Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

КАНДИНАЛЬ 1 страница




Историческая трилогия

КАВКАЗ

От автора

В основу этого произведения легла серия сце­нариев, написанных мною для телевидения. Трудно даже перечислить имена тех, чьи наблюдения, замечания и советы помогли мне в создании этой книги. Друзья в Турции предоставили в мое рас­поряжение секретные архивы и помогли с пере­водом, мои знакомые в России и Кабарде также снабдили меня ценнейшими материалами (это сегодня их можно свободно получить в архивном Отделе Государственной исторической библиоте­ки): например, воспоминаниями и письмами рус­ских офицеров, служивших на Кавказе. Всем этим людям я выражаю свою искреннюю благодарность.

Автор книги также весьма признателен своей коллеге Френсис Кеннет за серьезную редактор­скую работу и помощь в исследовательской дея­тельности Дэвида Эркарта, посвященной истории черкесского народа.

Первое издание в переплете осуществлено в 1994 году ком­панией «Кью Фор Холдинга Лтд.», Бат Стрит, Сент Хелмер, Джерси Ченнел Айленда. На русском языке выпущено москов­ским издательством «Кандиналыв соответствии с соглашением с компанией «Кью Фор Холдингз Лтд.»

Кавдур М.И. Кавказ. Историческая трилогия: В 3 т. / Пере­вод ВА.Ченышенко. - М.: Кандиналь.1994. - 336 с.

ISBN 5-88195-094-1 ISBN 5-88195-096-8 (т. 1)

Художник М. М. Горлов

Право М.И.Кандура быть идентифицированным в качестве автора данного произведения было доказано М.И.Кандуром в соответствии с Законом об авторские правах, разработках и патентах, 1988

К^0^\0^29безобъявл. Т 43(03)-94

ISBN 5-88195-094-1

ISBN 5-88195-096-8 (т.1)

 

ПРОЛОГ

Май 1991. Я удобно откинулся в кресле «Трай-стара»- самолета Королевской иорданской авиа­компании, вылетавшего из Аммана. Первым пун­ктом назначения у меня была Москва, но там мне предстояла лишь двухдневная транзитная ос­тановка. Конечной целью моего путешествия был Нальчик, столица Кабардино-Балкарской Респуб­лики на Северном Кавказе. Мало кто в мире когда-нибудь слышал об этой маленькой респуб­лике в составе Российской Федерации. Еще мень­ше известно о населяющем ее народе - адыгах, которых еще называют черкесами. Но с этим неведением будет, наконец, покончено, если наша миссия будет успешной и мы завершим то, что задумали.

Самолет взлетел поздно вечером. Подали ужин, потом пустили кино. Я уже видел эту комедию, поэтому переключил наушники на мягкую музы­ку, расслабился и, потягивая прохладительный напиток, придумывал, как бы задремать. (У меня всегда вызывали зависть пассажиры, которые могли мирно посапывать, паря в. эмпиреях).

Я немного поворочался в кресле, посматривая на беззвучный экран, открыл дипломат и достал бумаги, чтобы взглянуть на них снова, наверное в десятый раз. Это было уведомление от органи­зации «Родина» из Кабардино-Балкарии, написан­ное по-русски, где сообщалось о том, что 19 мая 1991 года в Нальчике состоится «Конгресс чер­кесского народа».

Я был в составе официальной делегации на­шей Черкесской хасы города Аммана (Иордания) и летел, чтобы принять участие в этой акции, но имел при этом и личную цель: теперь, наконец, я ступлю на землю своих предков, начну поиск собственных корней. На повестке дня Конгресса стоял вопрос, ни много, ни мало о судьбе нашего народа. Недавние сдвиги в политической жизни Советского Союза, возникшие в результате офи­циального курса гласности и перестройки, откры­ли национальностям перспективы развития, но в тоже время явились и залогом огромной опаснос­ти. Руководство нашей маленькой республики, чув­ствуя огромную ответственность, решило пригла­сить на эту встречу всех представителей черкес­ской диаспоры для совместного решения вопро­сов.

