Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Его Превосходительству господину Председателю Самарского Окружного Суда 2 страница




Второй выпуск книги до сих пор не найден. — 125.

27 «Русское Богатство» — ежемесячный журнал, выходил в Петербурге с 1876 до середины 1918 года. С
начала 90-х годов журнал стал органом либеральных народников и редактировался С. Н. Кривенко и
Н. К. Михайловским. Журнал проповедовал примирение с царским правительством и вел ожесточен­
ную борьбу против марксизма и русских марксистов. В литературном отделе журнала печатались про­
грессивные писатели — В. В. Вересаев, В. М. Гаршин, А. М. Горький, В. Г. Короленко, А. И. Куприн,
Д. Н. Мамин-Сибиряк, Г. И. Успенский и др.

С 1906 года — орган полу кадетской партии энесов («народных социалистов»). — 129.

28 Имеется в виду статья Н. К. Михайловского «Литература и жизнь», напечатанная в журнале «Русское
Богатство» № 10 за 1893 год. Эта статья вызвала отклики со стороны марксистов в виде писем к авто­
ру статьи. Часть писем напечатана в журнале «Былое» № 23 за 1924 год. — 129.

29 Имеется в виду статья Н. К. Михайловского «Карл Маркс перед судом г. Ю. Жуковского», которая
была напечатана


578 ПРИМЕЧАНИЯ

в журнале «Отечественные Записки» № 10, октябрь 1877 года. — 131.

30 См. К. Маркс. «Капитал», т. I, 1955. Предисловие к первому немецкому изданию, стр. 8. — 133.

31 Имеется в виду работа К. Маркса «К критике гегелевской философии права», написанная Марксом в
Крейцнахе летом 1843 года. В Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС хранится незакончен­
ная рукопись этой работы, в которой дается развернутый критический анализ §§ 261—313 работы Ге­
геля «Основы философии права». Маркс намеревался подготовить к печати и опубликовать свой об­
ширный труд «К критике гегелевской философии права» вслед за появившимся в «Deutsch-
Französische Jahrbücher» («Немецко-Франпузском Ежегоднике») в 1844 году «Введением» к этой рабо­
те. Однако осуществить это намерение Марксу не удалось. Впервые на языке оригинала рукопись
Маркса была опубликована Институтом марксизма-ленинизма в 1927 году (см. К. Маркс и Ф. Эн­
гельс. Сочинения, 2 изд., т. 1, стр. 219—368, 414—429). — 134.

32 В. И. Ленин цитирует предисловие к «К критике политической экономии». В статье «Карл Маркс»
(1914) В. И. Ленин дает новый перевод приведенной цитаты (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные
произведения в двух томах, т. I, 1955, стр. 321—323). — 136.

33 «Contrat social» («Общественный договор») — одна из основных работ Жан-Жака Руссо. Полное на­
звание произведения: «Du Contract social; ou, Principes du droit politique» («Об общественном договоре,
или Принципы политического права»); издана в Амстердаме в 1762 году; переведена на русский язык
в 1906 году. Основная идея этой работы — утверждение, что всякий общественный строй должен яв­
ляться результатом свободного соглашения, договора между людьми. Будучи идеалистической в своей
основе, теория «общественного договора», выдвинутая накануне французской буржуазной революции
XVIII века, сыграла тем не менее революционную роль. Она была выражением требований буржуаз­
ного равенства, призывом к уничтожению феодальных сословных привилегий и установлению буржу­
азной республики. — 136.

34 См. К. Маркс. «Капитал», т. I, 1955, стр. 378. — 144.

