Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о технике физических упражнений и ее характеристика




Ш

О

О

О

О

О




РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

Значительную роль играют особенности самих физических упражнений, то есть их сложность, новизна, эмоциональность, направленность, техника, величина нагрузки и т.д. Упражнения, выполненные неохотно, небрежно, без усилия, не могут оказать такое же влияние на занимающихся, как уп­ражнения, выполненные сознательно и активно.

К особенностям внешних условий относятся метеорологические, рельеф ме­стности, качество оборудования, гигиеническое состояния мест занятий и др.

Квалификация педагога. Педагог обязан знать основные научные поло­жения о работоспособности человека, закономерности адаптации организма к физическим нагрузкам и др. Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражнений, даст педагогу возможность методически рационально организовывать и проводить заня­тия, успешно решая задачи физического воспитания.

Классификация физических упражнений

Классификация физических упражнений — это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком. С помощью классификации учитель, преподаватель, тренер мо­гут определять характерные свойства тех или иных физических упражнений, их образовательно-воспитательный потенциал, а следовательно, более целе­направленно и эффективно подбирать те упражнения, которые в большей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивидуаль­ным и возрастным особенностям занимающихся, характеру физкультурной деятельности и условиям проведения занятий.

В настоящее время известно более 300 классификаций физических упражнений (Наталов, 1976). В связи с тем, что теория и практика физ­культурного образования непрерывно обогащается новыми данными, классификации не остаются неизменными. Проблема совершенствования классификации заключается в том, чтобы систематизировать все многооб­разие существующих физических упражнений, исходя из объективных возможностей, представляемых ими для формирования физической куль­туры личности в целом и отдельных ее компонентов. Важно также и то, чтобы в классификации предусматривалась возможность появления и про­гнозирования новых форм физических упражнений.

Следует иметь ввиду, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях.

В связи с этим не может быть создано пригодной для каждого случая единой классификации упражнений.

Рассмотрим основные из них.

1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленно­сти их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, профессионально-прикладные, спортивные, восстано­вительные, рекреационные, лечебные, профилактические и др. В свою оче­редь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультур-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 77



ГЛАВА 4. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ




ной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения представляют собой двигательные дей­ствия, которые являются предметом спортивной специализации и выполня­ются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта. Специально-подготовительные упражнения — это упражнения, представля­ющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревнова­тельным действием как по форме, так и по характеру проявления усилий. Общеподготовительные упражнения — это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие, прежде всего, средства­ми общей подготовки спортсмена.

2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на
развитие отдельных качеств (способностей) человека.
По этому признаку вы­
деляют упражнения для развития скоростных, силовых, скоростно-силовых
и координационных способностей, выносливости, гибкости, сенсорно-пер­
цептивных, интеллектуальных, эстетических и волевых способностей и т.д.

3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению опреде­
ленных двигательных умений и навыков.
Здесь обычно различают акробатиче­
ские, гимнастические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие
упражнения.

4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае уп­
ражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные. В
группу циклических упражнений входят ходьба, бег, плавание, гребля, пере­
движение на велосипеде и на лыжах, бег на коньках и др. Их характерными
признаками являются закономерная последовательность, повторяемость и
связь самих циклов. К ациклическим упражнениям относятся: метания дис­
ка и молота, толкание ядра, прыжки с места, гимнастические упражнения на
снарядах, рывок и толчок штанги и др. Здесь каждое упражнение представ­
ляет собой законченное действие, а если оно будет многократно повторять­
ся, то не станет циклическим, так как повторение не вытекает из сущности
самого действия. К смешанным упражнениям относятся такие, в которых со­
четаются действия циклического и ациклического типа. В эту группу входят
прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, метание копья с разбега и т.д.

5. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воз­
действию на развитие отдельных мышечных групп.
В зависимости от того, на
какие мышечные группы они воздействуют, выделяют упражнения для
мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья,
кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применя­
ется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведе­
ния занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу,
гиревому спорту и др.

6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц.
При этом выделяют динамические упражнения, если в процессе выполне­
ния какого-либо действия мышцы сокращаясь, укорачиваются или удлиня-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 78



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

ются; статические (изометрические), при выполнении которых длина мыш­цы при сокращении остается неизменной; комбинированные, т.е. одновре­менно сочетающие оба режима работы мышц.

7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе меха­
низмов энергообеспечения мышечной деятельности.
В этом случае различают
упражнения аэробного характера, когда энергообеспечение мышечной ра­
боты осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием
кислорода; анаэробного характера, выполнение которых происходит в бес­
кислородных условиях; и аэробно-анаэробные упражнения, т.е. смешанно­
го характера.