Каких только высоких и грандиозных идей не высказывали делегаты в салоне гиганта «Трайстара», стремительно уносившего нас на север сквозь черную пустоту. Моя же цель имела более част­ный и менее идеалистический характер. Конечно, я буду участвовать в работе Конгресса и внесу свой вклад. Но все же главное для меня другое.

В конце прошлого века мои близкие предки эмигрировали с Кавказа в Турцию. Лишь одна семейная ветвь осталась на Кубани. В том числе и мой двоюродный дедушка, которого звали Азамат. Желанием моего отца, а значит и моим тоже, всегда было узнать, что случилось с потом­ками Азамата, и восстановить давно потерянные семейные связи. Может случиться, что, по иро­нии судьбы моя миссия будет иметь результат, противоречащий задачам Конгресса. Возможно, я захочу уговорить родственников оставить Кавказ и податься со мной в свободный мир. Я не пред­ставлял себе, какой эмоциональный опыт может принести эта поездка.

Мысли вернули меня в прошлое, к моим по­койным бабушке и дедушке, к «Нана» и «Дада» моего детства, проведенного на Ближнем Восто­ке. Это они стали первыми переселенцами, они и их родители, которые покинули когда-то благос­ловенные зеленые склоны Кавказских гор и уеха­ли в неизвестность пустынной и загадочной Ос­манской Империи. Они считали, что лучше на чужбине сохранить веру, чем оказаться во власти христианского царя. Однако они не знали, как ловко манипулировали их судьбами главы двух держав - турецкий султан и русский царь.

Мне живо вспомнилась моя поездка в Иорда­нию в конце шестидесятых. Ко времени моего приезда дедушки уже не было в живых, но оста­валась бабушка, которая встретила меня, мешая радость с печалью и одарила любовью и гостеп­риимством черкесской женщины. Ей уже было скоро девяносто, но для своего возраста она выглядела весьма бодрой и здоровой.

Была лунная ночь в начале сентября. Мы с бабушкой сидели на балконе ее дома в Аммане. Она взяла мою руку и нежно гладила ее, шепча ласковые слова и повторяя иногда неразборчиво какие-то стихи из Корана. Воздух был аромат­ным и теплым, иногда тянул легкий ветерок, он нежно ласкал нас, будто прощаясь, - ведь осень с ее холодными западными ветрами была не за горами.

Иногда бабушка поднимала глаза на полную луну, висевшую над нами, как китайский фона­рик, и снова читала Коран. Вдруг я заметил, что спокойное выражение ее лица несколько измени­лось, и она продолжает смотреть вверх.

-Что там такое, Нана? Что беспокоит тебя? -спросил я, придвигаясь поближе и нежно обни­мая ее.

Она еще несколько секунд смотрела на луну, как зачарованная. Затем бабушка внезапно по­вернулась и пытливо посмотрела на меня.

- Это правда, внук, это правда, что люди добрались уже...туда? Что они уже походили по...ней? - спросила она, указывая на Луну своими тонкими изящными пальцами.

Я не сразу понял, что она имеет в виду. Везде только и было разговоров о великом путешествии Олдрина и Армстронга и об их знаменитой про­гулке по Луне. Я представил себе, как трудно было моей девяностолетней бабушке воспринять это, особенно если достижение науки прямо противоречило ее вере, взглядам, которые она про­несла через всю свою долгую жизнь.

Бабушка повторила вопрос, и я увидел, как смятение, боль и растерянность отразились на ее ангельском лице. Я замялся, и она это заметила. Сказать ей правду означало пошатнуть одно из ее основополагающих верований. Бабушка верила, что Луна и звезды принадлежат небесам, а небеса - Божьи владения. Никто из смертных не может ступить туда. И как можно было объяснить это рукотворное чудо, не оскорбив веру? Я был сму­щен и расстроен, но все же сказал ей правду.

