Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения методики развития координационных способностей. В




реальных условиях бытовой, производственной или спортивной деятельно­сти разные виды координационных качеств проявляются как в тесном вза­имодействии между собою, так и с другими физическими качествами (си­ла, быстрота, выносливость, гибкость). В связи с этим, если для развития



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page

 


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

других физических качеств применяются достаточно сложные в координа­ционном плане упражнения или они выполняются в усложненных услови­ях, то параллельно развиваются и координационные способности. Тем не менее, достичь высокого уровня их развития можно лишь за счет рацио­нального применения адекватных средств и методов и с учетом их влияния на ведущие факторы, от которых зависит проявление той или другой разно-

Планируя тренировочные задания по развитию координационных способностей, следует учитывать такие компоненты нагрузки: сложность движений, интен­сивность работы, продолжительность отдельного упражнения (подхода, зада­ния), количество повторений конкретного упражнения (подхода, задания), продол­жительность и характер пауз между упражнениями (подходами, заданиями)




видности координационных способностей.

Сложность движений. При развитии координационных способностей применяют упражнения разной степени сложности: от относительно про­стых, которые стимулируют деятельность анализаторов и готовят нервно-мышечный аппарат к более сложным двигательным действиям, к очень сложным, которые требуют полной мобилизации координационных воз­можностей. Совершенствование разных видов координационных способно­стей наиболее эффективно происходит тогда, когда сложность движений колеблется в диапазоне 75—90 % индивидуально доступного уровня. При этих условиях выполнение упражнений ставит перед функциональными си­стемами организма довольно высокие требования, стимулирующие реакции адаптации, что лежат в основе развития координационных качеств, но не приводят к быстрой усталости анализаторов и снижению эффективности выполнения тренировочных заданий. Это позволяет выполнить необходи­мый для полноценной адаптации объем соответствующей работы, которая способствует развитию координационных способностей.

Задания невысокой (40—60 % индивидуального максимума) и умерен­ной (60—70 % индивидуального максимума) координационной сложности эффективны в занятиях с детьми и подростками, а также со взрослыми, фи­зически слабо подготовленными людьми. В занятиях с физически хорошо подготовленными людьми эти упражнения применяются как подготови­тельные, перед выполнением более сложных. Ориентировочное соотноше­ние упражнений разной координационной сложности может быть следую­щим: 5—10 % работы невысокой сложности, 30—40 % — умеренной, 40—50 % — высокой и 10—15 % работы, которая близка к предельным индивидуаль­ным возможностям (Платонов, Булатова, 1995).

Интенсивность работы. В основе тренировочных заданий по развитию координационных способностей, как и при развитии других физических ка­честв, лежит общая тенденция: применение невысокой интенсивности на начальных этапах выполнения определенных упражнений, постепенное ее возрастание по мере повышения функциональных возможностей организма человека и, в конце концов, выполнение упражнений с высокой и близкой к индивидуальному максимуму интенсивностью в занятиях с физически хо-


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2

ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




рошо подготовленными людьми.

Продолжительность отдельного упражнения (подхода, задания). Про­должительность непрерывной работы в отдельном упражнении, подходе (серии повторений одного и того же движения) колеблется в широком ди­апазоне: от 10 до 200 с. В течение этого времени, с одной стороны можно достичь тренировочного воздействия, которое вызовет адаптационные из­менения, а с другой — обеспечить высокоэффективный контроль за качест­вом работы и целесообразную регуляцию мышечной деятельности, посколь­ку работа прекращается до проявления выраженной усталости.

Продолжительность работы может зависеть и от поставленной в заня­тии задачи. Если упражнение должно способствовать освоению сложного в координационном плане движения, то продолжительность упражнения обу­словливается необходимостью работы в устойчивом состоянии и, естествен­но, она небольшая. Если же развивается способность к проявлению высо­кого уровня координации движений на фоне утомления, характерного для определенного вида профессиональной деятельности (например, монтаж­ники-высотники), то продолжительность работы может быть значительно увеличена.

Количество повторений конкретного упражнения (подхода, задания). Развитие координационных качеств связано с использованием большого разнообразия двигательных действий, выполняемых в условиях работы раз­ной продолжительности и интенсивности. Некоторые из них необходимо повторять многократно. Отдельные же являются результатом реакции на неожиданную ситуацию и в чистом виде воспроизвести их невозможно. Ес­тественно, что эти факторы существенно влияют на количество повторений одного упражнения, подхода или задания.

При кратковременной работе в каждом упражнении (до 5 с) количество повторений может быть довольно большим — от 6 до 10—12. При более про­должительных заданиях количество повторений пропорционально уменьша­ется и может не превышать 2—3.

В этом случае удается сохранить высокую активность занимающихся и их заинтересованность в выполнении задания, а также обеспечить необходи­мое суммарное воздействие на функциональные системы организма и меха­низмы, несущие основную нагрузку в проявлении конкретного вида коорди­национных качеств.

Если возникает необходимость развивать координационные способно­сти в условиях утомления, то количество повторений существенно увеличи­вается: до 12—15 — при выполнении кратковременных, до 4—6 и более — при выполнении более продолжительных заданий.

Количество повторений обусловливается также планом занятия, его конкретными задачами. При комплексном развитии разных видов коорди­национных способностей, требующем применения большого количества разнообразных упражнений, количество повторений любого из них незна­чительно — не более 2—3. Если же осуществляется углубленное развитие од­ной из разновидностей координационных способностей относительно кон­кретной двигательной задачи, то количество повторений упражнений может


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2


       
   
 
 



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

увеличиться в три и даже пять раз.

Продолжительность и характер интервалов отдыха между упражнениями. Обьино паузы между отдельными упражнениями довольно продолжительные — от 1 до 2—3 мин — и должны обеспечивать восстановление работоспособ­ности, а также психологическую настройку занимающихся на эффективное выполнение очередного задания. В отдельных случаях, если задачей является выполнение работы в условиях утомления, то интервалы отдыха могут быть значительно меньшими (иногда до 10—15 с), что обеспечивает выполнение тренировочного задания в условиях прогрессирующего утомления.

По характеру отдых между упражнениями может быть активным, пас­сивным и комбинированным. Комбинированный отдых применяется пре­имущественно при продолжительных, а пассивный — при кратковременных интервалах. При умеренных по продолжительности интервалах — более эф­фективным будет активный отдых.

В активной фазе отдыха целесообразно выполнять малоинтенсивную работу, которая способствует расслаблению и умеренному растягиванию мышц, которые несли основную нагрузку при выполнении упражнений по развитию координационных качеств. В работе с физически хорошо подго­товленными людьми целесообразно также применять самомассаж, идеомо-торные и аутогенные упражнения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.