Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая структура безопасного типа личности




Итак, охарактеризовав существование возможных типов людей с позиций способов построения ими своей жизнедеятельности с точки зрения безопасности, вернемся к центральной нашей проблеме – безопасному типу личности. Из предыдущего изложения понятно, что при описании его особенностей и структуры в качестве основополагающего вопроса ставится вопрос о ценностном аспекте его функционирования, который, к сожалению, не определен достаточно полно в науке. Тем не менее, на него в той или иной форме указывают все исследователи. В одних случаях, это личность, ориентированная на добро, активно противостоящая злу, в других – осознающая свое высокое предназначение, в-третьих – стремящаяся жить в согласии с собой и миром. Другими словами, мы хотим подчеркнуть крайнюю неопределенность и неоднозначность ценностной трактовки безопасного типа личности. Вывяленное противоречие легко снимается, если мы обратимся к такому направлению в науке, как педагогика и психология ненасилия [12]. Основным понятием здесь является «позиция ненасилия», которое, по нашему мнению, и должна составлять основу безопасного типа личности.

Позиция ненасилия - это система взглядов, ценностей, установок, мотивов, где выражается стремление человека строить отношения с другими людьми, природой, миром в целом на ненасильственной основе, что достигается посредством свободного и ответственного выбора, умения совершать ненасильственные действия и оказывать ненасильственное сопротивление. Позиция ненасилия включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный (познавательный), эмоциональный и поведенческий компоненты [12].

Мотивационно-ценностный компонент связан с усвоением ненасилия как общечеловеческой ценности, определяет смысловую составляющую позиции ненасилия.

Когнитивный компонент выражается, с одной стороны, в сознательном отказе от намерения совершить принуждающие действия, с другой - в понимании необходимости совершать собственно ненасильственные действия, суть которых в поддержке или усилении личности другого человека.

Эмоциональная составляющая предполагает способность субъекта преодолевать свою раздражительность и обидчивость, которые могут перерастать при неблагоприятных условиях в подозрительность, враждебность и агрессию, а при работе над собой - в уверенность и эмоциональную устойчивость.

Особое значение в структуре позиции ненасилия приобретает поведенческий компонент. Его основу составляет ненасильственное действие, которое может носить инициативный характер или выступать в качестве реакции, другими словами, как ненасильственное сопротивление. Ненасильственное действие может быть описано через такие параметры, как цель, мотив, способ и результат. К конкретным ненасильственным действиям относятся, например, такие, как отказ от принуждения, помощь, сотрудничество, снижение агрессивного потенциала противоположной стороны и другие.

Итак, базовым компонентом безопасного типа личности является позиция ненасилия, которая дает возможности человеку противостоять различным формам принуждения и по возможности отказываться от насильственных действий по отношению к другим людям, природе, миру в целом. Следовательно, формируя такую позицию, мы будем способствовать развитию названного типа.

В то же время целесообразно поставить еще один важный вопрос: «Достаточно ли этого для решения центральной задачи, то есть формирования безопасного типа личности?». Ответ очевиден, конечно, нет. Позиция ненасилия есть лишь фундамент, но не полное условие для становления личности безопасного типа. Что же еще необходимо? Мы полагаем, что, кроме позиции ненасилия, у человека должны быть сформированы еще три важнейшие составляющие его личности. Первая - способность адекватно относиться к опасностям и угрозам, не переоценивать и недооценивать их. А для этого у него должны быть сформированы адекватные представления об опасностях и общественно принятых способах реагирования на них. Вторая - владение способами борьбы с опасностями, предотвращения их, умение своими действиями и поведением не создавать или, по крайней мере, минимизировать опасные ситуации. Третья – должна быть сформирована готовность к деятельности по обеспечению своей безопасности и безопасности окружающего мира в пределах наличной компетентности человека с учетом его социального статуса и возможностей.

В конечном итоге мы получаем некоторый психологический конструкт безопасного типа личности. Он включает в себя: позицию ненасилия + адекватное отношение к опасностям + владение способами защиты от различных угроз + готовность к деятельности по обеспечению безопасности. Попытаемся конкретизировать его.

