Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы методики развития координации 4 страница







РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

организованной двигательной активности.

Средства развития координационных способностей. В основе методики развития координационных способностей должно быть выполнение двига­тельных заданий в усложненных условиях. Для этого упражнения выполня­ют при дефиците пространства и времени, недостаточной или чрезмерной информации. Эффективными являются бег по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий, катание на лыжах, беговые уп­ражнения с преодолением препятствий (барьеры, гимнастические скамей­ки, мячи и т.п.), упражнения с мячами, единоборства, гимнастические и ак­робатические упражнения, спортивные и подвижные игры (особенно на уменьшенных площадках и с увеличенным количеством игроков) и т.п.

Эффективными будут также разнообразные упражнения на достижение установленных параметров двигательной деятельности: прохождение или пробегание определенного расстояния с закрытыми глазами; броски мяча в баскетбольную корзину с закрытыми глазами; выполнение разнообразных гимнастических упражнений с ограничением или полным исключением зре­ния; выполнение упражнений с ограничением слуха или при искусственно созданном чрезмерном шуме; прыжки с поворотами на указанное количест­во градусов; пробегание или проплывание определенных дистанций за уста­новленное время; выполнение силовых упражнений с вариативными отяго­щениями и т.п. Частичное или полное исключение одних анализаторов оказывает содействие активизации функции других, что положительно ска­зывается на формировании кинестезических образов движений, наличие ко­торых обусловливает координационные возможности (Верхошанский, 1988).

При развитии способности к оценке и регуляции динамических и про­странственно-временных параметров движений преимущество следует отдавать упражнениям, которые направлены на улучшение мышечных вос­приятий или ощущений мяча, планки, барьера, снаряда и т.п. Так, для улуч­шения ощущения мяча при броске, ударе, приеме или передаче необходи­мо использовать мячи разных размеров и массы, широкую вариативность силы бросков и ударов, дальности полета. Для улучшения ощущения снаря­да целесообразно применять ядра и копья разных размеров и массы, шесты разной длины и с разными упругими свойствами и т.п. (Лях, 1989).

Для развития способности к сохранению равновесия специалисты (А.Тер-Ованесян, И.Тер-Ованесян, 1986) рекомендуют применять относи­тельно самостоятельные группы разнообразных упражнений в усложненных условиях:

1) сохранение равновесия на одной ноге в разных положениях с движе­
ниями туловища, рук, свободной ноги;

2) стойки на руках и голове с разными положениями и движениями
ног;

3) резкие повороты, наклоны и круговые движения головы стоя на од­
ной или на двух ногах, с разными положениями и движениями рук, туло­
вища, свободной ноги;

4) круговые движения туловища стоя на одной или двух ногах;

5) выполнение движений, стоя на ограниченной опоре (бревно, трос и


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2

ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




т.п.);

6) внезапное прекращение движения по сигналу (при сохранении за­
данной позы) или резкое изменение направления или характера движений;

7) выполнение разных двигательных действий с закрытыми глазами.

Улучшению ощущения ритма способствует использование разных све­товых и звуковых сигналов, которые выполняют роль ритмолидеров. Это могут быть простые сигналы (счет, удары в ладони) или сложные (музы­кальное сопровождение, программированное звуковое ритмолидирование в плавании или других циклических локомоциях, ориентация на воспроизве­дение оптимальной в биомеханическом отношении структуры основных двигательных действий; Platonov, Bulatova, 1993).

Для развития способности к произвольному расслаблению мышц целе­сообразно применять разнообразные упражнения, способствующие замет­ному их расслаблению, рациональному чередованию напряжения и рас­слабления, регулированию величины напряжения. В частности, эффективными являются упражнения, требующие постепенного или резко­го перехода от напряжения мышц к их расслаблению, упражнения, в кото­рых напряжение одних мышц сопровождается максимальным расслаблени­ем других (например, произвольное напряжение мышц правой руки с одновременным, по возможности большим, расслаблением мышц левой ру­ки), упражнения, в которых необходимо поддерживать движение расслаб­ленной части тела по инерции за счет движения других частей (например, круговые движения расслабленными руками за счет работы мышц ног и ту­ловища). Улучшению способности к расслаблению мышц содействует раци­ональное чередование изометрических напряжений (1—3 с) с последующим, по возможности полным, расслаблением (Платонов, Булатова, 1995).

Для развития способности к произвольному расслаблению мышц фи­зически хорошо подготовленных людей целесообразно применять аутоген­ную тренировку. В частности, формулы самовнушения, способствующие совершенствованию мышечной регуляции. Такие формулы сориентированы как на расслабление всех мышц, так и на выборочное расслабление отдель-

Таким образом, основными средствами развития координационных способностей являются физические упражнения. Они должны быть по возможности разнообраз­ными и достаточно сложными по координации работы нервномышечного аппара­та. Их следует выполнять в усложненных условиях (разные исходные положения, ограниченное пространство и время, частичное или полное исключения зритель­ного или слухового анализаторов, пересеченная местность, подвижная опора и т.п.). В занятиях с физически хорошо подготовленными людьми положительный эффект дает сочетание физических упражнений и аутогенного тренинга

ных мышечных групп и мышц.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.