Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новая модель человека




Уровни существования

Это понятие легче осознать через метафору об уровнях существования. Попробуйте задумать мироздание, состоящее из пяти уровней. Снизу вверх они состоят из атомного, биологического, психологического, логического, социального и космического уровня. Если вы ищете ответ на этот основной вопрос: "Кто я?", все, что вы изучаете, будет растворяться в других категориях этой метафоры. Начинайте с середины. Вы изучаете психологию и очень быстро психологическое приведет вас к социальному через групповую психологию. На социальном уровне групповая психология проникает в социологию, что в свою очередь ведет к изучению религии и философии. С этого этапа вы обнаруживаете, что касаетесь смысла существования и связи человека со вселенной. И теперь, вы начинаете изучать космическое.

Углубляясь в поиск ответа на вопрос "Кто я?", вы вскоре от изучения психологии перейдете к изучению биологии и жизни. Так как вы хотите узнать себя лучше, вы начинаете изучать клеточное строение и нервные системы, и химию эмоции, восприятия, познания и памяти. Однако в стремлении понять ментальность вы вскоре опуститесь на атомный уровень и будите изучать структуру ДНК, передачу атомного излучения и квантовую теорию. Все то, что увлечет вас вниз, приведет вас к высшему уровню! Потому что субатомная физика ведет вас к изучению материи и антиматерии в масштабах космоса. Космология, это та ветвь метафизики, которая рассматривает характер вселенной как упорядоченную систему. Лежащее в основе единство всех вещей и всезнание дает вам полный круг и доказывает верность древнего оккультного высказывания: "Что вверху, то и внизу".

Человек, похоже, создан подобно пересекающимся вихрям, как пишет Йейтс, или как миниатюрная модель в форме Ван-Алленовского пончика - пояса излучения, окружающего нашу планету. Локальный вихрь в море энергии, человек - это видимая эмблема прочной теории мироздания. Это не столько "я думаю", сколько "Обо мне думают", или "Я постоянно создаюсь". Сознание как основа всей телесной деятельности и умственного функционирования становится чем-то вроде внутреннего излучения, которое не является внутренним вовсе, а скорее есть сфокусированная или сконцентрированная область внешнего космического излучения. Аура мистиков и известный нимб святых становятся объяснимы как самоуменьшающаяся электромагнитная энергия, проникающая в видимо- световую область спектра, благодаря их "духовной чистоте" и отсутствию мешающих вибраций, исходящих из запутанных процессов мысли. От кварков до квазаров, от вибрации до пульсаров - и все из-за вопроса: "Кто я?" Окончательный анализ оказывается оригинальным синтезом, и сознание становится взаимосвязанностью всего мироздания в огромной цепи бытия. Содержание и процесс, наука и религия соединяются в одной точке - изучение самоидентичности, открывая подлинный смысл "психоделического". (Psyche delos: проявление ума, открывающее подлинные размеры самодуха.)

Кто я? Я есть Вселенная; Я есть Универсальный Ум.

* * *

Где-то в конце 1967 года я просматривал книги на полках местной библиотеки и натолкнулся на книгу под названием "Науки Бытия и Искусство жизни" Махариши Махеш Йоги. Все больше интересуясь различными формами медитации, я взял эту книгу вместе с полдюжиной других.

Прошло несколько дней прежде, чем я открыл книгу Махариши, но как только я сделал это, то был охвачен удивлением. В своей книге он говорил обо всем прямо противоположном тому, что я читал о медитации раньше, и даже противоречил "авторитетам" в этой области. Он говорил, что медитация может быть легкой, не требовать усилий или контроля; любой может медитировать, не имеет значения какой у него характер или стиль жизни. Он переворачивал все традиционные учения с ног на голову; и казалось, что во всем этом больше смысла, чем у всех других учителей, с которыми я сталкивался. Изучив книгу достаточно глубоко, я решил, что если техника Трансцендентальной Медитации (ТМ) хотя бы на половину столь же замечательна, что и книга, то я должен испробовать ее. Мое первоначальное ощущение, должен признаться, не оправдало моих надежд, но вскоре я понял, что дело не в технике: ошибка была в том, что я чересчур увлекся анализом процесса. На этом этапе мои академические тренировки скорее мешали, нежели помогали. Однако, в течение следующих нескольких месяцев долгосрочные воздействия от медитации стали ощутимыми. Я чувствовал себя значительно спокойнее, более уверенным, все стало получаться значительно быстрее и эффективнее. В то же время несколько друзей, которые с самого начала наблюдали за моим рискованным мероприятием с некоторой осторожностью и слегка забавляясь, решили также попробовать. Я обнаружил, что все мои собственные ощущения подтвердились такими же изменениями, которые я наблюдал у других. Мое восхищение техникой все возрастало, и когда в 1969 году мне представился шанс посвятить себе целый год, я решил отправиться в Индию, чтобы глубже изучить ТМ. Было очевидно, что мне нужно было более углубленно освоить предмет и я должен был обратиться к источнику учения. Я был вознагражден: и мой опыт и мое понимание этой области выросли неизмеримо, и прежде, чем покинуть Индию, я решил пройти подготовку как преподаватель ТМ. За пять последующих лет, я все больше углублялся в теорию и практику ТМ. Все это, вместе с опытом преподавания техники ТМ нескольким сотням людей, убедило меня, что это наиболее ценная, хотя и очень неверно понимаемая практика.

