Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы и трудности, связанные с обеспечением безопасности развивающейся личности




Следует признать, что центральной группой проблем в контексте обозначенной темы являются проблемы влияния угроз на состояние личности и на её развитие. Какие угрозы применительно к возрасту, определенному этапу социализации существуют, и насколько они оказывают дестабилизирующее влияние на развитие человека? В свою очередь, она распадается на три аспекта.

Во-первых, нередко мы сталкиваемся с ситуациями, когда индивид испытывает негативные эмоциональные состояния или выраженные трудности в осуществлении деятельности, что свидетельствует наличии опасностей, которые ни самим индивидом, ни окружающими людьми не идентифицированы. Сюда относятся состояния стресса, фрустрации, тревоги, психологической напряженности, подавленного настроения, депрессии или даже заболевания. Длительное переживание этих состояний могут привести к нарушениям, иногда необратимым, хода физического, психического и социального развития. Задача состоит в том, чтобы идентифицировать эти угрозы, устранить причины их порождающие.

Во-вторых, можно идти от анализа существующих в данный момент угроз, например, в конкретном образовательном учреждении или в семье: факты насилия над личностью, нерациональная организация учебной деятельности, неадекватный стиль руководства со стороны взрослых, несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным особенностям учащихся и другое. После чего проводится обследование, как эти угрозы отражаются конкретным ребенком: на уровне физического состояния, на уровне эмоций, на уровне личности, взаимодействия с социумом.

В-третьих, существуют угрозы вероятностного плана, которые возможны и предсказуемы, но которые ещё не наступили. Здесь работа будет состоять в том, чтобы сформировать у детей, школьников и взрослых достаточный уровень готовности к встрече с ними. Суть этой готовности заключается в овладении специальными правилами предотвращения опасности, например, овладение правилами дорожного движения, или способами укрепления здоровья, закаливания. Правилами, предписывающими особенности поведений и действий во время встрече с опасностями; а также овладение специфическими методами саморегуляции, дающими возможность не теряться в сложной ситуации, сохранять рассудок, способность трезво оценивать обстановку.

Усложнение проблемы. Анализ ситуаций взаимодействия «опасность – личность» неизбежно ставит вопрос о роли субъективного фактора при встрече человека с угрозами. Дело в том, что люди по-разному относятся как к самому факту опасности, так и возможности реагирования на них. На этой проблеме мы подробнее остановимся в дальнейшем изложении.

Вторая группа проблем может быть обозначена как «личность - источник опасности для других людей ». Хорошо известно выражение, что «из всех животных самым хищным и опасным является человек». Действительно, многие опасности, которые подстерегают людей практически на каждом шагу – это плод и издержки развития цивилизации. Однако применительно к заявленной проблематике мы имеем в виду взаимодействие людей, когда поведение, способы действия, манера выстраивать отношения одной личности, так или иначе, несёт угрозу другой. Сюда относятся акты прямой и косвенной агрессии, унижение достоинства, травля, манипулирование и т.п. Опасными могут быть и дружеские отношения, когда, например, ребенок или подросток втягивается в компанию сверстников с асоциальной направленностью, ассимилирует её отрицательные ценности, сам осваивает негативные формы поведения.

Усложнение проблемы. Личность становится источником опасности для других не только в том случае, если наносит прямой вред и ущерб окружающему, но и в тех ситуациях, когда она сама является страдательным лицом, подвергнувшимся опасности. Известно, что болезнь, негативные переживания, потеря социального статуса, конфликт, стресс и др. одного человека отрицательно сказывается на других (особенно близких) людях. Этот факт хорошо фиксирует житейская установка: «Я чувствую себя в безопасности, когда близким ничего не угрожает». Третью группу проблем можно охарактеризовать как «личность – источник опасности для себя». Человек – активное существо, он сам строит свой жизненный путь, является субъектом собственной жизнедеятельности. Отсюда понятно, что от того, как он это делает, в каком направлении выстраивает свою судьбу, будет зависеть его и физическое, и психическое, и социальное благополучие, безопасность, направленность развития, успешность социализации. Здесь выделяется два далеко не частных аспекта. Во-первых, возникает вопрос оценки с точки зрения безопасности способов построения каждым человеком своего жизненного пути. Во-вторых, - оценки с указанной позиции его саморазвития.

Усложнение проблемы. Выбор и способы построение своего жизненного пути с позиций опасности - безопасности могут пересекаться и соответствовать направлениям саморазвития, а могут и расходиться и, даже, противоречить друг другу. Во-первых, человек может по любому типу выстраивать свой жизненный путь, но не быть субъектом собственного саморазвития. Во-вторых, выбор даже позитивных целей своего развития, осознанность и стремление к самоизменениям может реализоваться как в рамках рискованных, так и относительно безопасных способах построения своего жизненного пути.

