Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стопы параллельны, открытые руки держим перед собою на весу. 2 страница




[94] Здесь и далее цитируется по книге «Секреты китайской медитации», автор-составитель Лу Куан Юй, он же Чарльз Лук.

[95] Сиддхасана (половинная поза лотоса) – классическая медитативная поза, сидя на полу со скрещёнными ногами.

[96] Я считаю, что занятия эзотерикой требуют значительно большей строгости и трезвости, чем занятия точными науками. Один из важнейших принципов состоит в том, чтобы быть очень критичным и недоверчивым к содержимому собственного сознания. Нельзя, как это делают многие наивные люди, слишком серьёзно относиться ко всему, что «вступило в голову».

[97]Автор является практическим психологом, использующим арсенал методов энергомедитативной практики для оздоровления и духовного развития, а также специалистом по кризисной психотерапии (снятие психологических травм, выведение из кризиса и т.п.).

[98] Цзиньсян Чжао. Китайский цигун, стиль «Парящий Журавль».

[99] Кстати, в другом классическом трактате – в «Гхеранда-Самхите», в отличие от Йога-Сутры даётся не восьмичастная садхана, а семичастная: 1. Шат-карма (шесть очистительных действий); 2. Асаны; 3. Мудры; 4. Пратьяхара; 5. Пранаяма; 6. Дхиана; 7. Самадхи. Как видим, такого рода подразделение йогической Садханы на составные части, на самом деле, достаточно условно и вариативно. Так что вряд ли следует фетишизировать принцип Аштанга (восьмичастной йоги) и придавать ему абсолютный характер.

[100] В оригинале слово «асана» приводится в единственном числе. Патанджали интересует именно медитативная асана, что же касается конкретных асан Хатха-йоги, то в Йога-сутре о них вообще не упоминается.

[101] Цитирую (в собственном переводе) фундаментальную работу индийского автора I.K.Taimni “The Science of Yoga”, имеющую подзаголовок “The Yoga Sutras of Patanjali in Sanskrit with Transliteration in Roman, Translation in English and Commentary”.

[102] Конечно же, это не исключает описание процесса развития сознания в ходе йогической практики. Например, практика медитации-сосредоточения (Самьяма) проходит несколько последовательных стадий развития, от низшей (Дхарана), к средней (Дхиана) и, наконец, к высшей (Самадхи) с чёткими критериями их различения.

[103] Виктор Бойко «Йога: искусство коммуникации». Москва, 2001 год.

[104] Термин «трофотропный» происходит от греческих слов trophe –питание и tropos – направление. В физиологии под трофотропными процессами понимается «приходная» (в отличие от «расходной») сторона обмена веществ. Это процессы, обеспечивающие питание, необходимое для восстановления и для развития. Трофотропный – полная противоположность энергорастратным и истощающим процессам и эффектам.

[105] В.С.Бойко «Йога: искусство коммуникации», Москва, 2001 год.

[106] Психологическое обозрение, 1998 г.

[107] В Йога-сутре Патанджали весьма чётко указывается, что 6-я, 7-я и 8-я со-ставные части йогической Садханы относятся к Самьяме, то есть к медитации-сосредоточения (она же – Сабиджа-самадхи). Там же указывается, что существует практика более высокого уровня. Такой наивысшей практикой, согласно Йога Сутре, является Нирбиджа-самадхи или, в нашей терминологии, медитация-осознание.

[108] Бойко В. «Йога. Искусство коммуникации».

[109] Психиатрический термин, означающий сверхценную идею, то есть идею, имеющую чрезмерную, неадекватно большую значимость.

[110] Вопрос о том, что считать правильным питанием, всегда был и по сей день остаётся весьма спорным. На мой взгляд, к всевозможным концептуальным диетам всегда следует относиться с определённой настороженностью.

[111] Хатха-йога Прадипика, Гхеранда-Самхита, Шива-Самхита.

[112] Это в том случае, если Пранаяма является основным методом. Если же основной практикой является медитация, то вполне допустимо вводное дыхание по 5-10 минут перед началом длительного периода медитации.

[113] Согласно многолетнему опыту работы с людьми, я убедился, что цигун-терапия по своей результативности намного сильнее, нежели йоготерапия.

