Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А.Н.Леонтьев 23 страница




с тем вводит в пущий грех - в грех обособления психического от работы

мозга. Действительные отношения, связывающие между собой психологию и

физиологию, похожи скорее на отношения физиологии и биохимии: прогресс

физиологии необходимо ведет к углублению физиологического анализа до

уровня биохимических процессов; с другой стороны, только развитие физио-

логии (шире - биологии) порождает ту особую проблематику, которая сос-

тавляет специфическую область биохимии.

Продолжая эту - совершенно условную, разумеется, - аналогию, можно

сказать, что и психофизиологическая (высшая физиологическая) проблемати-

ка порождается развитием психологических знаний; что даже такое фунда-

ментальное для физиологии понятие, как понятие условного рефлекса, роди-

лось в "психических", как их первоначально назвал И.П. Павлов, опытах.

Впоследствии, как известно, И.П.Павлов высказывался в том смысле, что

психология на своем этапном приближении уясняет "общие конструкции пси-

хических образований, физиология же на своем этапе стремится продвинуть

задачу дальше - понять их как особое взаимодействие физиологических яв-

лений"82. Таким образом, исследование движется не от физиологии к психо-

логии, а от психологии к физиологии. "Прежде всего, - писал Павлов, -

важно понять психологически, а потом уже переводить на физиологический

язык"83.

 

Важнейшее обстоятельство заключается в том, что переход от анализа

деятельности к анализу ее психофизиологических механизмов отвечает ре-

альным переходам между ними. Сейчас мы уже не можем подходить к мозговым

(психофизиологическим) механизмам иначе, как к продукту развития самой

предметной деятельности. Нужно, однако, иметь в виду, что механизмы эти

формируются в филогенезе и в условиях онтогенетического (особенно -

функционального) развития по- разному и, соответственно, выступают не

одинаковым образом.

Филогенетически сложившиеся механизмы составляют готовые предпосылки

деятельности и психического отражения. Например, процессы зрительного

восприятия как бы записаны в особенностях устройства зрительной системы

человека, но только в виртуальной форме - как их возможность. Однако

последнее не освобождает психологическое исследование восприятия от про-

никновения в эти особенности. Дело в том, что мы вообще ничего не можем

сказать о восприятии, не апеллируя к этим особенностям. Другой вопрос,

делаем ли мы эти морфофизиологические особенности самостоятельным пред-

метом изучения или исследуем их функционирование в структуре действий и

операций. Различие в этих подходах тотчас же обнаруживается, как только

мы сравниваем данные исследования, скажем, длительности зрительных пос-

леобразов и данные исследования постэкспозиционной интеграции сенсорных

зрительных элементов при решении разных перцептивных задач.

Несколько иначе обстоит дело, когда формирование мозговых механизмов

происходит в условиях функционального развития. В этих условиях данные

механизмы выступают в виде складывающихся, так сказать, на наших глазах

новых "подвижных физиологических органов" (А.А. Ухтомский), новых "функ-

циональных систем" (П.К.Анохин).

У человека формирование специфических для него функциональных систем

происходит в результате овладения им орудиями (средствами) и операциями.

Эти системы представляют собой не что иное, как отложившиеся, ове-

ществленные в мозге внешне-двигательные и умственные - например, логи-

ческие - операции. Но это не простая их "калька", а скорее их физиологи-

ческое иносказание. Для того чтобы это иносказание было прочитано, нужно

пользоваться уже другим языком, другими единицами. Такими единицами яв-

ляются мозговые функции, их ансамбли - функционально-физиологические

системы.

Включение в исследование деятельности уровня мозговых (психофизиоло-

гических) функций позволяет охватить очень важные реальности, с изучения

которых, собственно, и началось развитие экспериментальной психологии.

Правда, первые работы, посвященные, как тогда говорили, "психическим

функциям" - сенсорной, мнемической, избирательной, тоническое, - оказа-

лись, несмотря на значительность сделанного ими конкретного вклада, тео-

ретически бесперспективными. Но это произошло именно потому, что функции

эти исследовались в отвлечении от реализуемой ими предметной деятельнос-

ти субъекта, т.е. как проявления неких способностей - способностей души

или мозга. Суть дела в том, что в обоих случаях они рассматривались не

как порождаемые деятельностью, а как порождающие ее.

