Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Младший школьник




Ведущая деятельность

Особенности учебной деятельности в младшем школь­ном возрасте:

а содержание составляют научные понятия, законы на­уки и опирающиеся на них общие способы решения практических задач;

а цель и результат деятельности совпадают.

Характеристика учебной деятельности включает пять ос­новных параметров: структуру, мотивы, целеполагание, эмоции, умение учиться.

Структура учебной деятельности (Д. Б. Эльконин):

· учебная задача,

· учебные действия и операции,

· самоконтроль и оценка.

Различаются понятия «учебная задача» и «практичес­кая задача». Основное отличие учебной задачи заключает­ся в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта через овладение им опреде­ленными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект.

Основные учебные действия, которые формируются в учебной деятельности (В. В. Давыдов):

—подражание;

—повторение;

—тренировка;

- упражнение по готовым образцам и правилам;

- умение планировать работу;

—умение ставить (задавать) вопросы;

—поиск информации;

- поиск общих принципов;

- решение поставленных задач;

- умение оценивать результаты своей работы;

- применение общих способов действия;

- оперирование понятиями;

- постановка проблем и задач;

—обсуждение;

—дискуссия.

Самоконтроль осуществляется в несколько этапов:

1) сопоставление, соотнесение выполняемых действий
с образцом, с поставленной целью, с предъявляемы­
ми требованиями;

2) усвоение образца;

3) соотнесение выполняемых действий с образцом

4) самооценка

 

Умение контролировать себя может быть сформировано в разной степени;

- как знание того, как проконтролировать свою работу;

— как привычка контролировать себя во всякой учеб­ной работе (А. К. Маркова).

Различают контроль пооперационный (т. е. пошаговый — какое действие и как выполнено в данный момент) и пер­спективный (корректирование деятельности на основе со­поставления предстоящей деятельности и своих возмож­ностей выполнения).

Младшие школьники, зная, как следует контролиро­вать себя, не всегда производят действия самоконтроля. Они нуждаются в специальном побуждении, чтобы обра­щаться к способу действий и образцу действий, чтобы са­моконтроль имел место в их учебной работе.

Умение учиться. Начальная школа призвана давать де­тям не только определенный круг знаний, но и прививать им умение учиться, умение применять знания в решении жизненных задач.

Умение учиться тесно связано с мотивацией учения. Между двумя этими феноменами подмечена следующая взаимосвязь: если интерес к учению не подкрепляется знаниями, прочными умениями и навыками в учебной работе, то он угасает. И наоборот, успех в учебной дея­тельности развивает мотивацию учения (А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов, 1990).

То есть, чем лучше, успешнее ребенок учится, тем боль­ше ему хочется учиться; чем хуже, тем меньше хочется учиться.

Типы отношения к учению. Различное соотношение двух этих компонентов определяет различные типы отношения к учению (А. К. Маркова).

I. Отрицательное отношение характеризуется беднос­тью и узостью мотивов; интересом только к результату; неумением ставить цель; преодолевать трудно­сти; несформированностью учебной деятельности; отсутствием ориентации на поиск разных способов действия.

2. Нейтральное (безразличное).

Положительное отношение к учению:

а) положительное нерасчлененное отношение к уче­нию характеризуется:

— неустойчивыми переживаниями новизны, случайными интересами, несформированностью мотивации,

— возникновением первых предпочтений одних учебных предметов другим,

—преобладанием социальных мотивов (долга),

— пониманием и первичным осмыслением целей, поставленных учителем;

б) положительное, осознанное, инициативное харак­теризуется:

— переопределением и доопределением задач, по­ставленных учителем,

— постановкой новых целей,

— появляющейся на этой основе новой учебной мотивации,

— появлением инициативы в выполнении дей­ствий,

— появлением стремления к поиску новых, дру­гих способов действий,

— умением планировать и оценивать свою работу,

— умением корректировать себя на каждом этапе работы.

в) положительное личностное, ответственное, дей­ственное характеризуется:

— соподчинением мотивов,

— устойчивостью мотивационной сферы,

— умением ставить перспективные цели и реали­зовывать их,

— умением предвидеть социальные последствия
своей учебной деятельности и поведения,

— умением преодолевать препятствия при достижении цели,

— поиском нестандартных способов решения
учебной задачи,

— гибкостью и мобильностью способов действий,

— появлением навыков культуры труда,

— переходом из учебной деятельности к самооб­разовательной, творческой деятельности,

использование результатов учения в практике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.