Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллектуальное развитие




О сыны Адама! Одевайтесь в лучшую одежду перед вхождением в каждую мечеть. Ешьте и пейте, не будьте неуме­ренными, потому что Он не любит неумеренных. Скажи: «Кто запрещал нарядную одежду, какую Аллах доставляет рабам Своим, и благие снеди из того, чем питаются?» Скажи: «Они

преимущественно предоставляются верующим в продолжение здешней жизни до воскрешения». Так ясно Мы излагаем эти знамения для людей, желающих знать». (7; 31-32)

Имам Муслим, ссылаясь на Ибн Сауда, да будет доволен им Аллах, приводит такой хадис: «Посланник Аллаха, да благо­словит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Не войдет в рай тот, у кого в сердце высокомерия хоть на вес пылинки». Один человек спросил: «А если человек хочет, чтобы одежда и обувь были хорошие? Другими словами, будет ли это высокомерие?» Пророк, да благословит его Аллах и нис­пошлет на него Свою благодать, ответил: «Поистине, Аллах есть красота и любит красоту. А высокомерие - это когда человек превозносит себя над истиной и не признает ее, а также прояв­ляет презрение и пренебрежение к людям».

Это хорошо понимали сподвижники и те, кто следовал за ними, совершенствуя свою веру. Имам Абу Ханифа, да будет до­волен им Аллах, всегда имел приятный внешний вид, был чисто и опрятно одет. От него всегда исходил приятный запах. И тем не менее всегда стремился к тому, чтобы одежда была еще оп­рятнее и наряднее. В таком стремлении он достиг уровня, когда стал побуждать к этому и других. Однажды, будучи в обществе, он увидел, что один из присутствующих в очень поношенной одежде. Он уединился с ним и предложил ему тысячу дирхемов, чтобы тот смог улучшить свой внешний вид. Тот сказал: «Я в благополучии и не нуждаюсь в деньгах». Тогда Абу Ханифа уп­рекнул его: «Разве ты не слышал хадис: «Поистине, Аллах лю­бит чтобы на Его рабе был виден след Его милости». Тебе необ­ходимо изменить свой внешний вид, чтобы твой друг не огор­чался за тебя».

Совершенно очевидно, что те мужчины и женщины, кото­рые призывают других к совершению молитвы или к исповеда­нию ислама, должны иметь образцовый внешний вид. Это помо­жет им проникнуть в глубины сердец и до всех потайных мест души.

Более того, они, как никто другой, должны быть такими. Глашатаи Аллаха должны заботится о своей внешности, чисто­те тела и одежды, ногтей и волос, откликнувшись на зов того, что мы называем фитра, т.е. здоровое врожденное свойство. О ней сообщил благородный посланник, говоря: «фитра предусма­тривает пять обязанностей: обрезание, удаление волос на лобке, сбривание волос из подмышек, подрезание ногтей и подстрига­ние усов». Ислам привил любовь к особой заботе о поддержа­нии красоты.

Однако все то, что говорилось выше о необходимости за­ботиться о своем внешнем виде, не означает, что праведная му­сульманка может на этом пути допускать чрезмерность, т.е. стремиться выставлять на показ свою красоту и наряды перед посторонними, к которым не относятся, как известно, муж и родственники степени махрам. Она не имеет склонность к чрезмерности, не преступает пределы разумной умеренности, установленные исламом. Сознательная мусульманка всегда по­мнит о необходимости этой разумной умеренности, уравнове­шенности во всем, не допускает, чтобы та или иная сторона ее поведения превалировала в ущерб другой стороне.

Очень важно, чтобы забота о внешности не поработила бы женщину, не стала самоцелью, главной заботой её жизни, засло­нив собой все остальное заботы и интересы, как об этом сказа­но в благородном хадисе: «Несчастлив тот, кто стал рабом дина­ра или одежды из шелковой ткани».

Среди наших женщин сегодня есть много таких, которые полностью попали под воздействие домов мод. Они в плену у этих законодателей мод и тех, кто реализует их продукцию на мировом рынке. Такая пленница одевает очень дорогое платье не более одного раза. Подобного рода женщины попали в рабст­во, о котором предупреждал благородный посланник. Они ока­зались в затруднительном положении, попав в рабскую зависи­мость от хвастливо роскошной одежды и сопутствующих ей ук­рашений и мишуры. Эта увлеченность, более того - зависимость достигла такой степени, что, преступив рамки разумной умерен­ности, - отвели женщину от той цели, ради которой она сотворена в этой жизни.

