Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личное руководство




Мантры

Во время ТМ человек переживает данную ему мысль с ранних ступеней ее развития. Но не любая мысль годится для этого: она должна обладать специфическими качествами, которые дают возможность сделать шаг вниз, спуститься с обычных высот уровней мышления и начать ощущать тонкие глубинные слои.

Первое требование к мысли: она не должна иметь значения. Любая мысль, имеющая содержание - а таковой является почти любая мысль - будет удерживать внимание на поверхностных уровнях мышления, т.е. избранная мысль не должна иметь ассоциаций, не должна иметь смысла. Она, например, могла бы быть лишенным значения визуальным образом; Традиция, из которой вышла ТМ, утверждает, что чувство слухового восприятия - самое подходящее, поскольку мы привыкли думать словесно. Это можно объяснить тем, что слух - последнее чувство, которое отключается, при применении анестезии.

Но не всякий ничего не значащий звук будет иметь эффект. Очевидно наиболее способствующий медитации звук тот, который успокаивает, а не раздражает, - негромкий звук. Чтобы продемонстрировать это утверждение, приведем пример звука от ногтя по стеклу. Этот звук не имеет смысла, но для большинства людей он не будет успокаивающим и будет самым неподходящим для медитации. Звуки, пригодные для медитации те, которые резонируют с нервной системой успокаивающим и гармоничным образом. До недавнего времени многие с издевкой воспринимали мысль о выборе звука, не считая это важным. Но в настоящее время западная наука обнаруживает, что звуки имеют огромное воздействие на живые организмы. Было, например, обнаружено, что некоторые бактерии начинают бурно расти, когда звучат определенные мелодии, и погибают при иных. Растения будут расти лучше под звуки "Брандербургского Концерта" и увядать под аккомпанемент тяжелого рока. Обнаружено, что у некоторых водорослей произошли генетические мутации, после воздействия звука кузнечного молота.5 Роберто Ассаджоли, итальянский психолог, о котором я расскажу позже, основывает большую часть своих трудов на том, что музыка может вызывать и лечить болезни. А труды Ганса Дженни и других показали, как особые вибрационные модели могут создавать сложные запутанные трехмерные структуры в пространстве, которые часто напоминают обычные формы жизни. Таким образом, предположение, что специфические звуки могут иметь особое воздействие на индивидуум, не такое уж невероятное. Звуки, используемые в ТМ, называются мантрами и взяты из древней Ведической традиции, которая всегда признавала близкую взаимосвязь между звуком и формой. Долговременные эффекты этих звуков также важны, как и их воздействие во время медитации. Мантры обычно делятся на две категории: мантры затворников и мирские мантры. Мантры затворников имеют главное воздействие на поддержку "ухода", затворнического образа жизни. Мантры рядового обывателя направлены на поддержку мирского образа жизни.

К сожалению, различия между ними весьма запутаны и мантры затворников активно проповедовались среди обычных людей. Когда оригинальные учения начинают искажаться и теряться, то первыми терялись именно обычные практики: практики затворников не были широко распространены и сохранили свою первозданную чистоту. Следовательно, когда позже человек пожелал заняться медитацией, естественно он обратился к монахам и затворникам за разъяснениями, так как только они сохранили остатки первоисточников. И неизбежно они обучали своим техникам для отшельников. В результате это сделало медитацию оторванной от деятельности. Это, как казалось, подтвердило теорию, что путь затворника - единственный путь к посвящению.

Обрести правильный тип мантры очень важно. Это сразу обнаружится, если кто-то попытается обучиться ТМ самостоятельно. Такой человек начинает, точнее думает, что начинает заниматься "ТМ". Быстро обнаружится, что жизнь постепенно ухудшается, желание жить полноценной жизнью уменьшается. Это совсем не то, что они ожидается от ТМ. Столкнувшись с разочарованием, некоторые бросают саму идею медитации и думают, что они "знают" что такое ТМ.

Очень важным различием между ТМ и другими техниками, использующими мантры, является метод использования звука. Почти все другие техники, пользующиеся методом звука, применяют постоянное повторение звука, как громкую песнь или фразу, облеченную в слова, или повторение определенных звуков. В Индии это называется мантра-джапа (jара - означает постоянное повторение) или джапа-медитация и суть этого - повторение звука. Цель такого занятия - заполнить ум мыслью о чем-либо определенном, обычно каком-то божестве, в надежде обрести духовное единение.

Возможно, что многие эти техники произросли из неверного понимания и искажения техник, подобных ТМ. Если, например, взглянуть на учение Шанкары, одного из философов, давших основу современнным интерпретациям, мы четко обнаружим противоречия в повторяющихся упражнениях, когда он объявляет, что "исвобождения не достичь, повторяя слово "Брахман", но лишь пережив, прочувствовав Брахмана..." К несчастью, учение Шанкары не было пересмотрено и большинство его современных последователей предаются бесконечному повторению слова "Брахман" и ему подобных. Все эти техники концентрируют внимание на плотном поверхностном уровне ума и не позволяют ощутить ни тонких уровней мысли, ни чистого сознания, которое вне любой мысли. В ТМ мантра не связана, и что важнее всего, она не поется ни в уме, ни словами. Мантра - это не столько объект для фокусировки внимания, сколько некий способ для его успокоения и погружения в тонкие уровни мышления. Более пассивная, чем активная по своей сути техника лишает значения выбранный звук, доставляет огромное наслаждение от тонких уровней и позволяет вниманию уйти внутрь.

К сожалению, технику ТМ нельзя записать: ей можно обучать через упражнения и личное управление. Я говорю, к сожалению, так как цель, сформулированная Махариши, - это распространить ТМ как можно более широко, и он использует любую возможность, чтобы ускорить ее пропаганду. Целью Махариши является распространение ТМ; он хочет быть уверен в том, что именно ТМ преподается, а не что-то другое. Он объясняет необходимость полного личного руководства в книге "Наука Бытия":

... Обучение ТМ должно быть обеспечено личным руководством. Но это нельзя обучиться по книге, потому что учитель должен показать ученику, как ощутить тонкие уровни мышления, а также учитель несет ответственность за проверку этих ощущений в процессе продвижения ученика по этому пути и разрешение любых вопросов и сомнений.

Ощущения у людей разные, поэтому нет смысла их записывать. Новичку совершенно не нужно заранее знать о списке всех возможных ощущениях, ожидание чего-то только уведет от сути техники.

... В момент, когда человек начинает ощущать тонкие уровни мысли, он обнаруживает, что продвигается ко все более абстрактным ощущениям. Новичок довольно долго ищет свое ощущение тонких уровней мысли даже при помощи своего учителя, по этой причине нет смысла письменно описывать детали практики. Обучение ТМ должно всегда проводиться опытными учителями медитации, которые прошли подготовку и умеют правильно обучить технике ТМ и исправить ошибки начинающего в процессе ее освоения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.