Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии 10 страница. Текст этого письма-приветствия был послан Станиславским Р




Текст этого письма-приветствия был послан Станиславским Р. К. Таманцовой со следующей припиской: "Рипси! Страшно тороплюсь, так как болезнь задержала отправку. Попросите, чтобы Николай Васильевич, Николай Афанасьевич, Вы сами просмотрели, исправили и сократили, и дальше пусть распоряжаются написанным сообразно с тем, что будет у вас происходить.

Я пока еще не совсем поправился и лежу в кровати.

Обнимаю.

Ваш К. Станиславский".

 

Письмо-приветствие Станиславского было прочитано на юбилейном заседании в театре 27 октября 1933 г. И. М. Москвиным.

287*

 

Датируется в связи с премьерой оперы "Севильский цирюльник".

1 Премьера оперы Д. Россини "Севильский цирюльник" состоялась в Оперном театре имени К. С. Станиславского 26 октября 1933 г. (постановка К. С. Станиславского, режиссеры В. С. Алексеев, В. Ф. Виноградов, М. И. Степанова, художник И. И. Нивинский, дирижер Б. Э. Хайкин).

2 Александр Владимирович -- Богданович.

3 Владимир Сергеевич -- Алексеев.

4 Артист МХАТ И. М. Кудрявцев режиссировал спектакль Оперного театра имени К. С. Станиславского "Ирландский герой" (опера Л. А. Половинкина по пьесе ирландского драматурга Д. Синга). Постановка не была осуществлена.

 

288*

Датируется по почтовому штемпелю.

1 В 1933 г. в связи с приходом к власти фашистов М. Рейнгардт эмигрировал в Париж.

В архиве Станиславского сохранился черновик письма к М. Рейнгардту, где есть строки о его дебюте в Париже: "Теперь, когда лучшая часть человечества стремится к общему миру и к совместной работе народов, Ваше выступление в гостеприимной Франции получает особое значение. Я не сомневаюсь в огромном успехе, так как Париж, как никто, умеет смотреть, видеть прекрасное и оценивать работу больших мастеров".

2 "Кавалерия рустикана" ("Сельская честь") -- опера П. Масканьи; работа над ней проводилась в Оперном театре под руководством З. С. Соколовой в учебном порядке и не была доведена до постановки на сцене. "Паяцы" Р. Леонкавалло и "Иоланта" П. И. Чайковского не были поставлены.

Мария Николаевна -- Шарова, артистка Оперного театра им. К. С. Станиславского.

3 "Свадьба Фигаро" Моцарта не была поставлена в Оперном театре им. К. С. Станиславского.

4 Опера Д. Верди "La forza del destino" -- "Сила судьбы".

 

289*

5 В письме от 10 ноября 1933 г. А. В. Богданович сообщал Станиславскому о том, что спектакль "Севильский цирюльник" имел большой успех: "Отмечают его жизнерадостность, искренность, новизну в разрешении сценических положений, говорили о необычной подаче речитативов" (Музей МХАТ, архив КС).

2 Станиславский имеет в виду объединение группы молодых актеров МХТ в коллектив Первой студии МХТ, открывшейся в 1913 г.

3 Это высказывание Станиславского о большой группе актеров, пришедших в МХАТ из Второй студии, расходится с рядом предшествующих и последующих его суждений о той же группе, которую он обычно ценил очень высоко. Однако резкость данного высказывания отнюдь не случайна: Станиславский непримиримо отвергал тенденцию развития МХАТ "вширь", а не "вглубь", стремление как можно быстрее поставить как можно больше спектаклей за счет художественных компромиссов. Эту тенденцию он усматривал иногда в деятельности режиссера И. Я. Судакова, в то же время неоднократно отмечая его творческую энергию и одаренность.

4 Мизансцены к опере Верди "Риголетто", разработанные Станиславским, опубликованы в книге П. Румянцева "Работа Станиславского над оперой "Риголетто", М., "Искусство", 1955.

5 Опера Г. Доницетти "Дон Пасквале" (текст П. А. Аренского) была поставлена в Оперном театре имени К. С. Станиславского 22 мая 1936 г. Руководитель постановки К. С. Станиславский, режиссеры Г. В. Кристи к Ю. Н. Лоран, художник Н. Р. Ярошевская.

Гриша -- Г. В. Кристи.