Три дня спустя бабушки не стало. Она умерла спокойно, во сне. Она была здоровой и бодрой, и я полагаю, что покинула сей мир потому, что не требовалось более опекать многолетнего друга и спутника жизни - своего мужа. Ее положили рядом с ним на семейном кладбище.

Я присутствовал на этих скромных семейных похоронах. Мне запомнилось, как старый бабушкин друг Мамила бережно отнес ее к последнему приюту. Его слова нежности, верности, истинно сыновней любви, произнесенные на одной ноте подавленным шепотом вызвали слезы на моих глазах, и я молча заплакал. Я оплакивал свою умершую бабушку. Я оплакивал Мамилу и все то замечательное поколение наших людей, которые уехали в такую даль от родных очагов и теперь должны умирать на чужбине.

Я вспомнил наш с бабушкой разговор три дня назад и понял, как сильна была вера, заставив­шая людей ее поколения покинуть Кавказ. Этой слепой религиозностью ловко управляли тогдаш­ние сверхдержавы с целью спровоцировать катас­трофическую миграцию двух миллионов черкесов с земли своих предков. Россия, помимо прочих притязаний, стремилась овладеть плодородным Кавказом с тем, чтобы расселить там своих осво­божденных от крепостного права крестьян. Тур­ции нужна была свежая кровь для своих армий на Балканах, да и по всей империи. Общие глобальные интересы сцементировали соглашение двух враждующих сторон. Таким образом, моему на­роду, черкесам досталась роль жертвенного яг­ненка в политической игре двух мировых держав.

На земле трудно найти еще одну такую нацию или расу, на долю которой выпало бы столько страданий, сколько досталось моему народу. Ис­ключение составляют, может быть, только евреи и, как совсем недавний пример, палестинцы. На Западе слово «черкес» или «черкесец» ассоцииру­ется с образом прекрасной женщины или неукро­тимого всадника в экзотических одеждах, скачу­щего вдаль с саблей в руке. Трагедия моего на­рода так долго оставалась неизвестной из-за чьего-то безразличия, невежества, и, зачастую, вслед­ствие явного недоброжелательства.

Перенесенные страдания - еще не свидетельст­во добродетели, кроме того, черкесы - народ гор­дый и выпячивание собственных бед для них равносильно потере достоинства. В 1790 году их численность составляла три с половиной миллио­на, а затем за двести лет сократилась до менее чем полумиллиона человек, проживающих на Кавказе. Любой статистический расчет показыва­ет, что при нормальных условиях черкесы долж­ны были образовать нацию в двадцать или более миллионов человек.

Человек, сидящий в соседнем кресле, пошеве­лился, и это вернуло меня в реальность. Мысли о моем народе и моей миссии в Советском Союзе навеяли нерадостные воспоминания. Я все дер­жал в руках полученное приглашение: листочек с четкой официальной эмблемой и обращением ко мне на русском языке. Мечта стала явью. Я сложил бумагу и убрал ее в дипломат к прочим документам. Да, мне придется здорово постарать­ся на этот раз. Не подведу свой род. Отыщу потерянных родственников и напишу историю своей семьи. Однако сначала мне нужно отыскать людей, которые помогут осуществить задуманное. Я твердо вознамерился найти свои корни.

Мне очень хотелось написать о своем народе. Мне очень хотелось понять самого себя. Черкесы хорошо ассимилировались во всем мире и стали полноценными гражданами тех стран, где они осели. Много ли утрачено ими и продолжают ли они терять свою национальную индивидуальность? Некоторые исследователи готовы чуть ли не с пожарной каланчи кричать о том, что мы, черке­сы, произошли от древней и благородной расы, имевшей высокую цивилизацию уже тогда, когда европейцы еще жили в пещерах. Я же хотел лишь известить мир о том, что у нас были заме­чательные достижения в музыке, поэзии, мифологии. Я не ожидаю, что мир после этого сразу возлюбит нас или очень заинтересуется нашими традициями и культурой. Я просто хотел заявить о нашем существовании и о нашем прошлом.

