Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественные силы природы




О

О

О

О

О

О

О

О

О

О


ГЛАВА 4. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Если двигательная задача сложна и ее выполнение состоит из некото­рого числа более мелких двигательных задач, то и способ ее решения име­ет сложную структуру, включает соответствующее число операций, каждая из которых должна явиться объектом изучения в процессе овладения техни­кой физических упражнений. Определение операционального состава фи­зического упражнения является одним из важных условий изучения его тех­ники в педагогическом аспекте. Это подразумевает выделение смысла двигательной задачи и операций, составляющих данный способ выполне­ния действия, и описание пространственных, временных, скоростных, си­ловых, ритмических параметров движений, характеризующих выполнение операций.

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различа­ют основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.

Основа техники - это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений




Например, в прыжках в высоту способом "перешагивание" основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переход через планку, приземление.

Основное (ведущее) звено техники - это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи

Выполнение ведущего звена техники в движениях обьино происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышеч­ных усилий.

Детали техники - это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма (основы техники)

Детали техники могут быть различными у разных заниающихся и зави­сят от их индивидуальных особенностей.

Правильное использование индивидуальных особенностей каждого за­нимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание лю­бого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновля­ется, что обусловлено:

• возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;

• поиском более совершенных способов выполнения движений;

• повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;

• совершенствованием методики обучения;

• появлением нового спортивного инвентаря, оборудования (например,


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 82





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

синтетические покрытия беговых дорожек, фиберглассовый шест — в прыж­ках с шестом) и другими факторами.

Пространственные характеристики включают: положение тела, траекто­рию (путь) движения.

Положение тела. Какое бы двигательное действие не совершал человек, он должен придать своему телу определенное положение в пространстве. Сохранение неподвижного положения тела и отдельных его частей осуще­ствляется благодаря статическому напряжению мышц.

Необходимость выделения положения тела объясняется его большим значением в технике физических упражнений. Различают исходные, проме­жуточные, конечные положения тела.

Исходные положения принимают для создания наиболее выгодных усло­вий для начала последующих движений, лучшей ориентировки в окружаю­щей обстановке, сохранения устойчивости, обеспечения свободы движений, соответствующего воздействия на определенные органы и системы организ­ма. Так, низкий старт в беге на короткие дистанции дает возможность лег­коатлету быстрее развить максимальную скорость; выжидательная поза во­лейболиста или вратаря в хоккее обеспечивает эффективную подготовку к выполнению действий, соответствующих игровой ситуации; стойка боксера гарантирует удобное наблюдение за соперником и быстроту передвижения в любом направлении, а также защиту наиболее уязвимых участков тела от ударов соперника и возможность быстро нанести ответные удары. Исходные позы в этом случае характеризуют готовность занимающихся к решению предстоящей двигательной задачи. Их можно отнести к тем состояниям, ко­торые академик А.А. Ухтомский назвал "оперативным покоем". Хотя в них нет внешних движений, но нигде так ярко не проявляется единство концен­трированной целеустремленности организма, как в этих исходных позах.

Промежуточные положения. Эффективность многих физических упраж­нений зависит не только от исходного положения, предшествующего нача­лу движений, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или каких-либо его частей в процессе выполнения самого движения. Например, удержание неподвижной позы тела при стрельбе стоя в биатлоне является одной из наиболее важных характеристик техники, влияющих непосредст­венно на результативность стрельбы. Низкая посадка конькобежца, горно­лыжника, горизонтальное положение пловца уменьшает сопротивление внешней среды и тем самым влечет за собой повышение скорости передви­жения.

Конечные положения в отдельных физических упражнениях также игра­ют важную роль. К примеру, приземление после соскока со снаряда в гим­настике или в прыжках на лыжах с трамплина. Правильное положение те­ла в них позволяет сохранить устойчивость при приземлении и избежать получения травмы. Есть виды двигательных действий, в которых конечное положение тела не влияет на результат. Скажем, поза игрока после переда­чи мяча в футболе.

В некоторых видах физических упражнений, связанных с оценкой ре­зультатов соревнований на точность и выразительность движений при за-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 83



ГЛАВА 4. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

данной программе, к общей позе и положениям отдельных частей тела, в первую очередь, предъявляются требования эстетического характера (спор­тивная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.). Это связано с тем, что техника в них приобретает самостоятельную роль, становясь предметом оценки спортивных достижений.

