Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В теорию и методику




O

О

O

О

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Глава 3. Педагогический процесс в сфере

физического воспитания (Ю.Ф. Курамшин)................................................................................ 47

Принципы и их значение в сфере физического воспитания.................................................... 47

Специфические особенности и структурные компоненты педагогического

процесса при формировании физической культуры человека........................................... 49

Методические принципы физического воспитания.................................................................... 53

Принципы построения занятий в процессе физического воспитания.................................. 57

Воспитание личностных качеств, занимающихся физическими упражнениями.................. 62

Личность преподавателя физического воспитания, требования к его

профессиональному мастерству............................................................................................... 68

Глава 4. Средства физического воспитания (Ю.Ф. Курамшин)....................................... 72

Понятие о средствах. Физические упражнения — основное и специфическое средство

физического воспитания............................................................................................................. 72

Факторы, определяющие воздействие физических упражнений.............................................. 75

Классификация физических упражнений..................................................................................... 76

Содержание и форма физических упражнений........................................................................... 79

Понятие о технике физических упражнений и ее характеристика........................................... 80

Естественные силы природы и гигиенические факторы как средства физического воспитания.90

Глава 5. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты выполнения физических

упражнений (М.М. Линец, В.Н. Платонов)...................................................................................... 92

Общая характеристика физической нагрузки............................................................................... 92

Регулирование внешней стороны нагрузки путем изменения ее компонентов................... 93

Внутренняя сторона физической нагрузки................................................................................... 99

Отдых между физическими нагрузками как фактор оптимизации


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 6





тренировочных воздействий..................................................................................................... 100

Отрицательное влияние чрезмерной физической нагрузки

на состояние физической подготовленности и здоровье.................................................. 107

Глава 6. Методы, применяемые в физическом воспитании

(Ю.Ф. Курамшин, В.В. Петровский)................................................................................................ 111

Исходные понятия: "метод", "методический прием", "методика",

"методический подход", "методическое направление"........................................................ 111

Современные представления о классификации методов.

Общие требования к их выбору............................................................................................... 115

Глава 7. Основы теории адаптации и закономерности ее использования

в физическом воспитании (Т.Ю. Круцевич, В.Н. Платонов)................................................... 136

Виды и стадии формирования адаптационных реакций организма человека.................... 136

Закономерности формирования накопительной адаптации в процессе физического воспитания... 150

Глава 8. Обучение двигательным действиям (Т.Ю. Круцевич, Г.Г. Смолиус)................. 161

Методологические основы теории обучения двигательным действиям.............................. 161

Педагогические основы обучения двигательным действиям.................................................. 162

Физиологические основы управления двигательными действиями..................................... 165

Предмет и задачи обучения в физическом воспитании........................................................... 167

Структура процесса обучения двигательным действиям........................................................ 174

Глава 9. Развитие физических качеств (М.М. Булатова, М.М. Линец, В.Н. Платонов)... 189

Общая характеристика физических качеств............................................................................... 189

Основы методики развития силовых качеств............................................................................. 192

Основы методики развития быстроты......................................................................................... 222

Основы методики развития выносливости................................................................................ 246

Основы методики развития гибкости........................................................................................... 268

Основы методики развития координации.................................................................................. 283

Методические рекомендации по предупреждению травм в процессе физической подготовки.298

Контроль за развитием физических качеств............................................................................... 304

Развитие силовых качеств и мышечной массы в культуризме............................................... 314

Глава 10. Формы организации занятий (Е.В. Давиденко, Г.Г. Смолиус)........................... 323

Общая характеристика форм организации занятий................................................................. 323

Теоретическое обоснование структуры занятий в физическом воспитании...................... 325

Основные аспекты построения занятий в физическом воспитании..................................... 326

Урочные формы организации занятий в физическом воспитании....................................... 327

Общая характеристика занятий неурочного типа..................................................................... 337

Глава 11. Планирование, контроль и учет в процессе занятий

физическими упражнениями (Г.Ф. Шитикова).......................................................................... 342

Понятие о планировании, его виды и содержание................................................................... 342

Понятие контроля и учета в процессе физического воспитания.......................................... 346

Глава 12. Управление процессом физического воспитания

(Т.Ю. Круцевич, В.В. Петровский).................................................................................................. 348

Предпосылки к управлению........................................................................................................... 348

Моделирование в физическом воспитании............................................................................... 354

Прогнозирование в физическом воспитании............................................................................ 364

Контроль в управлении физическим воспитанием.................................................................. 373