6 "Зинаида Сергеевна работает над "Сельской честью", где заняты Капинос, Павловская, Воскресенский, Осенняя и Васильева", -- сообщал Станиславскому А. В. Богданович.

7 Борис Юрьевич -- Чернявский.

 

290*

Дата устанавливается по связи с предыдущим письмом. Слова "Письмо не окончено" принадлежат К. С. Станиславскому.

1 О каком заседании идет речь, установить не удалось.

2 Павел Иванович -- Румянцев, режиссер спектакля "Кармен".

3 В третьем письме Станиславского к А. В. Богдановичу также 07 4 января 1934 г. (Музей МХАТ, архив КС) есть важные режиссерские замыслы и соображения, не вошедшие в два предшествующих письма о "Кармен". Приводим их полностью:

"Главное -- найти новый подход к опере, который бы направил прямо к сверхзадаче произведения Бизе (не Мериме) и вместе с тем удержал бы от обычной, опошленной дороги, которой всегда подходят к "Кармен". Прежде всего -- это народная, фабрично-деревенско-уличная, бандитская среда, а не душка Кармен, и не красавчик Эскамильо. В первом, во втором и в четвертом актах кое-что намечено, много мест в мизансцене и втрактовке заготовлено для этого. Конечно, если все это пересластить, тогда перегнется палка в сторону прежней "Кармен" Большого и всех других театров. Но можно и углубить в сторону народной драмы, в которой Эскамильо -- эпизодическое лицо, ярко сверкнувшее и исчезнувшее. Заметьте, что во втором и в четвертом Эскамильо совсем не тот, каков он в третьем акте. В первых актах он блестящ, и с ним никто не тягается, а здесь им никто, кроме Кармен, не восхищается. Он среди бандитов, контрабандистов, в очень опасной среде, и ему приходится защищаться оружием.

Этот и многие другие моменты, кое-какие обрывки воспоминаний омузыке толкают меня к тому, что мне представляется тон третьего акта другим, чем его обыкновенно дают, отличным от того, что мы предполагали при совещании. Надо уйти от конфетных контрабандистов. Надо их сделать подлинными, среди больших опасностей, скрывающихся, крадущихся, а не марширующих с тюками на плечах. И в музыке мне чувствуется именно такое настроение....Вижу Хозе и Эскамильо, дерущихся по длинным коридорам. Они мелькают то в одном, то в другом окне. И вот в эту-то обстановку попадает милая простушка Микаэла. Пускай в этой обстановке почувствуется свободолюбивая дьяволица -- Кармен. В этой обстановке ее разрыв с Хозе будет сильнее, глубже, фатальнее".

 

291*

1 Алексей Алексеевич -- Шелагуров, врач, постоянно лечивший Станиславского и ездивший с ним за границу.

2 Речь идет о приглашении на работу в Оперный театр им. К. С. Станиславского в качестве помощника заместителя директора театра Б. Ю. Чернявского -- А. Г. Гешелина; последний приступил к работе в театре с февраля 1934 г.

3 Анатолий Васильевич Луначарский скончался во Франции 26 декабря 1933 г.

 

292*

Дата устанавливается по почтовому штемпелю.

1 Над пьесой "Воспитанница" А. Н. Островского Е. С. Телешева работала с молодежью театра. С 16 ноября 1932 г. по 29 ноября 1933 г. было проведено 119 репетиций. Спектакль был доведен до показа на генеральной репетиции. В репертуар театра не был включен; его играли как выездной спектакль группы актеров МХАТ на клубных сценах.

 

293*

Датируется по почтовому штемпелю.

1 И. К. Алексеев учился в Париже в высшей архитектурной школе.

2 Ольга Николаевна -- Фромгольд, жена профессора Е. Е. Фромгольда.

3 Вл. И. Немировича-Данченко приглашали в Малый театр на постановку одной из пьес классического репертуара (по его выбору) в сезон 1934/35 г. Одно время он предполагал поставить там "Иванова" А. П. Чехова, но затем отказался от этой мысли.

4 Любовь Яковлевна -- Гуревич.

s Речь идет о приглашении В. Г. Сахновского в комиссию по ознакомлению с рукописью книги "Работа актера над собой", ч. 1; ни В. Г. Сахновский, ни З. С. Соколова и Е. С. Телешева не были привлечены к этой работе. Г. Г. Шпет, философ, автор книг по эстетике, проявлял большой интерес к "системе" Станиславского.

