очень сильно нравы высшего света и прессу", -- писала О. В. Гзовская.

4 Постановка трагедии Ф. Шиллера "Коварство и любовь" осталась неосуществленной.

5 Первое представление "Николая Ставрогина" (инсценировка романа Ф. М. Достоевского "Бесы") состоялось 23 октября 1913 г. Роль Лизы исполняла Л. М. Коренева.

6 Роль Туанет -- в "Мнимом больном" Мольера.

7 "Хозяйка гостиницы" Гольдони шла в МХТ в 1914 г. в переводе В. А. Нелидова.

 

441*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 837, оп. 1, ед. хр. 325.

Дата устанавливается по письму Н. А. Попова к Станиславскому от 27 мая 1913 г.

 

1 Н. А. Попов просил предоставить ему режиссерскую работу в МХТ или в Первой студии.

 

1 Спектакли Первой студии МХТ получили признание в Петербурге. После гастролей Станиславскому поднесли адрес: "Ваша заслуга перед искусством двойная: Вы сами -- большой, подлинный художник, светлый и воодушевленный, в то же время Вы -- художник-учитель, научающий будущих артистов отыскивать подлинные формы художественного воплощения правды" ("Русское слово", 16 мая 1913 г.).

Об "истинно прекрасных" впечатлениях от спектакля "Гибель "Надежды" А. А. Блок писал в письме к Станиславскому 7 мая 1913 г. (Музей МХАТ, архив КС).

 

443*

1 H. E. Эфрос помещал статьи о Художественном театре в газете "Одесские новости".

 

444*

Ответ на письмо Бенуа от 14 июня 1913 г.

 

1 А. Н. Бенуа прислал Станиславскому пьесу Гольдони "Хозяйка гостиницы" в переводе В. Нелидова, с собственноручными исправлениями текста.

 

445*

1 Доктор Ранк и Хельмер -- роли в пьесе Ибсена "Кукольный дом" ("Нора"). Саломея -- главная роль в одноименной пьесе О. Уайльда.

2 Сквозное действие -- термин "системы" Станиславского (см. Собр. соч., т. 2).

 

446*

Дата устанавливается по почтовому штемпелю.

 

1 См. письмо к Бенуа от 26 июня 1913 г. (No 444).

2 Бенуа предлагал перенести действие комедии Гольдони "Трактирщица" из Флоренции в Венецию.

 

447*

Дата, указанная Станиславским, не точна.

Год устанавливается со слов И. К. Алексеева. Месяц изменяется по связи с письмом Станиславского к сыну от 25 июня 1913 г. из Ялты (личный архив И. К. Алексеева). Суббота, по вечному календарю, приходилась на 20 июля 1913 г.

 

1 Лето 1913 и 1914 гг. Игорь Алексеев провел вместе с Л. А. Сулержицким в Каневе бывш. Киевской губернии. "Это было в то лето, когда Иван Михайлович [Москвин] был адмиралом, сам он [Сулержицкий] капитаном, Николай Григорьевич [Александров] помощником капитана, а Пров Михайлович Садовский министром иностранных дел и начальником "моторно-стопной" команды. Это было в то лето, когда Николай Осипович [Массалитинов], Игорь, я, Володя и Федя Москвины... Митя Сулержицкий были матросами и вели каторжную жизнь подневольных, с утра до сна занятых морским учением на трех лодках, рубкой и пилкой дров, раскопками, косьбой, жатвой, поездками на бочке за водой" (Е. Б. Вахтангов, Записки.. Письма. Статьи, стр. 39).

2 Володя Сергеев -- друг Игоря Алексеева.

 

448*

Месяц указывается Станиславским ошибочно. 20 июня 1913 г. он находился еще в Ялте.

 

1 Духовные власти не хотели, чтобы рядом со Страстным монастырем находился театр.

2 Никулин Вениамин Иванович -- известный провинциальный антрепренер. Шейн Константин Сергеевич в труппе МХТ не состоял.

3 Тарханов Михаил Михайлович (1877--1948) с 1898 г. играл на провинциальной сцене, в 1922 г. поступил в МХАТ, где сыграл роли Градобоева ("Горячее сердце" А. Н. Островского), хозяина булочной Семенова ("В людях" по М. Горькому), Собакевича ("Мертвые души" по Н. В. Гоголю), Фурначева ("Смерть Пазухина" M. E. Салтыкова-Щедрина) и многие другие. Талантливый педагог, Тарханов был художественным руководителем ГИТИСа. Народный артист СССР.

4 Немирович-Данченко писал Станиславскому о том, что нужно сократить расходы на новые постановки.

 

449*

"22/VI" -- описка, так как 22 июня Станиславский еще находился в Ялте.

 

1 ...Книга принимает какой-то настоящий вид -- книга "Три направления в искусстве".

2 Grand-duc (франц.) -- великий князь Константин Константинович Романов.

3 Мирандолина и кавалер ди Рипафратта -- роли в "Хозяйке гостиницы" Гольдони

 

1 "Бесы" -- роман Ф. М. Достоевского

2 Помещение бывшего кинематографа "Люкс" на Тверской улице

3 Из перечисленных пьес в Первой студии шли: "Сверчок на печи" (ноябрь 1914 г.) и "Калики перехожие" (декабрь 1914 г.).

 

1 "Будет ли меня ждать Немирович до 10-го и удобно ли взять роль у Халютиной", -- писала Лилина Станиславскому 26 августа 1913 г. На другой день после возвращения Лилиной в Москву, 11 сентября, состоялась ее беседа с Немировичем-Данченко о роли Марьи Тимофеевны Лебядкиной ("Хромоножки") в спектакле "Николай Ставрогин" (инсценировка романа "Бесы"). Роль Лебядкиной -- одна из больших творческих удач М. П. Лилиной.

2 "Горе от ума" было возобновлено 27 октября 1914 г. в декорациях М. В. Добужинского. Роль Чацкого по-прежнему исполнял В. И. Качалов; М. П. Лилина играла уже не Лизу, а Хлестову.

3 Проект постановки "Отелло" в Первой студии под руководством и с участием Л. М. Леонидова не осуществился. Леонидов сыграл Отелло только в 1930 г., в спектакле МХАТ.

Мысль о постановке комедии В. Дьяченко "Гувернер" (с благотворительной целью) возникла потому, что Станиславский блестяще исполнял роль Дорси в Обществе искусства и литературы. Спектакль не состоялся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.