Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы методики развития выносливости 3 страница





       
   



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

помощью упражнений, длящихся менее 15 с, тяжело вывести ЧСС в необ­ходимую зону (150—180 удПмин"1). Продолжительность более 60 с быстро вызовет усталость и не даст возможности выполнить необходимое количе­ство его повторений.

3. Отдыхать между упражнениями активно, продолжая бежать, плыть и
т.п. с интенсивностью в 2—3 раза ниже той, с которой выполнялась рабочая
фаза.

4. Продолжительность интервала отдыха — до возвращения ЧСС в зону
120—140 удПмин"1. Но время, за которое ЧСС возвращается в эту зону, не
должно превышать 90 с.

5. Количество повторений зависит от педагогического задания и уровня
тренированности человека. С ростом тренированности количество повторе­
ний упражнения увеличивается, а продолжительность отдыха уменьшается.
Тем не менее следует отметить, что один из соавторов этого метода упражне­
ния кардиолог Х.Рейнделл считал бессмысленным выполнять более 50 повто­
рений упражнения в одном тренировочном задании (цит. по Т.Нетт, 1967).

6. Если же за 90 с активного отдыха ЧСС не снижается до 120
140 удПмин"1, то выполнение задания следует прекратить. Причиной этого
явления может быть или слишком высокая интенсивность рабочих фаз уп­
ражнения, или чрезмерно большая их продолжительность, или истощение
организма.

Тренировочное влияние метода интервального упражнения состоит, прежде всего, в развитии подвижности, мощности и экономичности работы сердечно-сосудистой системы (1-, 3-, 4-я задачи). Благодаря многократному повторению упражнения совершенствуется развертывание аэробного про­цесса энергообеспечения организма. В то же время влияние на развитие сердца происходит не столько во время рабочих фаз, сколько в интервалах отдыха, т.е. тогда, когда ЧСС снижается от 150—180 до 120—140 удПмин"1. Это происходит вследствие того, что в процессе активного отдыха возника­ет сильное растягивающее воздействие на сердечную мышцу благодаря уве­личению ударного объема крови. Наибольшее растягивающее воздействие наблюдается в первые 30—45 с отдыха, а в дальнейшем оно постепенно уменьшается и совсем исчезает при восстановлении ЧСС до 120 удПмин"1. Именно поэтому для получения оптимального тренировочного эффекта сле­дует четко придерживаться приведенных параметров нагрузки и отдыха.

В первой половине интервала отдыха (30—45 с), благодаря увеличению ударного объема крови, потребление кислорода бывает даже булыиим, чем во время самой рабочей фазы. Кислородный пульс также достигает макси­мума в первой половине интервала отдыха. Дыхательный эквивалент (объ­ем вентиляции легких за 1 мин, разделенный на количество поглощенного за то же время кислорода) наименьший также в интервале отдыха, что сви­детельствует об экономизации системы дыхания.

Путем многократных повторных растягивающих воздействий в интер­валах отдыха происходит постепенная адаптация сердца. Оно становится более мощным, способным перекачивать больше крови и поставлять боль­ше кислорода к работающим мышцам.



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page

 


ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




К существенным недостаткам метода интервального стандартизирован­ного упражнения по Х.Рейнделлу—В.Гершлеру следует отнести:

1. Недостаточное его влияние на обмен веществ в скелетных мышцах,
несущих основную нагрузку. Вследствие этого он малоэффективен для ло­
кального влияния на развитие их силы и выносливости.

2. Низкий эмоциональный фон вследствие однообразия. Следует быть
чрезвычайно упрямым и настойчивым, чтобы выполнять большое количе­
ство повторений упражнения в условиях постоянного однообразия.

Естественно, возможности применения метода интервального упражне­ния не ограничиваются приведенной схемой Х.Рейнделла—В.Гершлера. Его разнообразные формы приобрели широкую популярность в развитии раз­ных видов выносливости и других двигательных качеств.

Несмотря на физиологическую эффективность методов строго регла­ментированного упражнения в работе с детьми и подростками преимущест­во следует отдавать игровому методу упражнения (табл. 9.5). Для этого при­меняют специально подобранные подвижные игры, элементы спортивных игр и разнообразнейшие физические упражнения.

Именно этот метод в наибольшей мере отвечает особенностям деятель­ности центральной нервной системы детей и подростков (преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, быстрая утомляемость от однообразной монотонной работы, неспособность к продолжительной концентрации внимания на каком-то объекте и т.п.). Регулирование нагруз­ки осуществляется путем изменения продолжительности игровых заданий, уменьшения или увеличения размеров игровой площадки и количества иг­роков, изменения игровых амплуа и т.п. Суммарная же продолжительность игровых заданий в зависимости от уровня подготовленности и возраста мо­жет составлять от 20—30 до 60—90 минут.

Для контроля за уровнем развития выносливости и совершенствования реализационных возможностей организма применяют метод соревнователь­ного упражнения.

В зависимости от уровня подготовленности людей и других факторов продолжительность упражнения может колебаться в очень широком диапа­зоне (от 10—12 мин до нескольких часов). Интенсивность должна отвечать индивидуальному максимуму для соответствующей продолжительности уп­ражнения.

Развитию общей выносливости целесообразно посвящать отдельные за­нятия. Но если ее развитие осуществляется в сочетании с решением других педагогических задач, то это целесообразно делать после решения этих за­дач.

Оптимальное количество занятий в недельном цикле составляет от 3—4 до 5—6 и зависит от цели, с которой осуществляется развитие общей вынос­ливости, индивидуального уровня физической подготовленности и т.п.

Спортсмены высокой квалификации, специализирующиеся в стайер­ских дисциплинах, проводят до 12—14 занятий за неделю. Тем не менее, следует помнить, что восстановление после большой нагрузки по развитию общей выносливости может длиться до 2—3 суток. Поэтому в недельном



 


g




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.