Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В управлении физическим воспитанием




Контроль

Цель и виды контроля. Основным источником получения ин­формации об управляемом объекте является контроль его состояния после выполнения управляющих команд (канал обратной связи).

Требованиями к информации, согласно теории управления, являются:

• достаточная частота потока информации, которая требует немедлен­
ных управляющих команд (срочная информация);

• периодическое сличение с заданными модельными характеристиками
фактического состояния объекта управления (периодическая информация)
для внесения коррекций в программы воздействий;

• достаточный объем информации, устранение избыточной информа­
ции, мешающей процессу управления;

• количественный (цифровой) характер информации.

Основная цель контроля в физическом воспитании - это выявление адекват­ности педагогически направленных воздействий и их эффектов запланированным результатам и при возникновении несоответствия, принятие необходимых ре­шений по коррекции управляющих воздействий

Исходя из вышеуказанных положений, которые позволяют рассматри­вать процесс физического воспитания как управляемую систему, логично выделение нескольких видов контроля: предварительный, оперативный, те­кущий, этапный.

Контроль со стороны преподавателя, тренера (педагога), осуществляе­мый соответственно его профессиональным функциям, квалификации, об­разованию, называется педагогическим.

Контроль состояния своего организма индивидуумом как во время вы­полнения физических нагрузок, так и в различные периоды восстановления называется самоконтролем.

Особенности предварительного педагогического контроля. Постановка за­дач предварительного педагогического контроля по определению исходного уровня возможностей и готовности индивидуума к занятиям физическими упражнениями трактуется следующими положениями:

• необходимостью организации занимающихся в относительно одно­
родные группы по возрасту, функциональным возможностям, физической
подготовленности, мотивам, интересам (подгруппы в классах, группы здо­
ровья, группы по видам спорта);

• подбором, разработкой и конкретизацией программ физического вос­
питания согласно индивидуальным особенностям занимающихся.

Перед началом занятий с новым контингентом в дошкольных учрежде­ниях, в школе, вузе, секции, физкультурно-оздоровительной группе необхо­димо, кроме медицинского обследования, которое осуществляют врачи, ре­шая вопрос о допуске к занятиям, произвести специальное педагогическое обследование, направленное на выявление и оценку таких показателей:


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

• индивидуального физического развития для определения его темпов,
биологического возраста для детского контингента, морфологического ста­
туса (длина, масса тела, обхватные размеры) для взрослого населения;

• двигательного опыта и сформировавшегося на его основе фонда дви­
гательных умений, навыков и связанных с ними знаний;

 

• физической подготовленности (по результатам выполнения двига­
тельных тестов и их оценки относительно установленных нормативов);

• функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной сис­
тем, определенных в покое и в процессе выполнения стандартной физиче­
ской нагрузки (функциональные пробы) и их оценки относительно норма­
тивов физического состояния;

• мотивации и интереса к предстоящим занятиям.

Для определения каждого из перечисленных видов показателей можно применить широкий круг методов, увеличивающих объем информации как о морфофункциональном статусе, так и о физической подготовленности индивида. Поэтому необходимо разделять круг решения исследовательских и практических задач в области физического воспитания. Исследователь­ские изыскания позволяют сузить количество измеряемых параметров, вы­брав наиболее информативные из них для практического использования.

Оперативный контроль в процессе физического воспитания предполагает оценку реакций организма занимающегося на физическую нагрузку в про­цессе занятия и после него, а также мобильные операции, принятия реше­ний в процессе занятия, коррекцию заданий, основываясь на информации, поступающей от занимающегося (обратная связь).

В процессе оперативного контроля предусматривается оценка таких по­казателей:

1) поведенческих реакций занимающихся на управляющие команды
преподавателя. Методом наблюдения и опроса преподаватель получает ин­
формацию об интересе к занятию или конкретному заданию, понимание
задания и желание его выполнить; правильности выполнения задания, что
определяет последующие действия преподавателя — поощерения, порица­
ние, поиск стимулов, коррекция задания;

2) техники выполнения упражнений. Методом визуального наблюде­
ния, а также видеосъемки и т.п. возможна оценка и регистрация техничес­
ких характеристик выполняемых упражнений с их последующим анализом
и исправлением ошибок;

3) адекватности выбранной программы поставленным задачам занятия.
Для получения этой информации используют субъективные и объек­
тивные критерии контроля.