35 Письмо Карла Маркса в редакцию «Отечественных Записок» было написано в конце 1877 года в связи со статьей Н. К. Михайловского «Карл Маркс перед судом г. Ю. Жуковского». Это письмо было пере­писано и отправлено в Россию Ф. Энгельсом после смерти Маркса. По свидетельству Энгельса, оно «долгое время циркулировало в России в ру-


ПРИМЕЧАНИЯ 579

кописных копиях с французского оригинала, а затем было опубликовано в русском переводе в «Вест­нике Народной Воли» (№ 5. — Ред.), в 1886 году, в Женеве, а позднее и в самой России. Письмо это, как и все, что выходило из-под пера Маркса, обратило на себя большое внимание в русских кругах» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XVI, ч. II, 1936, стр. 396). В России письмо Маркса впервые было напечатано в журнале «Юридический Вестник» № 10 за 1888 год (см. К. Маркс и Ф. Эн­гельс. Избранные письма, 1953, стр. 313—316). — 144.

36 См. Ф. Энгельс. «Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом»
(Отдел второй. Политическая экономия. Глава первая. Предмет и метод), 1957, стр. 140. — 144.

37 Упоминаемое здесь сочинение — «Немецкая идеология» — совместное произведение К. Маркса и Ф.
Энгельса, над которым они работали в 1845—1846 годах.

Рукопись объемом около 50 печатных листов состояла из двух томов, первый из которых содержал главным образом разработку основных положений исторического материализма и критику философ­ских взглядов Я. Фейербаха, Б. Бауэра и М. Штирнера, а второй — критику взглядов различных пред­ставителей «истинного социализма».

В 1846—1847 гг. Маркс и Энгельс делали неоднократные попытки найти в Германии издателя для своего произведения. Однако из-за препятствий со стороны полиции и вследствие отказа издателей, являвшихся заинтересованными представителями тех направлений, против которых боролись Маркс и Энгельс, эти попытки оказались безрезультатными. При жизни Маркса и Энгельса была опубликована только одна, IV, глава II тома «Немецкой идеологии» в журнале «Das Westphälische Dampfboot» («Вестфальский Пароход») за август и сентябрь 1847 года. Рукопись десятки лет лежала под спудом в архивах германской социал-демократии. «Немецкая идеология» впервые была полностью опублико­вана в 1932 году на немецком языке в издании Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Рус­ский перевод этого произведения вышел в 1933 году (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т.З).

Приводимая Энгельсом характеристика «Немецкой идеологии» взята из предисловия к его работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избран­ные произведения в двух томах, т. II, 1955, стр. 340). — 145.

38 См. Ф. Энгельс. Предисловие к первому немецкому изданию работы «Происхождение семьи, частной
собственности и государства» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. II,
1955, стр. 161). — 146.


580 ПРИМЕЧАНИЯ

39 Гентилъная, родовая организация общества — первобытнообщинный строй, или первая в истории
человечества общественно-экономическая формация. Возникновение родового строя хронологически
совпало с завершением формирования типа современного человека. Родовая община представляла со­
бой коллектив кровных родственников, объединенных хозяйственными и общественными связями. В
своем развитии родовой строй прошел два периода: матриархат и патриархат. Патриархат завершился
превращением первобытного общества в классовое и возникновением государства. Основой произ­
водственных отношений первобытнообщинного строя являлись общественная собственность на сред­
ства производства и уравнительное распределение продуктов. Это в основном соответствовало низко­
му уровню развития производительных сил и их характеру в тот период. Каменные орудия, а затем
лук и стрелы исключали возможность борьбы с силами природы и хищными животными в одиночку.

О первобытнообщинном строе см. К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее обще­ство»» (Архив Маркса и Энгельса, т. IX, 1941) и работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». — 149.

40 Поместная система — особая система феодального землевладения, которая возникла и утвердилась в

России в XV и особенно в XVI столетии. Поместная система неразрывно связана с формированием централизованного государства и созданием централизованной армии. Поместная земля, считавшаяся собственностью феодального государя, раздавалась правительством служилым людям за обязанности несения ратной или дворцовой службы. Размеру земельного надела соответствовали и служебные обя­зательства владельца. В отличие от вотчины, являвшейся полной и наследственной собственностью боярина, поместье было условным и временным владением служилого дворянина.

