Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценности и самоактуализация




В основании системы ценностей самоактуализированного человека лежит егофилософское отношение к жизни, его согласие с собой, со своей биологическойприродой, приятие социальной жизни и физической реальности. Это отношение кжизни тотально и повседневно, его следы можно отметить в каждой оценке и вкаждом суждении самоактуализированного человека. Все, что он любит или нелюбит, все, что он одобряет или осуждает, все, что он предлагает илиотвергает, все, что радует его или огорчает, все его вкусы, предпочтения иоценки ѕ все это уходит корнями в присущее ему базовое приятие жизни. Эта характеристика, судя по всему, универсальна и надкультурна, это тообщее, что объединяет всех самоактуализированных людей независимо откультуры, взрастившей их; она лежит в основе прочих качеств и особенностей,таких как: 1) комфортные взаимоотношения с реальностью, 2) чувство общности(Gemeinschaftsgefuhl),3) базовая удовлетворенность и ее эпифеномены, такиекак чувство благополучия, достатка, изобилия, 4) умение отделять средство отцели, и другие качества, о которых мы говорили выше. Одним из самых важных следствий и, вероятно, подтверждением этогоотношения к жизни и к миру является иное качество свободы воли, которое мыможем отметить у самоактуализированного человека по сравнению с обычнымчеловеком. Необходимость выбора не вызывает у него амбивалентного отношения,сомнений или колебаний; в чем бы ни состоял выбор, он делает его легко исвободно. Я уверен, что изобилие так называемых нравственных проблем иморальных вопросов вызвано именно недостатком жизнелюбия, обусловленоотсутствием базового приятия действительности или же является прямымследствием присущей нам базовой неудовлетворенности. Стоит лишь разокунуться в атмосферу языческого приятия жизни, испить любви к ней во всехее проявлениях, и тут же очень многие из ныне существующих проблем покажутсявам несущественными, неважными. Неверно было бы заявить, что они находятсвое решение, скорее они отступают, уходят в небытие в тот момент, когдачеловек понимает, что это надуманные проблемы, проблемы, порожденныенездоровым сознанием. Разве стоят серьезного внимания такие "проблемы" какпроблема отношения к азартным играм, проблема ношения коротких юбок,употребления алкоголя или множество псевдорелигиозных вопросов, вроде:"Можно ли переступать порог храма в головном уборе?", "Можно ли есть мясо почетвергам?" и т.д. и т.п. Но нас перестают тревожить не только пустячные,надуманные проблемы ѕ процесс заходит гораздо глубже, он затрагивает самыефундаментальные уровни взаимоотношений человека с окружающей егодействительностью, например, такие как отношение человека к представителямпротивоположного пола, отношение к собственному телу и к его отправлениям, идаже его отношение к смерти. Это наблюдение подтолкнуло меня к выводу, что склонность задаватьсямногими из тех вопросов, которые мы по привычке относим к разряду моральных,этических или ценностных ѕ на самом деле психопатологическая склонность. Этота психопатология, которая присуща среднестатистическому человеку. То, чтосреднестатистический индивидуум воспринимает как мучительный конфликт, то,что обрекает его на муки ценностного выбора ѕ для самоактуализированногочеловека даже не вопрос, и он управляется с этим так же легко, как свыбором, танцевать ему или не танцевать. Мучительные вопросы, связанные слюбовью и дружбой, проблемы взаимоотношений с противоположным полом, которыедля обычных людей обращаются в поле битвы, становятся гладиаторской ареной,на которой разворачиваются кровавые единоборства за самоутверждение ѕ невопрос и не проблема для самоактуализированного человека, ѕ в дружбе и любвион видит только приятную возможность для сотрудничества. Для него несуществует проблемы отцов и детей, конфликт поколений ѕ не конфликт длянего. Он спокоен не только по отношению к половому и возрастномуполиморфизму, он считает настолько же безопасными и биологические, иклассовые, и политические, и ролевые, и религиозные различия между людьми.