Впрочем, уже очень скоро был выявлен факт изменчивости конкретного

выражения психофизиологических функций в зависимости от содержания дея-

тельности субъекта. Научная задача, однако, заключается не в том, чтобы

констатировать эту зависимость (она давно констатирована в бесчисленных

работах психологов и физиологов), а в том, чтобы исследовать те преобра-

 

зования деятельности, которые ведут к перестройке ансамблей мозговых

психофизиологических функций.

Значение психофизиологических исследований состоит в том, что они

позволяют выявить те условия и последовательности формирования процессов

деятельности, которые требуют для своего осуществления перестройки или

образования новых ансамблей психофизиологических функций, новых функцио-

нальных мозговых систем. Простейший пример здесь - формирование и зак-

репление операций. Конечно, порождение той или иной операции определяет-

ся наличными условиями, средствами и способами действия, которые склады-

ваются или усваиваются извне; однако спаивание между собой элементарных

звеньев, образующих состав операций, их "сжимание" и их передача на ни-

жележащие неврологические уровни происходит подчиняясь физиологическим

законам, не считаться с которыми психология, конечно, не может. Даже при

обучении, например, внешнедвигательным или умственным навыкам мы всегда

интуитивно опираемся на эмпирически сложившиеся представления о мнеми-

ческих функциях мозга ("повторение - мать учения") и нам только кажется,

что нормальный мозг психологически безмолвен.

Другое дело, когда исследование требует точной квалификации изучаемых

процессов деятельности, особенно деятельности, протекающей в условиях

дефицита времени, повышенных требований к точности, избирательности и

т.п. В этом случае психологическое исследование деятельности неизбежно

включает в себя в качестве специальной задачи ее анализ на психофизиоло-

гическом уровне.

Наиболее, пожалуй, остро задача разложения деятельности на ее элемен-

ты, определения их временных характеристик и пропускной способности от-

дельных рецепирующих и "выходных" аппаратов встала в инженерной психоло-

гии. Было введено понятие об элементарных операциях, но в совершенно

другом, не психологическом, а логико-техническим, так сказать, смысле,

что диктовалось потребностью распространить метод анализа машинных про-

цессов на процессы человека, участвующего в работе машины. Однако такого

рода дробление деятельности в целях ее формального описания и применения

теоретико - информационных мер столкнулись с тем, что в результате их

поля зрения исследования полностью выпадали главные образующие дея-

тельности, главные ее определяющие, и деятельность, так сказать, расче-

ловечивалась. Вместе с тем нельзя было отказаться от такого изучения де-

ятельности, которое выходило бы за пределы анализа ее общей структуры.

Так возникла своеобразная контраверза: с одной стороны, то обстоя-

тельство, что основанием для выделения "единиц" деятельности служит раз-

личие связей их с миром, в общественные отношения к которому вступает

индивид, с тем, что побуждает деятельность, с ее целями и предметными

условиями, - ставит предел дальнейшему их членению в границах данной

системы анализа; с другой стороны, настойчиво выступила задача изучения

интрацеребральных процессов, что требовало дальнейшего дробления этих

единиц.

В этой связи в последние годы была выдвинута идея "микроструктурного"

анализа деятельности, задача которого состоит в том, чтобы объединить

генетический (психологический) и количественный (информационный) подходы

к деятельности84. Потребовалось ввести понятия о "функциональных бло-

ках", о прямых и обратных связях между ними, образующих структуру про-

цессов, которые физиологически реализуют деятельность. При этом предпо-

лагается, что эта структура в целом соответствует макроструктуре дея-

тельности и что выделение отдельных "функциональных блоков" позволит уг-

лубить анализ, продолжая его в более дробных единицах. Здесь, однако,

перед нами встает сложная теоретическая задача: понять те отношения, ко-

торые связывают между собой интрацеребральные структуры и структуры реа-

лизуемой ими деятельности. Дальнейшее развитие микроанализа деятельности

необходимо выдвигает эту задачу. Ведь уже сама процедура исследования,

например, обратных связей возбужденных элементов сетчатки глаза и мозго-

вых структур, ответственных за построение первичных зрительных образов,

опирается на регистрацию явлений, возникающих только благодаря последую-

щей переработке этих первичных образов в таких гипотетических "семанти-

ческих блоках", функция которых определяется системой отношений, по са-

мой природе своей являющихся экстрацеребральными и, значит, не физиоло-

гическими.

