Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н Л Лейдерман 56 страница




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Весь представленный в настоящем пособии анализ литературного процесса, протекавшего в русской литературе в течение второй половины XX века, его основных тенденций и наиболее значительных свершений, убеждает в том, что 1950 - 1990-е годы представляют собой относительно завершенный цикл художественного развития. При необычайном многообразии творческих исканий, при всей сложности художественного развития: с порывами и прорывами, торможениями и откатами - в литературном процессе этого времени вполне определенно просматриваются несколько стержневых тенденций, которые определили своеобразие литературы второй половины XX века и придали ей целостность историко-литературного этапа:

это расширяющийся кризис соцреалистического эстетического сознания и в связи с этим поиски путей трансформации направления социалистического реализма;

это возрождение модернистских (неклассических) тенденций и их развитие, в том числе формирование постмодернизма;

это восстановление авторитета классического реализма и поиски новых художественных ресурсов внутри этой традиции;

это оживление процесса взаимодействия классических и неклассических художественных систем и вызревание постреализма как литературного направления.

В определенной мере именно современный этап может быть рассмотрен как подведение итогов всего XX века, вобравшего в себя художественные озарения Серебряного века, эксперименты модернизма и авангарда 1910 - 1920-х годов, апофеоз соцреализма в 1930-е и его саморазрушение в последующие десятилетия, и отмеченного началом формирования на основе этого великого и трагического опыта новых художественных тенденций, характеризующихся напряженными поисками таких ценностных ориентиров и творческих методов, которые бы открывали выход из затяжного духовного кризиса, переживаемого Россией в течение всего столетия. Сейчас, когда календарный XX век уже завершен, можно попытаться (пусть в самом первом приближении) представить литературный процесс, протекавший в эти сто лет в координатах Большого времени.

Совершенно ясно, что начавшийся в последние десятилетия XIX века новый виток художественной спирали обернулся крупным историко-литературным циклом, а именно - целой эпохой. Причем эпохой особого - переходного типа. Эту гипотезу могут подтвердить сопоставления с XVII веком - ближайшей по времени переходной эпохой (между Возрождением и Новым временем). Тогда возникло барокко как особый тип культуры... Типологическое сходство между модернизмом/постмодернизмом и барокко несомненно*412.

Но барокко не заполнило собою всю художественную культуру XVII века, рядом с ним существовали другие парадигмы, которые строились на мирообразе Космоса, - и прежде всего классицизм, который, как известно, в отличие от барокко, укрепился со временем и надолго стал господствующим направлением следующей культурной эпохи (Нового Времени, или modernity). Именно такую конфигурацию западноевропейского литературного процесса в XVII веке обнаруживает Ю. Б. Виппер. Он отмечает, что в эту эпоху "параллельно (пусть и с чередованием определенных периодов взлетов и спадов) развиваются классицизм и различные, иногда по своей идейной ориентации весьма далекие друг от друга разновидности барочной литературы: с одной стороны, та, которая получила наименование прециозной, а с другой - так называемая "литература вольномыслия" (в ней временами находят выражение еще весьма незрелые, пародийно и натуралистически ограниченные, но все же самобытно реалистические по своей природе тенденции). При этом каждое из этих самостоятельных литературных течений (что является принципиально важным компонентом направления как такового) обладает своей эстетической программой, своей литературной критикой (пусть она еще не сформировалась как самостоятельная отрасль словесности) и своими организационными центрами"*413. И далее Ю. Б. Виппер уточняет характер сосуществования разных художественных систем в литературе XVII века: "Вместе с тем, предупреждает ученый, - не следует думать, что взаимодействие отдельных направлений сводится обязательно к их борьбе; взаимодействие это зачастую принимает и иные, более сложные формы. <-.. > Сложное сочетание барочных и классицистических тенденций вообще одно из примечательных проявлений национальной специфики литературного развития Франции в этот период. Барокко доминирует, но и классицистическая поэтика завоевывает все новые и новые позиции и временами порождает замечательные творческие достижения" (308).