К субъективным критериям, свидетельствующим о достижении предельно допустимой нагрузки, относят: одышку, покраснение или по-бледнение кожных покровов, тошноту, головокружение, боль и чувство тя­жести в области затылка, шум в ушах, боль за грудиной, под лопаткой, от­дающая в левую руку. Появление бессоницы, беспокойства, ухудшения настроения, нежелания заниматься свидетельствуют о перенапряжении. Все это преподаватель может определить визуально или путем опроса.


_______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

О положительных изменениях под влиянием занятий свидетельствует улучшение самочувствия, появление бодрости, чувства радости.

К объективным критериям относят параметры морфофункцио-нального состояния физической работоспособности и подготовленности.

Так, развивающееся утомление проявляется в количественных характе­ристиках выполняемого упражнения (скорость, частота шагов, темп, ампли­туда движений, координация).

Для контроля интенсивности нагрузок в физическом воспитании ис­пользуют показатели ЧСС, АД, результаты ЭКГ, ориентируясь на их дина­мику в процессе занятия.

Весьма эффективным в оценке интенсивности нагрузок является сен­сорный метод, суть которого в том, что занимающийся путем сопостав­ления объективных (ЧСС и АД) и субъективных признаков запоминает конкретную интенсивность минимальных, рациональных и предельных на­грузок. Для этого проводится специальная тренировка в течение 3—5 заня­тий с применением нагрузок разной интенсивности.

Педагогический контроль в процессе занятия учитывает также измене­ние внешних условий окружающей среды: понижение температуры воздуха, изменение направления ветра, появление дождя, снега, что приводит к не­обходимости внесения оперативных изменений в содержание занятий, рас­пределение средств, методов и т.п.

Обобщенный учет и анализ данных оперативного контроля связан с не­обходимостью фиксации этого материала (заполнение журналов, дневников самоконтроля, учетных бланков, вычерчивание графиков динамики показа­телей). Эти процедуры могут быть облегчены введением компьютерных средств обработки информации. Ведение учета результатов оперативного контроля занятия вызвано необходимостью его анализа, который и являет­ся основанием для принятия решения о содержании последующего занятия и системы занятий в целом.

Сведения, которые необходимо зафиксировать, должны содержать как минимум следующую информацию:

заключение о реализации задач, поставленных на занятии в общем и дифферен­
цированно по каждой задаче, результаты в контрольных упражнениях;

о выполненных (или невыполненных) упражнениях, их количестве, затратах вре­
мени на них, функциональных сдвигах (реакция ЧСС);

заключение о достаточности (или недостаточности) интервалов отдыха меж­
ду упражнениями, занятиями;

заключение о недостатках в методике построения и организации занятия, ес­
ли таковые имелись

Цель текущего педагогического контроля — оценка текущих состояний, которые являются следствием физических нагрузок в серии занятий, эф­фективности микроцикла занятий по физическому воспитанию и спортив­ной тренировке (Платонов, 1997). В литературе выделяют цикловой и этап­ный контроль (Матвеев, 1991; Платонов, 1997). Назначение этих видов контроля — интегрально, целостно оценить систему занятий в рамках за-


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

вершенного этапа, периода, цикла контролируемого процесса, сверить на­меченное и реализованное, получить необходимую информацию для пра­вильной ориентации последующих действий. В физическом воспитании его называют "итоговым", т.к. он проводится в конце четверти, семестра и года и связан с выставлением оценок и зачетов по дисциплине "Физичес­кая культура" или "Физическое воспитание". В системе кондиционной тренировки проводится через 2, 4, 6 мес и более. Эффективность оценива­ется по субъективным и объективным показателям, которые изучались при предварительном контроле. На основе сопоставления результатов повтор­ных исследований с первичными данными делают выводы о направленно­сти адаптационных изменений в функциональных системах и в деятельно­сти целостного организма под воздействием составленных программ занятий.