Программирование занятий в физическом воспитании......................................................... 381

Коррекция программ занятий в процессе физического воспитания.................................... 404

Эффективность системы физического воспитания.................................................................. 409

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................................................... 413


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 7



ПРЕДИСЛОВИЕ




Данный учебник — первый коллективный труд украинских и россий­ских ученых в области теории и методики физического воспитания. В последние де­сятилетия интенсивное развитие спортивного направления науки привело к выделе­нию самостоятельной дисциплины — теории спорта. Однако новые исследования в области социологии, психологии, физиологии спорта, а также сама практика физи­ческого воспитания различных возрастных контингентов населения заставляют по-новому осмысливать тенденции его развития в обществе и использование общеиз­вестных закономерностей применения средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья человека.

Междисциплинарный подход обусловил включение в разделы учебника знаний из смежных дисциплин в качестве дополнительного материала для формирования теории аналитико-синтезирующего характера.

Педагогический процесс и педагогическая деятельность рассматриваются в сфере физического воспитания в разных аспектах: социальном, моральном, дидак­тическом и биологическом.

Не отходя от принятого утверждения, что физическое воспитание является од­ной из составляющих гармоничного воспитания личности, во главу угла авторы ста­вят деятельность самой личности, потребности, мотивы, интерес к укреплению сво­его здоровья посредством двигательной активности. Это заставляет оценить действующую систему физического воспитания с позиций не только ее управляе­мости государственными органами, но и соответствия запросу личности.

Общая теория физического воспитания развивается под воздействием ряда те­орий, радикально повлиявших на систему знаний в этой области, — это теория функциональных систем П.К. Анохина, теория деятельности, теория адаптации. Интегративное познание сложноорганизованного явления через системный подход позволило рассмотреть физическое воспитание как целостную систему, обладаю­щую теми свойствами, которые отсутствуют у отдельных ее элементов. С точки зре­ния "системы" рассматривались также системные комплексы, являющиеся объеди­нением различных и в то же время органически связанных объектов, таких, как: "организм—среда"; "учитель—ученик"; "физическое состояние—физическое воспи­тание".

Авторы учебника попытались сохранить общепринятую структуру изложения дисциплины "Теория и методика физического воспитания", однако по-новому представляют трактовку цели и задач физического воспитания с точки зрения ос­мысления сути физического воспитания как социального явления, потребности че­ловека в двигательной активности и укреплении своего здоровья.

Материал учебника "Теория и методика физического воспитания" изложен в двух томах. Первый том "Общие основы теории и методики физического воспита­ния" включает 12 глав, второй — "Методика физического воспитания различных групп населения" — 9 глав.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 8





В первых главах первого тома представлена структура научной и учебной дис­циплины теории и методики физического воспитания, терминологический аппарат, определены тенденции развития науки о физическом воспитании в современных ус­ловиях. Физическое воспитание рассматривается в социальном, педагогическом и биологическом аспектах, поэтому авторы включили в книгу главу об основах тео­рии адаптации и закономерностей ее использования в физическом воспитании, ма­териал которой представляет собой опорные знания для последующего изложения теории и методики обучения двигательным действиям и развития физических ка­честв.

Завершается первый том главой, рассматривающей теорию управления в физи­ческом воспитании, включающей алгоритм управления с необходимыми функция­ми и используемыми методами (моделирование, прогнозирование и др.).

Во втором томе представлен материал, касающийся особенностей методики физического воспитания людей различного возраста от рождения до глубокой ста­рости, детей, имеющих отклонение в состоянии здоровья, а также лиц, имеющих ог­раничение дееспособности в связи с инвалидностью, взрослых, имеющих риск раз­вития различных распространенных заболеваний.

Традиционно описана методика физического воспитания школьников, студен­тов, военнослужащих.

Впервые представлены новые технологии использования различных видов дви­гательной активности, физического воспитания, которые получили широкое расп­ространение и популярны у различных групп населения, это фитнесс, аэробика с ее разновидностями, спиннинг, фитбол и др.

Вполне понятно, что предложенные подходы, трактовки отдельных положений теории и методики физического воспитания носят дискуссионный характер и не претендуют на завершенность, но они определяют направление исследовательского поиска авторов и развитие научных исследований.

Учебник рассчитан на студентов вузов физического воспитания и спорта, фа­культетов физического воспитания педагогических институтов, аспирантов и препо­давателей физического воспитания высших учебных заведений.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 9



РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ВВЕДЕНИЕ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.