О неотрывности "барочного" типа культуры от классических парадигм, о вторичности "барочности" по отношению к классическим художественным системам говорить можно достаточно уверенно. А это значит, что в переходные эпохи "хаографический" тип культуры и "космографический" тип культуры (термины П. Борнхофен) образуют некую биполярную метаструктуру, прочно связанную отношениями зеркального взаимоотталкивания, взаимопритяжения и взаимопроникновения. И именно эта биполярная метаструктура и процессы, в ней протекающие, определяют внутреннюю логику художественного развития в переходную эпоху.

А если судить по опыту все того же XVII века, то переходная эпоха завершается угасанием культуры барочного типа и утверждением новой художественной парадигмы классического типа, утверждением надолго, и без равных соперников.

Можно ли экстраполировать эти положения на культурную ситуацию в XX веке? Несомненно, можно. Но - с весьма существенными коррективами. Прежде всего, кризис в XX веке значительно острее и отчаяннее, чем в XVII, когда барокко родилось и впервые структурно оформилось в виде литературных направлений. Барокко со всем своим скепсисом все-таки оставалось под Богом, барочный менталитет был защищен от полного распада неутраченной верой в наличие высших трансцендентальных сил и их волю. XX век оголил человека, оставил его наедине с Хаосом, заставив осознать ужас своего одиночества, трагизм своей судьбы и искать в самом себе ресурсы сопротивления энтропии.

Метания из крайности в крайность со всеми происходящими при этом разрывами и разрушениями есть принцип внутреннего развития в переходные эпохи. Но в масштабах Большой Истории переходные эпохи относительно недолги, им принадлежит роль "мостов" между огромными культурными эрами, роль соединительной ткани на месте глубочайших ментальных разрывов.

Есть определенные основания полагать, что переходная литературная эпоха, которая в России началась в 90-е годы XIX века, в 90-е годы XX века приходит к своему завершению. Один из первых симптомов завершения эпохи это некое возвращение к началу.

Первый знак - возвращение к "вечным темам".

"Какие-то вечные темы", - отмахнулся было один из персонажей последнего новеллистического цикла Юрия Трифонова "Опрокинутый дом" (1980). Но сам Трифонов не отмахнулся. Не отмахнулась и вся российская словесность 1970 - 1990-х годов. "Деревенская проза" и "тихая лирика", Юрий Домбровский, Василий Шукшин, Александр Вампилов, плеяда "старых" поэтов-неоакмеистов (А. Тарковский, Д. Самойлов, С. Липкин). Критики заговорили о "метафизических" мотивах, о философичности, об экзистенциальном пафосе в писаниях молодых авторов. Строго говоря, Вечность всегда присутствует в художественном образе мира любого периода - это его неизбежный горизонт. Но о "вечных темах" заговаривают лишь тогда, когда Вечность переходит с линии горизонта на передний план, становится Временем и Местом судьбы литературного героя, овнешняется в конкретном хронотопе - в пейзаже, в подробностях и деталях предметного мира произведения, пульсирует в сюжете, а главное - диктует логику развития конфликта и динамику характеров.

Нечто подобное происходило и сто лет назад. Один из самых добросовестных летописцев Серебряного века П. С. Коган в третьем томе своих "Очерков по истории русской литературы", названном "Современники", писал в связи с творчеством Бунина: "Бунин в наши дни, быть может, единственный хранитель "вечной" поэтической традиции. Эта "вечность" в его поэзии имеет тот ясный облик, который затуманила вычурная поэзия крайнего модернизма. В мире и в истории нет ничего вечного. Человеческие общества меняются, а вместе с этим меняются чувства, понятия и настроения. <... > Меняются общества и общественные организации, но сходны, повторяются и поэтому в известном смысле "вечны" личные драмы, сопровождающие эти смены, сходны муки тех, кому выпадает на долю стать жертвами переходов и духовных междуцарствий. <... > Они родили этот порыв к небу. <... > Им нужна поэзия, рожденная меланхолической думой и одиноким созерцанием поколений, отмечавших своими муками всякий новый шаг истории. Надземная поэзия это поэзия переходных эпох. И она "вечна", потому что эпохи различны, а переходы одинаковы. Человеческие общества несходны, но драмы, через которые проходит процесс их образования, сходны"*414.

