Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В физическом воспитании




O

О

О

О




РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

будет зависеть от характера и величины нагрузки. После очень продолжи­тельных и относительно интенсивных нагрузок (упражнения на выносли­вость) усталость сохраняется дольше (до 72 ч и более), чем после высоко­интенсивных кратковременных нагрузок (до 48 ч) скоростно-силового характера (Платонов, 1997). При этом усталость и восстановление протека­ют как нормальный физиологический процесс, как следствие нагрузок, ко­торые отвечают работоспособности и приспособительным возможностям организма человека.

Перегрузка возникает тогда, когда общая нагрузка человека — в тре­нировке, работе, обучении и т.п. — превышает работоспособность и при­способительные возможности его организма. Перегрузки обусловливают прогрессирующее нарастание усталости. В таких случаях наблюдается неполное восстановление работоспособности после тренировочных на­грузок. Динамика работоспособности проявляет стойкую тенденцию к снижению.

Но прежде чем работоспособность начнет систематически снижаться, проявляется ряд других симптомов перегрузки. Важно лишь четко отличать их от естественного утомления, которое является нормальной реакцией ор­ганизма на физические нагрузки. Например, случайные нарушения сна по­сле напряженной тренировки могут быть вызваны лишь одноразовой пре­дельной нагрузкой. Систематическая же бессонница может рассматриваться как симптом перегрузки.

Начальная стадия перегрузки характеризуется, прежде всего, психичес­кими симптомами: отрицательные эмоции, снижение способности к сосре­доточению, возрастающая возбудимость и т.п. (табл. 5.5). Вторая стадия — устойчивая бессонница; потеря аппетита; чрезмерное потение как во время занятий, так и, в особенности, ночью; устойчивое повышение ЧСС в состо­янии покоя. Эти симптомы должны послужить поводом к энергичным ме­рам по устранению причин перегрузки. Если не отреагировать на эти "сиг­налы тревоги", то в скором времени начнет снижаться работоспособность и могут возникнуть серьезные нарушения в состоянии здоровья.

В целом причины перегрузки можно свести к четырем группам: ошиб­ки в методике тренировки, нарушения здорового образа жизни, неблагопри­ятное влияние условий окружающей среды, нарушение здоровья (табл. 5.7).

При перегрузках возникают значительные изменения, прежде всего, в деятельности ЦНС, при которых нарушаются оптимальные соотношения между возбуждением и торможением. Процессы чрезмерного возбуждения возникают, как правило, под влиянием внезапного и резкого возрастания тренировочных требований, большого объема упражнений, которые выпол­няются с субмаксимальной и максимальной интенсивностью. Процессы торможения преобладают при очень продолжительных нагрузках (на вынос­ливость). Даже невысокие по интенсивности, но продолжительные и одно­образные тренировочные нагрузки по развитию выносливости могут отри­цательно повлиять на деятельность нервной системы, что в дальнейшем может привести к нарушениям регуляции системы кровообращения и ее функционирования.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 109



____________________ ГЛАВА 5. НАГРУЗКА И ОТДЫХ КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ КОМПОНЕНТЫ...

ТАБЛИЦА 5.7 Причины, которые вызывают и усиливают состояние перегрузки (обобщенные данные)


Ошибки в методике занятий


Нарушение здорового образа жизни


Неблагоприятное

влияние окружающей среды


Нарушение здоровья


 




Слишком быстрое повышение нагруз­ки, не позволяю­щее организму своевременно к нему адаптировать­ся

Большая нагрузка после вынужден­ных перерывов (травмы, болезни)

Чрезмерно боль­шой удельный вес нагрузки субмак­симальной и мак­симальной интен­сивности

Чрезмерно высокая интенсивность продолжительных нагрузок при раз­витии выносливо­сти

Очень короткие интервалы отдыха между упражне­ниями (занятиями)

Ограничение (од­носторонность) средств физиче­ского воспитания


Недостаточный ночной отдых

Неупорядоченный режим дня

Употребление ал­коголя, курение

Чрезмерное упот­ребление кофе

Плохие жилищные условия (шум, не­достаточная осве­щенность и др.). Раздражающее со­седство

Отсутствие свобод­ного времени или неспособность за­полнить досуг (нет разрядки)

Несбалансирован­ность питания (не­достаток витами­нов)


Перегруженность семейными обя­занностями

Напряженность семейных отно­шений, огорче­ния, ревность, неудовлетворяю­щая профессия

Недоразумения и ссоры с руковод­ством и коллега­ми

Перегрузка в уче­бе или на работе

Плохие оценки в школе, вузе и т.п.