6 Станиславскому сообщали, что В. Г. Сахновский якобы собирается опубликовать свои записи репетиций Станиславского.

7 Николай Афанасьевич -- Подгорный.

 

294*

Печатается по подлиннику из личного архива Г. В. Кристи. Письмо относится к периоду работы Г. В. Кристи совместно с Ю. Н. Лораном над оперой Г. Доницетти "Дон Пасквале" и над оперой "Ирландский герой" Л. А. Половинкина -- совместно с И. М. Кудрявцевым.

 

Печатается по подлиннику из личного архива В. В. Шверубовича.

1 H. H. Литовцева, объясняя свое молчание, писала К. С. Станиславскому о спектакле "Таланты и поклонники": "...Уж очень грустно и обидно становилось от той злобы и ненавистничества, с каким ополчилась на спектакль пресса....Публика спектакль принимает очень хорошо. Сборы хорошие".

2 В. А. Вербицкий в спектакле "Таланты и поклонники" играл Дулебова; А. П. Зуева -- Домну Пантелевну; Н. И. Дорохин -- Васю; Н. А. Шулъга -- Громилова; А. К. Тарасова -- Негину. ("Тарасова играет хорошо, -- писала H. H. Литовцева. -- Внутреннюю линию бережет и охраняет, как, впрочем, и большинство исполнителей. Но хотелось бы большей яркости, особенно в сцене с письмами. Публике она нравится".) И. М. Кудрявцев исполнял роль Мелузова; М. И. Прудкин -- Бакина; В. Л. Ершов -- Великатова.

3 Речь идет о спектакле "В людях", который был поставлен M. H. Кедровым.

Роль хозяина крендельной Семенова в спектакле "В людях" принадлежала к выдающимся артистическим достижениям M. M. Тарханова и получила высокую оценку А. М. Горького. Станиславского, вероятно, ввела в заблуждение случайная зарисовка.

4 "В театре очень скучно и безрадостно,-- писала H. H. Литовцева.-- Может быть, это мое впечатление, происходящее от полной безработицы, хотя, с другой стороны, я слышу это от многих самых разнообразных работников театра".

5 В конце 1933 г., как сообщала H. H. Литовцева Станиславскому, О. Л. Книппер-Чехова была избрана председателем месткома МХАТ.

 

296*

1 В марте 1934 г. Л. В. Собинов был назначен заместителем художественного руководителя и заведующим художественной частью Оперного театра им. К. С. Станиславского.

В телеграмме на имя Станиславского Л. В. Собинов писал: "...Счастлив быть Вашим помощником. Под Вашим руководством надеюсь быть полезным Вашему театру" (Музей МХАТ, архив КС).

2 Станиславский, возможно, вспоминает здесь литературно-музыкальный вечер, который состоялся 15 февраля 1897 г. в театре Корша "в пользу недостаточных студентов Московского университета". К. С. Станиславский читал монолог из "Скупого рыцаря"; Л. В. Собинов исполнял арию Владимира Игоревича из оперы Бородина "Князь Игорь".

 

297*

Датируется в связи с письмом Вл. И. Немировича-Данченко.

1 Спектакль "Егор Булычов и другие" был поставлен в 1932 г. и шел с выдающимся успехом в Государственном театре им. Евг. Вахтангова. Режиссерами спектакля были Б. Е. Захава, А. Д. Козловский и О. Н. Басов. Художник В. В. Дмитриев. Роль Егора Булычева блестяще исполнял Б. В. Щукин.

2 П. А. Марков был заведующим литературной частью МХАТ. "Новых пьес нет. Вы как-то обвинили Маркова, -- писал позднее (30 июня 1934 г.) Вл. И. Немирович-Данченко. -- Но обвинение было бы верно, если бы где-нибудь шла пьеса, которую мы взяли бы, а он бы проморгал. Таких пьес нет, ни одной" (Музей МХАТ, архив Н-Д).

3 Андрей Сергеевич -- Бубнов.

4 Спектакль "Синяя птица" был возобновлен 29 апреля 1936 г. M. M. Яншиным.

5 См. письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому (Вл. И. Немирович-Данченко, Избранные письма, стр. 391--393).