Так начинался XX век - новая переходная эпоха. В конце XX века, как и в конце XIX, опять обнаружилось, что спор между разными социальными доктринами (концепциями) нельзя разрешить, оставаясь внутри социальных масштабов, опираясь только на социальные координаты. И вновь на границах переходной эпохи выступили "вечные темы" - как напоминание о главном, о верховных критериях жизни, по отношению к которым социальные парадигмы есть не более чем часть, а то и частность. Возвращение к "вечному" означало, в сущности, возвращение к человеческому измерению - в свете вечности существование и бытие человека, его судьба, его духовный мир выступают "ценностным центром" искусства*415.

Следующий симптом конца литературной эпохи - завершение ряда художественных траекторий, которые зародились в начале века и протекали в течение всего литературного столетия. Так, в печальные дни прощания с Иосифом Бродским Евгений Рейн говорил: "Для меня смерть Бродского - это конец прекрасной эпохи, конец литературного цикла, который продолжался 30 лет - со дня смерти Анны Ахматовой". На самом же деле Бродский, чья поэтическая юность прошла "под крылом" Анны Ахматовой, не только впитал в себя сохраненные ею творческие интенции начала века - прежде всего акмеизма*416, но и наиболее последовательно развивал их, создавая к концу века новую поэтическую парадигму, в которой человек, плотно сращенный со своим временем, преодолевает его власть, самоопределяясь в координатах Вечности, вступая в трагедийный диалог с Небытием.

Уход Булата Окуджавы в июне 1997 года тоже был воспринят как завершение еще одной художественной линии. "Тринадцатого июня я сразу от нескольких услышал: "Закончилась эпоха"", - писал в эти дни в "Литературной газете" Ст. Рассадин. Поэзия Окуджавы своими корнями тоже уходит в долговременную тенденцию - одну из тех, что оказалась едва ли не наиболее значительной и плодотворной среди родившихся в годы революции и гражданской войны - тенденцию интимно-романтическую, лелеявшую идеалы доброты и человечности. Ей Окуджава придал новую жизнь в период "оттепели" и "застоя" - освободил от социальной узости и расширил ее общечеловеческий горизонт.

Завершение отмеченных творческих линий не стало обрывом нитей, а, наоборот, обернулось утверждением на их основе новых, сильных художественных тенденций. В данном случае речь идет о явлениях, получивших наименование "постреализма" и "нового сентиментализма". (О них шла речь на страницах нашего пособия.)

Крайне существенно, что оба явления представляют собой первичные художественные системы. Напомним, что в основе дихотомии первичных/вторичных стилей (в современном литературоведении обоснованной Д. С. Лихачевым и подробно разработанной И. Р. Деринг и И. П. Смирновым) лежат диаметрально противоположные решения вопроса об отношениях между художественным миром и внетекстовой, фактической, исторической и т. д. реальностью: "все "вторичные" художественные системы ("стили") отождествляют фактическую реальность с семантическим универсумом, т. е. сообщают ей черты текста... тогда как все "первичные" художественные системы, наоборот, понимают мир смыслов как продолжение фактической действительности, сливают воедино изображение с изображаемым"*417.

Действительно, во всех переходных эпохах после энергичного наступления вторичных художественных систем приходило время формирования и утверждения в качестве доминанты литературного процесса новой первичной художественной системы, вновь моделирующей мир как Космос: это означало, что пора всеобщего ментального кризиса кончается созданием новой культурной парадигмы, которая предлагает новые объяснения мироустройству, создает новую мифологию миропорядка.

