Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории мотивов

Не участвует в похоронном шествии

 

Истинная мусульманка, повинуясь повелению посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, не сопровождает похоронную процессию. Умм Атыйя, да будет доволен ею Аллах, вспоминает хадис: «Нам за­прещено сопровождать носилки с покойником и мы не пригла­шаемся на это».

В этом вопросе женщине предписано совершенно проти­воположное тому, что предписано мужчине. Ислам побуждает его к тому, чтобы он присутствовал и участвовал в похоронной процессии вплоть до момента погребения. Для женщины это считается предосудительным. Почему? Ее присутствие в похо­ронной процессии может вызвать образ действий и ситуации, не приличные, не достойные для такого печального ритуала. К это­му мы относим и тот факт, что проводам в последний путь со­путствуют назидание и поучительный пример участникам про­цессии, прошение прощения покойнику, размышление о смысле жизни, смерти, которой осознает каждый живущий:

«Где бы вы не были, смерть постигнет вас, если даже вы будете за высокими башнями». (4; 78)

Посланник, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, запретил женщинам следовать за носилками покойника, квалифицировав как предосудительное и не наказуемое, а не как запрещенное и наказуемое действие. Но та­кой квалификации вполне достаточно для благоразумной и со­образительной женщины. Она, конечно же, будет следовать та­кому запрету и тем самым еще раз подтвердит свое благочестие, искреннее повиновение Аллаху и Его посланнику, считая такое поведение самой подходящей и достойной жизненной позицией.

 

 

Рубинштейн С.Л.: потребности, интересы, идеал. Иерархия ло значимости. Потребности и мотивы человека зависят от общества, в котором живет человек. При этом отражение потребности может носить разный характер: чувство долга, интерес, протест и т.д.

Ломов Б.Ф.. 1.базовые: материальные условия, средства жизни, общение, отдых. 2.производные: эстетические, потребность в обучении 3.высшие: потребность в творчестве Кеттелл Р.: факторно:; структура мотивации

§ аттитюды (отношения в форме поведения в заданных условиях)

· эрги; (факторы потребности социально трансформированные, биологические в своей основе потребности (секс, самоутверждение)).

· отношение (аттитюды построенные вокруг эргов).

Методы исследования: Тест мотивационного анализа.

Маслоу А.: 1. физиологические потребности 2.потребность в безопасности 3.потребность в аффилиации 4.потребность в уважении 5.потребность в самореализации

Прежде чем активизируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней должны быть удовлетворены потребности низшего уровня.

Гуманистическая психология, изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины "самоактуализации". Такие "самоактуализирующие" личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития.

Рис. 5. Иерархии потребностей человека (или ступени развития)

А.Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал "иерархию потребностей". Она состоит из следующих ступеней:

Ступень 1 – физиологические потребности – это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите.

Ступень 2 – потребность в надежности – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т.п.

Ступень 3 – социальные потребности. Удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.

Ступень 4 – потребность в уважении, осознании собственного достоинства – здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

Ступень 5 – потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

1. мотивы имеют иерархическую структуру;

2. чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию;

3. пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу;

4. с повышением потребностей повышается готовность к большей активности.

Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими ("Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба"). Но если базовые первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Многим людям присущи так называемые "неврозы существования", когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого.

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.

 

Развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Функции самосознания: самопознание, саморегуляция и самоорганизация.

Самосознание - это осознание человеком себя как самостоятельную от других объектов природы реальность: познание своего физического облика, состояния, а затем и внутреннего духовного мира, своих возможностей, потенций и т.д.

Самосознание - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе кот. он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Струю-ура самосознания

1.Когнитивная сторона: самонаблюдение, самооценка, самоанализ - самопознание

2. Аффективная (эмоциональная) сторона: самочувствие, самолюбие - самоотношение

3.Волевая сторона: саморегуляция, самоконтроль - саморегуляция, самоорганизация Саморегуляция — представляет собой замкнутый контур регулирования (цель-модель условий деятельности -информация о результате- оценка соответствия результата -решение о необходимости коррекции) и является информац. процессом, носителем кот. выступают различные пс. формы отражения действительности.

