Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство системы массмедиа и структурные сопряжения




Развлечение

Это совершенно иная программная область, нежели новости и реклама. Луман начинает анализ с общей модели игры. Игра также является удвоением реальности. Реальность, понимаемая как игра, вычленяется из обычной реальности, но не отрицает ее, — напротив, каждая операция игры содержит указание на существующую одновременно с ней «реальную реальность». В социальных играх партнеры соблюдают определенные правила. Развлечение — игра другого рода. Здесь нет партнеров и нет правил. Основой игры здесь становится информация. Информация, согласно известному определению Грегори Бэйтсона, есть «difference that makes difference». Буквально это значит: «различие, которое создает различие»; более точно: «…создает важное различие». Но различие, создающее различие, может стать первым звеном в цепочке: различие, которое создает различие, которое создает различие и т. д. Информация цепляется за информацию, причем следующий элемент не всегда вытекает из предыдущего (как результат числовых операций с исходными данными). Здесь нет полной предсказуемости: новый элемент информации может зависеть от решений и действий человека. На этом и основано развлечение: не просто на следовании элементов информации друг за другом, а на произведенном самой системой ограничении, определяющем вероятность поступления дальнейшего элемента цепочки. Развлечение питается неожиданностями и напряжениями, которые само же и производит. Публика умеет отличать эту реальность развлечения от реальности как таковой, о которой сообщают новости.

Термин «структурные сопряжения» взят Луманом из его теории «аутопойетических» (производящих себя самое) систем. Хотя такие системы и состоят только из собственных элементов, они не полностью изолированы от окружающего мира. Но связаны они с ним не на уровне операций, а постольку, поскольку определенные структуры системы зависят от его структур. Прежде чем говорить о структурных сопряжениях системы массмедиа с окружающим миром, Луман задается вопросом о ее единстве. Действительно, три ее составляющих — новости/сообщения, реклама, развлечения — очень различны. Однако они едины в том отношении, что создают предпосылки дальнейшей коммуникации, которые в ходе самой коммуникации сообщать уже не нужно. Получив через новости/сообщения некий запас информации, мы далее можем формулировать свои мнения без учета каждого следующего сообщения. Точно так же в области вкуса мы можем довольствоваться некоторым знанием о моде и затем уже решать, следить ли за каждым ее изменением или несколько отстать (или забежать вперед). Массмедиа создали собственную реальность, и мы можем опираться на знание о ней, можем отделять себя от нее с помощью критических оценок, личных мнений, прогнозов и т. п. «Поэтому общественная функция массмедиа обнаруживается не в совокупности актуализированной в данный момент информации… но в созданной ими памяти. Для системы общества эта память состоит в том, что любая коммуникация предполагает наличие некоторых заведомо известных представлений о реальности, которые не нужно вводить в саму коммуникацию и в ней обосновывать» (с. 120).

Система массмедиа структурно сопрягается с разными системами общества — в зависимости от соответствующей программной области. В области рекламы и моды происходит сопряжение с системой экономики. Дело здесь не только в том, что реклама — отдельный рынок, но и в том, что реклама может осуществляться только через массмедиа. Иначе говоря, структурное сопряжение двусторонне: массмедиа и экономика равно необходимы друг другу. В области развлечения речь идет о сопряжении с системой искусства. Развлечение можно рассматривать как массовое (тривиальное) искусство. В отличие от высокого (нетривиального) искусства, где информация имеет самореферентный характер (она оценивается в пределах смысловой сети, рекурсивно порождаемой художественным произведением), в тривиальном искусстве оценивается только ее воздействие: поражает ли она, интригует ли и т. п. В области новостей и сообщений система массмедиа структурно сопряжена с системой политики. Политикам выгодны упоминания о них в средствах массовой информации, а те в свою очередь стремятся вызвать своими сообщениями реакцию в политической сфере.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.