Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные правила построения разминки




1. Сочетание общеразвивающих упражнений с подводящими и специальными необ­
ходимо лишь в уроках, включающих в основную часть координационно трудные, высо­
коинтенсивные двигательные действия, или действия, требующие мгновенных сложных
двигательных реакций в непредсказуемых ситуациях.

2. Разнообразие включаемых упражнений должно быть невелико, если основная
часть занятия ограничена небольшим числом видов используемых технически хорошо ос­
военных упражнений (при кроссовой подготовке — длительный бег умеренной интенсив­
ности).

3. Разминка может быть продолжительной, если основная часть урока будет начи­
наться с комплекса легко дозируемых, ранее разученных упражнений с последователь­
ным воздействием на основные мышечные группы (комплекс круговой тренировки).

4. Объем разминки зависит от уровня тренированности занимающихся, последей­
ствия предшествующей физической работы до начала урока, температуры внешней
среды.

Продолжительность подготовительной части занятия — величина не­стандартная, она зависит от особенностей контингента занимающихся, ха­рактера предстоящей деятельности в основной части, конкретных условий.

Практически в уроке физического воспитания подготовительной части занятий отводят от 7—10 до 15 мин.

Наиболее распространенный метод организации занимающихся в под­готовительной части — фронтальный, иногда — дифференцированно-груп­повой.


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

Одним из самых важных вопросов организации занятий в основной час­ти является определение последовательности решения задач в уроке. Преж­де всего учитывают активность, внимание и свежесть восприятия, которые необходимы для эффективного усвоения упражнений, наряду с этим необ­ходимо учитывать, какие двигательные качества будут развиваться во время изучаемого двигательного действия.

В начале урока, как правило, решают задачи, которые требуют наиболь­шего сосредоточения внимания, пока оно еще свежо, а восприятие не при­тупилось.

Сюда входит обучение: а) новым двигательным действиям; б) умение применять усвоенные действия в новых соединениях, в изменяющихся ус­ловиях; в) двигательные действия, в которых допускаются неточности или ошибочные действия.

Далее в уроке решаются задачи, требующие меньшего внимания (по­вторение для закрепления).

Завершают урок повторением хорошо известных двигательных дейст­вий, применяемых для развития физических качеств.

Если же в уроке решаются задачи только развития двигательных ка­честв, то сначала предлагаются упражнения, направленные на развитие лов­кости и быстроты, потом — на развитие силы и гибкости, последними — на развитие выносливости.

Определяя порядок выполнения двигательных действий на уроке фи­зического воспитания, необходимо учитывать смену деятельности по фор­ме и характеру усилий, а также структуре выполнения двигательных дейст­вий.

Смена деятельности способствует продолжительному сохранению ак­тивности учащихся, поскольку одно действие по отношению к другому бу­дет являться отдыхом. Особенно это необходимо в работе с детьми, т.к. от однообразных занятий они быстро устают.

Например, в тренировочном занятии по легкой атлетике после изуче­ния старта и ускорений целесообразно перейти к прыжкам в длину и барь­ерному бегу. Вместе с тем нецелесообразно переходить после прыжков в высоту на бег с барьерами, потому что беговой шаг и прыжок имеют суще­ственные различия в основном механизме техники движений.

В основной части урока имеют место подготовительные, основные и другие виды упражнений как средства специальной функциональной под­готовки. В их проведении также нужно предусматривать определенный по­рядок.

В основной части урока, прежде чем приступить к решению новой пе­дагогической задачи, необходимо провести специальную разминку — для приспособления организма к новым условиям, к особенностям координа­ционных и чувственных ощущений (чувство снаряда, снега и т.д.).

Наилучшей считается следующая последовательность решения двига­тельных задач: специально подготовительные и подводящие упражнения, основные, усложняя и повышая требования к усилиям в видах, где нужен результат.


