Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки к управлению




Специфика физического воспитания состоит в том, что осо­знанная информация становится мотивированным побудителем к выполне­нию физических упражнений, использованию естественных факторов при­роды и формированию такого образа жизни, который способствует достижению как личных, так и общественных целей.

В физическом воспитании под управлением понимают процесс направленного, контролируемого и регулируемого изменения физических и духовных возможнос­тей человека в соответствии с поставленной целью

Критерием эффективности этого процесса является уровень здоровья населения, уровень физической работоспособности и социальной дееспо­собности.

Главным компонентом физического воспитания являются занятия фи­зическими упражнениями, в основе которых лежат целенаправленные дви­жения (Бальсевич, Запорожанов, 1987).

Движения - продукт организованной мышечной деятельности, регулируемой фи­зиологическими механизмами и обеспеченной многочисленными морфологическими и функциональными системами организма. Целенаправленность движений опреде­ляется срочными, текущими и долгосрочными целями физического воспитания

Длительные занятия физическими упражнениями, объединенные в се­рии, комплексы, формы, регламентируемые параметрами физических на­грузок и отдыха, представляют собой систему занятий и способствуют по­вышению уровня физического потенциала человека, формированию здоровья, воспитанию упорства, трудолюбия, самодисциплины и других мо­рально-волевых качеств личности.

Достижение цели физического воспитания обусловливается рядом об­стоятельств, которые находятся в причинно-следственных связях, а также подверженностью влияния случайных факторов.

Так, при акцентированном внимании общества на укрепление здоровья молодежи, отмечается неадекватность ее реализации — здоровье значитель­но ухудшилось.


_______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

При анализе этого процесса выделяют ряд факторов, от которых зави­сит оздоровительная эффективность физического воспитания: биологичес­ких — морфофункциональные различия отдельных возрастно-половых групп, индивидуальные особенности организма и их детерминация наслед­ственностью; педагогических — правильность выбора средств и методов обучения, профессиональная компетентность преподавателя (тренера); со­циальных — доступность занятий физкультурой и спортом, программно-нормативные основы, организация системы физического воспитания в школе, вузе; личностных — мотивированное поведение занимающихся и их отношение к существующим гигиеническим рекомендациям по режиму дня, двигательной активности, питанию.

Такая многофакторная зависимость создает некоторую ненадежность системы физического воспитания, так как при условии выпадения или ос­лабления хотя бы одной составляющей система не приводит к достижению цели.

Эффективность управления процессом физического воспитания зави­сит от уровня познания законов, которые лежат в его основе. Понятие "уп­равление", которое прочно вошло в педагогику, биологию, физическую культуру, является кибернетическим термином. Изучением системы управ­ления занимается кибернетика. Для того чтобы лучше понять, как киберне­тические методы находят свое применение в физическом воспитании, не­обходимо разобраться, что же является предметом изучения кибернетики.

Предметом изучения кибернетики являются информационные процес­сы, описывающие поведение сложных динамических систем. Они присущи различным системам, следовательно, кибернетика изучает общие свойства, которые не зависят от материальной основы системы. Они могут прояв­ляться в живой и неживой природе, а также человеческом обществе. Это понятие складывается из представления о том, что объект управления лю­бой природы имеет управляющее устройство (человеческий организм и го­ловной мозг, руль и колеса в автомобиле и т.д.). Объект управления и уп­равляющее устройство обменивается между собой осведомительной и управляющей информацией. Повсюду процесс управления сопряжен с пе­редачей, накоплением, хранением и переработкой информации, которая характеризует управляемый объект, ход процесса, внешние условия, про­грамму и т.д.

Характеристика понятия "система".

В современном мире слово "система" используется для обозначения различных понятий. В самом общем понимании система — объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а так­же знания о природе и обществе.

Система в целом приобретает новые свойства сравнительно с составляющими ее подсистемами, например, при занятии физическими упражнениями организм человека приобретает такие свойства, как устойчивость к простудным заболе­ваниям, гипоксии, повышенную физическую и умственную работоспособность, ус­тойчивость к стрессам и т.п.

349


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

Объектами изучения в кибернетике служат системы, состоящие из ог­ромного числа элементов и подсистем, взаимодействующих друг с другом по различным закономерностям (сложные системы); системы, изменяющи­еся во времени и пространстве (динамические системы); системы, в кото­рых ответную реакцию и конечный результат можно предсказать только с небольшой вероятностью, которая тем больше, чем лучше известны меха­низмы связей и взаимодействий ее элементов (вероятностные системы).

Физическое воспитание имеет множество признаков, присущих про­цессам управления сложными системами, и с кибернетических позиций его можно рассматривать как управление физическим состоянием человека.