Четвертую группу проблем можно обозначить как «среда - источник опасности для личности ». Когда мы говорим «среда», имеем в виду все типы сред: материальную, психологическую, социальную и др. Оценка опасности или безопасности среды не может быть сведена к описанию отдельных угроз и анализу их влияния на человека. Среда – это всегда синтез самых разнообразных факторов, условий, обстоятельств, взятых в их динамическом аспекте влияния на человека и его развитие. Отсюда можно вывести два следствия. Первое – среда может быть признана опасной для человека даже в том случае, если все её составляющие по отдельности не представляют угрозы. Здесь мы имеем место с кумулятивным эффектом, когда происходит постепенное накопление отрицательных воздействий каждой составляющей среды, в результате чего целое, то есть среда, и представляет опасность. Второе – одна и та же среда одними людьми воспринимается как безопасная, другими – как угрожающая не только их социальному и психологическому благополучию, но и физическому здоровью. Многое зависит от особенностей и способов поведения людей в окружающей среде.

Применительно к образовательным учреждениям в настоящее время предпринимаются попытки выделить разные типы сред и оценить их с позиций опасности – безопасности. В частности, И.А.Баевой и её сотрудниками на основе меры выраженности двух параметров - личностно-эмоциональной защищенности и социально-психологической умелости – выделяются четыре типа психологических сред: психологически безопасную среду, либеральную среду, манипулятивно-авторитарную среду и попустительскую среду [20]. На этой проблеме мы ещё остановимся далее.

Усложнение проблемы. Любая, во всех отношениях безопасная среда, не гарантирует человека от случайностей, которые несут неотвратимую угрозу: смерть близких, болезни, стихийные бедствия, войны, террористические акты, неотвратимые жизненные события и многое другое. Иногда случается и такое, что индивид, выросший в благоприятной безопасной среде, бывает не готов к жизненным коллизиям, к встрече с опасностями, не имеет достаточного иммунитета, чтобы всему этому противостоять. Возникает вопрос, стоит ли тратить усилия на то, чтобы вести работу по созданию безопасной для жизнедеятельности человека среду? Возражения здесь очевидны: вопрос сформулирован некорректно. Для подавляющего большинства, кроме любителей риска, «адреналина в крови», длительное пребывание в опасной среде чревато необратимыми последствиями для жизни, здоровья, психологического благополучия. Поэтому создание благоприятной материальной, психологической и социальной среды с одной стороны – залог благополучия личности, с другой, - не должно нивелировать возможные опасности и готовить к встрече с трудностями.

Пятую группу проблем мы бы сформулировали как проблему «защит, которыми использует личность для обеспечения своей безопасности».Мы уже касались этой проблемы. Здесь лишь подчеркнем её значимость для решения задач обеспечения безопасности в целом и важность исследования конкретных защитных механизмов и копинг-стратегий личности, в частности.

Усложнение проблемы. Применительно к рассматриваемой группе проблем усложнение будет заключаться в том, что в жизни почти каждого человека происходят такие события, к встрече с которыми он оказывается не готов, и надеется либо на помощь других, либо на время, «обладающее лечебным эффектом». Тем не менее, неожиданный фактор, на который в опыте индивида нет стереотипов реагирования, может ввести его в состояние шока, растерянности и беспомощности. И, если на угрозы психологического и социального плана, личность реагирует сформировавшимися у него защитами, то на непосредственные угрозы жизни, здоровью, унижению достоинства, он не может ответить достойно, в результате чего и порождается состояние беспомощности, из которого иногда он достаточно долго не может выйти.

Наконец, шестую группу проблем составляют собственно проблемы «обеспечения безопасности людей в различных сферах жизнедеятельности ». Как известно, обеспечение безопасности – это специфическая деятельность по созданию условий, способствующих повышению уровня защищенности живых и неживых систем от внешних и внутренних угроз. Применительно к нашей теме – это деятельность по обеспечению безопасного развития личности на разных этапах социализации. Вопросов и теоретического, и практического плана здесь более чем достаточно. Во-первых, кто должен обеспечивать эту безопасность, во-вторых, каким образом это необходимо делать, в-третьих, насколько эффективны принимаемые меры и т.п.

Другими словами, здесь мы сталкиваемся с проблемой выделения, анализа и исследования эффективности различных парадигм обеспечения безопасности личности, на которых и остановимся в следующем разделе.