Существует 3 точки зрения на то, что возникает раньше: сознание или самосознание

1. Простейшее самосознание предшествует сознанию, т. е. ясным и отчётливым представлениям предметов. (Бехтерев)

2. Выготский, Рубинштейн. Самосознание ребенка - это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности. Речь идёт о 'том этапе в развитии ребёнка, когда он овладевает речью и характеризуется попытками самостоятельного действия (2-3 года)

Рубинштейн: Процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осознаёт не только окружающих, но и себя в своих отношениях к окружающим. Если нельзя свести личность к её самосознанию, то нельзя и отрывать одно от другого, проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психических свойств; она завершается раскрытием ее самосознания.

Единство личности как сознательного субъекта не представляет собой изначальной данности. Ребенок не сразу осознаёт себя как Я, следовательно, осознание себя - это результат развития индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не выстраивается внешне над личностью, а включается в неё. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, Я само формируется в ней. Реальная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями её существования.

3. Ананьев:

1. Важный этап в формировании С. - переход младенца от случайных, спонтанных действий к целенаправленным поступкам. Если вначале младенец непосредственно реагирует на каждое внешнее раздражение, то постепенно реакции становятся все более избирательными он начинает осознавать собственные желания и выбирать соответствующие средства для их достижения (напр., плач не как реакция на боль, а как средство заставить мать выполнить его желание).

2. Решающее значение для развития детского самосознания имеет взаимодействие со взрослыми, которые не только удовлетворяют его витальные потребности, но и приучают ребёнка к игре, вырабатывая у него определенное отношение к данным ему предметам и самому себе. Взрослые в буквальном смысле слова определяют, кто он такой. Родители называют его, дают ему собственное имя, приучают откликаться на него организуя тем самым систему его реакций. Они помогают ему осознать как то, что принадлежит ему (части тела), так и его собственную принадлежность - половую, семейную и т.д. Оценивая поступки ребёнка, они вырабатывают у него определенное эмоциональное отношение к себе - чувство собственной ценности. От эмоционального климата первых месяцев и даже дней жизни ребёнка во многом зависит будущий характер взрослого. Процесс формирования «образа Я» у ребёнка сложен и противоречив. В среднем до 2-х лет отлично узнавая других людей, ребёнок ещё не узнаёт себя ни в зеркале, ни в кино и т.п. когда ребёнок осознаёт впервые собственное изображение, это вызывает у него повышенный интерес.

1. Отделение своих действий от предметов, т.е. выделение себя от окружающего мира

2. Ребенок отделяет себя от своих действий. Он осознаёт, что выполненные действия - это его действия, появляется произвольность действия, становится субъектом действия.

3. Употребление в возрасте 2-3 года местоимений (мой, моя) в отношении себя. Она проходит разные стадии. Сначала ребёнок оценивает у себя только положительные качества и только после 8-12 лет формируется более адекватный образ себя. 15-16 лет - адекватная самооценка. Легче всего формируется представление о своём физическом облике (на первых стадиях формирования самооценки). На формирование самооценки оказывают влияние многие факторы: возраст, успешность в деятельности, половые особенности человека, профессиональные особенности.

4. Мерлин выделил в структуре самосознания 4 главных компонента, которые он предлагает рассматривать также как фазы его развития: 1) сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в 11 мес., когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами. 2)сознание «Я», как активного начала, как субъекта деятельности, которая появляется в 2-3 года, когда ребёнок овладевает личными местоимениями и возникает 1-ая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам...». 3) осознание своих психических свойств, которое приходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление. 4)социально - нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения и деятельности.

5. Кон: строит уровни по-другому. Образ Я - это установочная система.

1. Нижний уровень образа Я - «неосознанные, представленные только в переживании, установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе».