ГЛАВА 10. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Недостатки в развитии отдельных мышечных групп устраняются в кон­це основной части урока, если решение этой задачи не выносится на само­стоятельные занятия в виде домашних заданий. Если перед уроком стоят и образовательные задачи и задачи повышения функциональных возможнос­тей организма занимающихся, то в первой половине основной части заня­тий решаются задачи с освоением упражнений, во второй — предъявляющие высокие требования к вегетативным функциям, т.е. развитие физических качеств и применения освоенных навыков в меняющейся, незнакомой об­становке и условиях повышения физических и психических нагрузок; чере­дование отдельных видов многоборья в условиях соревнований (спортивная гимнастика, прыжки в воду, акробатика).

Очень важное значение имеет правильное построение заключительной части урока.

Важно подвести итоги: насколько удалось решить намеченные задачи и настроить учащихся на очередную деятельность. Даже при дефиците време­ни это должно быть сделано хотя бы в предельно сжатой форме. Обьино используется фронтальный способ организации занимающихся, иногда групповой или самостоятельный (в старших классах).

При завершении урока следует учитывать характер последующей дея­тельности. Средства заключительной части будут зависеть от выполнения работы в основной части урока.

Урок должен завершаться организованно (групповым методом или, по разрешению педагога, возможен самостоятельный уход с занятия).

Продолжительность заключительной части — величина нестандартная, но обычно это 3—5 мин в 45-минутном уроке.

Чем больше величина функциональных сдвигов, вызванных основной частью урока, тем в большей мере заключительная часть должна иметь вос­становительную направленность. Применяемые для этого средства не долж­ны устранить или уменьшить положительный эффект урока, с помощью ко­торого достигаются прогрессивные изменения в состоянии занимающихся. В этом заключается особенность последней части урока.

Последовательность решения задач в уроке во многом определяет эф­фективность педагогического процесса.

Организационные аспекты проведения занятий физическими упражнения­ми. Четкая, грамотная, методически и научно обоснованная организация процесса физического воспитания определяет его результат. Эффективность всего процесса зависит от результативности каждого из его слагаемых.

Качество урока во многом определяется тем, как педагог решает орга­низационные задачи:

1. Обеспечение максимальной занятости занимающихся в уроке.

2. Обеспечение оптимальных условий для постоянного контроля и ре­
гулирования физической нагрузки занимающихся.

3. Расположение отделений и групп в зале или на площадке так, чтобы
держать весь класс в поле зрения.

4. Использование возможно большего количества инвентаря, снарядов,
оборудования, оптимальных смен мест занятий.


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

5. Обеспечение страховки и помощи при выполнении физических уп­
ражнений.

6. Обеспечение порядка и дисциплины.

Реализация организационных требований к уроку для достижения его оптимальной эффективности обеспечивается важным организационным ас­пектом — выбором способа организации занимающихся в течение всего урока.

Определяющими чертами фронтального метода организации занимаю­щихся являются:

• унифицированные задания одновременно для всех занимающихся;

• синхронное выполнение этих заданий под общим руководством.

Фронтальный метод позволяет педагогу: держать в поле зрения одно­временно всех; без лишних трат времени управлять поведением занимаю­щихся; исключить простои; способствовать выработке навыков коллектив­ного поведения.

Недостатком метода является то, что он не способствует осуществле­нию индивидуального подхода (хотя и не исключают его) и пригоден лишь в отдельных фрагментах урока.

В подготовительной части урока фронтальный метод используется пре­имущественно в самом начале выполнения строевых и порядковых физиче­ских упражнений и в общей разминке. Специальная разминка проводится фронтальным методом при условии, если в начале основной части урока все занимающиеся будут решать одну и ту же двигательную задачу.

В основной части урока фронтальный метод организации используют главным образом при решении задач относительно невысокой сложности однородным составом группы при наличии оборудования, достаточного для выполнения задания одновременно всеми занимающимися. Этим методом организации часто пользуются в младших классах при обучении двигатель­ным действиям несложной координации.

В заключительной части занятия фронтальным методом организуют подведение итогов и ориентировку учащихся на очередные задачи (до­машние задания). Восстановительную же направленность этой части за­дания не всегда рационально проводить фронтальным способом, т.к. сте­пень утомления учащихся зависит от их особенностей и не у всех она одинакова.