Траектория движения - это путь, совершаемый той или иной частью (точкой) тела в пространстве. Траектория движения характеризуется формой, направле­нием и амплитудой




Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной.

Прямолинейные движения в практике встречаются крайне редко. Объ­ясняется это тем, что движения в отдельных суставах (рук, ног и др.) име­ют вращательный характер. Поэтому криволинейные траектории движений наиболее естественны для человека. По форме траектории можно судить об эффективности техники физического упражнения.

Отклонение от наиболее правильной кривой, характеризующей лучшую технику в конкретном действии, может служить мерой технического мастер­ства. Например, у тяжелоатлетов высокой квалифицикации при подъеме штанги в рывке и толчке рациональной траекторией является дугообразная линия.

Направление движения — это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагит­тальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (собствен­ного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.). Различают направления: основные (вверх—вниз, вперед—назад, направо—налево) и промежуточные (вперед—кверху, вперед—книзу и т.п.).

Данными направлениями пользуются для характеристики как поступа­тельных, так и вращательных движений. Направление движений играет важную роль для обеспечения высокой точности выполняемых действий, экономии сил, выигрыша времени, включения в работу (или выключение из нее) необходимых групп мышц, создания более благоприятных или не­благоприятных условий в деятельности органов дыхания и кровообращения.

Даже небольшие отклонения в направлении движений, например у фехтовальщиков, боксеров, баскетболистов ведут к тому, что они не дости­гают конечной цели в своих действиях.

Ошибки в углах вылета снаряда всего на ±5° при метании копья на ра-стояние свыше 80 м приводят к снижению результата приблизительно на 1 м. Неточное направление движений в общеразвивающих упражнениях снижает эффективность их влияния на мышечно-связочный аппарат.

Так, отведение согнутых перед грудью рук — для растягивания больших грудных мышц — окажется совершенно бесполезным, если оно будет вы­полняться в стороны—книзу, а не в стороны или в стороны—кверху. В кон­троле за направлением движений особое значение имеет зрение. Поэтому для определения оптимального направления движений при изучении и со­вершенствовании техники физических упражнений пользуются либо внеш-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 84





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

ними ориентирами (например, толкают ядро в направлении протянутой на стойках веревки), либо соотносят выполняемое движение с основными пло­скостями собственного тела.

Амплитуда движения — это величина пути перемещения отдельных ча­стей тела относительно друг друга или оси спортивного снаряда. Амплиту­да движений измеряется в угловых градусах, либо в линейных мерах. Часто ее определяют относительно положения других частей тела или относитель­но каких-либо внешних ориентиров.

Для определения суммарной амплитуды движений нескольких частей тела используют условные обозначения (например, полное приседание, по­луприседание).

Амплитуда движений отдельных звеньев человеческого тела зависит от строения суставов и эластичности связочного аппарата и мышц. Величина амплитуды оказывает влияние на полноту сокращения или растягивания мышц, скорость перемещения тела, точность движения и т.д. Так, в толка­нии ядра удлинение пути силы воздействия на снаряд приводит к возраста­нию скорости движения снаряда. Поэтому метатель должен выполнять свои движения по возможности с максимальной амплитудой.

Движения слишком большой амплитуды называют обычно "размашис­тыми", с малой величиной пути — "мелкими". Если амплитуда движений не соответствует решаемой двигательной задаче, то их называют "неточными".

Во многих двигательных действиях, максимальная, анатомически воз­можная амплитуда, как правило, не используется. Стремление чрезмерно увеличить амплитуду движений, при недостаточном уровне развития соот­ветствующих мышечных групп, может привести к травмам суставно-связоч-ного аппарата и мышц.

Временные характеристики включают: длительность и темп движения.

Длительность движения — это время, затраченное на его выполнение. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность от­дельных частей (в плавании, например, это старт, плавание по дистанции, поворот, финиширование), фаз (замаха и удара в подаче мяча в волейболе, опоры и полета в беге), циклов (двух скользящих шагов в беге на коньках), элементов движений или движений отдельных частей тела. От длительнос­ти зависят практические достижения во многих двигательных действиях.