Операции этапного контроля включают:

1) анализ данных оперативного контроля, которые накоплены в тече­
ние этапа (цикла) и отражают параметры контролируемого процесса (объ­
ем, интенсивность нагрузки, соотношение средств, реакция организма и
т.п.);

2) тестирование показателей, свидетельствующих о состоянии занима­
ющихся, уровней их тренированности по истечении определенного цикла
занятий — четверти, семестра, этапа тренировки;

3) сопоставление полученных результатов с результатами предваритель­
ного контроля в начале занятий или с тестированием в конце предыдущего
цикла, определение динамики результатов;

4) заключение об эффективности программы занятий в течение цикла;

5) принятие решения о коррекции программ в новом цикле занятий.

Оценка кумулятивных изменений в состоянии занимающихся, долго­временных сдвигов в уровне их тренированности и физической подготов­ленности может осуществляться по абсолютным и относительным показа­телям.

Проводя тестирующие процедуры в системе текущего и этапного кон­троля, важно соблюдать метрологические требования, которые предусмат­ривают стандартность измерения и условий тестирования, наличия унифи­цированных оценочных шкал.

Контроль по абсолютным показателям предусматривает измерение ре­зультатов тестирования в естественных величинах (метрах, сантиметрах, се­кундах, ударах в минуту и т.д.), сопоставление с оценочными шкалами, раз­деленными на функциональные классы, качественные уровни (низкий, средний, высокий), констатацию уровня физической подготовленности за­нимающегося в конце цикла занятий (четверти, семестра). В программах по физическому воспитанию в школах эта констатация уровня физической подготовленности предусматривает выставление оценки по физическому воспитанию. Таким образом, динамика результатов определяется переходом из одного уровня, ограниченного средневозрастным диапазоном, в другой. При достаточно больших диапазонах границ, отделяющих один уровень от другого в течение двух месяцев занятий (одна четверть в школе), ученику


_______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

весьма трудно улучшить свой результат до качественно более высокого уровня. Так, в нормативах физической подготовленности системы государ­ственных тестов Украины(1995) диапазоны между баллами в беге на 1500 м составляют 30—40 с.

Текущий контроль по относительным показателям предусматривает учет и оценку прироста показателей, переведенных в относительные едини­цы по сравнению с исходными (%).Это может быть выражено в процент­ном приросте показателей тестирования индивидуально каждого ученика в течение определенного цикла занятий, а также определение его рейтинга по отношению к сверстникам. Результаты всей возрастной группы занимаю­щихся ранжируются от минимального до максимального в процентной шкале от 1 до 100. Продвижение по этой шкале вверх дает представление занимающемуся о том, насколько он увеличил свой результат, какой рей­тинг он занимает среди сверстников и сколько процентов сверстников ему удалось обойти за этот период занятий.

Используя систему контроля в процессе физического воспитания для управления физическим состоянием занимающегося, необходимо уточнить требования к информации в этом звене управления. Информация о состо­янии объекта управления — ученика должна быть полезна не только учи­телю, но и ученику. Если учителю будет достаточной информация о фак­тическом состоянии объекта управления и его соответствии заплани­рованным "моделям", то ученику необходима информация о степени его прогресса в результате активной деятельности (занятий физическими уп­ражнениями). Это выдвигает необходимость разрабатывать в системе кон­троля более мелкие "шаги", которые будут помогать оценивать продвиже­ние к поставленной цели и служить стимулом к повышению мотивации занятий.

Используя систему балльной оценки, можно определить меру прогрес­са индивидуума по тестируемым качествам, используя формулу:

р_ ЈNX2i - ЈNXH

N

где Р — прогресс физической подготовленности, определяемый по 20- или 12-балльной шкале; X! — результаты в отдельных двигательных тестах по 20-или 12-балльной шкале в начале учебного года; Х2 — результаты в отдель­ных двигательных тестах по 20-балльной шкале в конце учебного года; N — количество тестов.

Учитывая то, что темпы прироста зависят от исходного уровня физиче­ской подготовленности, можно рекомендовать дифференцированную систе­му оценки прогресса достижений учащихся. Эта шкала подходит для ис­пользования меры активности учеников, посещавших 2—3 урока физкультуры в неделю и выполнявших самостоятельно домашние задания по физкультуре (табл. 12.4).

Все виды педагогического контроля представляют необходимую инфор­мацию, используемую в процессе управления физическим воспитанием, позволяющую установить исходный уровень физического состояния инди-


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_____________

ТАБЛИЦА 12.4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.