Здесь же в заключение рассмотрим некоторые трудности, с которыми мы сталкиваемся в процессе разрешения всех указанных ранее проблем. К ним относятся следующие.

Вероятностный характер угроз. Все угрозы носят вероятностный характер, одни из них можно предсказать и, соответственно, подготовиться к встрече с ними, другие – нет. Наименее предсказуемыми являются опасности первого рода, то есть угрозы жизни и здоровью. Более предсказуемы – угрозы второго и третьего рода (угрозы психологическому и социальному благополучию). Степень предсказуемости зависит от того, насколько сам человек провоцирует своей жизнью и поведением их возникновение. Другими словами, мы сталкиваемся с ситуацией неопределенности. Отсюда, применительно к отдельному человеку мы не можем сказать, какая угроза ждет его в жизни. Возникает вопрос, к чему готовить, что нужно делать и нужно ли это делать вообще? Когда педагоги или психологи разрабатывают программы, например, подготовки ребенка к школе или обучению детей к выходу из конфликтных ситуаций, то всегда подразумевается, что это событие обязательно наступит в жизни. Автокатастрофу же или что-то в этом роде, предсказать нельзя, можно научить пользоваться правилами дорожного движения, но не подготовить к тому, что тебя собьет машина на остановке. Применительно к проблеме безопасности с такими ситуациями мы встречаемся постоянно.

И ещё не один принципиальный момент здесь хотелось бы обратить внимание. В силу вероятностного характера возможных угроз неопределенность будущего человеком нередко сама по себе воспринимается как угроза. Приведем лишь некоторые высказывания людей, полученных нами в результате специальных исследований. На вопрос анкеты, чего вы больше всего боитесь в будущем, чаще всего следуют такие ответы: «Непредсказуемых ситуаций», «Неизвестности», «Неустойчивости экономического положения в стране», «Неопределенности», «Собственной беспомощности перед лицом грядущих опасностей», «Остаться без средств к существованию» и т.п. Другими словами, неопределенность будущего выступает в виде достаточно определенной опасности, которая отрицательно сказывается на эмоциональном благополучии личности

Проблема идентификации события как угрозы. Какое-либо жизненное событие или ситуация в одних случаях и для определенной категории людей может восприниматься как угроза, в других или для иной категории – как рядовое событие, не заслуживающее внимания. Более того, положение осложняется тем, что человек то или иное событие, объективно идентифицируемое как опасность, не воспринимает его как таковую даже в момент наступления. В то же время есть люди, которые даже нейтральное событие определяют как опасное для себя, своего физического, психологического или социального благополучия. Следовательно, кто-то посторонний должен объективно идентифицировать вероятностное или наступившее событие как опасное и угрожающее для конкретного человека, принять меры к его предотвращению. Вопрос, кто? Понятно, что применительно к детскому возрасту, эта проблема приобретает первостепенное значение. Неоднозначность влияния угроз на человека. Развитие – это динамический процесс количественных и качественных изменений, которые могут способствовать позитивной адаптации индивида к миру, а могут и препятствовать ей. Различные угрозы могут по-разному отражаться на ходе этого развития. Существуют угрозы, которые оказывают серьезное отрицательное влияние на наличное физическое, психическое или социальное состояние человека, но они никак не отражаются на ходе его развития. С другой стороны, немало и таких жизненных событий, которые не нарушают наличного состояния, но являются причиной того, что дальнейшее развитие будет проходить в опасном направлении. Типичным примером является ошибки в личностном и профессиональном самоопределении, в результате чего человек выстраивает свой жизненный путь не в соответствии со своими возможностями и потенциалом. Отсюда жизнь превращается в «каторгу», сопровождается переживаниями, стрессом, фрустрацией и т.п. То есть построение жизненного пути оказывается опасным для личности и ее психологического благополучия. Сложности в оценке того, что развитие человека, построение собственного жизненного пути происходит в опасном направлении. Чем моложе личность, тем труднее ей дать отчет в том, что её развитие идет не в том направлении, и при имеющем место быть состоянии, прогноз на будущее неблагоприятен. Не только дети, но и взрослые не задумываются над этим, они просто живут. И только со стороны в результате специального анализа специалистами различных профилей становится понятным, что в развитии конкретного индивида наблюдаются деформации, и без постороннего вмешательства исправить положение невозможно. Но здесь мы можем столкнуться с сопротивлением, обусловленным правом личности на автономию, в том числе и в построении своего жизненного пути. И чем старше человек, тем в большей степени он может реализовывать это право, игнорируя даже благие намерения социального окружения вмешиваться в его жизнь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.