По характеру своих опосредствований переходы, о которых идет речь,

сопоставимы с переходами, связывающими технику производства и само про-

изводство. Конечно, производство реализуется с помощью орудий и машин, и

в этом смысле производство является следствием их функционирования; од-

нако орудия и машины порождаются самим производством, которое является

категорией уже не технической, а общественно-экономической.

Я позволил себе привести это сопоставление, имея единственно в виду

выделить ту мысль, что анализ деятельности на психофизиологическом уров-

не хотя и открывает возможность адекватного использования тонких индика-

торов, языка кибернетики и теоретико-информационных мер, но вместе с тем

неизбежно абстрагируется от ее детерминации как системы, порождаемой

жизненными отношениями. Проще говоря, предметная деятельность, как и

психические образы, не производится мозгом, а является его функцией, ко-

торая заключается в их осуществлении посредством органов телесного

субъекта.

Анализ структуры интрацеребральных процессов, их блоков или констел-

ляций представляет собой, как уже было сказано, дальнейшее расчленение

деятельности, ее моментов. Такое расчленение не только возможно, но час-

то и необходимо. Нужно только ясно отдавать себе отчет в том, что оно

переводит исследование деятельности на особый уровень - на уровень изу-

чения переходов от единиц деятельности (действий, операций) к единицам

мозговых процессов, которые их реализуют. Я хочу особенно подчеркнуть,

что речь идет именно об изучении переходов. Это и отличает так называе-

мый микроструктурный анализ предметной деятельности от изучения высшей

нервной деятельности в понятиях физиологических мозговых процессов и их

нейронных механизмов, данные которого могут лишь сопоставляться с соот-

ветствующими психологическими явлениями.

С другой стороны, исследование реализующих деятельность интерцереб-

ральных процессов ведет к демистификации понятия о "психических функци-

ях" в его прежнем, классическом значении - как пучка способностей. Ста-

новится очевидным, что это проявления общих функциональных физиологичес-

ких (психофизиологических) свойств, которые вообще не существуют как от-

дельности. Нельзя же представить себе, например, мнемическую функцию как

отвязанную от сенсорной и наоборот. Иначе говоря, только физиологические

системы функций осуществляют перцептивные, мнемические, двигательные и

другие операции. Но, повторяю, операции не могут быть сведены к этим фи-

зиологическим системам. Операции всегда подчинены объективно-предметным,

т.е. экстрацеребральным отношениям.

По другому очень важному, намеченному еще Л.С.Выготским, пути проник-

новения в структуру деятельности со стороны мозга идут нейрописхология и

патопсихология. Их общепсихологическое значение состоит в том, что они

позволяют увидеть деятельность в ее распаде, зависящем от выключения от-

дельных участков мозга или от характера тех более общих нарушений его

функции, которые выражаются в душевных заболеваниях.

Я остановлюсь только на некоторых данных, полученных в нейропсихоло-

гии. В отличие от наивных психоморфологических представлений, согласно

которым внешне психологические процессы однозначно связаны с функциони-

рованием отдельных мозговых центров (центров речи, письма, мышления в

понятиях и т.д.), нейропсихологические исследования показали, что эти

сложные, общественно-исторические по своему происхождению, прижизненно

формирующиеся процессы имеют динамическую и системную локализацию. В ре-

зультате сопоставительного анализа обширного материала, собранного в

экспериментах на больных с разной локализацией очаговых поражений мозга,

выявляется картина того, как именно "откладываются" в его морфологии

разные "составляющие" человеческой деятельности85.

Таким образом, нейропсихология со своей стороны - т.е. стороны мозго-

вых структур - позволяет проникнуть в "исполнительские механизмы" дея-

тельности.