С середины XVI столетия началось постепенное превращение поместья в наследственное владение и поместье все более сближалось с вотчиной. В XVII столетии различие между двумя формами фео­дального землевладения — вотчиной и поместьем — стирается; феодальные права владельцев вотчи­ны и поместья уравниваются. После указа Петра I в 1714 году о единонаследии поместье окончатель­но становится частной собственностью дворян-помещиков. Термин «поместье» продолжал приме­няться в России на протяжении всей феодальной эпохи. — 151.

41 / ИнтернационалМеждународное Товарищество Рабочих, первая международная организация про-

летариата, основанная К. Марксом в 1864 году на международном рабочем


ПРИМЕЧАНИЯ 581

собрании в Лондоне, созванном английскими и французскими рабочими. Создание I Интернационала — результат упорной многолетней борьбы К. Маркса и Ф. Энгельса за революционную партию рабо­чего класса. Как отмечал В. И. Ленин, I Интернационал «заложил фундамент международной органи­зации рабочих для подготовки их революционного натиска на капитал», «заложил фундамент проле­тарской, международной борьбы за социализм» (Сочинения, 4 изд., том 29, стр. 280, 281).

Центральным руководящим органом I Интернационала был Генеральный совет Международного Товарищества Рабочих, бессменным членом которого являлся К. Маркс. Преодолевая мелкобуржуаз­ные влияния и сектантские тенденции, господствовавшие тогда в рабочем движении (тред-юнионизм в Англии, прудонизм и анархизм в романских странах), Маркс сплачивал вокруг себя наиболее созна­тельных членов Генерального совета (Ф. Лесснер, Э. Дюпон, Г. Юнг и др.). I Интернационал руково­дил экономической и политической борьбой рабочих различных стран и укреплял их международную солидарность. Огромна роль I Интернационала в деле распространения марксизма, в соединении со­циализма с рабочим движением.

После поражения Парижской Коммуны перед рабочим классом встала задача создания массовых национальных партий на основе принципов, выдвинутых I Интернационалом. «Принимая во внимание положение дел в Европе, — писал в 1873 году К. Маркс, — я считаю безусловно полезным временно отодвинуть на задний план формальную организацию Интернационала» (см. К. Маркс и Ф. Эн­гельс. Избранные письма, 1953, стр. 288). В 1876 году на Филадельфийской конференции I Интерна­ционал был официально распущен. — 155.

42 В. И. Ленин употребляет имя В. Буренина, сотрудника реакционной газеты «Новое Время», в нарица­
тельном смысле для обозначения нечестных методов полемики. — 155.

43 «Новое Время» — ежедневная газета, выходила в Петербурге с 1868 по 1917 год; принадлежала раз­
ным издателям и неоднократно меняла свое политическое направление. Вначале умеренно либераль­
ная, с 1876 года она превратилась в орган реакционных дворянских и чиновно-бюрократических кру­
гов. С 1905 года — орган черносотенцев. После Февральской буржуазно-демократической революции
газета полностью поддерживала контрреволюционную политику буржуазного Временного правитель­
ства и вела бешеную травлю большевиков. Закрыта Военно-революционным комитетом при Петро­
градском Совете 26 октября (8 ноября) 1917 года. В. И. Ленин называл «Новое Время» образцом про­
дажных газет.


582 ПРИМЕЧАНИЯ


В фельетоне «Критические очерки», напечатанном 4 февраля 1894 года, В. Буренин расхваливал Н. К. Михайловского за его борьбу против марксистов. — 158.

44 См. Ф. Энгельс. Предисловие к первому изданию работы «Происхождение семьи, частной собственно­
сти и государства» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. II, 1955,
стр. 160). — 160.

45 См. К. Маркс. «Капитал», т. I, 1955, стр. 11. — 161.

 

Имеется в виду журнал «Deutsch-Französische Jahrbücher» («Немецко-Французский Ежегодник»), кото­рый издавался в Париже под редакцией К. Маркса и А. Руге на немецком языке. Вышел только пер­вый, двойной, выпуск журнала в феврале 1844 года. Главной причиной прекращения выхода журнала были принципиальные разногласия Маркса с буржуазным радикалом Руге. — 161.