Следовательно, у нас есть определенные основания ожидать в начале третьего тысячелетия наступления начала новой культурной эры, которая предложит новую идею Космоса - возможно, из тех, которые забрезжили на исходе XX века.

Какой будет эта новая концепция Космоса? Будет ли это возвращение к уже известным моделям - реализму, сентиментализму, классицизму, оснащенным приставкой "нео"? Не приведет ли возвращение к Космосу к новому нормативизму и диктату культурного этикета (угадываемому, например, в американской "политической корректности" или в постсоветской эстетике "новых русских")? Не создаст ли это почву для нового застоя, связанного с сознательным отказом от художественного экспериментирования? Или это будет Космос, знающий о своей хрупкости, необъективности и условности (уроки постмодернистской эры не могут пройти зря), Космос, знающий о своей хрупкости, необъективности и условности (уроки постмодернистской эры не могут пройти зря); Космос, не забывающий о соседстве с хаосом, не отделяющий себя от хаоса и ведущий с ним не прекращающийся ни на секунду философский диалог?

Нам кажется наиболее перспективным последний вариант. Но, как известно, литература чаще всего избегает намеченных критиками путей: "Ей закажут Индию, а она откроет Америку" (Тынянов).

Рекомендуемая литература

Громова М. И. Современная русская драматургия. - М., 1999. Иванова Н. Б. Точка зрения: О прозе последних лет. - М., 1988. История русской литературы XX века (20 - 90-е годы): Основные имена / Отв. ред. С. И. Кормилов. - М., 1998.

Кулаков Вл. Поэзия как факт: Статьи о стихах. - М., 1999. Немзер А. С. Литературное сегодня: О русской прозе: 1990-е. - М., 1998.

Нефагина Г. Л. Русская проза второй половины 80-х - начала 90-х годов XX века. - Минск, 1998.

Роднянская И. Б. Литературное семилетие. - М., 1995. Русская литература XX века: В 2 т. - Т. 2 (1940 - 1990-е) / Под ред. Л. П. Кременцов. - М., 2002.

Русские писатели 20 века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. - М., 2000.

Русская проза конца XX века / Сост. и вступ. статья С. И. Тиминой. М., 2002.

Скоропанова И. Русская постмодернистская литература. - М., 1999. Эпштейн М. Н. Постмодерн в России: Литература и теория. - М., 2000.

Предметно-именной указатель

Абрамов Ф. 17-20, 63, 65, 203

абсурдизм 274, 489, 610 - 612, 667

авангард 288, 379, 425, 429, 523, 596, 642, 644, 668

автобиографизм 593, 599

Агеев А. 271, 627

Адамович А. 118, 192, 195 - 198, 418

Адмони В. 8

Айзенберг М. 429, 439, 451, 590

Айтматов Ч. 13, 30, 36, 39-42, 44, 45, 203, 417, 516, 522, 524

"Белый пароход" 44

"И дольше века длится день" ("Буранный полустанок") 39, 40, 44

"Плаха" 39, 41-45, 146, 522

"Прощай, Гульсары!" 39

"Ранние журавли" 44, 203

Аксенов В. 11, 137-139, 148, 150, 151, 153-155, 157-161, 383, 415, 419, 424, 478, 480, 508, 522