Нам не придется слишком долго искать примеры тому, как эти различиястановились благодатной почвой для тревог, страхов, враждебности, агрессии изависти, и нас это почти не удивляет, кажется неизбежным и дажеестественным. Но, пообщавшись некоторое время с самоактуализированными людьми, выубедитесь, что тревога, страх, враждебность, агрессия и зависть вовсе неестественны в данном случае, а скорее, напротив, противоестественны. У моихиспытуемых человеческое разнообразие не только не вызывало страха илитревоги, но, наоборот, вселяло в них радость и оптимизм. Взяв за парадигму такие отношения как "учительѕученик", которые оченьчасто становятся отношениями противоборства, мы увидим, что в интерпретациисамоактуализированного педагога эти отношения получают совершенно инуюокраску. Урок для самоактуализированного педагога ѕ это не ситуацияпротивостояния, не арена борьбы разнонаправленных желаний и интересов, априятная возможность сотрудничества с учеником, возможность совместногоисследования и совместного познания истины. Он отказывается от внешних,сомнительных и спорных атрибутов своего превосходства, хотя и знает о своемпревосходстве над учеником, но его превосходство сущностно. Ему чужданачальственность тона, многозначительность интонаций, он ведет себя просто иестественно. Он не давит на ученика своей эрудицией или авторитетом, неизображает из себя профессора-всезнайку, он оставляет за собой право простобыть человеком. Он и сам не соперничает со своими учениками и стараетсясделать так, чтобы они не конкурировали друг с другом. В результате такойустановки преподавателя в стенах его класса невозможны зависть, страх,подозрительность или тревога. Мы знаем, что все эти реакции возникают вответ на угрозу, следовательно, для того, чтобы искоренить зависть, страх,подозрительность и тревогу, необходимо всего-навсего исключить возможностьугрозы. Несложно расширить все эти рассуждения на отношения между супругами,между родителями и детьми, на другие межличностные отношения, которые стольже заслуживают гармонии, как и вышеописанные отношения "учительѕученик". Очевидно, что моральные принципы и ценности отчаявшегося человека, еслине все, то хотя бы некоторые из них, отличаются от принципов и ценностейпсихологически здорового человека. Эти люди по-разному воспринимаютфизическую, социальную и психологическую реальность, по-разномуструктурируют и интерпретируют ее. Человек, не удовлетворенный в своихбазовых потребностях, воспринимает мир как вражескую территорию, как дикиеджунгли, населенные сильными и слабыми животными, хищниками и жертвами,победителями и побежденными. Система ценностей обитателя джунглей неизбежноподчинена потребностям низших уровней, главным образом животным потребностями потребности в безопасности. Иное дело ѕ человек, удовлетворивший своибазовые потребности. У него сформировано чувство психологического достатка,которое он воспринимает как само собой разумеющееся, и потому онустремляется к поиску иного, более высокого удовлетворения. Таким образом,можно уверенно утверждать, что эти люди исповедуют ѕ должны исповедовать ѕразные ценности. Ценностная система самоактуализированного человека представлена главнымобразом ценностями уникальными и идиосинкратическими для данного человека,ценностями, которые непосредственно отражают его характер. Поэтому мы можемговорить о том, что ценностная система самоактуализированного человекапредставляет собой скорее экспрессивный, нежели функциональный феномен. Этоумозаключение не требует доказательств, оно справедливо уже по определению,ѕ самоактуализация всегда предполагает актуализацию собственной "самости",собственного Я, которое всегда уникально и неповторимо. Не может быть двухидентичных Я. Есть только один Ренуар, один Брамс и один Спиноза. Я говорило том, что мои испытуемые во многом схожи, но, несмотря на это, каждый изних абсолютно индивидуален, каждый является самим собой и только собой, ѕникогда и ни при каких обстоятельствах их не спутаешь друг с другом. Ониодновременно и очень похожи, и очень непохожи друг на друга. Это совершенноособая группа людей, она отлична от любой группы из когда-либо описывавшихсяв психологической литературе. Каждого из этих людей можно назватьиндивидуалистом, но каждый из них в то же самое время является глубокосоциальной личностью, личностью, идентифицирующей себя со всемчеловечеством. В отличие от других людей эти люди сумели приблизиться и ксвоей человеческой, общевидовой природе, и к своей уникальной,индивидуальной природе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.