47 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 1, стр. 379—380. — 162.

48 Триада (греч. trias) в философии — формула трехступенчатого развития. Впервые идея трехступенча­
того развития была высказана древнегреческими философами неоплатониками, в частности Проклом.
Она нашла свое выражение в работах немецких философов-идеалистов: Фихте и Шеллинга. Триада
получила наиболее всестороннее развитие в идеалистической философии Гегеля, который считал, что
всякий процесс развития проходит три ступени: тезис, антитезис, синтез. Вторая ступень означает от­
рицание первой, и переход к ней является превращением в противоположность; третья ступень явля­
ется отрицанием второй, т. е. отрицанием отрицания; она по существу означает возврат к исходной
форме, только обогащенной новым содержанием и на новой более высокой основе. Гегелевская триада
— это схема, под которую искусственно подгонялась действительность; произвольное конструирова­
ние схемы триады искажало действительное развитие природы и общества. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.
И. Ленин, высоко оценивая рациональные моменты диалектики Гегеля, критически переработали его
диалектический метод и создали материалистическую диалектику, которая отражает наиболее общие
законы развития объективного мира и человеческого мышления. — 163.

49 См. Ф. Энгельс. «Анти-Дюринг» (Отдел первый. Философия. Глава тринадцатая. Диалектика. Отрица­
ние отрицания). — 163.

50 Систематическое изложение и дальнейшее развитие марксистского диалектического метода дано в
произведениях


ПРИМЕЧАНИЯ 583

В. И. Ленина: «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «Карл Маркс» и другие. — 165.

51 Автор заметки (И. К—н) — профессор Петербургского университета И. И. Кауфман. Заметка оценена
Марксом как одно из удачных изложений диалектического метода (см. К. Маркс. «Капитал», т. I, 1955.
Послесловие ко второму изданию, стр. 17—19). — 166.

52 В. И. Ленин приводит ниже в тексте (на страницах 169—174 настоящего тома) в собственном переводе
отрывок из работы Ф. Энгельса «Анти-Дюринг» (Отдел первый. Философия. Глава тринадцатая. Диа­
лектика. Отрицание отрицания). См. в издании Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, 1957,
стр. 121—126. —169.



См. К. Маркс. «Капитал», т. I, 1955, стр. 84—85. — 172. См. К. Маркс. «Капитал», т. I, 1955, стр. 764. — 172.


55 Имеется в виду «Послесловие» ко второму изданию первого тома «Капитала» К. Маркса. — 175.

56 «Отечественные Записки» — литературно-политический журнал, начал издаваться в Петербурге в
1820 году; с 1839 года становится лучшим, прогрессивным журналом того времени. В работе журнала
принимали участие В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарев и др. С 1846 года,
после ухода из редакции Белинского, значение «Отечественных Записок» стало падать. С 1868 года,
когда журнал перешел в руки Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина, наступил период нового
расцвета «Отечественных Записок»; в это время журнал группировал вокруг себя революционно-
демократическую интеллигенцию. После смерти Некрасова (1877) преобладающее влияние в журнале
приобрели народники.

Журнал подвергался непрерывным цензурным преследованиям и в апреле 1884 года был закрыт царским правительством. — 176.

Имеются в виду следующие положения, сформулированные К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии»:

«Теоретические положения коммунистов ни в какой мере не основываются на идеях, принципах, выдуманных или открытых тем или другим обновителем мира.

Они являются лишь общим выражением действительных отношений происходящей классовой борьбы, выражением совершающегося на наших глазах исторического движения» (К. Маркс и Ф. Эн­гельс. Сочинения, 2 изд., т. 4, стр. 438). — 179.


584 ПРИМЕЧАНИЯ

58 См. Φ. Энгельс. «Анти-Дюринг» (Отдел первый. Философия. Глава девятая. Мораль и право. Вечные
истины), 1957, стр. 88. — 181.