Отрицательное отношение бли­жайшего окруже­ния (семья, руко­водство) к физи­ческому воспита­нию, спорту

Неблагоприятные погодно-климатические условия


Простуды с

повышением

температуры

Желудочные и кишечные за­болевания

Хронические гнойные про­цессы (минда­лины, зубы, яичники, лоб­ные пазухи)

Следствия ин­фекционных заболеваний (ангина, скар­латина, желтуха и т.п.)


Одним из наиболее распространенных нарушений в системе кровообра­щения, вследствие нерациональных занятий физическими упражнениями, является изменение уровня артериального давления. Повышенное артериаль­ное давление возникает, чаще всего, при перегрузках скоростно-силовыми упражнениями. Довольно распространенные нарушения ритма сердечных со­кращений при перегрузке упражнениями при развитии выносливости.

Чрезмерные физические нагрузки могут привести к повреждениям опорно-двигательного аппарата. Выполнение большого объема однообраз­ных упражнений, преимущественно циклических, может привести к пере-


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 110





РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

утомлению, ослаблению и, как следствие, к деформации стопы (плоскосто­пие). Чрезмерные силовые нагрузки могут привести к деформации и уплот­нению хрящевих соединений позвонков — межпозвонковых дисков. Упраж­нения с чрезмерными отягощениями могут вызвать повреждение связок и дисков позвоночника. При хроническом перенапряжении опорно-двига­тельного аппарата возникают патологические изменения в скелетных мыш­цах. Они связаны с нарушением капиллярного кровообращения. Артериаль­ная кровь, минуя капилляры и ткани, которым необходимы питательные вещества и кислород, попадает прямо в вены. Это может привести не толь­ко к дистрофии мышц, а и к дегенеративным изменениям окончаний дви­гательных нервов.

Таким образом, если своевременно не распознать симптомы перегруз­ки и не принять надлежащих мер, то могут возникнуть функциональные и даже патологические нарушения в организме человека (нарушение в дея­тельности ЦНС и вегетативных органов, травмы мышц, связок суставов, ко­стей и т.п.), которые весьма сложно ликвидировать. Поэтому как только по­являются симптомы перегрузки, следует немедленно уменьшить величину нагрузки и начать применение средств восстановления.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ_____________________________

1. Дать определение "физическая нагрузка".

2. Какие стороны имеет нагрузка?

3. Какие факторы влияют на интенсивность нагрузки?

4. Какие показатели определяют объем нагрузки?

5. Дать характеристику взаимосвязи внешней и внутренней сторон нагрузки.

6. Какие существуют разновидности отдыха в зависимости от его продолжитель­
ности.

7. В чем проявляется отрицательное влияние чрезмерной физической нагрузки на со­
стояние здоровья занимающегося?


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 111



МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ




Исходные понятия: "метод", "методический прием", "методика", "методический подход", "методическое направление"

Перед педагогом при решении воспитательно-образовательных задач и задач физического развития в процессе физического воспитания, спортивной тренировки, физической рекреации и реабилитации особо важ­ное значение приобретают способы применения избранных средств, которые помогут более успешно и продуктивно их достигнуть. Этот поиск связан с выбором эффективных методов обучения двигательным действиям, развития физических качеств (способностей) и воспитания личностных свойств.

Существуют разные определения методов. Чаще всего понятие "метод" определяют как путь достижения поставленной педагогической цели; как определенный способ применения каких-либо средств с известной, заранее намеченной целью; как способ взаимной деятельности педагога и ученика, с помощью которого достигается выполнение поставленных задач; как со­вокупность приемов и правил деятельности педагога, применяемая для ре­шения определенного круга задач; как определенным образом упорядочен­ную деятельность, т.е. систему целенаправленных действий, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели; как форму ос­воения учебного материала и др. Несмотря на некоторые различия в пони­мании категории "метод" можно выделить ряд общих существенных при­знаков, присущих многим из этих определений:

1. Любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна
целенаправленная деятельность субъекта, т.е. он всегда целесообразен и ха­
рактеризуется плановостью и реализацией определенного способа деятель­
ности. Способ — это технологическая сторона метода. В практике засекре­
чивается не способ действий, а технология его освоения.

2. Достижение намеченной цели осуществляется в процессе деятельно­
сти, которая включает в себя определенную совокупность действий, поря­
док и последовательность которых определяется субъектом деятельности.

3. Метод имеет свое предметное содержание. Он включает инстру­
мент, средства, необходимые человеку для достижения цели. Эти средства
могут быть интеллектуальные, практические и овеществленные (предмет­
ные) и др.


OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 112





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.