Продолжительность каждой фазы, периода, цикла в упражнении, мож­но измерить и определить ее влияние на результат (например, длительность периодов опоры и полета в беге). Изменение времени выполнения двига­тельного действия может влиять на деятельность соответствующих органов и систем организма занимающихся.

Темп движения — это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле, и т.п. При однократных движениях (одиночных прыжках, метании) темп, естественно, не наблюдается.

Темп определяется количеством повторных движений в единицу време­ни, обычно в одну минуту. Так, темп 120 в ходьбе равен 120 шагам в мину­ту. Темп движений находится в обратно пропорциональной зависимости от


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 85



ГЛАВА 4. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ




их длительности: чем она меньше, тем он выше. Например, уменьшение длительности шага в беге на коньках на определенной дистанции ведет к повышению частоты шагов.

Максимальная частота движений является одним из показателей быст­роты как физического качества человека. Не следует отождествлять понятия темпа и скорости движений, хотя часто (но не всегда) скорость движений зависит от темпа и наоборот.

Так, в беге с увеличением темпа (при одной и той же длине шагов) не­избежно увеличивается скорость движений в каждом шаге, но если одно­временно с увеличением темпа уменьшается длина шагов, то скорость дви­жений может остаться и неизменной. В некоторых случаях (например, в вольных упражнениях в гимнастике) при сохранении одной и той же амп­литуды и скорости темп может изменяться за счет увеличения паузы между движениями.

Темп движений во многих видах физических упражнений, с одной сто­роны, отражает уровень развития быстроты, а с другой — степень владения техникой.

Например, чем больше развита у гребца быстрота движений, тем более высокую частоту гребков он может показать. В то же время, чем совершен­нее его техника, тем при более высоком темпе он может правильно выпол­нять все элементы гребка.

Способность занимающихся изменять темп движений в соревнователь­ных условиях определяется их подготовленностью. У победителей в цикли­ческих видах спорта (гребля, бег на дальнюю дистанцию), как правило, ва­риативность темпа движений гораздо выше, чем у спортсменов, занявших в соревнованиях низкие места.

Нахождение оптимального темпа — одна из главных задач при овладе­нии техникой циклических упражнений. Оптимальный темп движений для каждого занимающегося в конкретном циклическом упражнении определя­ется путем многократного преодоления отрезков дистанции с различной ча­стотой движения. При этом фиксируется показанное время. Темп, дающий возможность достигнуть наиболее высокого результата, определяется как индивидуально-оптимальный.

Пространственно-временные характеристики. Основной из них является скорость движения.

Скорость движения - это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела) к затраченному на этот путь времени

При определении скорости в поступательном движении ее обьино из­меряют в мПс"1 (линейная скорость), а при вращательном в радПс"1 (угло­вая скорость).

Если скорость движения постоянна, то такое движение называют рав­номерным, а если она изменяется — неравномерным. Изменение скорости в единицу времени называют ускорением. Оно может быть положительным, имеющим одинаковое направление со скоростью — скорость возрастает, и


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 86





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

отрицательным, имеющим направление, противоположное направлению скорости — скорость убывает.

Движения, выполняемые без скачкообразного изменения скорости, на­зываются плавными, а движения неравномерно-ускоренные или неравно­мерно замедленные, т.е. движения скачками называют резкими. Обычно резкие движения одновременно бывают и неточными, резкие изменения скорости свидетельствуют о плохо выполненном или неверно усвоенном двигательном действии.

В зависимости от величины скорости выделяют также быстрые и мед­ленные движения. Кроме того, различают скорость оптимальную, т.е. наи­более удобную и максимальную. Скорость бывает произвольная и вынуж­денная. Например, у лыжника при подъеме в гору скорость — произвольная, при спуске с горы — вынужденная.

Понятие скорости движений не следует отождествлять с понятием ско­рости передвижения.

Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствую­щих движений, но и от других факторов. Например, в беге — от длины и частоты шагов, сопротивлений воздуха и т.п. Скорость движений играет очень существенную роль в обеспечении эффективности выполняемых дви­гательных действий. Так, именно от скорости движений метателя, особен­но к моменту вылета снаряда, зависит дальность броска. Без высокой ско­рости движений в момент толчка при прыжках невозможно прыгнуть высоко или далеко.