8. Классификация упражнений по интенсивности работы. Существуют
различные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни
градации упражнений по этому признаку в отдельных видах физической
культуры может происходить по-разному. Как правило, они подразделяют­
ся на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, ма­
лой или умеренной интенсивности.




Наиболее распространенные классификации физических упражнений:

1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их
использования.

2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на разви­
тие отдельных качеств (способностей) человека.

3. Классификация упражнений по преимущественному проявлению определенных
двигательных умений и навыков.

4. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения
подразделяются на циклические, ациклические и смешанные.

5. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воздействию
на развитие отдельных мышечных групп.

6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц.

7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энер­
гообеспечения мышечной деятельности.

8. Классификация упражнений по интенсивности работы

Помимо указанных классификаций существуют и иные классификации упражнений: по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.), по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и пр.), по пред­метным формам применения (гимнастика, спорт, игры, туризм); по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партнера, с партнером).

Не потеряла своей педагогической ценности классификация физичес­ких упражнений, разработанная П.Ф. Лесгафтом в соответствии с дидакти­ческим правилом "от простого к сложному". Разделы и основные группы его классификации упражнений следующие:

I раздел — простые упражнения (элементарные движения, сложные
движения, упражнения с передвижением, на месте, метания);

II раздел — сложные упражнения или упражнения с увеличивающимся
напряжением (упражнения с отягощением, усложненные, продолжитель-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 79



ГЛАВА 4. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ные, ходьба и бег, упражнения в метании с увеличением напряжения, уп­ражнения в лазании, упражнения в прыжках, упражнения в борьбе);

III раздел — упражнения в виде сложных действий (игры, прогулки, плавание, бег на коньках, фехтование).

Классификация П.Ф. Лесгафта характеризует одну сторону физических упражнений — их сложность.

Содержание и форма физических упражнений

Подобно всем явлениям физические упражнении имеют свои содержание и форму.

В общее содержание физического упражнения входит совокупность процессов (психологических, биологических, биохимических и др.), сопровождающих выполня­емое движение и вызывающих изменения в организме занимающихся

Результатом этих процессов является способность человека к двига­тельной деятельности, выражающаяся, в частности, в физических и психи­ческих качествах.




Форма физических упражнений представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение

К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех про­цессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении движе­ний. Например, связь процессов (биологических и других) при беге будет иной, нежели при борьбе.

Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной двига­тельного действия, совокупностью его частей, его техникой.

Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание играет при этом ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты, разными будут и компо­ненты техники бега (длина шага, темп и т.д.). На проявление физического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например, вы­носливость в разных видах спорта имеет специфический характер. Нецеле­сообразная техника ведет к нерациональному расходованию энергии и ухудшает проявление физических качеств.

Педагогическое содержание физических упражнений составляет реша­емая практическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказы­вают на занимающихся. В качестве внутренней формы выступает взаимо­связь, согласованность двигательных навыков и умений, входящих в данное двигательное действие, а внешней формы — результат решения поставлен­ной задачи ("освоение", "не освоение" и др.). "Представителями" содержа­ния являются физические качества, а формы — техника упражнений. Но по­скольку содержание всегда развивается быстрее, чем форма, постоянно накапливающаяся "старая" техника физических упражнений сдерживает


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 80



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


ЦЕЛЕВАЯ СТРУКТУРА


ОПЕРАЦИОННАЯ СТРУКТУРА


 


( ЦЕЛЬ j


ПРЫГНУТЬ КАК МОЖНО ДАЛЬШЕ


ПРЫЖОК В ДЛИНУ


(операция)


 


Набрать оптимальную скорость


Разбег


 


и ш 3

§


Принять направление движения

Приготовиться к приземлению

■ Оптимально совершить приземление


Отталкивание

Полет

Приземление


5 |


У V.




Рис. 4.1. Связь целевой и операциональной структур двигательного действия

проявление физических качеств. Учет этого обстоятельства имеет важное педагогическое значение. Изучая и оценивая форму движений, педагог ко­свенно получает сведения о внутренних процессах организма, что позволя­ет ему осуществлять направленное воздействие на занимающихся. Нахож­дение оптимального соотношения содержания и формы физических упражнений в каждый конкретный момент является одной из важных про­блем теории и практики физического воспитания.

Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек реша­ет определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, пре­одолеть в прыжке определенную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по футбольному мячу можно выполнить внеш­ней или внутренней частью стопы, носком или подъемом. Таким образом, речь идет о технике движения.

Различные способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений

В основе каждого способа выполнения физического упражнения лежит совокупность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединенные между собой общей смысловой (целевой) направленностью физического упражнения, называют операциями (рис. 4.1).


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 81





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.