Фронтальный метод организации занимающихся обеспечивает высо­кую моторную плотность.

Определяющими чертами группового метода организации занимающих­ся на уроке физического воспитания являются:

• неоднородность контингента по уровню подготовленности, полу;

• каждое отделение получает и выполняет свое задание;

• руководство отделениями осуществляет преподаватель с помощниками.

В подготовительной части урока групповым методом организуется спе­циальная разминка, готовящая каждое отделение к конкретному характеру работы в основной части урока.

В основной части урока групповой метод используется: во время про-


ГЛАВА 10. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

ведения гимнастических упражнений на снарядах; при решении в одном за­нятии задач обучения одновременно новому двигательному действию и по­вторения ранее разученного, при условии смены мест занятий и деятельно­сти отделений между собой; в случае нехватки инвентаря, снарядов, оборудования для всего класса.

Поточный метод выполнения упражнений определяется необходимос­тью и возможностью учащимися выполнять изучаемые движения по очере­ди, один за другим, беспрерывным потоком.

Потоков может быть несколько (например, выполнение упражнений на гимнастических скамейках). Преимущество этой формы выполнения уп­ражнений в большой возможности контроля за индивидуальным выполне­нием движения.

Индивидуальный метод организации занимающихся для выполнения физических упражнений заключается в том, что отдельным лицам предла­гаются персональные задания (в устной или письменной форме), которые они выполняют самостоятельно (независимо от содержания и условий ра­боты остальных).

Как правило, индивидуальные занятия предназначены для занимаю­щихся, значительно отличающихся от основного состава группы по своей подготовленности, особенностям и способностям, или по состоянию здо­ровья.

Основным вариантом организации индивидуальной учебной деятельно­сти является самостоятельное выполнение задания, но по плану педагога. Более ценными являются задания, требующие от занимающихся самостоя­тельной разработки и творческого выполнения плана.

Руководящая деятельность педагога при организации индивидуальной работы занимающихся значительно усложняется. Требуется тщательная раз­работка занятий, своевременный контроль и оценка действий, коррект­ность.

Круговая форма организации деятельности занимающихся (круговой ме­тод, круговая тренировка) характеризуется тем, что каждый ученик, обьино в составе небольшой группы, выполняет заданное количество разных уп­ражнений, последовательно переходя как бы по кругу к специально подго­товленным местам. Серия заданий, как правило, рассчитана на комплекс­ное развитие физических качеств.

Выбор метода организации определяется тем, насколько он позволяет преподавателю руководить занимающимися непосредственно или опосре­дованно (через помощников); в какой мере стимулирует самостоятельность занимающихся или обеспечивает исполнительский ее характер, насколько обеспечивается занятость и рациональное использование учебного времени. С этих позиций, учитывая особенности и подготовленность занимающихся, задачи, назначение и характер физических упражнений, условия работы, собственные возможности и возможности помощников, педагог должен ис­пользовать те или иные методы, их варианты и сочетания.

Организация работы ответственных руководителей и исполнителей — физкультурных организаторов, дежурных, капитанов команд, судей, испол-


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

нителей разовых поручений, групповодов — имеет существенное значение в успешном проведении занятий урочного типа.

Организация весьма разнообразной деятельности помощников педаго­га осуществляется с учетом таких общих требований:

• каждый должен хорошо знать свои обязанности, способы их выпол­
нения и права (что достигается своевременным, четким инструктированием
и оказанием необходимой помощи по ходу работы);

• все ответственные лица обязаны своевременно и точно выполнять за­
дания;

• занимающиеся должны быть приучены к разумному подчинению от­
ветственным лицам;

• работу помощников и ее результаты следует периодически оцени­
вать, не допуская бестактных суждений по поводу возможных неудач и
ошибок;

• периодически следует менять ответственных исполнителей с тем, что­
бы привлечь к этой работе возможно большее число занимающихся (глав­
ным образом для их воспитания и обогащения опытом общественно-полез­
ной деятельности);

• не следует привлекать занимающихся к работе ответственного испол­
нителя с целью наказать.

