Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифференцированная система оценки прогресса (Р по 12-балльной шкале) физической подго­товленности на протяжении учебного года в зависимости от исходного уровня




 

 

Исходный уровень физической подготовленности Оценка прогресса
отлично хорошо удовлетво­рительно неудовлетво­рительно
Низкий и ниже среднего Средний Выше среднего Высокий 4,6 и выше 3,6 и выше 2,6 и выше удержание достигнутого уровня 4,5-3,6 3,5-2,6 2,5-1,6 снижение на 1 балл 3,5-1,6 2,5-1,6 1,5-0,6 снижение на 2 балла 1,5 и ниже 1,5 и ниже 0,5 и ниже переход на уровень ниже

вида и контролировать динамику результирующих показателей тренировоч­ных воздействий в процессе занятий.

Подбор адекватных управленческих воздействий связан с процедурой программирования занятий на основе данных педагогического контроля.

Контроль за темпами прироста результатов, определяемых в различных тестах и унифицированных системой в баллах, может быть представлен гра­фически, что дает представление об индивидуальном профиле физической подготовленности и помогает корректировать управляющие воздействия.

Общий положительный оздоровительный эффект в процессе физичес­кого воспитания оценивается повышением уровня индивидуального физи­ческого здоровья, критериями которого могут быть:

• уменьшение количества острых повторных заболеваний, обострений
хронических заболеваний; ускорение процесса восстановления после пере­
несенных заболеваний и т.д.;

• снижение выраженности факторов риска развития сердечно-сосудис­
тых заболеваний (нормализация или уменьшение избыточной массы тела,
нормализация или снижение артериального давления, нормализация ли-
пидного обмена, отказ от вредных привычек, повышение двигательной ак­
тивности);

• снижение ЧСС в состоянии покоя, после сна и при стандартных фи­
зических нагрузках;

• улучшение результатов в двигательных тестах;

• повышение уровня физического состояния;

• повышение мотивации к занятиям.

Повышение уровня физического состояния служит основой для внесе­ния коррекций в параметры оздоровительных программ в соответствии с возрастным уровнем физического состояния.

Самоконтроль в физическом воспитании. Человек как саморегулируемая система, при выполнении двигательной деятельности, ощущает результат ее воздействия и может сопоставлять реакции своего организма с внешними


ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

параметрами нагрузки, оценивая их адекватность или неадекватность соб­ственным функциональным возможностям. Субъективные положительные ощущения после небольшого количества занятий возникают раньше, чем выявится кумулятивный тренировочный эффект, что определяет мотивацию занятий.

Под самоконтролем в процессе физического воспитания подразумевается сово­купность операций (самонаблюдение, анализ, оценка своего состояния, поведе­ния, реагирования), осуществляемых индивидуально как в процессе занятий физи­ческими упражнениями, так и в общем режиме жизни


В интервалах между занятиями самоконтроль ориентирован также на оценку восстановительных процессов, анализ общего самочувствия, опреде­ления статуса организма и настроенности на предстоящее занятие.

Методы самоконтроля можно разделить на три группы: самооценки фи­зического состояния, контроля адекватности и интенсивности нагрузок и эф­фективности занятий.

К первой группе относятся нетрудоемкие способы целостной оценки физического состояния организма, основанные на самотестировании, ис­пользовании расчетных формул и сводных шкал балльной (очковой) само­оценки индивидуального состояния. Это общеизвестный тест Купера (12-минутный бег). Для людей зрелого возраста предлагается тест Ювяскюля (Финляндия), который заключается в оценке результатов максимальной скорости преодоления дистанции 2000 м и реакции сердечно-сосудистой системы по ЧСС.

ИУФП^К+Вп^-^ПІг+тПІз+ЧССпЦ+МТ/РпІз), где

ИУФП — индекс уровня физической подготовленности; К, 1Х—15 ~~ по­стоянные величины и индексы, которые приведены в табл. 12.5; В — воз­раст, полных лет; Т — количество полных минут, затраченных на преодоле­ние дистанции 2 км; т — количество секунд сверх полных минут, затраченных на преодоление 2 км; ЧСС — сразу после прохождения дистан­ции (учитывается в первые 15 с, ум-

ножается на 4), уд □ мин '; МТ — масса тела обследуемого, кг; Р — рост обследуемого, м. Оценка результатов проводится по таблице 12.6. Тест К. Царда (1980) также ос­нован на оценке показателей бега. Результаты рассчитываются по фор­муле
К=
где К — показатель бега, усл.ед.; В — возраст, лет (от 20 до 70); S — пробе-

ТАБЛИЦА 12.5 Цифровые значения постоянных величин

 

Условное Величина
обозначение    
  мужчины женщины
К    
І1 0,2 0,3
І2 11,6
Із 0,2 0,14
І4 0,56 0,36
І5 2,6 1,0

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


таблица 12.6 гаемая дистанция, км (от 1 до 20

Шкала оценки результатов тестирования (тест rm); t средний темп бега

■ивяскюля/ _

Величина ИУФП Уровень физической
  подготовленности
<70 Низкий
70-89 Ниже среднего
90-110 Средний
111-130 Выше среднего
>130 Высокий

(мин П км) — определяется по

формуле = T/S, где Т — время пробегания всей дистанции в ми­нутах.

Оценка "К" производится в соответствии со шкалой (табл. 12.7).

Приведенные методы оценки физического состояния могут быть не безупречны с точки зре­ния информативности, но общее представление о функциональном состоянии организма в рамках самокон­троля получить можно.

Ко второй группе методов контроля интенсивности и адекватности на­грузок в занятиях оздоровительной направленности относят субъективные критерии (одышка, боль за грудиной, под лопаткой, отдающая в левую ру­ку, чувство давления в затылке, шум в ушах) — признаки достижения пре­дельного уровня нагрузок. Для самоконтроля за интенсивностью нагрузки во время бега рекомендуют использовать разговорный тест (Иващенко, 1988). Весьма информативным является соотношение частоты шагов и ды­хания во время бега. Скорость бега, при которой вдох на четыре шага соче­тается с выдохом на четыре шага (4:4), относится к невысокой. Соотноше­ния ритма дыхания и количества шагов 3:3 характеризует бег средней, а 2:2 — высокой интенсивности.

К объективным критериям относят измерение ЧСС во время и после выполнения упражнений.

При определении тренировочного пульсового режима можно восполь­зоваться формулой Л.Я.Иващенко (1988):

ЧСС = (195 + 5N) - (А + t),

где N — порядковый номер физического состояния (1 — низкий, 2 — ниже среднего, 3 — средний, 4 — выше среднего, 5 — высокий); А — возраст, пол­ных лет при условии:

ТАБЛИЦА 12.7 Шкала физического состояния по показателю бега (тест Царда)

20 < А < 60; t — длительность цикли­ческого упражнения, при условии, что 10 < t < 40 мин.

 

Оценка физического состояния Величина К
мужчины женщины
Низкое Ниже среднего Среднее Выше среднего <3 3-3,8 3,9-4,6 >4,6 <2,6 2,6-3,4 3,5-4 >4

Третья группа методов включа­ет самоконтроль эффективности занятий. Сюда также относятся объективные и субъективные кри­терии, которые представлены в табл. 12.8.


_______________________ ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ТАБЛИЦА 12.8




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.