КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стандартно-непрерывного упражнения
О О О О О О О О U Is Д О Si P X СО О) Q. Is Э о Q. П Я CDi| li Повторный Сенсомо-торный Соревновательный Игровой Срочной информации I Д. Д Реакции в облегченных условиях выполнения действия Избирательное воздействие на моторный или сенсорный компоненты Эмоциональности В условиях повышенной Двигательной активности У Ґ^Тш
ч
Is
s cti °
з! Є"! ы га
| л З ії Е £5 з о "І Рис. 6.1. Взаимосвязь категорий "методический подход", "методическое направление", "метод", "методический прием" при совершенствовании быстроты простой реакции OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 117 ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ жит направленность методов на решение специфических педагогических задач, связанных с физическим воспитанием. Пользуясь ею, из общего набора методов можно выбрать те, которые наиболее полно содействуют решению конкретной задачи: образовательной, воспитательной или физического развития. В предлагаемой классификации методы подразделяются на три большие группы (рис. 6.2): I. Направленные на овладение знаниями. П. Направленные на овладение двигательными умениями и навыками. III. Направленные преимущественно на развитие физических качеств, способностей. МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ приобретения знаний овладения двигательными умениями и навыками совершенствования двигательных навыков и развития физических качеств
д
Я-
Рис. 6.2. Классификация методов, применяемых при обучении двигательным действиям и развитии физических качеств OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 118 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ В каждой группе методов, в свою очередь, можно выделить соответствующие подгруппы, виды и разновидности методов. Тот или иной метод включает в себя разнообразные по характеру методические приемы. В то же время одни и те же методические приемы могут входить в состав разных методов. При построении классификации мы исходили из представлений о том, что каждая группа методов должна строиться и использоваться на базе закономерностей, лежащих в основе процесса усвоения знаний, или двигательных умений и навыков, или направленного развития физических качеств. И поскольку закономерности обучения двигательным действиям и развития физических качеств существенно отличаются между собой, то правомерно считать ее обоснованной и весьма перспективной в теоретическом и практическом отношениях. Конечно, многие из этих методов реализуют одновременно в той или иной мере образовательную, воспитательную и развивающую функции. Однако несмотря на все это, каждый из них имеет свои доминирующие функции, которые дают весомое основание отнести его при классификации к той или иной группе методов физического воспитания личности. Выбор и применение конкретного метода в практике зависит от ряда факторов и условий. В частности, их выбор определяется:
1. Закономерностями формирования двигательных навыков и развития 2. Поставленными целями и задачами обучения, воспитания и развития 3. Характером содержания учебного материала, применяемых средств. 4. Возможностями занимающихся — их возрастом, состоянием здоро 5. Возможностями самих преподавателей — их предшествующим опы
6. Временем, которым располагает преподаватель. Например, беседа 7. Этапами обучения двигательным действиям, фазами развития физи 8. Структурой отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, цик 9. Особенностями внешних условий, в которых проводятся занятия Методы, направленные на приобретение знаний. Знания — один из ведущих компонентов содержания физического образования личности. Их определяют обьино как информацию, воспринятую, созданную и закрепленную в памяти каждого обучаемого. Знания осваиваются в процессе определенной деятельности и фиксируются в сознании обучаемого в ви- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 119 ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ де представлений, фактов, понятий и закономерностей. На основе знаний создается полный и более' точный образ об изучаемом двигательном действии, от которого зависит во многом успешность овладения техникой движений (рис. 6.2). Группу методов, направленных на приобретение знаний, составляют методы, предусматривающие устную передачу и усвоение информации. Устное изложение осуществляется в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия.
