Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стереотипизация и нехолистичное теоретизирование




Построение теории обычно подразумевает процедуру селекции, а это, всвою очередь, означает, что теория призвана сделать более выпуклыми иочевидными одни аспекты мира и менее очевидными другие. Всякая нехолистичнаятеория представляет собой попытку рубрификации или классификации. Однаконикому еще не удалось создать универсальной классификации, которая смогла быобъять собой все существующие в природе феномены; всегда найдется нечто, неукладывающееся в рамки класса, или занимающее промежуточное положение междучетко разграниченными рубриками, или нечто такое, что можно отнести сразу кнескольким рубрикам. Кроме того, нехолистичной теории почти всегда свойственны попыткиабстрагироваться от конкретного содержания феномена, она всегда стараетсяподчеркнуть часть его характеристик, с ее позиций особо важных и значимых. Врезультате этого характеристики, не попавшие в поле зрения теории, лишаютсязаконного права на существование, и вместе с ними законного права насуществование лишается и часть истины. Нехолистичная теория всегдапрепарирует реальность, исходя из неких прагматических соображений, и потомулюбую из них в лучшем случае можно счесть лишь одним из фрагментов общейкартины реальности. Но даже комбинация всех существующих теорий не можетдать нам целостного представления о мире. Богатство и разнообразие мирагораздо чаще открываются человеку при помощи непосредственного восприятия,на которое в полной мере способны скорее люди с художественныммировосприятием, эмоционально открытые индивидуумы, чем ученые интеллектуалыи теоретики. Я готов допустить, что способность к постижению всех сторонконкретного феномена в наиболее полном виде и наиболее совершенным способомпроявляется в так называемых мистических переживаниях. Приведенные здесь соображения помогают нам обнаружить одну из важнейшихособенностей индивидуального опыта, а именно ѕ его принципиальнуюантиабстрактность. Антиабстрактность не равнозначна той конкретностивосприятия, о которой писал Гольдштейн. Люди, страдающие органическимипоражениями мозга, восприятие которых предельно конкретно, на самом деле неспособны воспринять всех чувственных характеристик объекта. Они способныразглядеть в предмете только ту характеристику, которая существенна дляконкретной ситуации. Так, например, бутылка вина для них ѕ это толькобутылка вина и ничего более; они не в состоянии увидеть в ней элементинтерьера или средство самообороны, или пресс-папье, или огнетушитель. Еслиопределить абстрагирование как селективное внимание к одним свойствамобъекта в ущерб множеству других, неважно, какими причинами продиктована этаизбирательность, то мы вправе назвать пациентов Гольдштейна людьми,склонными к абстрагированию. Таким образом можно заключить, что вышеназванные способы познанияреальности, в известной мере, противоположны друг другу. И в самом деле,стремление к классификации опыта может мешать его осмыслению, а стремлениеизвлечь выгоду из опыта может лишить человека радости познания. Тольконекоторые из психологов обратили внимание на этот факт, но зато о нем в одинголос говорят все исследователи мистических и религиозных переживаний. ОлдосХаксли, например, пишет: "Человек взрослеет, и его знание о мире становитсявсе более концептуализированным и систематизированным. Человек накапливаетогромный багаж фактов утилитарного содержания. Но эти приобретения возможнытолько за счет ухудшения качества мгновенного постижения, за счетпритупления и утраты интуитивных способностей" (209).fo Однако, постижение многообразия природы ѕ далеко не единственная и ужникак не самая насущная с биологической точки зрения форма нашихвзаимоотношений с ней, и поэтому было бы глупо походя отвергатьнеобходимость теорий и абстракций, какими бы опасностями они не грозиличеловеку. Их преимущества огромны и очевидны, особенно с точки зрениякоммуникации и практического взаимодействия с миром. Если бы я вознамерилсяраздавать рекомендации, то первая из них звучала бы так: если ученый,мыслитель, интеллектуал, теоретик осознает, что когнитивные процессы ѕ вовсене единственно возможное средство постижения реальности, то его движение кзнанию станет гораздо более мощным, гораздо более продуктивным. Арсеналисследователя может и должен включать в себя все многообразие методовпостижения истины. Мы без сожаления уступаем часть из них поэтам ихудожникам, не понимая, что тем самым закрываем перед собой двери, ведущие ктем аспектам реальности, постижение которых невозможно средствамиабстрагирования и интеллектуализации. В Приложении В приведена аргументация, которая позволяет нампредполагать принципиальную возможность холистичного теоретизирования,возможность построения такой теории, которая не будет расчленять реальностьна отдельные, изолированные, никак не связанные друг с другом составляющие,которая будет рассматривать различные феномены во всей совокупности ихвзаимосвязей, как грани целого, неотделимые от целого, как фигуры на общемфоне реальности, как разные стадии приближения к единой истине.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.