Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синтагматические связи между предложениями в тексте




Предложение, как более сложная единица, чем слово и словосочетание, характеризуется свойственными ему синтагматическими связями с другими предложениями, предыдущими и последующими. В тексте оно существует не само по себе, а лишь как элемент некоторой семантической и синтаксической последовательности. Например, предложение: He didn’t answer my question вне связной речи неопределенно по смыслу, неизвестна причина молчания, неизвестен субъект действия и то лицо, к которому направлено это действие. Чтобы понять смысл предложения, осмыслить его значение, необходимо восстановить его семантические связи в естественном окружении, в контексте, с возможными последующими и предыдущими предложениями. Следует сказать, что и ряд последовательных предложений так же может быть незавершенным по смыслу.

But she turned away and was retreating to the cottage. She went in and slammed the door. I’m not superstitious I believe in luck, of course, who doesn’t. (A. Christie)

Очевидно, что лишь учет предыдущего текста может заполнить пустые семантические ячейки в словах she, I, turned away и др. следовательно, реальная жизнь предложение осуществляется только в потоке речи, ибо подменный смысл становится ясным только из контекста. В этом смысле предложение выполняет одну из своих функций – семантическую для выявления смысловых связей текста. Связанные между собой по смыслу предложения объединены и синтаксически. Иными словами, семантические связи между предложениями оформляются через синтаксические связи, существующие между предложениями. В этом назначении предложение выполняет синтаксическую функцию.

Выделяют последовательности предложений в диалогическом и монологическом тексте. В монологическом тексте предложения представляют собой линейную синтагматическую последовательность. Они отражают связную речь одного лица, второй же участник речевого акта является адресатом речи, реципиентом. Коммуникация направлена в одну сторону. Предложения непосредственно присоединены друг к другу. Речь предстает как единый непрерывный поток информации. Синтаксическая последовательность предложений характеризуется «односторонней коммуникативной направленностью» (Блох М.Я.)

В диалогической же речи звеньями коммуникации являются вопросно – ответные единства. Предложения отражают речь двух и более собеседников – коммуникантов. Синтагматическая последовательность предложений характеризуется «двусторонней коммуникативной направленностью». (Блох М.Я.) иными словами, в основе диалогического текста лежат двусторонние отношения «стимул – реакция»: каждый участник речевого акта выступает в роли адресата:

a. Do you think, I ought to ask you, Mrs. Wilson? (стимул)

b. Certainly, she’s always willing to help and give a piece of wise advice. (реакция)

 

Предложение – вопрос и предложение – ответ в диалогическом тексте

Не обладают смысловой самостоятельностью. Только в сочетании друг с другом они получают законченный смысл.

Связь между предложениями монологического и диалогического текста реализуется посредством специализированных категорий. На текстовом уровне к ним относятся гипотаксис и паратаксис.

Гипотаксис – присоединение друг к другу предложений при помощи соединительных средств. К ним относятся:

2. сочинительные и подчинительные союзы (and, norm neither, because, so that, etc.)

3. наречия и вводные слова (besides, next, however, yet, still, nevertheless, otherwise, moreover, etc.)

4. частицы (also, only, too)

5. сочетания слов (at the same time, on the contrary, on the hand, in a word, etc.)

6. модальные слова (rather, indeed, etc.)

Паратаксис – простое соположение предложений. Данный тип синтагматических связей характеризуется тем, что соединяющиеся предложения имеют некоторый общий элемент – коррелят.

1. I often had dreams of that find. Naturally they never came to anything but they were fun.

2. I thought about Santonix quite often. He intrigued me almost more than anyone I knew.

Общим элементом в первом микротексте является существительное “dreams” и его коррелят “they” во втором предложении. Во втором предложении общим связующим элементом является имя собственное “Santonix” и его коррелят “he”.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.