6 В. О. Топорков до прихода в Художественный театр (1927 г.) был артистом театра б. Корша.

H. H. Соснин -- артист МХАТ с 1933 г.; до этого играл в театре б. Корша.

7 В. Н. Попова -- артистка МХАТ с 1933 г., до этого была в труппе театра б. Корша. В спектакле "Егор Булычев" исполняла роль Глафиры.

8 Речь идет о пьесе В. Киршона "Чудесный сплав" (поставлена на сцене Филиала МХАТ в 1934 г.), где А. Н. Грибов исполнял роль Гоши.

9 Роль Мольера в пьесе М. А. Булгакова исполнял В. Я. Станицын. Впоследствии К. С. Станиславский участвовал в работе над спектаклем "Мольер", встречаясь с автором, режиссером и исполнителями у себя на квартире, но выпуск спектакля прошел без его участия.

10 6 января 1933 г. К. С. Станиславский, взяв на себя реорганизацию управления МХАТ, назначил И. Я. Судакова заведующим производственно-плановой частью театра.

Резкость данной характеристики, возможно, отчасти объясняется не совсем объективной информацией, которую иногда получал Станиславский из театра. И. Я. Судаков мог отсутствовать в Филиале МХАТ в те дни, когда туда звонил Станиславский, в связи с работой на основной сцене.

11 Опера Д. Д. Шостаковича "Катерина Измайлова" ("Леди Макбет Мценского уезда") была поставлена в Музыкальном театре имени Вл. И. Немировича-Данченко 24 января 1934 г.

 

298*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

1 См. примеч. 2 к письму No 291.

2 П. А. Аренский переводил для Оперного театра им. К. С. Станиславского тексты опер "Кармен", "Дон Пасквале" и "Риголетто".

"Сейчас сижу над исправлениями текста "Риголетто",-- писал В. С. Алексеев Станиславскому, -- и у меня предстоят сражения с Аренским, который, как оказалось, несведущ в переводах музыкальных произведений. Когда читаешь его текст без музыки, то все прекрасно, а при пении получается сплошное недоразумение. У него есть смелость в выражениях, которая мне нравится, иногда выражается очень образно. Пусть это будет так, но форма стихотворная и порядок рифмования должны соответствовать итальянской форме и рифме. Ведь Верди писал и создавал музыкальную форму в соответствии с литературной формой" (Музей МХАТ, архив КС).

3 В. С. Алексеев сообщал, что в комментариях к драме В. Гюго "Король забавляется" говорится, что драма "могла быть названа: "Проклятьем Монтероне". "Какая мысль пьесы? Вероятно: "не рой другому яму -- сам в нее попадешь". Triboulet (Rigoletto) всячески развращает Герцога, потакает его слабостям, натравливает его на вельмож, ссорит вельмож между собою. Они его, Triboulet, ненавидят. Этим Triboulet сам себе роет яму. Попутно можно и должно показать внешний лоск при развращенных нравах высшего света, а также угнетенное, приниженное положение рабов и благородных честных людей вроде Monterone, умеющих открыто называть вещи по имени" (там же).

4 Партию Герцога в спектакле "Риголетто" исполнял А. И. Орфенов.

5 Ал. Григ. -- Гешелин.

6 Речь идет о вступлении в труппу Музыкального театра им. Вл. И. Немировича-Данченко Театра балета под руководством заслуженной артистки РСФСР В. В. Кригер

7 В. С. Алексеев рассказывал, что опера Д. Д. Шостаковича "Катерина Измайлова", поставленная Вл. И. Немировичем-Данченко, вызывает споры, обсуждается на диспутах и совещаниях. Он добавлял, что Немирович-Данченко "проповедует гениальность композитора".

8 Эрнестина -- Э. К. Дюнон, гувернантка детей К. С. Станиславского. Позднее жила в Швейцарии.

 

299*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

1 28 февраля 1934 г. Московским Художественным театром было отмечено пятидесятилетие сценической деятельности Н. А. Соколовской.

2 Манефа -- роль в пьесе А. Н. Островского "На всякого мудреца довольно простоты"; Марселина -- в комедии Бомарше "Безумный день, или Жениьтба Фигаро"; Клара -- в "Страхе" А. Н. Афиногенова. В комической опере "Дочь Анго" Шарля Лекока, поставленной в Музыкальной студии МХАТ, Н. А. Соколовская исполняла роль Амаранты (1920 г.).