Рассказ — это изложение событий в повествовательной форме. В рассказе сообщаются истории научных открытий в области физического воспитания, развития вида спорта, техники движений, методики тренировки и др. Он часто применяется при организации игровой деятельности. Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. На каждый вопрос педагога следует ответ занимающихся. В ходе беседы обучаемые могут спросить у преподавателя о том, что им непонятно. Главное требование этого метода — строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Беседа также может проводиться и в виде обсуждения чего-либо, т.е. обмена мнениями. Разновидностью беседы является разбор, широко используемый при анализе каких-либо явлений, процессов, событий. К примеру, анализ допущенных ошибок и их первопричин, результатов участия в соревнованиях, играх и т.п. Он может быть односторонним, когда его проводит только педагог, или с участием обучаемых — совместным, коллективным. Описание — это подробный перечень признаков, особенностей изучаемого упражнения. При его применении говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо делать так. Характеристика — это обобщенное перечисление наиболее важных признаков действия. Она используется в тех случаях, когда нет смысла давать полное и точное описание изучаемого действия. Отвечает на вопрос: "Как делать?". К примеру, выполнять действия слитно, плавно, энергично, медленно, непринужденно и т.д. Объяснение предполагает раскрытие существенных закономерностей выполняемых движений. Главная особенность этого метода — теоретические доказательства обсуждаемого вопроса (эффективности предлагаемого способа решения двигательной задачи, предлагаемого учебного задания и др.). В процессе объяснения обеспечивается глубокое понимание обучаемыми изучаемого учебного материала, осуществляется побуждение их к активной мыслительной деятельности, а также привлечение учащихся к рассуждениям, вопросам. Оно отвечает на два главных вопроса: "Зачем это нужно делать?" и "Почему так, а не иначе?".
Разновидностью объяснения являются: • сопроводительные пояснения — лаконичные комментарии и замечания, которыми пользуется педагог по ходу выполнения упражнения занимающимися с целью направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений; OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 120 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ • инструктирование — точное, емкое словесное объяснение техники изучаемых действий, учебных заданий, упражнений, правил их выполнения и т.д. Непосредственное руководство учебной деятельностью обучаемых осуществляется с помощью указания, команд, подсчета, распоряжении, приказа и др. При передаче, получении и анализе информации для оценки и стимулирования результатов учебной деятельности широко применяются различные формы словесных оценок: оценочные суждения ("верно", "хорошо"), устные оценки в баллах или очках, а также словесные самоотчеты, самооценки обучаемых, одобрение, похвала педагогом действий занимающихся. Для создания общей картины предстоящих двигательных действий либо отдельных их сторон широко применяется метод самопроговари-в а н и я. Суть его состоит в том, что перед выполнением, к примеру, опорного прыжка в гимнастике или рывка в тяжелой атлетике, ученик преднамеренно мысленно воссоздает технику исполнения этих упражнений, сопровождая мысленное выполнение действий проговариванием выполняемых элементов, движений вслух, а затем "про себя" — во внутренней речи с акцентом внимания на важных моментах, характеристиках действия. Мысленное выполнение действий получило название идеомоторной тренировки. Установлено, что этот метод ускоряет овладение действиями, повышает качество обучения. Большое значение он приобретает, когда невозможно практически выполнить действия (длительный переезд, болезнь, травма и пр.). В этих условиях мысленное их выполнение способствует быстрому восстановлению и даже совершенствованию двигательных навыков. Методы и приемы, основанные на применении внутренней речи при выполнении действий называют обычно методами словесной саморегуляции. Они весьма разнообразны. Регуляция двигательной деятельности при обучении движениям может осуществляться с помощью самоприказов, самоубеждений, самовнушений и др. К примеру, метод самоприказов предполагает произнесение про себя слов приказов, например таких, как "сильнее", "выше", "энергичней" и т.