Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль архетипов в процессе индивидуации




Юнг возражал против взгляда на личность как всецело определяемую опытом, обуче­нием и воздействием социальной среды. Каждый индивид появляется на свет с "целостным личностным эскизом, представленным в виде возможности с самого рождения". "Окружающая среда вовсе не дарует личности возможности ею стать, но лишь выяв­ляет то, что уже в ней заложено".

Внутренним центром и целью индивидуации (становления личности) выступает са­мость (das Selbst), архетип целостности. Самость обозначает целостный спектр психиче­ских явлений у человека, как сознательных, так и бессознательных.

Сочетание сознательного и бессознательного подчинено следующим структурным отношениям:

1. Бессознательные процессы находятся в компенсаторной связи с сознанием. Со­знание и бессознательное не обязательно противоположны, но взаимно дополняют друг друга до целого — самости.

2. Сответственно, самость стоит выше, чем сознательное Я. Она охватывает не толь­ко сознательную часть психики, но и бессознательное, и в этом непреодолимая трудность ее постижения. "Мы без труда можем видеть себя в качестве персоны. Но ясно осознать, что мы — это самость, превыше нашего воображения, ибо тогда часть должна была бы понять целое".

3. Сознательное Я способно расширяться, интегрируя бессознательные процессы. И это совершенно необходимо, ведь они содержат в себе компенсирующие элементы, един­ственно способные обеспечить саморегулирование психики в ее целом. Чем больше — путем самопознания и соответствующего ему поведения — мы осознаем себя, тем скорее
исчезает Тень(слой личного бессознательного). Возникает сознание, не замкнутое больше мелочным и эгоистично-чувствительным миром Я, а сопричастное более широкому миру, миру человечества.

Наше "Я" не является подлинным центром психики, его считает таковым только современный человек, сознание которого оторвалось от бессознательного. Необходима "амплификация", расширение сознания, постигающего свои глубин­ные основания. Этот процесс психического развития, ведущий и к исчезновению невротических симптомов, Юнг называл "индивидуацией".

Первый архетип, с которым сталкивается всякий человек в процессе индиви­дуации, — Тень. Этот "сегмент психики" — еще не архетип коллективного бес­сознательного в подлинном смысле слова. Тень — это вся совокупность вытеснен­ных нашей психикой представлений о нас самих, персонификация личного бес­сознательного. Люди, как правило, склонны думать о себе лучше, чем они есть на самом деле, мы не желаем видеть свои отрицательные черты, зато охотно проеци­руем их на других. Тень автономна, это наш темный двойник, и чем больше его подавление, чем идеальнее хочет выглядеть человек в собственных глазах, тем большую Тень он отбрасывает.

Если Тень наш — двойник, то следующий архетип всегда персонифицирует­ся лицом противоположного пола. Это близнецы Анима и Анимус: женское на­чало — в мужчине и мужское — в женщине. Мы от рождения предрасположены к встрече с лицом другого пола, в коллективном бессознательном содержится пра-форма, которая наполняется конкретными чертами с первых дней жизни. Анима, обитающая в бессознательном мужчины, — чувственно капризное, сентименталь­ное, коварное и демоническое существо. Она представляет собой источник ирра­циональных чувствований у мужчины. Анимус, напротив, источник рациональных мнений, не подвергаемых сомнению принципов, решительных суждений ("так положено", "так принято" и т.п.), то есть предрассудков, принимаемых женщиной за непреходящие истины.

В процессе индивидуации Анима и Анимус постепенно одухотворяются, со­вершается переход к "архетипу смысла", к самости — подлинному центру психи­ки, в отличие от лежащего на поверхности сознательного "Я". Происходит воз­врат к персонификациям с чертами собственного пола, если вообще сохраняются антропоморфные характеристики. Возможны сновидения с образами мага или жреца у мужчины, вечной матери — у женщины, но ничуть не реже архетип представляют в виде вещего животного, драгоценного камня, меча, кольца и т.д. Совместно с Кереньи, Юнг анализирует образы "божественного младенца", "мудрого старца", символизирующие вечно возрождающийся дух, исцеление, единство противоположностей. Часто этот архетип предстает как священный круг ("мандала"). Юнг обращается к символике религий самых разных народов. Речь идет о той реальности, которая наделяет жизнь смыслом, об имманентном бо­жестве — говорить о нем адекватным образом можно только на языке религиоз­ной символики. Самопознание человека и его исцеление от душевной болезни представляют собой две стороны одного и того же процесса индивидуации.

Движение от "Я" к самости невозможно без универсальных символов. В иные эпохи психотерапия не была нужна именно потому, что содержания бессоз­нательного представали как символы трансцендентного мира, лежащего за преде­лами нашей души. Психология и психотерапия нужны современному человеку, утратившему символический универсум. То, что мы сегодня обнаруживаем в глубинах собственной души, представало в традиционных обществах как пре­красный, упорядоченный божественный космос.

Идеальное соединение сознания и коллективного бессознательного совер­шается через символ. Символы и ритуалы суть "плотины и стены, воздвигнутые против опасностей бессознательного", они позволяют ассимилировать колоссаль­ную психическую энергию архетипов. Стоит догматам затвердеть в оторванности от опыта, как появляется опасность прорыва вод бессознательного, они подни­маются все выше, грозят захлестнуть сознание. Потеряв веру, европейское челове­чество лишилось "защитных стен". Цивилизация, растерявшая своих богов и опус­тошившая свои мифологические символы по мнению Юнга, обречена, ведь миф придает существованию осмысленный характер

Вопросы и задания:

1. Какие мотивы явились решающими в обращении Юнга к коллективному, а не лич­ному бессознательному?

2. Как понять слова Юнга: "Мир висит на тонкой нити, и эта нить — психика человека"?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.