"Затоваренная бочкотара" 151, 153, 159, 288

"Звездный билет" 160, 480

"Коллеги" 160, 480

"Московская сага" 161, 522

"Ожог" 157-159, 415

"Остров Крым" 159, 160, 415, 478

"Победа" 148 - 150

"Поиски жанра" 150, 154 - 157

Акулов И. 17, 23-25

Алексеев М. 23, 25

Алешковский П. 137, 522

Алешковский Ю. 137 - 139, 162 - 167, 176, 415, 478, 516, 562, 571

аллегория 161, 165, 190, 194, 389, 468, 476

Амирэджиби Ч. 13, 203

андеграунд (литературный) 391, 419, 420, 425, 596, 598, 631, 638-640

Анненский И. 297, 320, 327, 646

Аннинский Л. 203, 412, 416, 533, 534, 629

Антонов С. 522

Арбузов А. 272

Арро В. 200, 272, 283

Архангельский А. 162, 446, 637

Астафьев В. 13, 63, 81, 84, 97-109, 112-134, 191, 219, 417, 524, 560, 610

"Жизнь прожить" 113, 115, 117, 131

"Звездопад" 98, 120

"Пастух и пастушка" 99, 119, 120, 122, 123, 125

"Печальный детектив" 113, 116-119, 133, 560

"Последний поклон" 98 - 108

"Прокляты и убиты" 119, 125, 130, 131, 133

"Царь-рыба" 99, 108, 109, 112, 113

"Ясным ли днем" 99

Ахмадулина Б. 297, 314 - 320, 626

Ахматова А. 140, 297-299, 319, 414, 498, 499, 584 - 586, 588, 642, 673

Бабель И. 259, 585

Багрицкий Э. 311, 347

Байтов Н. 423

Бакин Д. 590

Бакланов Г. 120, 200, 260, 522

барокко, барочность 201, 202, 423, 455, 457, 465, 644, 645, 650, 659-661, 669, 670

Барт Р. 482, 645

Бартон Джонсон Д. 402

Басинский П. 522, 529, 583, 635

Баткин Л. 661

Бахтин М. 19, 133, 135, 138, 162, 164, 167, 255, 276, 299, 378, 390, 391, 394, 401, 439, 501, 564, 585, 588, 622, 623

Безродный М. 424

Бек А. 414, 417

БекТ. 233

Беккет С. 274, 511, 611, 612

Белая Г. 64, 412

Белов В. 23-25, 63 - 68, 71-73, 81-83, 191, 220, 221, 417, 418

"Все впереди" 73, 83, 417

"Кануны" 23, 25

"Лад" 73, 82, 83, 113

"Плотницкие рассказы" 64 - 72

"Привычное дело" 64, 72, 73

Белый А. 135

Беляускас А. 13

Бераха Л. 171

Бетеа Д. 646, 656

Битов А. 162, 200, 202, 205, 375, 376, 380-382, 384, 385, 387-391, 394, 402-404, 406, 410, 415, 419, 422, 424, 474, 502, 626

Блаженный В. 590

Блок А. 49, 326, 327, 392, 519

Бобышев Д. 297

Богомолов В. 192, 200, 533, 537

Бодрийяр Ж. 376, 377, 383, 390

Бокарев Г. 15

Бондарев Ю. 27, 120, 260, 283

Борнхофен П. 646, 661, 670

Борхес Х. Л. 193, 376, 381

Бочаров А. 192, 412, 416

Бочаров С. 564

Брежнев Л. 22, 409, 488

Брехт Б. 135

бриколаж 450

Бродский И. 7, 8, 297, 320, 376, 415, 420, 422, 424, 425, 449, 454, 501, 570, 572, 599, 641-654, 656-667, 673