Интересно, как психологи оценили бы этот феномен. Почему так важно, чтобы нашу исто­рию знали? Почему мы не должны ассимилиро­ваться и раствориться среди более многочислен­ных народов на этой земле, как это произошло с другими древними цивилизациями? Откуда это не дающее покоя стремление осознать свою черкес­скую индивидуальность? Хотелось бы найти отве­ты на эти вопросы. Молюсь, чтобы некоторые из ответов я смог получить во время поездки на Кавказ.

Мы летели на север, к Москве, навстречу разгорающемуся дню. В самолете начали разно­сить завтрак. Я пил кофе и смотрел вниз на обширные территории, покрытые снегом и льдом. Я обернулся к своим товарищам и увидел на их лицах одобрительные улыбки. Они были возбуж­дены и обрадованы перспективой ступить на зем­лю своих предков. Первый этап нашего путешес­твия подходил к концу.

История Кавказа отсчитывается с первых мгно­вений зарождения цивилизации. В греческой мифологии упоминается земля Колхида, куда аргонавты поплыли в поисках Золотого руна и где обнаружили остатки высокоразвитых искусств и ремесел. Жителями Кавказа были хазары ранневизантийской истории и аварцы, терроризиро­вавшие Восточную Римскую и Персидскую импе­рии. Каждая волна миграции с Востока на Запад накатывалась на его горные склоны и сбегала, оставляя там что-то после себя. Туранцы и арий­цы, аккадианцы и семиты, этруски и эллины, кимбрийцы и готы, гунны и сельджуки, татары и монголы и в разное время и одновременно поили своих лошадей в холодных, как лед, ручьях этой страны и строили жилища в ее обширных лесах. Кавказ превратился в заповедник исчезнувших народов и Вавилон языков.

Я хочу рассказать историю одной семьи, жив­шей в этой чудесной стране Кавказ. Это история моей семьи в том виде, как она передавалась от отца к сыну на протяжении семи поколений. Но ее можно назвать и хроникой любой черкесской семьи, так как она воплощает историю всего чер­кесского народа, включая трагические события, приведшие к его миграции со своей исторической родины, с Кавказа.

Считается, что любое добротное повествование должно иметь завязку, кульминацию и развязку, и каждая из этих частей должна быть по-видимо­му, одинаково интересной, захватывающей и познавательной. Однако исторический роман не всегда соответствует этим четко определенным ли­тературоведческим критериям. Начало истории нашей семьи теряется где-то в дебрях античного периода существования черкесской нации. Гово­рят, что историки готовы прийти к согласию относительно вопроса о происхождении черкесов, чего они никак не могли сделать в течение мно­гих десятилетий. Две значительные исследователь­ские школы полагают, что мы являемся наслед­никами хеттов или викингов. Никто еще не при­шел к мысли о том, что нация адыгов существо­вала самостоятельно с самого начала и что все попытки объяснить ее происхождение с помощью истории какой-то другой нации обречены на не­удачу.

Результат этой научной дилеммы не имеет к нашему повествованию никакого отношения, ибо любой хороший археолог вам скажет, что каж­дый раз, когда переворачивают новый камень, вопросов возникает гораздо больше, чем ответов. Но один факт, по крайней мере, исторически точно установлен: черкесы жили на Крымском полуострове около трех тысяч лет назад и затем медленно переместились на Кавказ в результате серии племенных миграций. Сначала они сели­лись у Черного моря и по берегам реки Кубань. Несколько позже, но тоже точно неизвестно, когда, они двинулись дальше на восток, пока не достиг­ли реки Терек, впадающей в Каспийское море.