3 Н. А. Соколовская вступила в труппу МХАТ в 1917 г., до этого она работала в провинциальных театрах и в московском театре Введенского Народного дома.

 

300*

1 Шестидесятилетие со дня рождения Вс. Э. Мейерхольда и тридцатилетие его режиссерской работы отмечались советской общественностью 10 февраля 1934 г.

2 В начале апреля 1934 г. состоялись две беседы Вл. И. Немировича-Данченко с актерами МХАТ. Основной темой этих бесед была необходимость последовательной борьбы против малейших проявлений идеализирующего ("сентиментального", по выражению Немировича-Данченко) подхода к явлениям жизни и искусства. В этом смысле Немирович-Данченко говорил о "сентиментализме" как об "одном из главных ядов театрального искусства" и далее развивал свою мысль: "Это все, что успокаивает, приятно радует, утешает и усыпляет, но усыпляет важнейшие проблемы жизни. По-моему, театр, охваченный сентиментализмом, всегда являлся признаком усталости: и усталости общественной мысли, и усталости от общественной борьбы" (из стенограммы беседы 2 апреля 1934 г., Музей МХАТ).

3 В январе 1934 г. вышло 4-е издание книги Станиславского "Моя жизнь в искусстве" (в издательстве "Academia"). "Книга,-- сообщала Р. К. Таманцова, -- распродана в три дня... Мне сообщили из издательства" "Academia", что на съезде [советских писателей] было указано, что Ваша книга по тиражу стоит на третьем месте, на первом -- Пушкин".

4 См. примеч. к письму No 74.

Новая постановка "Чайки" А. П. Чехова не была тогда осуществлена.

5 И. М. Москвин тяжело заболел в начале апреля и был помещен в больницу.

 

301*

Печатается по подлиннику из личного архива З. К. Васнецовой.

1 Главы "Речь" и "Темпо-ритм" вошли в книгу "Работа актера над собой", ч. 2 (Собр. соч., т. 3).

2 Александр Григорьевич -- Гешелин.

3 Речь идет о 500-м спектакле оперы "Евгений Онегин".

4 Гриша -- Григорий Владимирович Кристи; Наташа -- Наталия Ивановна Богоявленская, артистка МХАТ.

5 Борис Юрьевич -- Чернявский.

 

302*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

1 Ф. И. Шаляпин снимался в роли Дон-Кихота во французском кинофильме "Дон-Кихот", повторенном и на немецком языке. Режиссер фильма Георг Пабст, сценарий Поля Морана.

2 Любовь Васильевна -- Москвина (Гельцер), жена И. М. Москвина; в 1898--1906 гг. была актрисой МХТ.

 

303*

1 28 апреля 1934 г. Собинов писал Станиславскому: "Я до сих пор не поблагодарил Вас за Ваше ласковое письмо, которое буквально окрылило меня. Примите же, дорогой Константин Сергеевич, мою хотя и запоздалую, но горячую благодарность и верьте, что во мне Вы имеете и личного друга, и друга театра" (Музей МХАТ, архив КС).

2 "С артистами познакомился почти со всеми, -- писал Л. В. Собинов, -- и нахожу, что в театре заложены прекрасные элементы, с которыми можно бы работать и драматически и вокально, а главное, дружно.

Но, к сожалению, есть два минуса: 1) необходимость ехать на гастроли в Харьков и Воронеж и 2) катастрофическое состояние по подготовке нового репертуара, о котором совсем недвусмысленно нам твердит Наркомпрос".

3 "Виндзорские проказницы" -- опера О. Николаи. Режиссер В. В. Залесская по предложению К. С. Станиславского начала готовить этот спектакль в свободное от других репетиций время. В 1935 г. она показала половину оперы и макеты Станиславскому, который одобрил проведенную работу и включил оперу в репертуар, но спектакль не был осуществлен.

4 Зинаида Сергеевна -- Соколова.

5 "В центре работы театра, -- писал Л. В. Собинов, -- стоит и должна стоять "Кармен", тем более с такой первоклассной артисткой, как М. С. Гольдина. Но, видимо, П. И. Румянцев без Вас не может справиться с делом и довести его до конца....Главные артисты, занятые в "Кармен", часть художественной администрации и сам Румянцев считают вопросом чести, чтобы ни одна новая опера не шла на сцене театра, пока не будет поставлена "Кармен".