Да, в этот век, ставший временем, когда кичатся и хваста­ют многочисленными и роскошными нарядами, женщина позна­ла еще одну беду. Речь идет о том, как дорого обходятся теперь свадьбы. Свадьба становится подобной вечеру демонстрации мод с его возрастающим соперничеством в красоте нарядов. Здесь и не пахнет благоразумием. Этот феномен наиболее отчет­ливо стал проявляться в том, что в течение свадьбы невеста неоднократно(!) переодевается. Ну чем не показ мод, как это дела­ют манекенщицы в странах Запада! И неужели никому из этих женщин не приходит в голову, что среди присутствующих есть такие, которым не по карману такие платья. Ее душа наполняет­ся болью и печалью. В ее душе могут зашевелиться ревность, за­висть и даже ненависть по отношению к невесте и ее семье, а также к тем, кто обладает богатством. Подобное не имело бы ме­ста, если бы невеста придерживалась умеренности, ограничи­лась одним, самое большое - двумя платьями за свадебный ве­чер. Не говоря уже о том, что нескромность в корне противоре­чит духу ислама, выбирающего «золотую середину», запрещаю­щий чрезмерность, хвастовство и стремление перещеголять.

 

 

Благоразумная мусульманская женщина отдает себе отчет в том, что наряду с заботой о своем теле она должна постоянно заботиться и о своем интеллектуальном развитии. Забота о раз­витии интеллекта не менее важна, чем забота о состоянии орга­низма. В старину поэт Зухайр ибн Абу Сальми сказал:

Язык юноши - половина.

Другая половина его - сердце.

Ничего другого нет, кроме

мяса и крови.

Слово «язык» здесь означает «ум», «мышление». Подчер­кивается важность его развития ума- обогащение различными полезными знаниями, совершенствование интеллекта.

Мусульманка призвана стремиться к овладению знаниями, которые принесут ей большую пользу как в культовой практике, так и в мирской жизни. Ей известны слова Всевышнего:

«Скажи: «Господи! Увеличь мне знание»». (20; 114)

И ска­занное благородным посланником: «Поиск знания предписан каждому мусульманину». Она осознает, что наставление, ска­занное в Коране и сунне, относится в равной мере и к мужчине, и к женщине, что с того момента, когда в исламском обще­стве стали культивировать знание, овладение знаниями стало для нее в равной степени, как для мужчины индиви­дуальной обязанностью.

Мусульманка глубоко осознала тот факт, что с первых же дней существования ислама в этом обществе, посвятившем себя Аллаху и делам благочестия, знания ценились очень высоко. Женщины ансаров сказали благородному посланнику, да будет над ним благословение: «Выдели для нас день, когда мы будем учиться у тебя. Мужчины опередили нас в этом». Он согласился с ними, назначил встречу и приходил и наставлял их новыми знаниями.

Мусульманская женщина устремилась к знаниям, не стес­нялась и не стыдилась задавать вопросы о законах.

Во время первого уникального поколения сподвижников женщина, не колеблясь, обращалась с просьбой прямо к проро­ку, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благо­дать, чтобы он разъяснил законоположения, касающиеся ее. Особенно, если засомневалась в правильности точки зрения, вы­сказанной по тому или иному вопросу, или когда не соглашалась с таковой. Она глубоко вникала в суть вопроса, пока не прихо­дила к твердому убеждению. Именно так поступала, любозна­тельная мусульманка. Все это проявилось в поступке жены од­ного из сподвижников Субайа бинт аль-Харис. Она была заму­жем за Саадом ибн Хауля, из племени Бани Амир, который уча­ствовал в боевых действиях в долине Бадр. Он скончался, а Суб­айа осталась беременной и вскоре родила. Однажды она сделала тахару (очищение) и украсила свой внешний вид в ожидании сватающихся. К ней пришел человек из племени Бану Абд ад-Дар Абу-с-Санабиль ибн Бакяак и сказал: «Клянусь Аллахом, те­бе нельзя вступать в брак, пока не пройдет время - четыре меся­ца и десять дней». Субайа вспоминала: «Услышав такое, я при­шла к посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и спросила, что он думает об этом. Он принял решение: я освободилась от соответствую­щего обязательства тем, что родила после смерти мужа. После этого сказал, что мне можно выйти замуж за того, кто мне по­нравится». Дотошность, которую проявила Субайа в поиске ис­тины, стала ее заслугой. Она принесла большую пользу для всех мусульман. Опираясь на этот хадис, улемы (богословы и право­веды) во главе с четырьмя имамами использовали прецедент и вывели: «Когда муж умирает, оставляя беременную женщину, а та рожает сразу же после его смерти, до того, как его тело было обмыто, срок идды (период времени, в течение которого женщи­на после смерти мужа или развода не имеет права выходить за­муж) истекает. Значит, ей снова можно выйти замуж».

Ислам предписал женщине в той же мере, как и мужчине, овладевать знаниями. Как сказал посланник Аллаха, да благо­словит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Приобретение знания - обязанность каждого мусульманина», т.е. для каждого человека (как для мужчины, так и для женщи­ны), который произносит шахаду - свидетельство об исповеда­нии веры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.