Буйда Ю. 478, 590, 595

Булатов Э. 427, 428, 490

Булгаков М. 135, 207, 347, 414, 521, 527, 586, 587

Бунин И. 300, 333, 344-346, 372, 414, 585, 671

Быков В. 13, 116, 192, 199, 219, 260-272, 524

Вагинов К. 587

Вайль П. 158, 176, 599

ВалеевР. 31, 83

Валтон А. 13

Вампилов А. 13, 15, 192, 199, 200, 272-284, 286, 287, 574, 671

"Провинциальные анекдоты" 273, 278-280, 574

"Прошлым летом в Чулимске" 273-275, 283

"Прощание в июне" 273 - 277

"Старший сын" 275, 277, 278

"Утиная охота" 273 - 276, 280-283

Ванеева Л. 563

Василенко С. 563

Бахтин Б. 8, 599

Верников А. 590, 595

Ветемаа Э. 13, 192, 200

Вигдорова Ф. 7

Виктюк Р. 611

Вилльямс Р. 524 - 527

Виппер Ю. 669, 670

Вишневецкая М. 565

Вишневский В. 426

Владимов Г. 193, 194, 415, 522, 533-542, 546-551, 555, 557-559

Вознесенский А. 315

Войнович В. 136-139, 166-176, 178, 415, 478, 516, 522, 559

"Жизнь и приключения солдата Ивана Чонкина" 167 - 173

"Иванькиада" 173, 174

"Москва 2042" 170, 175

"Шапка" 136, 173, 174

Володин А. 272

Волохов М. 515

Воробьев К. 120, 524

Вудворд Дж. 206, 214, 215

Вульф В. 525

Высоцкий В. 137-139, 143-147, 159, 319, 414, 448, 504

Габышев Л. 528, 560

Гаврилов А. 423

Гайсер-Шнитман С. 391, 393, 394

Галин А. 200, 272

Галич А. 137-143, 414

Галкин Ю. 38, 63

Галковский Д. 424, 593, 594

Гандельсман В. 590

Гандлевский С. 427, 447, 531, 590, 593

Гареев 3. 423

Гаспаров Б. 393

Гельман А. 15, 30, 36, 418

Генис А. 158, 176, 496, 499, 504, 507, 510, 599, 603, 685

герой 20, 21, 31, 32, 36-40, 42, 46, 55, 56, 59-62, 69, 78, 85-87, 91-94, 97, 99-101, 122, 143, 145-147, 150 - 152, 162, 165, 166, 176, 188, 200, 202, 214, 229-231, 244, 246, 254, 260-262, 271, 276, 277, 283, 294, 303, 310, 323, 329, 331, 339, 340, 343, 344, 346-348, 351, 353, 357, 359, 397, 408, 415, 436, 446, 464, 466, 491, 496, 503, 507, 508, 532, 544, 558, 565, 573, 578, 581, 595, 599, 603, 606, 609, 632, 634, 638, 646, 649, 652, 654

Гинзбург Лев 200-202

Гинзбург Л. Я. 202, 324

Гладилин А. 138, 233, 415

Гоготишвили Л. 564

Гончар О. 17, 531

Гордин Я. 643, 646, 650, 652

Горенштейн Ф. 415, 524, 527, 590-592, 594

Горин Г. 15, 192, 199

Горланова Н. 563

Горький М. 45, 105, 414

Гощило X. 467, 563, 564

Гранин Д. 30, 35, 118, 192, 196, 417, 418, 522

Грекова И. 219

Григорьев О. 139

Гроссман В. 125, 208, 309, 414, 417, 418, 521, 527

"Все течет" 414, 417

"Жизнь и судьба" 125, 414, 521

гротеск 98, 135-139, 141, 143, 148, 161-163, 173, 175, 177, 190, 240, 498, 517, 633, 666

Губерман И. 137, 139

Гущанская Е. 283

Давыдов Ю. 205, 522

Даниэль Ю. (Николай Аржак) 7, 136, 138, 376, 414

Дворецкий И. 15

Дедков И. 65, 412

деконструкция 161, 374, 376, 379, 387, 389, 390, 425, 450, 474, 486, 490, 493, 494, 496, 497, 499, 509, 527, 561, 643

Дементьев А. Г. 10

Деринг И. Р. 674

Деррида Ж. 376, 387, 390, 475, 643

Джеймсон Ф. 376

Джойс Д. 11, 135, 380, 501, 525

диссиденты 157, 166, 218, 329, 376, 409, 513, 626

Дмитриев А. 590, 594

Довженко А. 17

Довлатов С. 415, 526, 593-595, 598-601, 604, 606-609

"Записные книжки" 604, 609

"Заповедник" 599, 603

"Зона" 598, 600, 604

"Иностранка" 599, 603

"Компромисс" 599

"Наши" 598, 603, 604, 606, 608

"Невидимая газета" 599, 603

"Невидимая книга" 599

Долгополов Л. 146

Домбровский Ю. 192, 199, 204-215, 414, 524, 527, 671

Достоевский Ф. 28, 117, 196, 198, 206, 266, 378, 484, 498, 501, 523-525, 531, 549, 585, 645