Черкесы, которые ушли на восток, были все из племени кабарда, а те, кто остался на западе вдоль Кубани и черноморского побережья, пред­ставляли, в основном, племена шапсуг, бжедуг, абазах и убых. Для непосвященных эти имена звучат довольно странно. Все эти основные пле­менные формирования говорили на адыгском языке первоначальном языке черкесского народа, правда с различными диалектами. Язык убых был последним из черкесских языков, и он фактичес­ки исчез из употребления в результате завоевания Россией этих земель в середине 19 века.

Как это всегда бывает в истории миграции племен, вследствие случайных перемещений не­которые кланы остались позади. Поэтому мы видим, что даже сегодня кабардинцы продолжают населять западную часть Кавказа среди племен бжедуг между Кубанью и побережьем Черного моря. Их не следует путать с «черкесскими ка­бардинцами» - среди черкесов их называют «хаджратами» - которые вернулись из Большой Кабарды около 1820 года и вновь поселились за рекой Лабой. Наш клан состоял из кабардинцев первичных племен, оставшихся жить у Кубани, в то время как большинство их одноплеменников отправились к востоку.

Где-то в конце 18 века один из членов нашего клана покинул Кубань и двинулся на восток. Сначала он поселился среди чеченских племен Восточного Кавказа, нашел там жену, а затем присоединился к кабардинцам племени джилахстаней, жившим по берегам Терека. Здесь он осно­вал новую семейную ветвь и здорово преуспел на разведении коней. Его звали Ахмет. Он - прямой родоначальник нашей семьи, и именно его жизнь и судьба легли в основу первой книги нашего исторического повествования.

Другие члены семьи - дядья Ахмета, которые остались на Западном Кавказе, принадлежали к дворянскому роду «пше», и из их среды вышло несколько выдающихся князей, правивших в се­лении Лаша Псина совместно с князьями клана Хатукшука. Этот городок существует и сегодня, и до сих пор он четко разделен на две части, из­вестные как «Кандурей» и «Хатукшукей».

В хаосе большевистской революции и во вре­мя сталинского террора были истреблены почти все мужчины этой семьи в Лаша Псина из-за их аристократического происхождения. Лишь один маленький мальчик, единственный из потомков последних князей, был спасен служанкой и спря­тан от коммунистов. Мальчика этого звали Сул­тан. Он пережил ужасы сталинизма, потом стал военным и вот недавно вышел в отставку в чине полковника Советской Армии. Он живет на земле женщины, спасшей его, в селении Анзорей, в десяти верстах от Лаша Псина.

В этой книге автор постарался воссоздать ход событий в истории нашей семьи на протяжении века, начиная с 1782 года. Это историческое повествование, рассказывающее о многих драма­тических и очень важных событиях, произошед­ших в это время на Северном Кавказе. Однако хотелось бы, прежде всего, отметить, что истори­ческий роман - не есть сама история в чистом виде, а лишь определенное допущение ее, поэто­му такое произведение редко можно рассматри­вать как бесстрастную летопись.

Автор выстраивает характеры своих персона­жей и выражает свою позицию, не следуя рабски историческим фактам: ведь роман требует дина­мики и драматизма коллизии - только тогда он станет интересен читателю. Поэтому автор, безус­ловно, приносит извинения читателям-пуристам среди своих земляков, которые, возможно, ожи­дали не ту книгу, какую они держат в руках. Я сам, будучи прежде всего черкесом, поставил перед собой задачу отыскать свои корни и удовлетворить тем самым жажду осознать собственное «я», а несколько лет я провел значительные исследо­вания. Надеюсь, что в результате мне удалось раскрыть в определенной степени правду о нашем народе и о трагедии, постигшей нас как нацию. Я надеюсь также, что найдутся честные люди, которые возьмутся за перо и напишут больше и глубже о том, что мне удалось лишь вытащить на поверхность. Где-то ждут своего часа целые-плас­ты забытой, нерассказанной истории, тысячи со­бытий должны стать достоянием людей. Мир не может пройти мимо моего народа, не ведая, от­куда мы и что случилось с нами на нашем пути.