2. осознание и самооценка отдельных свойств и качеств;

3. далее эти частные самооценки складываются в относительно цельный образ,

4. наконец сам образ Я вписывается в общую систему цели.

7. Розенберг (степени развития самосознания) для сравнения уровня самосознания у разных людей или одного и того же человека на разных стадиях его развития:

1. степень когнитивной сложности и дифференцированности. которая измеряется числом и характером осознаваемых личностью собственных качеств, чем больше своих качеств личность осознаёт и чем сложнее и обобщённее сами эти качества, тем выше уровень её самосознания.

2. степень отчётливости, «выпуклости» образа Я. его субъективной значимости для индивида. Один человек много думает о себе, анализирует свои поступки, старается целенаправленно формировать себя; у другого же рефлексия не развита, он действует, руководствуясь непосредственными побуждениями или логикой ситуации. Объекты рефлексии: один больше озабочен своей внешностью, другой - умственными способностями, третий - моральным обликом.

3. степень внутренней цельности, последовательности образа Я. Поскольку человек видит себя под разными углами зрения, его самосознание всегда противоречиво. Однако характер противоречий самосознания может быть разным. Одно дело - осознание расхождений в степени развития каких -либо свойств (чел. знает, что у него недостаточно развиты отдельные качества и старается их развить), другое дело - если человек осознает, что присущие ему свойства в принципе не совместимы друг с другом (высокий уровень притязаний трудно сочетать с низкой оценкой своих способностей в значимой сфере деятельности).

4. степень устойчивости, стабильности образа Я во времени. У одних людей частные самооценки и общие представления о себе остаются более или менее стабильными, у других же они весьма неустойчивы.

 

 

Психологическая структура человека (индивид-личность-индивидуальность) по Б.Г.Ананьеву.

Идея А. о единстве естественного и общественного в структуре человеческого развития, которое обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как:

Биологическое: Индивид - носитель биологического. Ч., как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в процессе онтогенеза, результатом которого становится биологическая зрелость. Изучают: общая, дифференциальная, возрастная пс., психофизиология.

Свойства и.: 1) возрастно-половые особ, его развития - необходимость изучения конституциональных, нейродинамических и психодин. свойств с учетом возраста и пола(могут перекрывать/нейтрализовать поло-возр. особ, развития + сензитивные периоды развития); 2) индивидуально-типические: общесоматические и конституциональные свойства (биохимические хар-ки, обмен веществ, морфологические структуры Ч. - конституция); нейродинамические (особ. НС) и билатеральные особ.-ти (функциональная геометрия тела в виде симметрии/асим. Структурно-динамич. Хар-к организма).

Первичные свойства 1)-2) определяют динамику вторичных свойств: 1 Психофизиологические функции (сенсорные, мнемические, вербально-логичекие) и 2)органические потребности. Высшая интеграция эт. свойств представлена в темпераменте и задатках.

Все свойства индивида входят в структуру личности.

Социальное: Личность - проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость. Ч. как л представляет собой совокупность общественных отношений: экон, полит, прав. Изучают: общая, дифференц., сравнит., психолингв.

Субъект деятельности - носитель созн&лия, производящий материальные и духовные ценности. Структура Ч. как с.д. образуется из опред. свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности: труд - субъект труда, теор. и позн. деят-ть - субъект познания, коммуник. деят.ь - субъект общения. Результат осуществления разл. видов деятельности Ч. как субъектом - психическая зрелость. Изучают: пси. познания, творчества, труда, общая и генетическая пс.

Индивидуальность - неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех подструктур психики - функциональная характеристика человека, проявляющаяся на всех уровнях его структурной организации - и, л, сд. Как и. Ч. существует в единственном числе и неповторим в истории человечества. Именно на уровне инд-ти возможны наивысшие достижения человека, т.к. инд-ть проявляется во взаимосвязи единстве свойств Ч. как и, л, сд.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Не рыдает над усопшим | Книга 5. 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.