Современный имидж ТМ был в некотором роде мистическим и не очень подходил нам, живущим на Западе в двадцатом столетии. В некотором смысле это не поддается пониманию. Медитация обычно ассоциировалась с уходом от повседневности, монашеским стилем жизни и считалось, что она интересует лишь людей, склонных к спиритизму. И это не потому, что сама медитация исконная техника отшельников. Учения подобные учению Махариши всегда формулировались на языках своего времени. Если сегодня медитация считается чем-то вроде анахронизма и не имеет никакого отношения к научно-технологическому обществу, то это лишь потому, что теория ее еще не была сформулирована на современном языке. Махариши вкладывает теорию и практику медитации в контекст двадцатого столетия и демонстрирует, что будучи очень далекой от неясного метафизического идеала, она является практическим учением, которое можно изучать и объяснять с позиций физиологии, психологии, социологии и т. д. Он доказывает, что она такая же ценная - если не более - сегодня, чем когда-либо. И именно поэтому сегодня даже важнее, чтобы она излагалась в современной формулировке.

С точки зрения моего, личного интереса к ТМ, возникает вопрос, не слишком ли предвзято я отношусь к этому предмету. Конечно же, я стал рассматривать ТМ как наиболее ценную технику - ведь если бы я не верил, что она представляет такую ценность, вряд ли я бы потратил целый год на написание книги о ней, но я отвергаю любое утверждение, что моя личная увлеченность мешает дать мне справедливую оценку. Напротив, человек, который не провел определенное время, вникая как в технику, так и в учения, стоящие за ней, едва ли способен дать правильное представление о предмете.

ТМ доказала свою действенность для меня не путем критического анализа, а через личный опыт, подкрепленный ощущениями моих учеников, работами Махариши и лекциями по предмету, сопоставлением с подобными учениями, возникающими время от времени в большинстве культур, рассмотрением ТМ в свете современной физиологии, психологии, физики и недавними экспериментальными исследованиями предмета. В этой книге я пытался соединить все эти различные подходы, веря, что, изучая предмет с разных точек, обыкновенный читатель сможет приобрести правильное понимание сути ТМ.

Специалист может почувствовать некоторое неудовлетворение, когда его собственный предмет не воспринимается адекватно. Это все неизбежно, когда книга предпринимает общий, многопредметный подход. Я должен, однако, подчеркнуть, что ни один из многочисленных подходов не приводится для доказательства действенности ТМ: то просто различные взгляды на предмет. Приведу особый пример. Научное исследование ТМ находится пока в пеленках. Значительно более детальный анализ потребуется прежде, чем какая-либо степень оценки будет возможна. Для меня важно то, что ни одна научная работа на сегодняшний день не опровергла утверждения медитирующих. Одно это делает ТМ предметом, стоящим глубокого изучения и по этой причине краткий обзор научных экспериментов был включен в книгу.

Хотя во многих случаях я обращался к подобным техникам других культур и времен, чтобы проиллюстрировать определенные моменты, я не пытался проводить сравнительное изучение ТМ с другими техниками. Такое сравнительное изучение тоже необходимо; а если так, то оно должно быть основано на ясном понимании того, что такое ТМ и чем ТМ не является. Я надеюсь, что, давая доступную для понимания картину ТМ, будущий ее анализ может быть основан, по крайней мере, на разумном доверительном понимании - хотя в идеале он должен быть основан на ясном, личном понимании предмета.

И несколько слов об использовании аналогий. На протяжении веков учителя медитации вольно использовали аналогии и сказания, и Махариши не является исключением. Идеи, которые выдвигаются, часто оказываются чуждыми нашему образу мышления. Сравнивая ситуацию с более знакомым опытом, абстрактное может стать более конкретным, а ученик - более полно разобраться в том, что говорит учитель. Различные аналогии, использованные в этой книге, не предназначены для каких-либо доказательств, а для связи этих взглядов с каждодневным опытом. Человек должен также помнить, что аналогия - это всего лишь сходство.

* * *

С момента выхода первого варианта этой книги Махариши дал развитие новым практикам, известным как ТМ Сидхи техники, которые основаны на технике Трансцедентальной Медитации. Основная ТМ техника позволяет человеку трансцендентировать активный ум и ощутить глубокий полный покой и отсутствие мысли. Техники ТМ Сидхи позволяют человеку начать действовать на этом уровне покоя, и как утверждается, когда начинают что-то делать, все, казалось, невозможные вещи становятся возможными.

В третьем издании книги я добавил новую главу "Искусство невозможного", в которой кратко изложены эти новые направления в развитии ТМ. Через какой-то срок добавившиеся техники будут иметь такое же глубокое воздействие на личное развитие, что и сама техника ТМ, и невозможно воздать им должное в одной главе. Все, что я сделал в этом издании - это дал читателю сжатую схему их истории, описал, как они работают, их результаты и ценность, надеясь, что тайна, окружающая их, будет хоть немного снята.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.