 

КНИГА ПЕРВАЯ

 

ЧЕЧЕНСКИЕ САБЛИ

 

 

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

 

Ахмет ехал вверх по узкому ущелью, и его не покидало острое чувство того, что за ним следят. Но справа и слева от тропы высились лишь от­весные скалы, на которых негде было даже сту­пить, не говоря уж о том, чтобы там укрыться. Его раздражало потрескивание каменных глыб, остывающих после дневного жара в вечерней прохладе. Лошадь не пугалась этих звуков, а Ахмет вздрагивал, и, чтобы взбодриться, он еще раз громко прокричал «Уэри уокуэ», как это обычно делали мужчины в его селении во время состяза­ний или охоты. «Уэри уокуэ!» Он слушал, как эхо разносит его голос, отскакивая от скал. Голос затих, и вместе с ним растаяли образы его про­шлой жизни на реке Кубань, оставшейся где-то далеко позади.

Он покинул родной очаг и вот оказался уже в незнакомой местности. Через три дня после отъезда Ахмет пресек пределы территории, отно­сившейся к его селению, границы высокогорных пастбищ, где он еще ребенком частенько бывал с отцом. На четвертый день пути мягкий грунт под копытами сменился каменистыми россыпями и обломками, как будто домашний уют уступал место суровости самостоятельной жизни.

Ущелье вдруг кончилось, и открылся вид гор­ной лощины, столь же мрачной и неприступной. У стремени зашелестел кустарник с дикой ягодой, обвитый плющом и другими ползучими растени­ями. Ахмет решил устроиться на ночлег на краю зарослей каких-то огромных деревьев. Человеку, выросшему на пастбищных землях в долине Ку­бани, непривычно было разнообразие рельефа мес­тности, по которой пришлось проезжать. Это были сплошные долины, расселины, смертельно опас­ные каменистые осыпи, пересохшие за лето русла ручьев, или разбегающиеся по сторонам, или ныряющие под землю, причем в таком количес­тве, что было просто невозможно разобраться, как все это устроено.

Раньше Ахмет никогда не видел великих Кав­казских гор. День за днем проводил он в седле среди гигантских подножий гор, вершины кото­рых были всегда окутаны густым туманом. Когда же, наконец, покажется первый местный житель? И как он будет настроен: враждебно или друже­любно? Дома среди пшитл ходили слухи, что вся эта местность кишит ворами. Но что они, про­стые крестьяне, могли знать об этом?

Взглянув на звезды, которые начали медленно проступать на темнеющем небосклоне, Ахмет убедился, что по-прежнему движется на юго-вос­ток. Дома старики учили его, что следует ехать все время на юг до гор, затем повернуть налево и двигаться так, чтобы высокая гряда оставалась по правую руку. Однако сориентироваться было трудно, так как проторенные тропы вели то вверх на гору, то вниз в долину, отклоняясь на юго-запад гораздо больше, чем он рассчитывал.

Его кобылка Кара вышла на поляну с фиал­ками и начала щипать их. Ахмет сбросил бурку из толстой овечьей шкуры, расстелил ее на земле. Рядом, поблескивая в лучах заходящего солнца, журчал ручей. Он подошел к воде, вымыл руки и ноги, поплескал водой себе на лицо и локти, как того требовал ежедневный ритуал андез, и только потом поднялся и прочел вечернюю мо­литву. Скоро нужно будет разводить огонь, чтобы отпугнуть лесных хищников.

Если за ним следит враг или разбойник, то костер не спасет. Одним метким выстрелом его можно было сразить в любой момент за эти не­сколько дней путешествия. И кто, кроме Господа Бога, будет знать, что он убит здесь, среди этих бескрайних гор? Одно лишь седло с оружием стоили того, чтобы решиться на это. А останки быстро растащат канюки, прежде чем кто-нибудь натолкнется на труп.