Человека можно изучать с позиций различных областей знаний: анато­мии, физиологии, психологии, социологии, философии и т.п. Один аспект изучения не исключает, а дополняет другой.

С интересующей нас точки зрения (т.е. управления процессом физического воспитания — ФВ) человека, в дополнении к другим аспектам, целесообразно рассматривать интегрально: как сложную, кибернетическую, динамическую, саморегулирующуюся, вероятностную систему.

Сложную потому, что человек состоит из ряда функционально взаимо­связанных частей — подсистем. Возможности и состояние физического здо­ровья системы (человека) в целом зависят от состояния составляющих ее подсистем. Поэтому процесс ФВ должен включать средства и методы, обес­печивающие развитие функциональных возможностей всех подсистем до оптимального уровня, обеспечивающего возможности системы в целом.

Кибернетическую — поскольку она в своем составе имеет управляющую и управляемые части. Особенностью является то, что мы в процессе ФВ уп­равляем смысловой программой поведения занимающихся, а адаптивные (приспособительные) изменения в подсистемах (физиологическая, биокини-ческая, психологическая) осуществляются за счет саморегуляции организма.

Саморегулирующуюся — способную целесообразно изменять функциони­рование отдельных подсистем и организма в целом соответственно характе­ру и силе внешних воздействий.

Вероятностную — отвечающую на внешние воздействия одним из воз­можных вариантов приспособительных изменений. Это выдвигает необхо­димость педагогического контроля и коррекции процесса.

Динамическую — обладающую свойством целесообразно изменять ха­рактер функционирования на основе свойств саморегуляции и адаптации организма и психорегуляции.

Особенности системы тренер—спортсмен. В процессе физического вос­питания и спортивной тренировки управление осуществляется извне хоро­шо организованной и саморегулируемой системой — человеком.

Вероятность поведения человеческого организма заключается в том, что:

1) он, в зависимости от исходного уровня и особенностей состояния, на одинаковые виды определяемых тренером (учителем) форм поведения может ответить одной из возможных для него приспособительных реакций. Напри­мер, выбор одной из программ и подавление других. Это касается как дея-


ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Существенное отличие системы тренер-спортсмен, учитель-ученик заключа­ется в том, что управляющее звено (тренер, учитель) не руководит непосред­ственно функциями организма, как это происходит в системах типа води­тель-автомобиль, а осуществляется управление смысловой программой поведения. Учитель подбирает программу поведения (упражнения или их сочета­ние, формы занятий физическими упражнениям и т.д.), которая с той или иной степенью вероятности будет вызывать нужные приспособительные изменения в деятельности организма


тельности внутренних органов, так и формы и характера выполнения зада­ний учителя.

2) в то же время человек является саморегулирующейся системой не
только биологической, но и психологической. Поэтому следует допустить,
что его программа действий может не совпадать с той, которая предлагает­
ся ему учителем (мотив занятий, интересы). При всей полезности и обос­
нованности команд управляющего звена (учителя), саморегулируемый объ­
ект (ученик) может не захотеть выполнять эти команды и управляемость
системы будет нарушена, т.к. цель занятий не будет достигнута.

3) программа тренировочного воздействия, определяемая учителем (тре­
нером), представляет собой словесное описание требуемого поведения уче­
ника (спортсмена) и состоит из описания и демонстрации упражнений и
способа их выполнения. Необходимо учитывать, что одна и та же формули­
ровка задачи к действию может по-разному восприниматься разными людь­
ми в зависимости от их предыдущего жизненного и спортивного опыта,
уровня специальных знаний, степени внимания. В силу этого программа по­
ведения, изложенная тренером, и программа поведения, воспринятая спорт­
сменом, могут быть не идентичными. В процессе передачи информации от
тренера к спортсмену могут быть искажения — "шумы". Аналогичное явле­
ние может возникать и в системе обратной связи по линии спортсмен—тре­
нер (рис. 12.1). Не располагая точной и объективной информацией по ли-

Помехи

Модель поведения, V 7 Модель поведения, заданная тренером \ /воспринятая спортсменом

Тренер

Спортсмен

Модель состояния, / \ Фактическое состояние

воспринятая тренером [__ ^ спортсмена

Помехи

Рис. 12.1. Возможное искажение информации по линии прямой и обратной связи


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

нии обратной связи, тренер может ошибаться в оценке состояния спортсме­на или правильности выполнения заданного упражнения и на основании ис­каженной информации выдать ошибочные управляющие команды.