Прежде всего, возникает вопрос, что выступает в качестве составляющих позиции ненасилия и способов ее проявления? Несомненно, в основе ее лежит позитивная «Я-концепция» личности, характеризующаяся хорошим знанием своих сильных и слабых сторон, а также полным принятием себя с выраженным стремлением к самосовершенствованию. Такое самоотношение порождает уверенность в себе, следствием чего является эмоциональная устойчивость, умение не раздражаться и не обижаться или активно использовать потенциал своего раздражения и обид. Это является основой для особого типа отношения к другим людям, которое интегрируется в понятиях дружелюбие, доброта, любовь. В свою очередь названные качества выступают в качестве предпосылки для осуществления ненасильственных действий, таких, как отказ от принуждения, сотрудничество, помощь, любовь как способность к усилению личности другого человека. Но это лишь одна сторона, характеризующая взаимодействие человека с другими людьми. Вторая - связана со способностью личности противостоять насилию. Здесь важнейшее значение приобретают такие качества, как выдержка и терпимость, а также способность к социальной децентрации. Они составляют базу для осуществления ненасильственного сопротивления.

Обобщенной характеристикой, выражающей меру сформированности у человека позиции ненасилия, является миролюбие как особая интенция личности позитивно разрешать конфликты с собой, другими людьми и миром в целом.

Обратимся ко второму компоненту конструкта – адекватное отношение к опасностям. Угрозы и опасности существуют как объективный факт, однако восприятие их человеком и, соответственно, реагирование носит чисто субъективный характер. Одни люди адекватно воспринимают угрозы и соответствующим образом на них реагируют. Другие – явно их игнорируют или недооценивают, Третьи – переоценивают опасность.Из изложенного понятно, что безопасный тип личности должен не только овладеть позицией ненасилия, но и быть способным адекватно относиться к жизненным невзгодам и опасностям.

Третий компонент конструкта обозначен нами как владение способами защиты от различных угроз. Защиту здесь мы понимаем в буквальном смысле – быть за щитом. Существует угроза, любая: жизни, здоровью, психологическому или социальному благополучию, – должна быть зашита. В настоящее время данная проблема решается в основном в рамках «ограждающей – помогающей» парадигмы. Речь идет об освоении многочисленных правил безопасности в различных жизненных, а затем и производственных ситуациях (техника безопасности). Мы полагаем, что такая работа в высшей степени важна, но недостаточна. Обучить всем правилам поведения в угрожающих ситуациях просто невозможно, тем более это сложно сделать, если вероятность наступления того или иного угрожающего события оценивается личностью близкой к нулю. В рамках рассматриваемой здесь второй парадигмы («инициативно-созидающая») принципиальное значение придается формированию готовности подрастающего поколения к встрече с типичными потенциальными опасностями. Это становится возможным сделать в искусственно созданных условиях моделирования сложных жизненных ситуаций, представляющих угрозу жизни, здоровью, психологическому и социальному благополучию человека. Примечательным здесь является тот факт, что многие жизненные ситуации не имеют положительного однозначного решения, то есть, нет оптимальных общественно выработанных способов реагирования на них. Смысл заключается в том, что дети, школьники, взрослые люди, моделируя и проигрывая те или иные жизненные ситуации, учатся находить различные решения выхода из них. Что в последующем активно обсуждается в учебной группе, где создана атмосфера доброжелательности и понимания.

И, наконец, четвертый компонент конструкта – готовность к деятельности по обеспечению безопасности. Он является некоторой итоговой интегрирующей единицей, характеризующей суть безопасного типа личности. В чем она проявляется? Во-первых, в умении человека обнаруживать и распознавать угрозы, не преувеличивая и не преуменьшая их значения. Во-вторых, развитие у себя организаторских навыков, что находит выражение в способности выстраивать надежные защиты. В-третьих, он должен научиться создавать условия, позволяющие минимизировать возможности возникновения подобных угроз в будущем. В основе этого лежит ответственность за свою жизнь, психологическое и социальное благополучие, и за благополучие тех людей, которые в силу обязанностей или сложившихся обстоятельств попадают в сферу ее влияния.

Сформировать такую готовность чрезвычайно трудно, особенно, когда речь идет о подрастающем поколении, но делать это необходимо, в противном случае вся работа по воспитанию и формированию личности безопасного типа будет напрасной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.