59 Имеются в виду статьи Н. К. Михайловского: «По поводу русского издания книги Карла Маркса»
(«Отечественные Записки» № 4, апрель 1872 г.) и «Карл Маркс перед судом г. Ю. Жуковского» («Оте­
чественные Записки» № 10, октябрь 1877 г.). — 183.

60 В. И. Ленин цитирует письмо К. Маркса к А. Руге (сентябрь 1843 года) (см. К. Маркс и Ф. Эн­
гельс. Сочинения, 2 изд., т. 1, стр. 381). — 187.

61 В. И. Ленин имеет в виду С. Н. Южакова, политико-экономические воззрения которого подвергнуты
критике особенно во втором выпуске книги «Что такое «друзья народа» и как они воюют против соци­
ал-демократов?». Ни рукопись, ни гектографированное издание второго выпуска этой книги не найде­
ны. — 188.

62 Имеется в виду группа «Освобождение труда» — первая русская марксистская группа, основанная Г.
В. Плехановым в Женеве (Швейцария) в 1883 году. Кроме Плеханова в группу входили П. Б. Аксель­
род, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, В. Н. Игнатов.

Группа «Освобождение труда» проделала большую работу по распространению марксизма в Рос­сии. Она переводила на русский язык, издавала за границей и распространяла в России работы осно­воположников марксизма: «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, «Наемный труд и капитал» Маркса, «Развитие социализма от утопии к науке» Энгельса и другие. Плеханов и его группа нанесли серьезный удар народничеству. Написанные Плехановым в 1883 и 1885 годах два про­екта программы русских социал-демократов, изданные группой «Освобождение труда», являлись важным шагом для подготовки и создания социал-демократической партии в России. Крупную роль в распространении марксистских взглядов сыграли работы Плеханова «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), «К вопросу о развитии монистического взгляда на исто­рию» (1895). Но у группы «Освобождение труда» были и серьезные ошибки: остатки народнических взглядов, недооценка революционности крестьянства, переоценка роли либеральной буржуазии. Эти ошибки явились зародышем будущих меньшевистских взглядов Плеханова и других членов группы. Группа «Освобождение труда» не была практически связана с рабочим движением. В. И. Ленин ука­зывал, что группа «Освобождение труда» «лишь теоретически основала социал-демократию и сделала


ПРИМЕЧАНИЯ 585

первый шаг навстречу рабочему движению» (Сочинения, 4 изд., том 20, стр. 255).

На втором съезде РСДРП в августе 1903 года группа «Освобождение труда» заявила о прекраще­нии своего существования. — 196.

63 «От издателей» — послесловие к первому изданию первого выпуска работы В. И. Ленина «Что такое
«друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». — 204.

64 «К предлагаемому изданию» — послесловие ко второму изданию первого выпуска работы «Что такое
«друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», написанное в июле 1894 года. — 205.

65 «Юридический Вестник» — ежемесячный журнал буржуазно-либерального направления; выходил в
Москве с 1867 по 1892 год. — 211.

66 Имеется в виду Манифест об отмене крепостного права в России, подписанный 19 февраля 1861 года

царем Александром П. — 224.

67 Упоминаемые В. И. Лениным данные по нескольким уездам о разложении крестьянства вошли во вто­
рой (ненайденный) выпуск книги «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-
демократов?».

Вопрос о разложении крестьянства подробно разработан Лениным в работе «Развитие капитализма в России», особенно во второй главе: «Разложение крестьянства». — 229.

68 Четвертными крестьянами в царской России назывался разряд бывших государственных крестьян,
потомков мелких служилых людей, поселенных в XVI—XVII столетиях на окраинах Московского го­
сударства. За службу по охране границ поселенцы (казаки, стрельцы, солдаты) получали во временное
или наследственное пользование небольшие участки земли, измерявшиеся «четвертями». С 1719 года
казенные поселенцы стали именоваться однодворцами. Одно дворцы раньше пользовались привиле­
гиями, имели право владеть крестьянами. На протяжении XIX столетия одно дворцы были постепенно
приравнены в правах к крестьянам. По положению 1866 года земля однодворцев (четвертная земля)
была признана их частной собственностью. — 231.