д. Включение внутренней речи в саморегуляцию действий способствует интеллектуализации процесса обучения движениям. Группа методов, связанная с передачей и усвоением печатной информации путем работы с учебниками, книгами, учебными карточками, программированными пособиями, применяется для стимулирования познавательного интереса и активности занимающихся, углубления их знаний в области спортивной техники и методики технической подготовки Эти методы позволяют получить более полные и достоверные знания о правилах и особенностях судейства в каком-то виде спорта, условиях проведения соревнований, возможностях эффективного использования того или иного технического приема в этих условиях. OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 121 ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Группа методов усвоения и использования знаний построена на основе передачи и восприятия информации посредством органов чувств (перцептивные методы). Важную роль здесь играют зрение, кинестезический анализатор, вестибулярный анализатор, слух и другие каналы чувственного восприятия изучаемого действия. Ощущения и восприятия — это первичный образ о действии. Они предшествуют представлениям или вторичным, чувственно-наглядным образам. Представления могут возникать в сознании обучаемых при отсутствии непосредственных раздражителей, что сближает их с образами памяти, воображения и наглядно-обратного мышления; по мере освоения двигательных действий формируются специализированные восприятия: чувство снаряда, чувство мяча, чувство штанги, повышающие сенсорную культуру двигательной деятельности занимающихся. Применение данных методов поднимает эмоциональный настрой, интерес обучаемых к учебной работе, активизирует их внимание, способствует созданию более яркого и точного сенсорно-перцептивного образа (модели) техники действий, их характеристикам, осмыслению и тщательному анализу структуры и условий его выполнения. Чувственный образ и его структурные компоненты (зрительные, слуховые и другие ощущения восприятия и представления) служат основой для формирования двигательных умений, навыков. Он может формироваться в результате воздействия на обучаемого двух групп факторов, различающихся по признаку расположения источника информации об учебном задании. Одна группа факторов связана с передачей информации, адресованной обучаемому извне и относящейся к "чужому" исполнению движения. Такой подход к познанию движения порождает представление о нем, которое обычно называют экзогенным, т.е. внешнего происхождения. Другая группа факторов связана с получением информации о движении самим исполнителем упражнения. Эти факторы порождают соответственно эндогенные, т.е. внутренние ощущения, восприятия, представления. При создании чувственного образа изучаемых упражнений применяются экзогенные или эндогенные способы и приемы. В первом случае применяются следующие методы: натуральный показ упражнения педагогом или одним из учеников; демонстрация рисунков, схем, фотографий, кино- и видеомагнитофонных записей, предметных и символических ориентиров (мячей на подвесках, флажков, мишеней, щитов с разметкой и т.д.), звуковая и световая демонстрация. Во втором случае применяются методы направленного "прочувствования" движения, содействующие созданию эндогенной картины движения. В настоящее время особые надежды связываются с созданием технических средств, позволяющих принудительно задавать требуемые параметры движений и тем самым лучше прочувствовать их. Обучить тонкому дифференцированию отдельных параметров движения можно используя методы срочной информации. Целесообразно также применять специальные приемы, направленные на развитие отчетливости двигательных ощущений: выполнение упражнения с выключением зрения, ис- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 122 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ пользование безнагрузочного напряжения мышц со зрительным контролем за проявлением электрической активности определенных групп мышц на экранах векторэлектрокардиоскопов или тактильным контролем "на ощущение". Для выяснения правильности формирования восприятия о технике движений, их характеристиках педагог должен постоянно получать информацию о них от самих обучаемых. Целесообразно в этих случаях попросить учеников с помощью рисунка, графической записи выразить собственное понимание структуры действия, отдельных его фаз, положения тела и его частей, траектории и амплитуды движений при перемещении тела в пространстве и времени. Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками. В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания их подразделяют на: • методы расчлененного упражнения; • методы целостного упражнения. Методы расчлененного обучения предполагают разделение упражнения по частям с последовательным их объединением по мере освоения в целостное действие. При этом двигательный навык можно представить как бы в виде суммы достаточно доступных частных двигательных навыков, которые затем последовательно объединяются в основной. Этот метод применяется в таких случаях: • при обучении сложно-координационным двигательным действиям, • если упражнение состоит из большого числа элементов, органически • если упражнение выполняется так быстро, что нельзя изучить и усо • когда целостное выполнение упражнения может быть опасным, если • когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, что Задача построения обучения двигательным действиям методом расчленения сводится к решению вопросов о количестве обучающих упражнений и их выборе. Решая эти вопросы следует придерживаться таких правил: • при расчленении учитывать особенности структуры изучаемого дейст • расчленение не должно вызывать принципиального изменения струк • при расчленении обучающими упражнениями должны быть охвачены • для отдельного разучивания следует выбирать только те фазы упраж OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 123 ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ • обучающее упражнение должно содержать возможно меньше посто Основные разновидности метода расчлененного упражнения: 1. Метод собственно расчлененного упражнения, который предусмат 2. Метод решения узких двигательных задач, который предполагает 3. Метод по разделениям. Существует множество приемов, используе Методы целостного обучения основываются на том, что с самого начала движения осваиваются занимающимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия (прыжки, метания и др.). Они преимущественно используются при: • разучивании более простых упражнений; • изучении некоторых сложных действий, которые, с методической точ • закреплении и совершенствовании двигательных умений и навыков. также в тех случаях, когда обучаемый и педагог располагают эффективными средствами и приемами помощи и страховки. К примеру, это характерно для таких видов спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, прыжки с трамплина на лыжах, фристайл и другие, в которых освоение действий связано с элементами риска, страха, преодолении отрицательных эмоций. В настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются тренажерные устройства, берущие на себя функции обучения технике движений и контроля за действиями занимающихся. Естественно, применение таких тренажеров и других технических устройств делает возможным целостное разучивание даже довольно сложных двигательных действий. Разновидности целостных методов: 1. Собственно целостный метод, который подразумевает прямое приме 2. Метод целостного упражнения с постановкой частных задач. OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 124 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ 3. Метод целостного упражнения с развертыванием обучения от веду 4. Метод подводящих упражнений, который основан на применении в При разучивании и совершенствовании упражнений этим методом могут использоваться такие методические приемы, как: самостоятельное выполнение упражнения при наличии гарантированной безопасности (применяется непосредственная страховка преподавателем, партнером, вспомогательными средствами типа лонж и др.); выполнение упражнений с направляющей помощью; на тренажере; применение проводки и т.д. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических качеств. В их основе лежит определенный порядок сочетания и регулирования нагрузки в процессе воспроизведения упражнения, или тот или иной способ упорядочения действий занимающихся и условий их выполнения. Сущность того или иного метода совершенствования двигательных навыков и направленного развития физических качеств в значительной степени зависит от избираемого способа регулирования и дозирования каждого из параметров нагрузки: интенсивности длительности, количества повторений упражнений, интервалов и характера отдыха. На рис. 6.3 приведена классификация методов, основу которой составляют различный порядок сочетания и регулирования нагрузки и отдыха. Остановимся на характеристике отдельных методов. Равномерный метод характеризуется тем, что при его применении занимающиеся выполняют физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранить неизменную скорость передвижения, темп работы, величину и амплитуду движений. Различают два варианта этого метода: • метод длительной равномерной тренировки; • метод кратковременной равномерной тренировки Отметим, что если при прохождении дистанции в беге колебания скорости не превышают 3 % от средней скорости, то такой бег можно считать равномерным. Этот метод используется в основном в циклических упражнениях (бег, гребля, плавание, езда на велосипеде), хотя не исключена возможность его применения и в упражнениях ациклического характера (гимнастика, бокс и др.). Тренирующее воздействие на организм занимающихся при его применении обеспечивается в период работы. Увеличение нагрузки достигается либо за счет повышения длительности, либо интенсивности выполнения упражнения. Разумеется, с увеличением интенсивности работы длитель- OLIMP_BOOK.QXD 08.12.2007 14:30 Page 125 ГЛАВА 6. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КОМПОНЕНТ НАГРУЗКИ ВИД МЕТОДОВ ГРУППА МЕТОДОВ КЛАСС МЕТОДОВ
интенсивность упражнения длительность упражнения Равномерный Повторный
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |