Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как дети воспринимают наши послания




 

Дети с установкой на данность говорили нам333, что они постоянно получают от своих родителей послания с оценочными суждениями и что у них складывается впечатление, будто их качества постоянно измеряют.

 

Мы спрашивали их: «Предположим, что ваши родители предложили вам помочь

 

с выполнением школьного задания. Что могло их к этому подтолкнуть?»

 

И они отвечали: «Настоящая причина состоит в том, что они хотят увидеть, насколько я умный».

 

Мы спрашивали: «Представим себе, что вы получили хорошую оценку и ваши роди-тели счастливы. Чему именно они так рады?»

 

Дети поголовно отвечали: «Они рады увидеть, что я умный ребенок».

 

Мы спрашивали: «А теперь представим себе, что вы не справились с каким-нибудь заданием в школе и ваши родители обсуждают с вами эти результаты. Почему они это делают?»

 

Дети говорили: «Они, наверное, волнуются, что я оказался не в числе самых умных детей» или «Они думают, что плохие отметки означают, что я неумный».

 

То есть каждый раз, когда что-либо происходит, эти дети понимают, что их оценивают.


 


**********

 

 

А может, все дети считают, что родители их оценивают? Разве это не есть как раз то, чем все родители занимаются, – приглядываются и придираются? Ученики с установкой на рост так не думают. Они уверены, что родители просто пытаются стимулировать их к тому, чтобы лучше учиться и приобрести хорошие навыки обучения. Вот что они говорят:

 

Вопрос: «Предположим,что ваши родители предложили вам помочь с выполнениемшкольного задания. Что могло их к этому подтолкнуть?»

 

Ответ: «Они хотят убедиться,что я усвоил по этой теме все,что мог».

 

Вопрос: «Представим себе,что вы получили хорошую оценку и ваши родители счаст-ливы».

 

Ответ: «Они рады,потому что хорошая оценка означает,что я действительно выпол-няю свою работу».

 

Вопрос: «А теперь представим себе,что вы не справились с каким-нибудь заданиемв школе и ваши родители обсуждают с вами эти результаты».

 

Ответ: «Они хотят научить меня,каким способом мне лучше осваивать материалв будущем».

 

Даже когда речь шла об их поведении или о взаимоотношениях с другими, дети с уста-новкой на данность все равно чувствовали себя оцениваемыми, а дети с установкой на рост воспринимали действия родителей как помощь.

 

Вопрос: Представь себе,что твои родители расстроились,когда ты не выполнил то,о чем они тебя просили. Из-за чего они так огорчились?

 

Ребенок с установкой на данность: Они подумали,что,может быть,я плохой ребенок. Ребенок с установкой на рост: Они хотели помочь мне понять,как это можно сделать

 

лучше в следующий раз.

 

Все дети бедокурят и проказничают. Исследование показало, что нормальные малыши совершают какой-нибудь проступок каждые три минуты. И чем он для вас оборачивается? Поводом, чтобы вынести оценку их характеру, или возможностью научить их чему-нибудь?

 

Вопрос: Представь себе,что твои родители расстроились,когда ты отказался делитьсяс другими детьми. Из-за чего они так огорчились?

 

Ребенок с установкой на данность: Они подумали,что я показал,какой я на самомделе плохой.

 

Ребенок с установкой на рост: Они хотели помочь мне научиться лучше ладить с дру-гими детьми.

 

Эти уроки дети усваивают с младых ногтей. Малыш, едва начавший ходить, уже улав-ливает родительские послания, усваивает, что его ошибки заслуживают осуждения и нака-зания. Или уясняет, что его ошибки – это повод для предложения помощи и обучения.

Одного ребенка из подготовительного класса начальной школы мы334 не забудем нико-гда. Он в лицах представлял нам различные послания, которые в определенной ситуации постараются донести до него мама и папа. А ситуация такая: в школе он решал какие-то арифметические задачи, сделал несколько ошибок и теперь рассказывал нам, как отреаги-руют на эту новость его родители:

 

Мама: Привет!Ты почему такой грустный?

 

Мальчик: Я отдал учительнице листок с задачами и понял,что пропустил цифру8,и вот теперь грустный.

 

Мама: Ну что ж,зато я кое-что знаю,что тебя может развеселить.

 

Мальчик: Что?

 

Мама: Если ты скажешь своей учительнице,что старался изо всех сил,то она на тебясердиться не будет. [Поворачиваясь к отцу.] Мы же на тебя не сердимся, правда?!

 

Отец: Еще как сердимся!Марш быстро в свою комнату!


 

 


**********

 

 

Мне бы очень хотелось иметь возможность сказать вам, что мальчик прислушался к маминому посланию, ориентированному на рост. Но он, похоже, принял ближе к сердцу оценочное послание своего отца – из-за своих ошибок он оценивал себя ниже других детей

 

и не имел ясного плана, как преодолеть эти трудности. Но у него по крайней мере имелось

 

и послание матери, в котором акцент ставился на усилиях, так что, будем надеяться, в даль-нейшем он примет на вооружение именно его.

 

Родители начинают интерпретировать поведение своих детей и реагировать на него еще с первой минуты их жизни. Молодая мама пытается накормить ребенка. Ребенок плачет

и не хочет есть. Или делает несколько глотков и опять начинает пищать. Что с ребенком? Это упрямство? Или у него какая-то проблема? В конце концов, разве питание – не врожденный рефлекс? Разве малыши, когда дело доходит до питания, не самородки? Что с моим ребенком не так?

 

Одна мама, попавшая в подобную ситуацию, рассказала мне: «Поначалу я действи-тельно расстраивалась. А затем вспомнила одну вашу работу. И стала повторять моей дочке: “Мы с тобой сейчас оба учимся, как это делается. Я знаю, что ты голодный. Я знаю, что это очень неприятно, но мы учимся”. Этот образ мыслей помогал мне оставаться спокойной

 

и помогать малышке сосать, пока все не получилось. А еще этот образ мыслей помог мне начать лучше понимать своего ребенка, так что теперь я знаю, как его учить и другим навы-кам».

 

Не судите! Учите! Научить можно всему.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.