Доценко В. 27, 528

Драгомирецкая Н. 585

Дрофенко С. 47

Дружников Ю. 218

Друк В. 426

Друце И. 45

Дудинцев В. 23, 27, 414, 417, 522

"Белые одежды" 27, 414, 417, 522

Думбадзе Н. 13, 45, 192, 203

Евдокимов Н. 200

Евтушенко Е. 315, 383, 418, 522, 618

Еременко А. 415, 424, 426, 427, 451, 452, 457, 459, 461-464, 466

Ермаков О. 522, 528, 560, 595

Ермолин Е. 583

Ерофеев Вен. 147, 375, 376, 380, 391, 393-398, 401, 406, 408, 410, 415, 419, 422, 424, 425, 432, 500, 502, 510, 511, 514, 515, 571, 642

"Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" 398, 510, 511, 515

"Москва - Петушки" 147, 391, 410, 419, 424, 425, 432, 452, 483, 500, 513, 640

Ерофеев Вик. 11, 381, 419, 420, 422, 424, 478, 481-483, 486

Есаулов И. 128

Есенин С. 47-49, 108, 151, 266, 347

Ефимов И. 600

Ефремов О. 14

Жванецкий М. 137, 139, 166, 566

Жданов И. 415, 424, 426, 427, 451-455, 457

женская проза 560, 563

Жигулин А. 47, 58 - 61

Жолковский А. 148, 149

Заболоцкий Н. 333

Закруткин В. 99

Залыгин С. 21, 23, 27-30, 36, 45, 203, 219

Замятин Е. 175, 414, 472, 526, 584, 585, 587

Захаров М. 611

Зверев А. 141, 207

Зиновьев А. 131, 139, 200-202, 415, 527

"Знамя" 417, 420, 427, 502, 534

Золотусский И. 64, 96, 412

Зорин А. 72, 391, 425, 430, 435, 561

Зощенко М. 140, 259, 324

Зубова Л. 450

Зульфикаров Т. 203

Ибрагимбеков М. 38

Иванов АН. 15, 21

Иванов Вяч. 586

Иванова Н. 176, 178, 185, 521, 533, 549, 583

Иванченко А. 424, 507, 560, 593, 595

Изельман Р. 259

Икрамов К. 175

Ионеско Э. 274, 611, 612

Иртеньев И. 426

Искандер Ф. 137 - 139, 166, 176-178, 180-183, 185, 187, 188, 190, 205, 219, 415, 418, 478, 596, 610