Ахмет прислонился к седлу, вскипятил воду из фляги, разогрел в ней халаму, съел ее и запил кукурузной похлебкой. Лошадь пощипывала ря­дом траву. Все было спокойно. Он завернулся в толстую теплую бурку - широкую меховую накид­ку с квадратными плечами, которая могла сама по себе стоять, как палатка, но дышать внутри нее было нелегко: лицо быстро покрывалось ис­париной.

Было тихо, лишь иногда раздавалось жуткова­тое завывание шакала, да скорбное уханье фили­на. Эти звуки напоминали Ахмету, что он пока жив, что может еще, находясь в этом диком месте, воспринимать окружающий мир, в котором кроме него живут еще много Божьих созданий. В этой тишине он отчетливо слышал хлопанье совиных крыльев где-то у себя над головой, и ему живо припомнился похожий шум полощущегося на ночном ветерке белья, развешанного его сестрой для просушки. Это было там, дома.

Не нужно думать об Афуасе. Не нужно пота­кать своим прихотям, нельзя допускать, чтобы боль и стыд с новой силой поднимались в груди. Лучшее средство облегчить душу - добиться чего-то выдающегося. Если не среди своего народа, то как-то иначе.

Однако все равно голубые глаза Афуасы не покидали его сознание, витающее между сном и явью. Он вспомнил агонию: лицо у нее вдруг побледнело и откинулось назад. Он швырнул ее на землю, и из чрева стала появляться, пробивая себе дорогу, новая жизнь. Горячая кровь хлыну­ла, заливая ей колени... Афуаса, Афуаса... даже в вое диких собак слышится твое имя.

Для восемнадцатилетнего парня, даже такого, как Ахмет, которого жизнь заставила быстро повзрослеть, эти ночи в горах послужили суро­вым испытанием духа. Он заснул, но рука его, побелевшая от напряжения, продолжала сжимать рукоять кинжала на поясе.

Лошадь принялась щипать траву у его головы и разбудила еще до восхода. Обильная роса на травах предвещала ясную погоду. Ахмет прочитал утренние молитвы, перекинул бурку через седло, проверил, не отсырел ли порох, забросил заря­женное ружье за спину и сел верхом. Он набрал­ся терпения и решил пробираться через чащу, с надеждой отыскать дорогу с другой стороны. Вскоре горные пики снова скрылись из глаз и он подумал, что густой лес должен смениться сейчас более открытой местностью. Где-то совсем рядом послышался шум быстро текущей воды, значит, русло этого потока пролегает через скалу и это позволит ему изменить маршрут.

Теперь Ахмет точно знал, что кто-то следит за ним. У него не было многолетнего опыта высле­живания оленей, диких козлов или редких птиц, однако он хорошо различал звуки в мелколесье. Одно негромкое слово - и лошадь перешла на легкий галоп. Ахмет делал вид, что просто хочет погреться, а не бежать. Промчавшись около двух верст, он выскочил через узкий проход из леса и оказался на широком плато, расчищенном когда-то бурной рекой.

Было тихо, но Ахмет не чувствовал себя в безопасности на открытом месте. Он решил быс­тро пересечь реку и скрыться под сенью деревьев, растущих на другом берегу. Войдя в воду, кобыла тихо заржала, но Ахмет поднял ей голову повы­ше, чтобы она не пила из ледяного потока: это могло ей повредить. Речка выглядела совсем не­глубокой - почему же Кара заартачилась?

И тут Ахмет увидел его, всадника, одетого как адыг. Как и он сам. Все адыги братья, если только между ними нет кровной вражды. Всад­ник был ненамного старше его, но с косматой бородой, которая придавала ему свирепый вид, и ружье он держал по-боевому, у седла.