Есть упражнения, в которых для достижения наибольшего результата важна не максимальная, а оптимальная скорость. К примеру, при метании копья необязательно стремиться к максимальной скорости стартового раз­гона. Необходимо определить для каждого занимающегося такую ско­рость, которая обеспечивала бы наилучшее выполнение финального уси­лия.

В некоторых действиях от скорости движений зависит своевременное решение тех или иных двигательных задач. Например, занятие выгодной позиции в спортивной игре, предупреждение нападения соперника и т.д. При выполнении циклических упражнений (бег, плавание, гребля и др.) в соревновательных условиях большое значение имеет умение точно выдер­живать заранее запланированную скорость, т.е. проходить отдельные отрез­ки дистанции со скоростью по заранее составленному графику. Это позво­ляет целесообразно распределять свои силы на дистанции и отдалять момент наступления утомления, уменее произвольно управлять скоростью движений называют "чувством скорости". Педагог, устанавливая опреде­ленную скорость движений для занимающихся, при овладении техникой двигательных действий должен учитывать: решаемую двигательную задачу, особенности изучаемого упражнения, внешние условия, возраст, пол и сте­пень физической подготовленности занимающихся, состояние организма в данный момент времени и др.

Силовые характеристики. В практике для силовой характеристики дви­жений пользуются понятием сила движения.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 87



ГЛАВА 4. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Сила движения - это мера физического воздействия движущейся части тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, например, почву (при бе­ге, прыжках и т.д.), какие-либо предметы (при поднимании, метании и т.п.) и др.

Именно такую меру физического воздействия следует иметь ввиду, ког­да говорят о силе отталкивания в прыжках, силе удара в боксе, силе рывка в метаниях и т.д.

Понятие силы движения является обобщенным. Хотя она и зависит от прилагаемых мышечных усилий (напряжения), ее не следует отождествлять с мышечной силой.

Сила движения человека представляет собой результат совокупного взаимодействия внутренних и внешних сил.

Знание сил, действующих на человека, облегчает понимание техники физических упражнений и поиска ее эффективных вариантов.



Внутренними силами являются:

активные силы двигательного аппарата - силы тяги мьшц;

пассивные силы опорно-двигательного аппарата - эластичные силы мышц, вяз­
кость мышц и пр.;

реактивные силы - отраженные силы, возникающие при взаимодействии звень­
ев тела в процессе движения

Внутренние силы, в частности сила мышечной тяги, обеспечивает со­хранение и направление изменения взаимного расположения звеньев чело­веческого тела. Посредством мышечных тяг человек управляет движениями, используя внешние и внутренние силы.

Внешние силы складываются из:

силы тяжести собственного тела;

силы реакции опоры;

силы сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего отягоще­
ния, инерционных сил перемещаемых человеком тел

Сила тяжести действует постоянно и всегда направлена вертикально вниз. Она является движущей — при перемещении тела вниз (при падении и спуске с гор); тормозящей — при перемещении тела вверх.

Сила реакции опоры равна по величине силе, действующей на опору и направлена в противоположную сторону. Она зависит от массы тела, ско­рости движения, степени трения и других причин. Эта сила особенно про­является при беге на коньках, ходьбе на лыжах и т.п.

Сила сопротивления внешней среды (воздуха и воды) в одних случаях положительно, а в других — отрицательно сказывается на решении двига­тельных задач. Например, конькобежцы показывают более высокие резуль­таты на высокогорных катках, где воздух имеет меньшую плотность. В то же время результаты в метании диска и копья с падением плотности воздуха


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 88





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

значительно ухудшаются. Это вызвано тем, что уменьшение плотности хо­тя и снижает лобовое сопротивление данных снарядов, но одновременно и уменьшает подъемную силу.

Силы трения при выполнении физических упражнений также проявля­ют себя двояко: они полезны и вредны. Например, сила трения лыж о снег тормозит скольжение лыжника вперед. В этом случае сила трения направ­лена назад. При отталкивании же лыж от снега сила трения удерживает лы­жу на снегу, не дает ей проскользнуть назад. В этом случае сила трения на­правлена вперед.

