Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические основы психодиагностики




Психодиагностика - это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина. Как теоретическая дисциплина психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Для того чтобы эти величины были выделены, описаны и зафиксированы должна быть проведена теоретическая работа по анализу и обобщению фактов, характеризующих психическую реальность человека. Эти факты составляют основу теоретических построений и гипотез, которые проверяются специальными методами. Таким образом психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой стороны - способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту. Например, в исследованиях личности часто прибегают к понятию защитные механизмы личности. Для психолога, занимающегося диагностикой как теоретической дисциплиной, возникают такие вопросы:

• Как выглядят на уровне фактов поведения человека защитные механизмы личности;

• Каким способом зафиксировать их наличие.

По отношению к какому-нибудь теоретическому построению вполне возможен такой вариант работы психодиагноста, когда он не найдет способ фиксации какого-то явления у всех людей. За возможной неуспешностью работы психодиагноста кроется неразвитость теории общения. Отчасти поэтому, психодиагностика как теоретическая дисциплина развивается и существует постольку, поскольку развивается и существует общепсихологическая теория как представление о предмете психологической науки. В тоже время это развитие предполагает дифференциацию - появление все новых и новых отраслей психологии.

Теоретическая психодиагностика использует данные общей психологии, ее отраслей (предметных областей, психологии), а также данные психометрики (наука, обосновывающая измерительные диагностические методы) и практики применения психологического знания.

Можно говорить, что психодиагностика опирается на основные методы психологии:

• принцип отражения (адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности);

• принцип развития (ориентация на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений);

• принцип диалектической связи сущности и явления (взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности);

• принцип единства сознания и деятельности (сознание и психика формируются в деятельности человека, действительность одновременно регулируется сознанием, психикой).

Результат работы психолога в области теоретической психодиагнностики - методика или метод получения психологической информации, который может быть передан для использования коллегами. Методика всегда отрефлексирована, т.е. содержит доступные для пользователей критерии фиксации психической информации, обоснование этих критериев и их интерпретацию.

Другими словами, психодиагностическая методика - решенная психологическая задача, где есть способы получения психологической информации, возможные ее варианты, значение этих вариантов. Многие методики в психологии носят имена их авторов - тест Роршаха, тест Розенцвейга, тест Вартена, кубики Косса, тест Равека и т.д.

Взаимосвязь различных теоретических подходов к предмету психологии возможна в силу сложности и многообразия свойств "феномена человека”. Отсюда право каждой теории на существование, право каждой методики на известную степень достоверности.

Компьютерная психодиагностика

Важное значение в развитии экспериментальных психодиагностических методик имеют технические средства стимуляции, регистрации и обработки психодиагностической информации. Эти технические средства нашли свое наиболее полное воплощение в современных высокопроизводительных компьютерах с их мощными операциональными и изобразительными возможностями. Использование в психодиагностике возможностей современных компьютеров компактно хранить, быстро извлекать, и наглядно отображать экспериментальную информацию влечет за собой несколько важных, с точки зрения развития практической психодиагностики, эффектов:

• автоматизация рутинных операций традиционного психодиагностического эксперимента, таких как инструктаж испытуемого, предъявление стимулов, регистрация ответов испытуемого, ведение протокола, расчет и выдача результатов и т.п. За счет такой автоматизации повышаются уровень стандартизации, точность и скорость получения выходных диагностических данных;

• проведение массовых психодиагностических обследований в сжатые сроки, как результат оперативности обработки информации;

• реализация новых видов психодиагностических исследований, таких как возможность генерировать новые стимулы, по-новому организовать стимульную последовательность, регистрировать ранее недоступные параметры реакций испытуемых, оформлять психодиагностические методики в виде компьютерных игр, заменять статические стимулы в виде текстов и рисунков на движущиеся динамические объекты и т.д.;

• создание новых алгоритмов распознавания образов в психодиагностике и методов искусственного интеллекта.

Все перечисленные эффекты имеют место только при использовании в психодиагностике компьютерных технологий.

Большое количество положительных черт компьютерного обследования не говорит о его безупречности. Изменение условий психодиагностического эксперимента, пусть и в лучшую сторону с позиции стандартизации, требует обязательной проверки компьютерной версии методики на ее адекватность традиционному аналогу - "ручной” технологии. Проблемы взаимодействия испытуемого с автоматизированной системой еще далеки от полного устранения. При общении с компьютером у испытуемого могут возникать, например, эффекты "психологического барьера” или "сверхдоверия”. Поэтому автоматизированные системы психодиагностических исследований должны подвергаться рестандартизации.

Общий взгляд на структуру психодиагностического исследования как взаимодействия экспериментатора и сложных информационных потоков позволяет выделит три основных направления развития компьютерной психодиагностики:

• создание развитых баз психодиагностических данных;

• разработка эффективных методов анализа психодиагностической информации;

• построение интеллектуальных психодиагностических систем




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.