Выпадение отдельных участков мозга, приводящее к нарушению тех или

иных процессов, открывает и другую возможность: исследовать в этих со-

вершенно эксквизитных условиях их функциональное развитие, которое выс-

тупает здесь в форме их восстановления. Ближайшим образом это относится

к восстановлению внешних и умственных действий, выполнение которых стало

недоступным больному вследствие того, что очаговое поражение исключило

одно из звеньев той или иной осуществляющей их операции. Для того чтобы

обойти предварительно тщательно квалифицированный дефект больного, исс-

ледователь проектирует новый состав операций, способных выполнять данное

действие, а затем активно формирует у него этот состав, в котором пора-

женное звено не участвует, но который зато включает в себя звенья, в

нормальных случаях избыточные или даже отсутствующие. Нет надобности го-

ворить об общепсихологическом значении этого направления исследований,

оно очевидно.

Конечно, и нейропсихологические исследования, так же как и исследова-

ния психофизиологические, необходимо ставят проблему перехода от экстра-

церебральных отношений к интрацеребральным. Как я уже говорил, проблема

эта не может быть решена путем прямых сопоставлений. Ее решение лежит в

анализе движения системы предметной деятельности в целом, в которую

включено и функционирование телесного субъекта - его мозга, его органов

восприятия и движения. Законы, управляющие процессами их функционирова-

ния, конечно, проявляют себя, но лишь до того момента, пока мы не пере-

ходим к исследованию самих реализуемых ими предметных действий или обра-

зов, анализ которых возможен лишь на уровне исследования деятельности

человека, на уровне психологическом.

Не иначе обстоит дело и при переходе от психологического уровня исс-

ледования к собственно социальному: только здесь этот переход к новым,

т.е. социальным, законам происходит как переход от исследования процес-

сов, реализующих отношения индивидов, к исследованию отношений, реализу-

емых из совокупной деятельностью в обществе, развитие которых подчиняет-

ся объективно-историческим законам.

Таким образом, системный анализ человеческой деятельности необходимо

является также анализом по-уровневым. Именно такой анализ и позволяет

преодолеть противопоставление физиологического, психологического и соци-

ального, равно как и сведение одного к другому.

 

Глава IV

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОЗНАНИЕ

1. ГЕНЕЗИС СОЗНАНИЯ

Деятельность субъекта - внешняя и внутренняя - опосредствуется и ре-

гулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире

выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности,

должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано

и воспроизведено в его памяти; это же относится к процессам его дея-

тельности и к самому себе - к его состояниям, свойствам, особенностям.

Таким образом, анализ деятельности приводит нас к традиционным темам

психологии. Однако теперь логика исследования оборачивается: проблема

проявления психических процессов превращается в проблему их происхожде-

ния, их порождения теми общественными связями, в которые вступает чело-

век в предметном мире.

Психическая реальность, которая непосредственно открывается нам, -

это субъективный мир сознания. Потребовались века, чтобы освободиться от

отождествления психического и сознательного. Удивительно то многообразие

путей, которые вели к их различению в философии, психологии, физиологии:

достаточно назвать имена Лейбница, Фехнера, Фрейда, Сеченова и Павлова.

Решающий шаг состоял в утверждении идеи о разных уровнях психического

отражения. С исторической, генетической точки зрения это означало приз-

нание существования досознательной психики животных и появления у чело-

века качественно новой ее формы - сознания. Так возникли новые вопросы:

о той объективной необходимости, которой отвечает возникающее сознание,

о том, что его порождает, о его внутренней структуре.

Сознание в своей неопосредственности есть открывающаяся субъекту кар-

тина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. Перед

неискушенным человеком наличие у него этой субъективной картины не ста-

вит, разумеется, никаких теоретических проблем: перед ним мир, а не мир

и картина мира. В этом стихийном реализме заключается настоящая, хотя и

наивная правда. Другое дело - отождествление психического отражения и

сознания, это не более чем иллюзия нашей интроспекции.

Она возникает из кажущейся неограниченной широты сознания. Спрашивая

себя, сознаем ли мы то или иное явление, мы ставим перед собой задачу на

осознание и, конечно, практически мгновенно решаем ее. Понадобилось

изобрести тахистоскопическую методику, чтобы экспериментально разделить

"поле восприятия" и "поле сознания".

