Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научение и удовлетворение базовой потребности




Первое ощущение, которое испытываешь, попытавшись обобщить результатыисследований, посвященных изучению эффектов базового удовлетворения, ѕ этонарастающее раздражение, вызванное осознанием того, что роль ассоциативногонаучения неправомерно преувеличивается его апологетами. В целом, эффекты удовлетворения, например, потеря аппетита посленасыщения, качественные и количественные изменения защитных реакций послеудовлетворения потребности в безопасности и другие, демонстрируют тенденциюк исчезновению 1) при многократном удовлетворении (подкреплении, поощрении)потребности и 2) при возрастающем подкреплении (вознаграждении). Феноменыудовлетворения, перечисленные в специальной таблице в конце этой главы, нежелают подчиняться законам ассоциаций (причем вопреки тому факту, что самиони являются приобретенными адаптивными навыками), но мало того, пристальныйанализ причин такого явления показывает, что навязываемая им связь смеханизмом ассоциирования на самом деле играет не более чем второстепеннуюроль. Таким образом, всякое определение, в котором научение трактуетсяпросто как изменение взаимосвязи между стимулом и реакцией, должнопризнаваться неудовлетворительным для анализа процессов удовлетворенияпотребностей. Удовлетворение потребности практически всецело зависит от факта наличияили доступности соответствующего объекта, который единственный можетудовлетворить данную потребность. Здесь нет места произволу, случайности, оних можно рассуждать только в случае удовлетворения небазовых потребностей.Любовный голод не удастся утолить мороженым, изучением астрономии или легкойинтрижкой; единственным, истинным способом его удовлетворения будут честныеи нежные отношения с другим человеком. Точно так же сексуальному влечениютребуется только секс, голодные спазмы в желудке можно снять, только сытнопоев, и от жажды можно избавиться, только напившись воды. Это именно та,внутренняя, структурно детерминированная необходимость, о которой писалиВертхаймер (456), К"лер (238) и современные гештальт-психологи, такие какАш, Арнхейм, Катона и др., рассматривая ее в качестве центрального понятиялюбого раздела психологии. Здесь неуместны условные сочетания илипроизвольные наложения. Все эти лампочки, звоночки и прочие ассоциированныес удовлетворением сигналы не могут служить источником удовлетворенияпотребности, ѕ потребность может быть удовлетворена только с помощьюистинного "удовлетворителя". Пожалуй, в данном случае правильнее было быговорить не об ассоциации, а о канализировании, как это делал Мерфи. Главный упрек в адрес ассоциавивной, бихевиористской теории научениясостоит в том, что она отказывается от изучения желания (цели, стремления)организма, видимо, принимая их за некую данность, и ограничиваетсяманипуляциями со средствами достижения этих необозначенных, непонятых целей.Представленная мною теория базовых потребностей, напротив, оперирует целямии ценностями. Эти цели имеют внутреннюю, подлинную ценность для организма.Для достижения этих целей организм готов на все, даже на то, чтобы обучитьсябессмысленным, глупым, тривиальным процедурам, которые навязывает емуэкспериментатор в качестве единственно возможного способа достижения этихцелей. Понятно, что эффекты подобного научения будут краткосрочными, ониугаснут сразу же, когда утратят свою "покупательную способность", то естьперестанут приносить организму удовлетворение. Мне кажется совершенно очевидным, что поведенческие и субъективныеизменения, перечисленные мною на стр. 155ѕ160, невозможно объяснить,опираясь на одни лишь законы ассоциативного научения. На мой взгляд, законыэти играют второстепенную роль. Если мать достаточно часто ласкает ребенка,то потребность ребенка в ласке просто-напросто угаснет ѕ ребенок отучитсямучительно ждать нежных прикосновений, он привыкнет не жаждать ласки (268).Большинство современных авторов, пишущих о личности, ее чертах, установках ивкусах, склонны видеть за этими явлениями некий конгломерат привычек,приобретенных в соответствии с законами ассоциативного научения, но мнекажется, что пришла пора пересмотреть это представление, внести в негонекоторые поправки. Даже согласившись с более правдоподобной трактовкой научения,понимаемого как обретение инсайта, прозрения, понимания (гештальт-научение),мы не сможем объяснить одним лишь научением такой психологический феномен,как характер. Понятие "научение", даже в том виде, как оно трактуетсягештальт-психологами, представляется мне ограниченным ѕ отчасти потому, чтооно не объемлет собой психоаналитического знания, а отчасти из-за сокрытогов нем рационалистического стремления объяснить любой феномен с точки зрениявнутренней структуры внешнего мира. Понятие "научение" требует болееширокого толкования, нежели то, что дают ему теории ассоциативного наученияи гештальт-научения, такого толкования, корни которого лежали бы внутриличности и которое позволило бы нам связать конативные и аффективныепроцессы. (Советую обратить внимание на работы Курта Левина (274), которые,несомненно, вносят некоторую ясность в этот вопрос.) Не предпринимая попыток детального анализа проблемы, рискну, однако,выдвинуть концепцию внутреннего научения или тренировки характера,концепцию, в которой за отправную точку исследований принимаются не внешние,поведенческие изменения, а изменения структуры характера. Главнымихарактеристиками такого обучения являются: 1) образовательные последствияуникальных (неповторимых) и глубоких личностных переживаний; 2) аффективныеизменения, вызванные повторяющимся опытом (309); 3) конативные последствияудовлетворения и фрустрации; 4) влияние некоторых видов раннего опыта наформирование установок, ожиданий и даже философских взглядов (265); 5)конституциональная обусловленность избирательной восприимчивости к тем илииным переживаниям. Эти соображения позволяют нам не только сблизить концепцию научения сконцепцией формирования характера, но и в конечном итоге приведут нас косознанию того, что любое научение или обучение необходимо трактовать какпроцесс личностного развития, как изменение структуры характера, то есть какдвижение личности в сторону самоактуализации и за ее пределы (308, 315,317).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.