[114] Ци – по-китайски означает жизненная энергия, а слово гунработа. Таким образом, цигун дословно переводится как работа с жизненной энергией.

[115] Гопи Кришна «Кундалини. Эволюционная энергия в человеке».

[116] Это в полной мере относится и к христианству. Вспомним знаменитую фразу Эрнеста Ренана: «Христианство – это успешно развившаяся ессейская ересь в иудаизме». Само слово ересь первоначально не имело ругательного смысла. На древнегреческом языке оно означало «особое учение» и не более того. Это относится и к буддизму, выросшему на индуистской почве, но, при этом отвергающему основные постулаты индуизма.

[117] Ярким тому примером является американский образ жизни и американские ценности, которые всему миру навязываются как образец для подражания.

[118] Виктор Бойко – это современный учитель Йоги, проживающий в Москве, но хорошо известный не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Это весьма серьёзный практик с тридцатилетним стажем занятий Хатха-йогой. Проводит множество семинаров в различных городах России и за рубежом, имеет множество учеников-последователей и самый посещаемый Интернет-сайт по йоге (в России). Автор двух солидных монографий по Хатха-йоге.

[119] Бойко В. Материалы Интернет-сайта.

[120] Бойко В. «Йога. Искусство коммуникации».

[121] Гопи Кришна «Кундалини. Эволюционная энергия в человеке».

[122] Это никоим образом не означает отрицания необходимости и полезности областей знания, возникших на стыке разных наук, таких дисциплин, как биохимия или биофизика.

[123] Чандра, санскр. Луна, Сурья – Солнце. Луне соответствует левая ноздря, а Солнцу – правая.

[124] Терминология «даосский» и «обратный» режимы энергоциркуляции введена мною и впервые использована в моей книге «Два противоположных режима циркуляции жизненной энергии – даосский и обратный» (Санкт-Петербург, 1993 год). В классической китайской биоэнергетике выделяются не два, а три различных режима энергетической циркуляции: Путь Огня, соответствующий даосскому кругу в моей терминологии; Путь Ветра, соответствующий обратному кругу, и, наконец, Путь Воды, который, при ближайшем рассмотрении оказывается разновидностью даосского круга и таким образом представляет собою явное излишество. Более подробно мы об этом поговорим в следующем разделе. – В.К.

[125] Конечно же, я имею в виду 2-3 базовых метода, на которые должно отводиться львиное время практики. Количество вспомогательных методов (асаны, вьяям, самомассаж, очистительные процедуры и т.д.) в принципе не ограничивается, при условии, что при этом не страдает основная практика (то есть второстепенные методы следует практиковать по принципу остаточности). К тому же требования к регулярности и объёму выполнения вспомогательных упражнений уже не такие строгие, как по отношению к главным методам практики.

[126] Лама Анагарика Говинда «Творческая медитация и многомерное сознание».

[127] Лама Анагарика Говинда «Основы тибетского мистицизма».

[128] Конечно же, все то, что здесь было сказано относительно сидячей медитации, в полной мере относится и к столбовому стоянию и к различным формам динамической медитации, таким, например, как Тай-цзи-цигун

[129] Хуэй-нэн. “Сутра-Помоста”.

[130] Там же

[131]Существует много разновидностей навязчивых мыслей, эмоций, действий, которые подробно описыватся в специальной литературе. Принцип, механизм у них всех один и тот же.

[132] Фигура и фон – термины гештальт психологии, смысл которых хорошо понятен и без объяснений.

[133] Конечно же, эта схема относится не только к процессу обучения, но и к любому общению между людьми, любой коммуникации.

[134] Притча дана в моем свободном изложении (В.К.)

[135] Читателю не стоит искать эту работу, поскольку весь материал этой ранней книги полностью вошел в «Путь без иллюзий» (В.К.).