Организация присутствующих на уроке (посторонних лиц), но не участ­вующих в учебно-воспитательном процессе (временно освобожденных от упражнений, посетителей), необходима по следующим соображениям: важ­но исключить или свести к минимуму все, что может помешать работе за­нимающихся; присутствующие должны получить определенную пользу от занятия.

Временно освобожденных необходимо включать в учебный процесс на уроке, привлекая к слушанию объяснения педагога, наблюдению выполнения упражнений, к ответам на вопросы. Часть из них способна выполнять (в стороне от общего строя) некоторые, не противопоказанные им по состоянию здоровья, физические упражнения. Участие освобожден­ных в общей работе исключает нарушение дисциплины и отставание в за­нятиях.

Что касается посетителей, то прежде всего следует представить их за­нимающимся, организовать место для наблюдений, дать им краткую ин­формацию или ответить на некоторые вопросы. Это будет способствовать установлению необходимого контакта между посетителями и занимающи­мися, сведет к минимуму отвлекающие моменты.

Требования к содержанию и методике проведения занятий урочного типа:

1. Каждый урок должен служить решению конкретных задач и пред­
ставлять завершенное целое, логически связанное с предыдущими и после­
дующими уроками. Содержание урока должно быть доступным, в меру ин­
дивидуализированным и выполнимым в рамках отведенного времени.

2. Влияние каждого урока на занимающихся должно быть достаточно
разносторонним, а специфические воздействия складываться из элементов
обучения, воспитания и физического развития. Это не означает, что все они


ГЛАВА 10. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

должны быть представлены в постоянных соотношениях. В зависимости от основных на данном этапе задач, разновидность урока и других условий лю­бой из элементов занимает главное место.

Каждый урок, независимо от решаемых специфических задач физичес­кого воспитания, подчиняется общим целям нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Учебно-воспитательный процесс на уроках физического воспитания должен оказывать положительное влияние на развитие интеллектуальных, волевых и нравственных качеств, на формирование познавательных интере­сов. Для этого следует активизировать мышление занимающихся, добивать­ся понимания сути выполняемых действий, создавать условия для проявле­ния творческой самостоятельности, личной ответственности за действия, поведение, приучать к самоконтролю, самооценке, самодисциплине, к уме­нию владеть эмоциями.

Деятельность занимающихся на протяжении урока должна быть доста­точно разнообразной не только по содержанию, но и по характеру. Для этого физические, интеллектуальные и волевые усилия варьируются по на­пряжению, обеспечивая тем самым оптимальный уровень работоспособно­сти. Сложные по координации действия полезно чередовать с хорошо усво­енными, творческую деятельность с исполнительской, интересные упражнения со "скучными" и т.п. Подобные контрастные переключения предупреждают утомление. Мера внесения в уроки элементов разнообразия зависит от особенностей и состояния занимающихся, вида и продолжитель­ности урока, других факторов.

3. Деятельность занимающихся на протяжении всего урока должна
быть непрерывной, с тем чтобы целесообразно использовать время, а также
предупредить возможные нарушения дисциплины. Это не исключает введе­
ния в урок необходимых пауз отдыха. Занимающиеся могут сочетать отдых
с выполнением некоторых заданий, например, с анализом упражнений, вы­
полняемых другими; мысленным проектированием предстоящих действий,
наблюдением и оценкой действия товарищей.

4. В процессе уроков следует использовать разнообразные методы
обучения, развития и воспитания, соответствующие задачам, особеннос­
тям занимающихся, характеру физических упражнений, условиям прове­
дения урока, возможностям педагога. Предпочтение отдается методам,
повышающим активность занимающихся, побуждающим их к самостоя­
тельному поиску рациональных вариантов двигательных действий, требу­
ющих внесения в учебный процесс элементов исследования, проявления
творческих усилий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.