С другой стороны, хорошо известные и легко воспроизводимые в лабора-

торных условиях факты говорят о том, что человек способен осуществлять

сложные приспособительные процессы, управляемые предметами обстановки,

вовсе не отдавая себе отчета в наличии их образа; он обходит препятствия

и даже манипулирует вещами, как бы "не видя" их.

Другое дело, если нужно сделать или изменить вещь по образцу или

изобразить некоторое предметное содержание. Когда я выгибаю из проволоки

или рисую, скажем, пятиугольник, то я необходимо сопоставляю имеющиеся у

меня представление с предметными условиями, с этапами его реализации в

продукте, внутренне примериваю одно к другому, такие сопоставления тре-

буют, чтобы мое представление выступило для меня как бы в одной плоскос-

ти с предметным миром, не сливаясь, однако, с ним. Особенно ясно это в

задачах, для решения которых нужно предварительно осуществить "в уме"

взаимные пространственные смещения образов объектов, соотносимых между

собой; такова, например, задача, требующая мысленного поворачивания фи-

гуры, вписываемой в другую фигуру.

Исторически необходимость такого "предстояния" (презентированности)

психического образа субъекту возникает лишь при переходе от приспособи-

тельной деятельности животных к специфической для человека произ-

водственной, трудовой деятельности. Продукт, к которому теперь стремится

деятельность, актуально еще не существует. Поэтому он может регулировать

деятельность лишь в том случае, если он представлен для субъекта в такой

форме, которая позволяет сопоставить его с исходным материалом (предме-

том труда) и его промежуточными преобразованиями. Более того, психичес-

кий образ продукта как цели должен существовать для субъекта так, чтобы

он мог действовать с этим образом - видоизменять его в соответствии с

наличными условиями. Такие образы и суть сознательные образы, созна-

тельные представления - словом, суть явления сознания.

Сама по себе необходимость возникновения у человека явлений сознания,

разумеется, еще ничего не говорит о процессе из порождения. Она, однако,

ясно ставит задачу исследования этого процесса, задачу, которая в преж-

ней психологии вообще не возникала. Дело в том, что в рамках традицион-

ной диодической схемы объект -> субъект феномен сознания у субъекта при-

нимался без всяких объяснений, если не считать истолкований, допускающих

существование под крышкой нашего черепа некоего наблюдателя, созерцающе-

го картины, которые ткут в мозге нервные физиологические процессы.

Впервые метод научного анализа порождения и функционирования челове-

ческого сознания - общественного и индивидуального - был открыт Марксом.

В результате, как это подчеркивает один из современных авторов, предмет

исследования сознания переместился от субъективного индивида на соци-

альные системы деятельности, так что "метод внутреннего наблюдения и по-

нимающей интроспекции, долгое время монопольно владевший исследованиями

сознания, затрещал по швам"86. На немногих страницах невозможно, разуме-

ется, охватить сколько-нибудь полно даже только главные вопросы марк-

систской теории сознания. Не претендуя на это, я ограничусь лишь некото-

рыми положениями, которые указывают пути решения проблемы деятельности и

сознания в психологии.

Очевидно, что объяснение природы сознания лежит в тех же особенностях

человеческой деятельности, которые создают его необходимость: в ее

объективно-предметном, продуктивном характере.

Трудовая деятельность запечатлевается в своем продукте. Происходит,

говоря словами Маркса, переход деятельности в покоящееся свойство. Пере-

ход этот представляет собой процесс вещественного воплощения предметного

содержания деятельности, которое презентируется теперь субъекту, т.е.

предстает перед ним в форме образа воспринимаемого предмета.

Иначе говоря, в самом первом приближении порождение сознания рисуется

так: представление, управляющее деятельностью, воплощаясь в предмете,

получает свое второе, "объективированное" существование, доступное

чувственному восприятию; в результате субъект как бы видит свое предс-

тавление во внешнем мире; дублицируясь, оно осознается. Схема эта явля-

ется, однако, несостоятельной. Она возвращает нас к прежней субъектив-

но-эмпирической, по сути идеалистической, точке зрения, которая как раз

и выделяет прежде всего то обстоятельство, что указанный переход имеет в

качестве своей необходимой предпосылки сознание - наличие у субъекта

представлений, намерений, мысленных планов, схем или "моделей"; что эти

психические явления и объективируются в деятельности и ее продуктах. Что

же касается самой деятельности субъекта, то, управляемая сознанием, она

выполняет по отношению к его содержанию лишь передаточную функцию и

функцию их "подкрепления - неподкрепления".