"Кролики и удавы" 188 - 190, 415

Рассказы о Чике 177

"Сандро из Чегема" 178, 414, 478

"Созвездие Козлотура" 177

Искренко Н. 426

"исповедальная" проза 138, 148, 150, 599, 626, 627

Кабаков А. 565, 567, 633

Кабаков И. 214, 427, 428, 490

Казак В. 511

Казаков В. 419

Казанцев А. 272

КалабрезеО. 424, 451

Каледин С. 560, 562, 563

Кальвино И. 376

Кальпиди В. 424, 426, 452, 457

Камю А. 199, 273

Капица П. 9

Карабчиевский Ю. 202, 218, 381

Кардин В. 533

карнавализация 162, 163, 166, 167, 391

Каррикер А. 402

Катаев В. 16, 333-342, 344 - 353, 356-360, 362, 363, 365-375, 422

"Алмазный мой венец" 343, 347-349, 351

"Маленькая железная дверь в стене" 334 - 337, 375 "Спящий" 351-353, 359-362

"Сухой лиман" 351, 362, 369, 371, 372

"Трава забвения" 343 - 346, 351, 353, 357, 358

"мовизм" 333, 334, 338, 351, 356, 372, 374, 422

Кафка Ф. 11, 135, 193, 525

Кедров К. 426, 465

Кенжеев Б. 590

Кибиров Т. 381, 424-427, 429, 444-450, 465, 467, 468

Ким А. 203, 589

Киреев Р. 83, 589

Кларк К. 491, 496

Климушкин В. 38

Коган П. С. 671

Кожинов В. 10, 48, 64

Коляда Н. 565, 566, 568-581

Комар В. 490

Комина Р. 12, 192

Кондратьев В. 418

Коновалов Г. 15

Кононов Н. 590

концептуализм 379, 419, 423, 425, 427-429, 446, 450, 451, 462, 490, 494, 499, 500, 642

Коняев Н. 48

Коркия В. 426

Королев А. 424, 565, 567, 568

Кривулин В. 297, 609, 644, 650, 661

Крон А. 196, 200

Крупин В. 63

Крымова Н. 144, 146, 347

Крячко Б. 560

Кузнецов А. 158

Кузнецов Ю. 61, 62

Кундера М. 448, 596

Куняев С. 10, 47, 61

Курбатов В. 583

Курчаткин А. 589, 633

Кутик И. 426

Кушнер А. 297, 298, 314, 315, 320-328

Лебедев А. 182, 602

Левин Ю. 297, 387-390

Левитанский Ю. 297, 315

Ленин В. 14, 15, 165, 175, 183, 184, 334-337, 357, 403, 417, 483, 484, 504, 508, 601, 602

изображение в период "застоя" 13

Леонов Л. 10, 527, 596, 597

"Пирамида" 596, 597

"Русский лес" 596 - 598

Лесков Н. 348, 524

"лианозовцы"-поэты 422, 427, 498, 642

Лимонов Э. 415

ЛиотарЖ. Ф. 376, 522

Липкин С. 297, 299-301, 309-315, 671

Лиснянская И. 11, 297, 315

Литвинов В. 565

Лихачев Д. 78, 322, 418, 487, 488, 561, 673

Личутин В. 63

Лобанов М. 10, 64

Лосев Л. 297, 645

Лотман М. 650, 655, 657, 661

Лотман Ю. 650, 655, 657, 661

Луговской В. 223, 347

Львов А. 17, 21, 22

Любимов Ю. 218

Маканин В. 526, 533, 589, 594, 595, 598, 626-635, 637, 638, 641

"Андеграунд, или Герой нашего времени" 627, 631, 637 - 641

"Антилидер" 627, 629

"Голоса" 627, 630, 631, 636

"Гражданин убегающий" 627, 628

"Кавказский пленный" 627, 635, 636

"Лаз" 631-634, 637

"Предтеча" 627, 628

"Прямая линия" 626

"Человек свиты" 627, 628, 630

Макаров А. 84, 98, 148

Македонов А. 54, 55, 146, 412

Максимов В. 27, 415, 527, 559

Мандельштам О. 140, 206, 297, 298, 304, 319, 333, 345, 347, 414, 464, 489, 498, 499, 526, 584, 586-588, 596, 642

Маравал Х. А. 645

Марамзин В. 138, 139, 599

Маринина А. 27, 528, 530

Маркес Г. 376

Марков Г. 15, 21, 529

Марков Д. 12

Маркович В. 524

Матевосян Г. 83, 112, 203

Маяковский В. 47, 49, 135, 206, 344-347, 349, 642

Меламид А. 490

метажанр 191

"МетрОполь" 10, 150, 218, 419

Микелинкас Й. 13

Миллер Л. 297, 314, 590

Милош Ч. 661

мифологизация 300, 306, 379, 499, 558, 598, 610

модернизм 11, 48, 135, 199, 259, 274, 287, 372, 374, 375, 379, 381, 382, 401, 405, 415, 425, 457, 471, 477, 497-500, 511, 523, 525, 526, 529, 549, 559, 583, 584, 596, 642-644, 668, 671

Можаев Б. 23, 24, 30, 37, 63, 136




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.246 сек.