[136] Напомню читателю, что психоэнергетическое соединение - это особый феномен, при котором два (или более) сознания, две (или более) энергосистемы людей, участвующих в общении и взаимодействии, соединяются в единое целое. При этом происходит резкое возрастание их ресурсов, их возможностей, их энергонаполненности. Усиливается общая жинеспособность, общий ресурс выживания; зачастую происходят спонтанные исцеления, проявляются различные способности (как обычные, так и паранормальные), повышается уровень успешности во всех сферах жини. Таким образом, психоэнернетическое соединение оказывает крайне благоприятное воздействие на всех его участников. К сожалению, этот уникальный феномен практически не изучен - ни в к научной психологии, ни в эзотерической (альтернативной) сфере познания.

[137] Один из хорошо известных всем из личного опыта вариантов психоэнергетического соединения - то, что происходит во время выступления талантливого певца, музыканта, артиста, между ним и его аудиторией. Если такое соединение удается – впечатления от него потрясающие и незабываемые.

[138] Отдавая себе отчёт в том, что такое словосочетание весьма уязвимо для критики, тем не менее, я его оставляю. Можно было бы сказать «произвольное внимание», но термин «осознающее внимание» мне представляется более сильным по своему энергетическому и смысловому наполнению. – В.К.

[139] Интересно, что в традиционной китайской культуре, как ни в какой другой, принято растягивать оба этих удовольствия как можно дольше. Известно, что традиционное китайское застолье длится очень долго и прямо противоположно американскому стилю торопливого поглощения пиши (fast food) с тем, чтобы быстрее вернуться к делам. То же самое – даосская сексуальная практика, основыми принципами которой являются максимальное увеличение продолжительности полового акта, благополучие мужчины (воздержание от эякуляции) и удовлетворение женщины.

[140] Шесть пылинок (шесть гун) – образ, звук, запах, вкус, ощущение, идея.

[141] Чаньская притча дана в собственном, весьма вольном пересказе (В.К.)

[142] В различных переводах Шестого Патриарха именуют по-разному: Хуэй-нэн, Хоэй-нэн, Хой-нэн. Но суровая правда жизни такова, что ни один из этих вариантов не является верным. А что касается правильного звучания имени Шестого Патриарха, то для русского уха оно звучит совершенно неприемлемо. (В.К.)

 

[143] Корейская система лечения иглоукалыванием и прижиганием, в основе которой лежит воздействие на точки, расположенные на ладонной и тыльной поверхностях кистей рук, а также на стопах.

 

[144] Семёрка вообще очень популярное число, поскольку представляет собою стандартную психологическую константу – объём кратковременной памяти, который равен 7 ± 2 информационных единицы. Например, если бросить на стол 15-20 различных мелких предметов, а затем попросить испытуемого посмотреть на них и запомнить как можно больше, то окажется, что преобладающее большинство испытуемых смогут запомнить именно 7 ± 2 предмета. Отсюда и возникает естественная тенденция подразделять различные объекты именно на 7 групп. Отсюда 7 цветов в радуге, 7 нот в гамме, 7 дней в неделе. Отсюда и многочисленные пословицы и выражения типа «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут», «Семь пядей во лбу», «У семи нянек дитя без глаза» и т.д.

[145] Метод самовопрошания «кто Я?» Рамана Махарши, несомненно, является весьма эффективным для избавления от повышенной тревожности и лечения широкого спектра навязчивых страхов (фобий).

[146] Священная гора, у подножия которой жил Рамана Махарши и где сейчас находится его ашрам.

[147] Попутно замечу, что, согласно моим представлениям, состояние энергетики и кровообращения (что тесно взаимосвязано) правой стороны головы – отражает общее энергетическое развитие человека, а состояние левой стороны головы – его информационное развитие (включая как интеллект, так и мудрость-праджню).

[148] Билатеральная двойственность – относящаяся к разбалансу между правой и левой сторонами тела.

[149] Будет неправильным полагать, что проблемы левой стороны у Рамана Махарши сводились только к физическому здоровью (раковая опухоль на левой руке). На самом деле, столь ярко выраженная энергетическая патология левой стороны головы всегда сочетается с серьёзными проблемами на психоэмоциональном, личностном и духовном уровне, прежде всего, относящимися к информационному развитию личности.

[150] Реализация кольца осознанности означает и одновременную реализацию сферы осознанности. Это наивысшее духовное достижение означает качественный скачок в развитии как внешнего, так и внутреннего осознания.