69 Здесь и в других местах настоящего тома В. И. Ленин цитирует книгу И. А. Гурвича «Экономическое

положение русской деревни», вышедшую на английском языке в Нью-Йорке в 1892 году; на русском языке эта книга была издана в 1896 году. Книга содержит ценный фактический материал; она получи­ла высокую оценку Ленина. — 231.


586 ПРИМЕЧАНИЯ

70 В. И. Ленин цитирует работу К. Маркса «К критике гегелевской философии права. Введение» (см. К.
Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2 изд., т. 1, стр. 415). — 241.

71 Помпадуры — обобщенный сатирический образ, созданный М. Е. Салтыковым-Щедриным в произве-

дении «Помпадуры и помпадурши», в котором великий русский писатель-сатирик заклеймил высшую царскую администрацию, министров и губернаторов. Меткое определение Салтыкова-Щедрина проч­но вошло в русский язык как обозначение административного произвола, самодурства. — 252.

72 Статья Г. И. Успенского «Равнение под одно» является продолжением и окончанием его рассказа «Ста-

рики», напечатанного в XI книге «Русской Мысли» за 1881 год. — 263.

73 Гладстоновские ландбилли — земельные законы, проведенные английским либеральным министерст-

вом Гладстона в 70-х и 80-х годах XIX столетия. В целях смягчения борьбы между арендаторами и землевладельцами-лендлордами и заполучения голосов арендаторов на свою сторону правительство Гладстона провело некоторые незначительные ограничения произвола лендлордов, которые массами выселяли арендаторов. Правительство обещало также урегулировать вопрос о платежных недоимках арендаторов, создать особые земельные суды для установления «справедливой» арендной платы и т. д. Гладстоновские ландбилли — образец социальной демагогии либеральной буржуазии. — 266.

74 «Неделя» — либерально-народническая политическая и литературная газета; выходила в Петербурге с

1866 по 1901 год. Газета выступала против борьбы с самодержавием, проповедовала так называемую теорию «малых дел», т. е. призывала интеллигенцию отказаться от революционной борьбы и заняться «культурничеством». — 271.

75 Имеется в виду французский утопический социализм, получивший широкое распространение в начале
XIX века и представлявший собой одно из главных идейных течений в тот период.

Социально-экономической основой возникновения французского утопического социализма были рост эксплуатации трудящихся масс, проявление непримиримых противоречий между пролетариатом и буржуазией. Виднейшими представителями французского утопического социализма были А.-К. Сен-Симон и III. Фурье, взгляды которых получили широкое распространение не только во Франции, но и в других странах. Однако французские социалисты-утописты не могли последовательно раскрыть сущность


ПРИМЕЧАНИЯ 587

капиталистических отношении и капиталистической эксплуатации, выяснить основное противоречие капиталистического способа производства. Необходимость социалистического переустройства обще­ства они обосновывали, исходя из утопического характера своих социально-политических идеалов, из необходимости победы разума над невежеством, истины над ложью. Незрелость их воззрений объяс­няется социальными условиями эпохи, недостаточным развитием крупной капиталистической про­мышленности и промышленного пролетариата. Подробно о французском социализме см. работы Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке» и «Анти-Дюринг». В. И. Ленин характеризовал учения французских социалистов-утопистов в связи с французскими революционными учениями во­обще как один из источников марксизма.

Русские революционные демократы А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, воспринявшие идеи французских просветителей, в отличие от многих направлений за­падноевропейского утопического социализма, отстаивали идею борьбы масс за свержение самодержа­вия, идею крестьянской революции. Однако они ошибочно полагали, что путь к социализму лежит че­рез полуфеодальную крестьянскую общину. Ввиду слабого экономического развития России, русские революционные демократы во главе с Чернышевским не смогли раскрыть решающей роли рабочего класса в построении социалистического общества. — 271.

