Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Машинами называют искусственные устройства, выполняющие механические движения для преобразования энергии, материалов, информации. 2 страница




 

Рассмотрим структурную сборку одной кинематической пары, образованной двумя несвязанными звеньями 1 и 2 на примере цилиндрической пары 4 класса.

       
   
  Структурно собрать это значит добиться слияния, совпадения элементов этой кинематической пары – двух цилиндрических поверхностей. Для этого добьемся совпадения осей двух элементов – втулки и цапфы. Перед сборкой две оси этих цилиндров скрещиваются как на Рис. 20.  
 
 

 


 

Рис. 20

 

На первом этапе перемещением звеньев 1 и 2 добьемся чтобы оси пересекались, чтобы у них появилась общая точка пересечения К путем слияния каких то точек К1 и К2. Для этого например точку К1 переместим по осям x,y,z как показано на рис 20. Если звенья 1 и 2 свободны, ничем не связаны, такое перемещение легко осуществить. В результате оси будут пересекаться.

 

На втором этапе осуществим поворот осей до их совпадения. Рис 21

 

 
 

 


 

 

Рис. 21

 

 

Чтобы оси совпали необходимо эти два звена повернуть вокруг оси x и вокруг оси y. Тогда оси двух цилиндрических поверхностей совпадут и произойдет совпадение элементов кинематической пары. Рис 22

 
 

 

 


 

 

Рис 22

 

Аналогично и поворот вокруг оси z для сборки делать не нужно, так как в паре есть подвижность поворота вокруг оси z и сборка произойдет в безразличном взаимном положении звеньев 1 и 2.

Два этапа сборки вращательной пары V класса

Если собирать вращательную пару Y класса, то перемещение по оси z при сборке нужно делать, так как втулка должна обязательно попасть между буртиками на цапфе. Рис. 23

 
 

 


Рис. 23 Рис.24

 

Вращательная подвижность вокруг оси z уйдет на сборку элементов в безразличном относительном положении в этом направлении.

Вращательная пара в собранном виде показана на Рис. 24

 

Рассмотрим сборку поступательной пары 5 класса, также рассмотри два этапа: совпадение осей и совпадение элементов.

 
 

 

 


Рис. 25 Рис. 26

Поступательную пару Y класса образуют два звена:ползун 2 и направляющая 1. Чтобы собрать эту пару надо добиться, чтобы совпали оси этих призматических поверхностей. Для этого совместим вначале точки к1 и к2, при этом оси станут пересекающимися. Например точку к2 ползуна перемести по осям x,y,z. По оси y перемещать не нужно, так как из за подвижности собираемой пары вдоль оси y, к1 может располагаться в любом месте на оси и две оси станут пересекающимися. Чтобы оси совпали надо повернуть ползун вокруг трех осей x,y,z. Если два звена свободны, эти манипуляции легко сделать и в результате получим собранную кинематическую пару

Поступательная пара в собранном виде показана на Рис. 26

 

Соберем теперь сферический шарнир – пару Ш класса. Рис. 27.

 

 

 
 

 


Рис 27

 

В этом случае для совпадения элементов пары, двух сфер, необходимо только добиться совпадения их центров. Для этого звенья перемещают по трем осям x,y,z. Поворачивать вокруг осей не нужно, так как в паре есть три подвижности поворота вокруг этих осей и сборка (совпадение элементов) произойдет в безразличном взаимном положении звеньев относительно друг друга.

Как видим, структурная сборка любых кинематических пар при свободном, хотя бы одном звене, происходит без проблем за счет перемещения его по трем осям и поворота его вокруг трех осей.

Трудности возникают тогда, когда проводим сборку пары звеньев i и j ограниченных в своем движении кинематическими цепями, в которые они входят. Некоторые из перемещения могут отсутствовать. В этом случае в этом направлении сборка будет производиться с натягом, за счет деформации звеньев. Это означает, что связи в этом направлении на звенья i и j будут дублировать друг друга. Дублирующие связи являются лишними, они не ограничивают движение, они приводят к статической неопределимости при сборке.