6 Борис Юрьевич, Александр Григорьевич -- Чернявский, Гешелин.

7 "...Сейчас считаю себя вынужденным собрать широкое производственное совещание, а в случае нужды сделать и доклад Наркомпросу. Все это до получения Вашего решения -- паллиативы. Только один Вы можете разрубить этот гордиев узел и властно указать нам дальнейший путь" (то же письмо Л. В. Собинова).

8 "Я распорядился, чтобы Орфенов, у которого прелестный голос, срочно готовил Ленского, кроме Эрнеста из "Дон Пасквале" (то же письмо Л. В. Собинова).

 

304*

1 Л. В. Собинов писал Станиславскому 10 мая 1934 г.: "...С "Ирландским героем" наблагополучно дело по режиссерской части. Завадский от себя работу отклонил и передал ее Кудрявцеву" (Музей МХАТ, архив КС).

2 Под "триумвиратом" Станиславский подразумевает Б. Ю. Чернявского, А. Г. Гешелина, Л. В. Собинова, осуществлявших руководство театром.

3 В том же письме Л. В. Собинов сообщал: "...П. И. Румянцев показал мне два первых акта "Кармен" (второй разбит на две картины; до ухода Эскамильо и после ухода, в подвале). Я должен откровенно сознаться, что работа проведена серьезная и детальная. Нарастание настроений и самые их острые моменты оправданы действием. Разве только подчеркнуть надо вакхическую картину в таверне. Гольдина и Мельтцер выше похвал. Очень приличен Хосе -- Щеглов и Эскамильо -- Бителев".

4 М. В. Щеглов -- артист Оперной студии и театра им. К. С. Станиславского с 1927 по 1949. г.

Л. В. Собинов сообщал Станиславскому: "Наш триумвират пополняет назначенный с моим приходом в театр инспектором труппы М. В. Щеглов, которого я рекомендую Вам как отличного, честнейшего и преданнейшего Вам человека" (письмо Л. В. Собинова от 10 мая 1934 г.).

5 "Вчера я выпустил, несмотря на большое противодействие, в роли Альмавивы тенора Мирского и ставку выиграл!" (то же письмо Л. В. Собинова).

6 "Капинос, которая мне очень понравилась в Лизе, дана Мими в "Богеме", а затем и Татьяна" (из письма Л. В. Собинова от 25 мая, Музей МХАТ, архив КС).

7 "На Донца я уже обратил внимание. Он спел при мне Ленского, -- писал Собинов 10 мая. --...С Донцом я сам занимался. Он музыкален, способен к сцене, но, к сожалению, у него не всегда "собран" голос, да и мало в нем обертонов".

8 Собинов просил у Станиславского "разрешения присутствовать" при его работе в студии и в театре.

 

305*

Подлинник ошибочно помечен 1933 годом, -- дата исправляется по содержанию письма.

1 См. примеч. 4 к письму No 174.

 

1 В январе 1935 г. широко отмечалось 75-летие со дня рождения Антона Павловича Чехова (см. письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от 26 августа 1934 г., "Избранные письма", стр. 394--396).

2 Эти планы не были осуществлены. В чеховские дни большая группа актеров МХАТ выезжала в Таганрог со спектаклем "Дядя Ваня" и двумя концертными программами. В концертных программах были даны отрывки из "Чайки", "Иванова", "Вишневого сада".

В поездке участвовали: О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, А. Л. Вишневский, Л. М. Коренева, В. Л. Ершов, Н. П. Хмелев, А. К. Тарасова, Е. С. Телешева, В. А. Вербицкий, В. П. Истрин, Е. Ф. Скульская, А. Н. Грибов и другие.

 

307*

Печатается по черновику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Подлинник не сохранился. Дата указана В. О. Топорковым.

1 Начало сценической деятельности В. О. Топоркова относится к 1909 г. Чествование артиста состоялось 25 марта 1934 г.

2 В. О. Топорков вступил в труппу МХАТ в 1927 г.

3 В спектакле "Мертвые души" (премьера 28 ноября 1932 г.) В. О.Топорков играл роль Чичикова.

