Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способность к дифференцировке жизненных событий с позиций безопасности у подростков




 

  Процент испытуемых  
Большинству событий приписывается низкая вероятность возникновения  
Большинству событий приписывается высокая вероятность  
Дифференцируют по значимости события    

 

Как видно из таблицы 5, большинство обследованных подростков способно дифференцировать события с точки зрения их значимости для своей жизни, здоровья и психологического благополучия (80%). Если событие воспринимается как значимое, то вероятность его возникновения, достаточная для возникновения негативных переживаний, оценивается низко. Если оно менее значимо, то и волнение возникнет только при высокой вероятности его наступления. В то же время существует немалая группа подростков (17%), для которых практически все события равнозначно опасны, поэтому достаточно незначительной вероятности их возникновения для появления тревоги и беспокойства. Здесь мы явно имеем дело с преувеличенной оценкой любых опасностей в жизни. Существует и небольшая группа (3%) учащихся, которые игнорируют опасности, они будут испытывать волнение и что-то предпринимать лишь при значительной вероятности их наступления.

На втором этапе исследования с целью выявления психологических закономерностей описываемых процессов вероятностной оценки событий, нами был проведен корреляционный анализ (использовался дихотомический коэффициент корреляции). Было сделано предположение, что как в блоке угроз как жизни, здоровью, так и в блоке угроз психологическому благополучию существуют некоторые ведущие факторы, оценка вероятности наступления которых определяет и оценку вероятности наступления других событий. Результаты корреляционного анализа отражены на рис. 4.

 

 

Рис. 4. Корреляционные связи вероятностных оценок событий с позиций опасности и безопасности

Примечание: 1 - собственная болезнь; 2 - болезнь близких; 3 - нападение на улице; 4 - ДТП; 5 - пожар; 6 – боязнь утонуть; 7 - природные и техногенные катаклизмы; 8 - боязнь получить «двойку»; 9 - боязнь замечаний и нареканий учителя; 10 - боязнь нареканий родителей;11 - конфликты в семье; 12 - неприятие сверстниками; 13 - позор, конфликты со сверстниками

 

Полученные данные вполне укладываются в логику здравого смысла. В блоке событий, связанных с угрозами жизни и здоровью, центральное место занимает боязнь внезапного нападения на улице (3). Те подростки, которые начинают волноваться уже при незначительной вероятности наступления данного события, опасаются попасть в ДТП (4), боятся пожара (5), утонуть (6), природных и техногенных катастроф (7). И, наоборот, те, кто не боится нападения на улице, будет испытывать тревогу только при значительной вероятности наступления таких событий, как ДТП, пожара и т.п. Несколько особняком стоит оценка вероятности собственной болезни (1). Она оказалась связана только с одним фактором – природными и техногенными катастрофами. По всей видимости, данные события связываются в сознании подростков, благодаря двум условиям возникновения: внезапности и неотвратимости.

Интересно отметить, что оценка вероятности собственной болезни никак не связана с оценкой вероятности болезни близких людей (2). Те, кто начинает беспокоиться за здоровье родных при низкой вероятности наступления угрозы, очень чувствительны к нареканиям родителей. И соответственно, наоборот. Скорее всего, здесь существенную роль играет мера значимости родителей в жизни подростков.

Обратимся к блоку факторов, связанных с психологическим благополучием личности. Здесь центральное место занимает такой травмирующий фактор, как неприятие сверстниками (12), оценка которого и определяет вероятностную оценку других психологически значимых событий. Тот, кто уже при незначительной вероятности возможного неприятия сверстниками начинает комплексовать и испытывать повышенную тревогу, особенно боится позора и конфликта с ними (самый высокий коэффициент корреляции – 0,76 при р < 0,001), они же начинают волноваться при низкой вероятности возникновения трений с учителями (9), родителями (10), конфликтов в семье (11). При этом боязнь нареканий учителей напрямую связывается с возможностью получения отрицательной оценки. Подростки же, которые не чувствительны к возможным неприятностям со сверстниками, также только при высокой вероятности возникновения будут испытывать тревогу во взаимодействии с учителями и родителями.

Итак, в подростковом возрасте не только развивается способность к классификации различных событий с позиций опасности или безопасности для своей жизни, здоровья, психологического и социального благополучия, но и формируется определенное отношение к ним.

Большинство школьников способно дифференцированно оценивать такие события в зависимости от их негативной значимости для себя. В одних случаях даже при незначительной вероятности наступления события они испытывают тревогу и беспокойство, в других – такая вероятность должна быть достаточно высокой.

Выявлены факторы, являющиеся ведущими в оценке негативной значимости событий. В блоке событий, связанных с жизнью и здоровьем, в качестве такового выступает боязнь нападения на улице. В блоке событий, связанных с ощущением психологического благополучия, - принятие или неприятие сверстниками. Существование второго фактора вполне оправданно, и объясняется возрастными особенностями подростков, которые ориентированы на сверстников и на общение. Первый фактор объяснить сложнее. По всей вероятности, нападение на улице, в силу своей распространенности, фиксируется в сознании как некоторая квинтэссенция угрозы, обусловливающая и все другие случаи внезапного и непредсказуемого воздействия событий на личность, влекущих за собой нежелательные последствия.

Исследование показало также, что у некоторых подростков большинство событий и обстоятельств жизни, несущих хоть какую-то угрозу, начинают вызывать опасения, что приводит к феномену преувеличения значения опасностей для себя и формированию тревожного типа реагирования. У других же, наоборот, формируется пренебрежительное отношение к опасностям и мерам защиты, то есть создаются предпосылки для возникновения игнорирующего типа реагирования в ситуациях опасности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.