Принципом структурной сборки является то, что подвижность в какой то паре цепи к которой принадлежит данное звено, используется только один раз, для сборки в одном направлении. Если какие-то подвижности не использованы для сборки, то они будут либо контурными,вызывающими изменение основного контура механизма либо местными. Местные подвижности это такие, которые приводят к подвижности звеньев, не влияющей на основную контурную подвижность. При этом звенья могут, перемещаться, самоустанавливаться, и это не влияет на движение основного контура.

 

Рассмотрим пример анализа с помощью структурных формул кривошипно-ползунного механизма. Рис. 28

       
 
   
В этом механизме три подвижных звена: кривошип, шатун и ползун. В кинематической цепи имеются также 4 кинематические пары пятого класса A5, B5, Cc,D5. Поступательная пара D5 позволяет ползуну лишь перемещаться вдоль оси y и запрещает ему поворот вокруг этой оси.  
 

 


Рис. 28

 

Определим степень подвижности этого механизма по формуле Сомова-Малышева.

W = 6n - 5P5 - 4P4 - 3P3 - 2P2 - P1 + q - f

Определим методом сборки W,q,f структурной цепи этого механизма.

 
 

 

 


 

 

Рис.29

 

Далее к шатуну 2 присоединяем поршень 3 в поршневом пальце. Эти два звена также образуют вращательную пару Y класса. Сборка проходит без проблем, так как звено 3 при сборке передвигается свободно.

Последней осталось собрать поступательную пару D5. При этом необходимо добиться совпадения в общем случае каких-то призматических поверхностей, например с квадратным поперечным сечением.

 
 

 

 


Рис.30

 

Если некоторые перемещения при сборке не достигаются подвижностями в кинематических парах, а получатся только вследствие деформации звеньев, то это указывает на наличие избыточных связей. Звено, могущее перемещаться без влияния на контурную подвижность, дает местную избыточную подвижность.

Сближение по оси X возможно за счет поворота звена 1 в шарнире B5.

Сближение по оси Z возможно лишь за счет натяга, так как ни в одной паре нет подвижности в этом направлении. Вот уже одна избыточная связь.

После сближения по трем направлениям точки к, оси нашего собираемого шарнира пересекаются, но еще не совпадают. Поворот вокруг оси Y можно осуществить только за счет деформации звеньев. Еще один натяг, еще одна пассивная связь.

Поворот вокруг оси X можно осуществить только за счет деформации звеньев. Еще один натяг, еще одна пассивная связь.

На поворот ползуна вокруг оси z можно использовать подвижность в паре С5

Запишем результаты сборки в виде таблицы

 

 

 

Местных избыточных подвижностей от самостоятельно вращающихся звеньев нет.

Общий подсчет дает q=3, f=0.

Число лишних связей равно 3, избыточных местных подвижностей нет.

Подвижность в шарнире А5 -контурная она осталась неиспользованной, поэтому в этом механизме W=1. Проверим по формулам Сомова – Малышева и Чебышева.

При пространственном рассмотрении кривошипно-ползунного механизма n=3, Р5=4, других пар нет и получаем

W=6n- 5P5-4P4-3P3-2P2-P1+q-f = 6 3 -5 4 + 3 – 0 = 1

То есть одно ведущее звено, один двигатель как и получили в структурной сборке.

Степень подвижности по формуле Чебышева тоже равна единице.