[151] Эрнст Лотар Гоффман – буддийский монах, европеец по происхождению.

[152] «Основы тибетского мистицизма».

[153] «Электропунктурная рефлексотерапия».

[154] «Впервые эта ошибка классической теории была замечена Л.Б.Лидер, которой мы и обязаны её исправлением.

[155] Точная топография отдельных каналов и их чакрамов здесь будет излишней. Она будет уместной только при изложении специальной биоэнергетической теории.

[156] Кем-то из эзотериков весьма метко сказано: «Импотент не войдёт в царство Божие».

[157] Кратковременное голодание (1-3 дня) вполне можно проводить и на даосском круге. Иное дело – длительное голодание.

[158] Исключением является лобный центр, расположенный в середине лба выше линии бровей и относящийся к даосскому кругу. Не следует его путать с центром межбровья (Аджна-чакрой), относящимся к обратному кругу.

[159] Лу-Куан-Юй «Секреты китайской медитации».

[160] Если у вас проблемы с лёгкими, с сердцем или с щитовидной железой, если у вас имеется склонность к ангинам или депрессиям – весьма рекомендую делать себе регулярный общий самомассаж дважды в день (утром и вечером) по 10-15 минут. При этом наиболее важным фактором оздоровления будет стимуляция собственных ладоней. Именно с этого, с растирания ладоней, и следует всегда начинать сеанс самомассажа. Другой способ, который также многим людям даёт большое облегчение – это стирка вручную. Механизм лечения – тот же самый: стимуляция ладоней и освобождение (снятие энергетического перегруза) ручных иньских каналов.

[161] Насколько мне известно, предлагаемый мною подход к избавлению от токсикоза беременности, в современной литературе, как восточной, так и западной – отсутствует. Надеюсь, что многим женщинам он поможет благополучно пройти этот непростой период своей жизни. О своём опыте применения этого метода вы можете рассказать на моём сайте http://www.kargopolov.spb.ru.

[162] В переводе с китайского У-Цзи означает «Стойка Беспредельности».

[163] Напомню читателю суть основного различия между естественным и парадоксальным типами дыхания. При естественном дыхании на вдохе живот расширяется и выпячивается, а на выдохе – втягивается. При парадоксальном дыхании, наоборот, на вдохе живот (нижняя часть живота) втягивается, а на выдохе – расслабляется и выпячивается. В китайском цигун естественное дыхание также называется буддийским, а парадоксальное – даосским.

[164] Неологизм автора. Вяхлость = вялость + дохлость.

[165] Мы не должны забывать, что противоположная истина также имеет право на существование, но уже в другом контексте. Жизнь – это сбалансированность мягкого и жёсткого. И то, и другое совершенно необходимо. Иногда вредит чрезмерная жёсткость, а иногда – чрезмерная гибкость.

[166] Ещё раз напоминаю читателю, что речь идёт о 50-ти минутах непрерывной практики одного и того же метода.

[167] Редким методическим исключением является буддийская школа Тянь-Тай, в которой считается необходимой параллельная практика двух базовых методов – чжи (медитация сосредоточение) и гуань (медитация-самонаблюдение).

[168] Притча даётся в моём вольном пересказе – В.К.

[169] Напоминаю читателю, что для меня метод – это неразрывное единство внешней техники и внутренней техники, внешней (телесной) формы и внутреннего (медитативного) содержания.

 

[170] К сожалению, практикуемый во время сэссин (дзэнского энергомедитативного марафона) методический вариант, на мой взгляд, является непродуктивным из-за ошибочного временного расклада. Как пишет современный японский наставник Косе Утаяма-роси в книге «Путь к себе: реальность дзадзэн»: «Во время сэссин мы практикуем десятиминутный кинхин через каждые 15 минут дзадзэн». Конечно же, это методически неверно. Пятнадцати минут сидячей медитации явно недостаточно. Для успешной практики необходимо сидение в дзадзэн в течение 30-50 минут, после чего можно переходить к медитативному хождению (кинхин) в течение 10-15 минут. Таким образом, в современном дзэн-буддизме, по крайней мере в том его варианте, который предлагается Утаяма-роси и многими другими учителями, – один методический принцип соблюдается, а другой (определяющий оптимальное время практики) – явно нарушается. Такая практика никоим образом не может быть эффективной.