76 Имеется в виду книга В. В. (В. П. Воронцова) «Наши направления», вышедшая в 1893 году. — 271.

77 Ответ Н. К. Михайловского В. В. был дан в статье «Литература и жизнь», напечатанной в № 10 «Рус­
ского Богатства» за 1893 год. — 272.

78 Бакунисты и бунтари — сторонники и последователи М. А. Бакунина (1814—1876), идеолога анар­
хизма и ярого врага марксизма и научного социализма. Бакунисты вели упорную борьбу против мар­
ксистской теории и тактики рабочего движения. Основным положением бакунизма является отрица­
ние всякого государства, в том числе и диктатуры пролетариата, непонимание всемирно-исторической
роли пролетариата. Бакунин выдвинул идею «уравнения» классов, объединения «свободных ассоциа­
ций» снизу. Тайное революционное общество, составленное из «выдающихся» личностей, должно бы­
ло, по мнению бакунистов, руководить народными бунтами, которые совершаются немедленно. Так,
бакунисты полагали, что в России крестьянство готово немедленно подняться на восстание. Их такти­
ка заговорщичества, немедленных бунтов и терроризма


588 ПРИМЕЧАНИЯ

была авантюристична и враждебна марксистскому учению о восстании. Бакунизм близок прудонизму — мелкобуржуазному течению, отражавшему идеологию мелкого разорившегося собственника. Од­ним из представителей бакунистов в России был С. Г. Нечаев, который поддерживал тесную связь с Бакуниным, жившим за границей. Программа заговорщического общества была ими изложена в «Ре­волюционном катехизисе». В 1869 году Нечаев пытался создать в России узкую заговорщическую ор­ганизацию «Народная расправа». Однако ему удалось организовать лишь ряд кружков в Москве. «На­родная расправа» была вскоре обнаружена и в декабре 1869 года разгромлена царским правительст­вом. Теория и тактика бакунистов была резко осуждена К. Марксом и Ф. Энгельсом. В. И. Ленин ха­рактеризовал бакунизм как миросозерцание «отчаявшегося в своем спасении мелкого буржуа» (Сочи­нения, 4 изд., том 18, стр. 11). Бакунизм явился одним из идейных источников народничества.

О Бакунине и бакунистах см. работы К. Маркса и Ф. Энгельса «Альянс социалистической демокра­тии и Международное Товарищество Рабочих» (1873); Ф. Энгельса «Бакунисты за работой» (1873), «Эмигрантская литература» (1875), а также работу В. И. Ленина «О временном революционном пра­вительстве» (1905) и другие. — 272.

' Народовольцы — члены тайной политической организации народников-террористов «Народная воля», возникшей в августе 1879 года в результате раскола тайного общества «Земля и воля». Во главе «На­родной воли» стоял Исполнительный комитет, в состав которого входили А. И. Желябов, А. Д. Ми­хайлов, М. Ф. Фроленко, Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская, А. А. Квятковский и др. Бли­жайшей целью «Народной воли» было свержение царского самодержавия. Программа «Народной во­ли» предусматривала организацию «постоянного народного представительства», избранного на основе всеобщего избирательного права, провозглашение демократических свобод, передачу земли народу и разработку мер по переходу в руки рабочих заводов и фабрик. Однако народовольцы, не сумев найти дорогу к широким массам, стали на путь политического заговора и индивидуального террора. Терро­ристическая борьба народовольцев не была поддержана массовым революционным движением, что дало возможность правительству жестокими преследованиями, казнями и провокацией разгромить ор­ганизацию.

После 1881 года «Народная воля» распалась. Неоднократные попытки возродить «Народную во­лю», предпринимавшиеся на протяжении 80-х годов, были безрезультатны. Так, в 1886 году возникла террористическая группа, возглавляемая А. И. Ульяновым (братом В. И. Ленина)


ПРИМЕЧАНИЯ 589


и П. Я. Шевыревым, разделявшая традиции «Народной воли». После неудачной попытки организовать покушение на Александра III, группа была раскрыта и активные участники ее казнены.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.