Незнакомец имел полное преимущество перед Ахметом, так как его конь стоял двумя саженями выше на другом берегу широкого потока, при этом не был мокрым, не храпел и не блестел от пота, как это бывает после быстрой езды. Если это был тот, кто шпионил за ним и шел по пятам, то как, черт побери, он мог оказаться там первым..?

Ахмет успокаивал себя: если ты чужак, то это еще не преступление. Он продолжал переправу с напускным хладнокровием.

- Эй, ты адыг, брат? - спросил всадник. Речь его прозвучала на диалекте, незнакомом

Ахмету, не таком чистом, как его собственный, однако главные слова были понятны. Ахмет кив­нул утвердительно.

-Кабардинец с Кубани. А ты?

-Бжедуг. Добро пожаловать.

Мужчина быстро съехал к воде, пустил коня в ритм с Карой.

- Заблудился?

По его пронзительному взгляду Ахмет понял что никто не может проскользнуть в этот рай, избежав проверки.

- Нет, не заблудился. - Чем меньше слов, тем лучше. Правда всплывет сама, как говорил его отец.

Бжедуг поднял ружье вверх. Ахмет немного перевел дух. Насколько ему было известно, никто из кубанской Кабарды не враждовал с этим пле­менем.

- Я еду на восток, мне нужно добраться до Кабарды, что на Тереке.

Бжедуг махнул рукой: эти края были очень далеко, за много верст отсюда.

-Бывал там раньше?

-Нет.

- Трудный путь, брат, тебе предстоит. Много дней, много рек. Одна особенно трудна для пере­правы. Лаба называется. Два дня езды на юг.

- Мне все время на юг, - в словах Ахмета послышалась усталость, хотя и против его воли. Адыги никогда не жалуются. Он постарался при­дать твердость лицу.

Бжедуг оказался весьма обходительным.

- Моя деревня как раз по пути. Если хочешь, поехали вместе. - Он учтиво притормозил коня, ожидая ответа.

Вот это да! Нашелся проводник, к тому же вовсе не злой! Кровь радостно побежала в жилах у Ахмета, а то он было совсем оцепенел.

- Хорошо. Меня зовут Ахмет.

- А меня Гази.

Ситуация прояснилась. Два молодых адыга еха­ли бок о бок в молчаливом согласии.

Все же Ахмет поведал о себе больше, чем думал. Гази исподволь рассматривал его изящно подогнанное седло, богатые серебряные украше­ния на поясе и уздечке, искусную золотую вы­шивку по краям кафтана. Сапоги Ахмета были сделаны из мягчайшей черной кожи, а меч и кинжал - наилучшей закалки из всего того ору­жия, что Гази видел за долгое время. Насколько он мог понять, это были клинки из Дамаска или даже Толедо. На голове у нового знакомого кра­совалась ладная каракулевая шапка. Гази решил, что Ахмет, по-видимому благородного происхож­дения. Однако в облике его чувствовался налет какой-то печали. Быть может, он потерял в во­йне своих близких или его тяготили заботы защи­ты чести. Для адыга было естественно идти на­пролом и испытывать свою судьбу, но Ахмет был, пожалуй, еще молод для этого, явно моложе его, Гази. Тем не менее, он один отправился в путь, оставив родной очаг далеко позади.

-Мы можем ехать еще два часа, - сказал Гази, - потом остановимся в одном укромном месте, я знаю. Следующий переход надо засветло одолеть, иначе - беда.

-Разбойники..? - Ахмет был бы рад услышать о разбойниках, но только не об этих русских наемниках...

-Казаки.

У Ахмета сжалось горло. Он затем и отпра­вился на юго-запад, чтобы избежать встречи с казаками. «Зайди в предгорья, прежде чем свора­чивать на восток», - советовали старики. Он бежал от своей сестры Афуасы, от их ссоры, от стыда, от воспоминаний о нанесенной ею боли. Однако в эти одинокие ночи среди пустынных предгорий Ахмет понял, что на ссылку его обрекло что-то более страшное и неумолимое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.