Сила инерции или сила отдачи — это реакция, испытываемая какой-ли­бо частью тела со стороны ускоряющегося звена тела. В одних случаях инерционные силы выгодны, например, когда легкоатлет использует при толкании ядра инерцию движения всего тела. В других — они затрудняют выполнение действия. С этим нередко сталкиваются, например, гимнасты при маховых упражнениях на снарядах. Чаще всего инерционные силы по­лезны только до некоторых своих величин. От умения занимающихся пра­вильно использовать возникающие инерционные силы зависит эффектив­ность выполнения двигательного действия. Наиболее полное использование инерционных сил в качестве "добавок" к активным силам — один из важ­нейших показателей технического мастерства.

При овладении техникой двигательных действий нужно стремиться к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновре­менном уменьшении сил тормозящих.

Ритмическая характеристика определяется как соразмерность во време­ни сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышеч­ными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных дви­жений.

Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определенное соот­ношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-ли­бо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве

Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим), так и од­нократным (ациклическим) двигательным действиям. Ритм обычно опре­деляют путем измерения соотношения длительности каких-либо фаз, кото­рые характерны для данного физического упражнения. Например, ритм в беге на коньках выражается ритмовым коэффициентом, который равен от­ношению времени отталкивания ко времени свободного скольжения. Для коротких дистанций это отношение равно 3,39, для средних — 3,0, а для длинных — 2,57. Отсюда видно, что бег на короткие дистанции отличается по ритмовому показателю от бега на средние и длинные дистанции. Ритм движений может быть рациональным, правильным, способствующим вы­сокому результату и нерациональным, снижающим результаты. Так, рывок и подъем штанги на грудь могут выполняться в двухтактном (рациональ­ном) и однотактном (нерациональном) ритме. В первом случае движение начинается со старта энергично, затем, на уровне коленей, усилие резко


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 89



ГЛАВА 4. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ




снижается и в подрыве вновь увеличивается; во втором — без акцентиро­вания в фазе подъема штанги со старта и подрыва. Рациональный ритм, в технически совершенно выполненном кем-либо действии, нельзя рассмат­ривать как некий абстрактный идеальный ритм, одинаково пригодный для всех. У каждого занимающегося в силу его индивидуальных особенностей должен быть свой ритм выполнения движения. Однако индивидуализация ритма не должна выходить за известные границы, определяемые основной объективно рациональной структурой данного действия. Различают также постоянный (стабильный) и переменный (вариативный) ритмы. На изме­нение ритма при выполнении физического упражнения влияют решаемая двигательная задача, внешние условия, состояние занимающихся. К при­меру, ритм передвижения на лыжах в плохих условиях скольжения будет иным, чем ритм при хорошем скольжении, при передвижении поперемен­ным двухшажным ходом происходит некоторая перестройка в характере временных соотношений фаз движений в цикле — уменьшается длитель­ность фаз отдыха и увеличивается длительность рабочих фаз. Подобная ва­риативность ритма движений обеспечивает достижение и поддержание хо­тя пониженной, но оптимальной для данных условий скорости пере­движения.

В циклических упражнениях (в беге, плавании, передвижении на лы­жах и т.д.) правильно выбранный, целесообразный при данных условиях ритм обеспечивает проявление необходимой скорости и достаточно дли­тельное сохранение соответствующей работоспособности организма. В ациклических действиях (прыжках, метаниях и др.) рациональный ритм со­действует наилучшей концентрации усилий и максимальному использова­нию двигательных возможностей человека в наиболее решающий момент выполнения упражнения. При овладении техникой физических упражнений ритм движений можно выражать музыкой, с помощью счета, или его "вы­стукивать".

Обобщенные (качественные) характеристики. Наряду с характеристика­ми, имеющими достаточно точную количественную меру, при анализе тех­ники выполнения физических упражнений часто прибегают к не вполне строгим, но полезным, качественным характеристикам.

При выполнении двигательного действия качественные характеристи­ки отражают не один какой-либо признак, а их комплекс. Они придают движению определенное своеобразие, более яркую внешнюю выразитель­ность.

Совокупность черт, обусловливающих такое своеобразие внешних форм движений, определяет их характер: плавность, волнообразность, пружинность или, наоборот, угловатость, жесткость, напряженность, мяг­кость и легкость или же резкость, тяжеловесность; энергичность или вя­лость; экономичность или неэкономичность, эластичность или неэластич­ность и т.д.

Эти качественные характеристики техники обычно оцениваются по их внешним проявлениям и могут контролироваться в той или иной мере без применения сложных инструментальных методов.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 90





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.