[171] Согласно древнему мифу, царь Сизиф провинился перед богами, которые осудили его бесконечно вкатывать тяжёлый камень на гору. У самой вершины камень вырывался из его рук и скатывался вниз. Отсюда и пошло крылатое выражение «сизифов труд», означающее нескончаемую и бесплодную работу.

[172] Экстенсивный (от лат. extensivus – расширяющий, удлиняющий) – противоположность интенсивному. При экстенсивном подходе ставка делается не на информационное, а на чисто силовое решение любых проблем, не на качество, а на количество. В политике, экономике и военном деле экстенсивный подход основан на убеждении, что для обеспечения успеха вполне достаточным является хорошее финансирование, мобилизация больших материальных и людских ресурсов. При этом недооценивается важность информационного обеспечения деятельности, которое большей частью сводится к простой информированности. Между тем, она далеко не так важна, как спо-собность к целостному и высокоадекватному видению ситуации. Вот почему никакие компьютеры, никакие информационные технологии не в состоянии заменить человека, обладающего интуитивной Мудростью-Праджней.

[173] Это санскритское слово очень часто произносят неправильно, с ударением на второй слог. На самом деле, здесь ударение падает на первый слог. Не ас а на, но а сана.

[174] Ранее (в главе по медитации-самонаблюдения), я уже достаточно подробно говорил об условиях успешной медитации, в частности об этих установочных формулах.

[175] Ирландская пословица.

[176] Авторский неологизм. «Симпл» – по-английски означает «простой», «асана» на санскрите – позиция тела. Совместно это означает «простая поза».

[177] Апноэ (греч.) – прекращение дыхания, будь то непроизвольная остановка дыхания или намеренная.

[178] Как и многие другие упражнения, приведенные в этой книге, освобождение плеч разработано самим автором и не является заимствованным из каких-либо оздоровительных систем.

[179] Название позы, хотя и выдержано в китайском стиле, принадлежит автору и не заимствовано из какой-либо традиционной оздоровительной системы – В.К.

[180] «Цигун: история, теория, практика». Ма Цзижень, М.М.Богачихин. София, Москва, 2003 г.

[181] Кстати, знаменитый святой и чудотворец Серафим Саровский фактически практиковал одну из форм столбового стояния. Он мог часами неподвижно стоять на камне, с руками, сложенными на груди (позиция «намастэ») и непрестанно творить при этом молитву.

[182] Зоны надплечий расположены выше плечевых суставов, там, где военные носят погоны.

[183] Пространство, расположенное сверху (над головой) опущено совершенно сознательно, поскольку включение сознания в верхнее пространство не совместимо с даосским режимом циркуляции жизненной энергии.

[184] Мои критические замечания никоим образом не означают отрицательного отношения к книге Питера Кэлдера «Око возрождения». Напротив, я её считаю замечательной, вдохновляющей на работу над собой и настоятельно рекомендую с ней ознакомиться. – В.К.

[185] Предупреждение. Холодная вода не даст такого эффекта. Утреннее питьё холодной воды воздействует не столько на почки, сколько на кишечник. Простейшее и, в то же самое время, весьма эффективное средство против хронических запоров – это стакан чистой прохладной воды, который следует выпивать натощак, в утреннее время.

[186] Авторский неологизм. «Симпл» - по англ. означает – простой, простая; асана на санскрите – позиция тела, поза.

[187] Эта техника не является классической. Она разработана мною специально для дыхания обратного круга (В.К.).

[188] Для полноты картины замечу, что нарушения энергетического баланса между передней и задней поверхностью головы может быть и противоположного типа, с хроническим выбросом энергии из области глаз. Наконец, подобные энергетические разбалансы могут иметь место и для грудной клетки (грудь – верхняя часть спины) и для нижней части тела (живот – поясница). Каждому из этих разбалансов соответствует своя разновидность соматической и психической патологии.

[189] Зоны надплечий расположены выше плечевых суставов, там, где военные носят погоны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.