Однако главное состоит вовсе не в том, чтобы указать на активную, уп-

равляющую роль сознания. Главная проблема заключается в том, чтобы по-

нять сознание как субъективный продукт, как преобразованную форму прояв-

ления тех общественных по своей природе отношений, которые осуществляют-

ся деятельностью человека в предметном мире.

Деятельность является отнюдь не просто выразителем и переносчиком

психического образа, который объективизируется в ее продукте. В продукте

запечатлевается не образ, а именно деятельность, то предметное содержа-

ние, которое она объективно несет в себе.

Переходы субъект -> деятельность -> предмет образуют как бы круговое

движение, поэтому может казаться безразличным, какое из его звеньев или

моментов взять в качестве исходного. Однако это вовсе не движение в за-

колдованном круге. Круг этот размыкается, и размыкается именно в самой

чувственно-практической деятельности.

Вступая в прямое соприкосновение с предметной действительностью и

подчиняясь ей, деятельность видоизменяется, обогащается, в этой своей

обогащенности она кристаллизируется в продукте. Осуществленная дея-

тельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание. При этом для

сознания субъекта вклады, которые вносятся его деятельностью, остаются

скрытыми; отсюда и происходит, что сознание может казаться основой дея-

тельности.

Выразим это иначе. Отражение продуктов предметной деятельности, реа-

лизующей связи, отношения общественных индивидов выступают для них как

явления их сознания. Однако в действительности за этими явлениями лежат

упомянутые объективные связи и отношения общественных индивидов выступа-

ют для них как явления их сознания. Однако в действительности за этими

явлениями лежат упомянутые объективные связи и отношения, хотя и не в

явной, а в снятой, скрытой от субъекта форме. Вместе с тем явления соз-

нания составляют реальный момент в движении деятельности. В этом и зак-

лючается их не "эпифеноменальность", их существенность. Как верно отме-

чает В.П.Кузьмин, сознательный образ выступает в функции идеальной меры,

которая овеществляется в деятельности87.

Подход к сознанию, о котором идет речь, в корне меняет постановку

важнейшей для психологии проблемы - проблемы соотношения субъективного

образа и внешнего предмета. Он уничтожает ту мистификацию этой проблемы,

которую создает в психологии многократно упомянутый мною постулат непос-

редственности. Ведь если исходить из допущения, что внешние воздействия

непосредственно вызывают в нас, в нашем мозге, субъективный образ, то

тотчас встает вопрос, как же происходит, что образ этот выступает как

существующий вне нас, вне нашей субъективности - в координатах внешнего

мира.

В рамках постулата непосредственности ответить на этот вопрос можно,

только допустив процесс вторичного, так сказать, проецирования психичес-

 

кого образа вовне. Теоретическая несостоятельность такого допущения оче-

видна88; к тому же оно находится в явном противоречии с фактами, которые

свидетельствуют о том, что психический образ с самого начала уже "отне-

сен" к внешней по отношению к мозгу субъекта реальности и что он не про-

ецируется во внешний мир, а, скорее вычерпывается из него89. Конечно,

когда я говорю о "вычерпывании", то это не более чем метафора. Она, од-

нако, выражает реальный, доступный научному исследованию процесс - про-

цесс присвоения субъектом предметного мира в его идеальной форме, в фор-

ме сознательного отражения.

Этот процесс первоначально возникает в той же системе объективных от-

ношений, в которой происходит переход предметного содержания деятельнос-

ти в ее продукт. Но для того чтобы процесс этот реализовался, недоста-

точно, чтобы продукт деятельности, впитавший ее в себя, предстал перед

субъектом своими вещественными свойствами; должна произойти такая его

трансформация, в результате который он мог бы выступить как познаваемый

субъектом, т.е. идеально. Трансформация эта происходит посредством функ-

ционирования языка, являющегося продуктом и средством общения между со-

бой участников производства. Язык несет в своих значениях (понятиях) то




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.17 сек.