Обобщая сказанное выше, можно выделить такие особенности системы взаимо­действия управляющего (учитель, тренер) и управляемого (ученик, спортсмен) звена в процессе физического воспитания и спортивной тренировки:

1. Воздействие учителя на ученика (тренера на спортсмена) осуществляется не­
контактным способом, путем регуляции поведения, что может привести к ве­
роятности:

искажения информации при передаче заданий (команд и действий) - неправиль­
ное понимание содержания и смысла программ учителя;

неправильного выполнения задания в силу его самокоррекции на основе само­
оценки своих возможностей, предыдущего опыта, мотивов, интересов, возраст­
ных особенностей, состояния организма и психики на данный момент.

Это требует контроля и коррекции восприятия (понимания) содержания ко­манд и коррекции выполнения задания со стороны учителя, а также повышения информативности педагогического контроля для самого ученика с точки зрения меры его прогресса в результате его физической активности.

2. В системе учитель-ученик одна мыслящая личность управляет другой, что
приводит к следующим проблемам:

правового характера, т.к. управление может осуществляться только с со­
гласия управляемого при полном понимании им цели и стоимости ее достижения.
Преподаватель-тренер несет профессиональную и уголовную ответственность
за физическое и духовное здоровье занимающихся;

этико-методическим: этика отношений, формирование у занимающихся гума­
нистической мотивации, формирование необходимых знаний, нравственных и во­
левых качеств;

управление носит дискретный (прерывистый) характер, а процессы приспо­
собления протекают непрерывно. В связи с этим следует учитывать изменения,
происходящие в организме занимающихся не только в процессе деятельности
(урока), но и в восстановительный период. Блоком тренирующего воздействия
является нагрузка и следующее за ней восстановление

Структура управления физическим воспитанием. Изучение системообра­зующих факторов управления в биологии, экономике, педагогике позволя­ет выделить общие необходимые условия, при которых оно осуществимо, а именно:

1. Наличие управляемой и управляющей частей (тренер—спортсмен
и т.д.).

2. Наличие канала прямой связи, по которой перемещаются команды к
действию (учитель—ученик).

3. Наличие обратной связи, по которой проходит информация о том, в
какое состояние перешел управляемый объект после выполнения команды
к действию (педагогический контроль).

4. Достаточная для осуществления управления частота потока инфор­
мации. По частоте поступления различают информацию срочную и перио­
дическую.


ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


5. Количественный (цифровой) характер информации. Такие характе­
ристики, как "больше", "меньше", "лучше", "хуже", плохо поддаются срав­
нению.

6. Наличие цели — описание (модели) состояния, в которое нужно при­
вести систему (тренирующий режим) или в котором она должна находить­
ся (поддерживающий режим).

7. Критерии эффективности процесса. Для физического воспитания и
спортивной тренировки может быть достижение заданного состояния в за­
данное время; экономичность процессов; оздоровительный, образователь­
ный и воспитательный результат.

8. Система анализа, оценки информации и выработки регулирующих
(управляющих) команд.

В наиболее общем виде физическое воспитание можно представить как процесс управления адаптивным функционированием организма здорового чело­века (рис. 12.2).

Необходимыми условиями управления такой системой являются:

Внешние возмущающие условия гттттттп УФС, усл.ед. Цель ФВ

1. Наличие исходной информации об управляемом объекте, которым
является ученик (занимающийся). Его уровень физического состояния, здо­
ровья, индивидуальные особенности организма и их детерминированность
наследственностью, биологический возраст.

2. Наличие качественной и количественной модели — цели физическо­
го воспитания на определенный период (год, два и т.д.) и промежуточных
моделей по этапам подготовки

(периоды тренировки, четверти учебного года).

5-

3. График предполагаемых
изменений во времени и по эта­
пам процесса.

4. Выбор адекватных средств и
методов, составление физкультур­
но-оздоровительных программ за­
нятий, определение форм занятий.

5. Получение объективной
срочной и текущей информации о
состоянии объекта, фактическом
направлении и характере измене­
ний его функционального состоя­
ния (система педагогического
контроля).

А В С D Е Рис. 12.2.Схема управления процессом физического воспитания: О - запланированный уровень физического состояния (УФС); □ - фактический УФС; А-Е - тренировочные программы; -*■ - управляющие воздействия (прямая связь); ■■■■► - педагогический контроль (обратная связь)

6. Внесение коррекций в про­
граммы занятий, если процесс от­
личается от запланированого.

7. Учет внешних факторов,
которыми являются климат, эко­
логия, социально-экономические
условия жизни семьи.


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

8. Учет внутренних факторов — мотивации к занятиям, желание, заин­
тересованность, сознательность, активность.

9. Наличие системы анализа, оценки информации и выработки управ­
ляющих воздействий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.