W=3n- 2P5-P4+qt-ft=3 3 - 2 4 =1

Лишние тангенциальные связи qt и местные подвижности ft можно определить произведя структурную сборку, но уже в плоскости

 

 
 

 

 


 

 

Рис. 31

 

Последней в плоскости собираем пару D5. Перемещать надо только по тангенциальным подвижностям. Нормальные устраняются из рассмотрения, так как механизм плоский. Как видим из таблицы перемещение по x осуществляем за счет поворота шатуна и подвижности в В5 по y сборка в безразличном положении за счет поступательной подвижности в D5 и поворот вокруг оси z осуществляем за счет подвижности в С5. Подвижность в А5 будет тангенциальной контурной подвижностью плоского механизма. Как видим тангенциальных лишних связей qt и местных подвижностей ft нет. Этот результат также следует и из анализа, как пространственного механизма. Лишние связи лежат среди нормальных. Тангенциальных нет.

Лишние связи можно устранить, выбрав кинематические пары более низких классов. Рассмотрим тот же пример, но в кинематической паре D применим пару D4 вместо пары D5, как было ранее. Используем вместо призм цилиндрические поверхности. Понизили класс этой пары. В этом случае при сборке не нужно ползун поворачивать вокруг оси y. На сборку в этом направлении идет вращательная подвижность в D4.

 

 
 

 

 


Рис. 32

 

Общий подсчет дает q=2, f=0.

Число лишних связей равно двум; избыточных местных подвижностей нет.

Подвижность в шарнире А5 -контурная она осталась неиспользованной.

W=6n- 5P5-4P4-3P3-2P2-P1+q-f = 6 3- 5 3- 4 + 2- 0 = 1

То есть одно ведущее звено, один двигатель.

Степень подвижности по формуле Чебышева тоже равна единице.

W=3n- 2P5-P4+qt-ft = 3 3 - 2 4 = 1

qt=0; ft=0

Для сближения звеньев при сборке используем подвижности в кинематических парах. Каждую подвижность можно использовать только один раз.

В формуле П.Л. Чебышева пара D4 считается условной парой 5-го класса, так как вращение вокруг оси y - нормальная подвижность, которая в плоских механизмах отсутствует. Поэтому подсчет по формуле П. Л. Чебышева остается прежним.

 

Другой вариант понижения класса пар для устранении лишних связей показан на Рис. 33.

 
 

 


Рис. 33

Общий подсчет дает q=1, f=1.

 

Здесь вместо поршневого пальца С5 стоит сферический шарнир С3. Рис 33

В этом варианте возникает только одна лишняя связь – перемещение по оси z. Ни в одной паре нет возможностей такого перемещения. Вместе с тем остаются неиспользованными для сборки подвижность в А5 вращения вокруг оси z, она становится контурной подвижностью и подвижность вращения вокруг оси y в паре С3, которая вместе с подвижностью вращения в D5, позволяет поршню вращаться вокруг своей оси. Это местная избыточная подвижность. Вращение поршня позволяет ему при работе самоустанавливаться и не влияет на контурную подвижность механизма.

 

Число лишних связей равно q=1, избыточных местных подвижностей f=1.

Подвижность в шарнире А5 -контурная она осталась неиспользованной при сборке.

 

W=6n- 5P5-4P4-3P3-2P2-P1+q-f = 6 3-52-4-3+1-1=1

То есть одно ведущее звено, один двигатель.

Степень подвижности по формуле Чебышева тоже равна единице.

 

W=3n- 2P5-P4+qt-ft=3 3 - 2 4 =1

 

В плоском варианте все кинематические пары считаются условно парами 5 класса, так как и С3 и D4 накладывают в плоскости две тангенциальные связи. Методом структурной сборки плоского механизма, как и в предыдущем примере можно установить что ft=0; qt=0

 

Рассмотрим еще один вариант уменьшения лишних связей в кривошипно-ползунном механизме. Рис.34. Это вариант разбиения шатуна на две части и постановкой там вращательной пары 5 класса E5. Так как механизм плоский, такой шатун при работе механизма будет составлять жесткое целое, то есть будет являться твердым телом. Наличие пары Е5 лишь устраняет одну лишнюю связь.

 

 

 
 

 

 


Рис. 34

Общий подсчет дает q=1, f=0.