О работе К. С. Станиславского над спектаклем "Мертвые души", ив частности с В. О. Топорковым над ролью Чичикова, см. в кн.: В. Топорков, К. С. Станиславский на репетиции. Воспоминания, М.--Л. "Искусство", 1949.

В пьесе "Растратчики" В. Катаева (премьера 20 апреля 1928 г.) В. О. Топорков исполнял роль кассира Ванечки. Это была первая роль В. О. Топоркова в МХАТ. (См. в той же книге раздел "Вступление в МХАТ и первая работа с К. С. Станиславским".)

 

308*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве М. П. Чеховой в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина.

1 В апреле 1934 г. отмечалось 30-летие со дня основания в Ялте Дома-музея А. П. Чехова.

2 Михаил Павлович -- Чехов (1865--1936), младший брат А. П. Чехова.

 

309*

1 Л. В. Собинов сообщал К. С. Станиславскому о том, что он с женой и дочерью в июне выезжает в Карлсбад, где пробудет до сентября.

2 25 мая 1934 г. Л. В. Собинов писал Станиславскому: "Спел Ленского Дубинин и приятно всех удивил и хорошо несущимся голосом, и музыкальностью, и четкостью сценического рисунка" (Музей МХАТ, архив КС).

3 Хайкин Борис Эммануилович -- дирижер и педагог. С 1928 по. 1936 г. -- дирижер Оперного театра имени К. С. Станиславского. Ныне народный артист СССР.

4 Виноградов Константин Петрович -- хормейстер Оперной студии и театра им. К. С. Станиславского с 1923 по 1936 г. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

 

310*

1 Сережа -- Алексеев Сергей Борисович, племянник К. С. Станиславского, сын его брата Бориса.

2 О Жаке Копо (Copeau) и его отношении к Станиславскому см. примеч. к письму No 33.

Шарль Дюллен (Dullin, 1885--1949) -- известный французский актер, режиссер и педагог, основатель театра "Ателье". Его "Воспоминания и заметки актера" вышли в русском переводе в 1958 г. (М., Изд-во иностранной литературы).

3 Письмо Вл. И. Немировича-Данченко от 30 июня 1934 г. находится в Музее МХАТ (архив Н.-Д).

 

311*

1 Ольга -- дочь И. К. Алексеева.

2 Мария Михайловна -- Луи, содержательница пансиона в Берлине, где останавливался Вл. И. Немирович-Данченко.

3 Вл. И. Немирович-Данченко по возвращении из-за границы направлялся в Крым.

 

312*

1 Собинов писал Станиславскому 27 августа 1934 г.: "...Я очень и очень интересуюсь Вашими замечаниями и перспективами театра на будущее. За то немногое время, когда я Вас замещал, я, конечно, до известной степени повлиял на ход дела, на направление работы, и теперь мне очень важно и ценно узнать Ваше мнение... Если Вы придете к выводу, что я не только не принес Вашему делу пользу, но даже, быть может, и повредил ему, то мне лучше всего уйти в отставку, и чем скорее, тем лучше" (Музей МХАТ, архив КС).

 

313*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве Театрального музея им. А. В. Луначарского в Ленинграде.

Рябов Николай Павлович -- сын актера Малого театра П. Я. Рябова (1837--1906). После ухода А. Ф. Федотова из Общества искусства и литературы П. Я. Рябов взял на себя режиссуру ряда спектаклей Общества: "Самоуправцы", "Не так живи, как хочется", "Бесприданница"; он же возобновил постановку "Скупого рыцаря". В "Художественных записях" за 1889 г. Станиславский отмечает влияние, которое оказала на его артистическое развитие работа с П. Я. Рябовым над ролью Имшина в "Самоуправцах" А. Ф. Писемского (см. Собр. соч., т. 5, стр. 126--127, 131).

1 В письме от 12 августа 1934 г. Н. П. Рябов писал К. С. Станиславскому: "Отец всегда был самым горячим поклонником Вашего таланта, и я никогда не забуду его характерного отзыва о Вас как об актере. Он говорил так: "Если взять Поссарта, Сальвини и Росси, истолочь и все их таланты сконцентрировать, то этого не хватит на создание и половины Станиславского". Н. П. Рябов напоминал Станиславскому о прекрасном отношении к его отцу членов Общества искусства и литературы и лично Константина Сергеевича и выражал огорчение по поводу того, что это не отражено в книге "Моя жизнь в искусстве".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.