Число звеньев n=4, пар пятого класса P5=4, четвертого P4=1

W=6n- 5P5-4P4-3P3-2P2-P1+q-f = 6 4 - 5 4 –4 + 1 +0 = 1

По формуле Чебышева получаем

Число звеньев n=3, пар пятого класса P5=4, четвертого P4=0

W=3n- 2P5-P4+qt-ft=3 3 - 2 4 =1

При этом пара 4 класса превращаются в условно пару 5 класса. Звенья 2 и 3 считаются как одно звено и пара Е5, которая дает нормальную подвижность, считается отсутствующей.

 

Лишние местные тангенциальные степени свободы, и избыточные пассивные тангенциальные связи.

В предыдущих примерах встречались лишь нормальные лишние связи и избыточне местные подвижности. НО такие же бывают и тангенциальными.

Пример плоского механизма с лишней тангенциальной связью.

 

 
 

 


Рис. 35 Рис.36

 

Сборка в плоскости контура ABD и контура FGD происходит без натягов, за счет подвижностей кинематических пар в цепи. Осталось собрать последнюю пару М5. Ось на стойке и ось ползуна не совпадают. Чтобы они пересеклись надо в направлении Y собрать с натягом, деформировав звено 4. Дальше сборка произойдет за счет подвижностей в H5 и М5.

Если бы длины EG и GH были разные, то была бы ферма, неизменяемая конструкция. Ползун 6 ставится для усиления конструкции при этом появляется лишняя тангенциальная связь.

 

По формуле П.Л. Чебышева n=6, P5=9, qt=1, ft =0

W=3n- 2P5-P4+qt-ft=36 - 2 9+1-0 = 1

Механизм с устраненной лишней связью показан на Рис 36.

 

С одной избыточной местной подвижностью будет кулачковый механизм с роликовым толкателем.

 

 
 

 

 

 

 


Рис. 37

 

 

ЗАМЕНА В ПЛОСКИХ МЕХАНИЗМАХ ВЫСШИХ ПАР НИЗШИМИ

В плоские механизмы могут входить, как высшие пары IY класса с одной тангенциальной связью, так и низшие пары Y класса с двумя тангенциальными связями. При изучении структуры и кинематики механизмов во многих случаях удобно заменить высшие пары кинематическими цепями или звеньями, входящими только в низшие вращательные и поступательные пары Y класса.

При такой замене должны соблюдаться условия, которые делают основной и заменяющий механизмы эквивалентными. Эти условия назовем принципы замены.

Принципы замены:

1. Основной и заменяющий механизмы должны обладать одинаковой степенью подвижности W.

2. Должна быть одинаковая кинематика (одинаковые мгновенные скорости и ускорения) основных звеньев. Другими словами при одинаковой скорости ведущих звеньев мгновенные скорости и ускорения ведомых звеньев будут одинаковы.

 

Рассмотрим механизм, показанный на рисунке. Он состоит из двух подвижных звеньев, входящих со стойкой во вращательные пары 5 класса А5 и В5. Между собой подвижные звенья образуют пару высшую пару 4 класса С4. Профили звеньев, образующих высшую пару являются окружности. По формуле П. Л. Чебышева степень подвижности механизма будет

 
 

 


Рис. 38

 

Степень подвижности у заменяющего механизма такая же, как и у основного механизма. То есть выполняется первый принцип замены.

Так как элементы высшей кинематической пары образованы окружностями, длина шатуна во всех положения равна сумме радиусов и будет постоянной. Как видно из рисунка два коромысла заменяющего механизма будут двигаться полностью идентично с основными звеньями основного, первоначального. То есть мгновенные скорости и ускорения основного и заменяющего механизма будут одинаковы. Соблюдены два условия замены и построенный четырехзвенный шарнирный механизм действительно будет заменяющим.

Рассмотренный способ получения заменяющего механизма можно обобщить. Пусть задан механизм с высшей парой. Сформулируем последовательность замены высшей пары.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.