Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функция массмедиа




Реальность конструкции

Конструкция реальности

Индивиды

Все области массмедиа предполагают интерес к индивиду и, наоборот, интерес индивида к этой сфере. Но человек в них предстает не сложной телесной и психической реальностью, а специфическим конструктом. Системе массмедиа этот конструкт позволяет постоянно воспроизводить миф о том, будто они служат человеку.

Описание общества в массмедиа создается не только новостями и сообщениями; в нем участвуют также реклама и развлечения, причем в этих областях описание общества опосредовано нашими индивидуальными установками и готовностью к коммуникации, т. е. «весьма косвенным образом» (с. 145). Однако обнаружить единство трех столь различных областей здесь весьма трудно. Пожалуй, их общей чертой является то, что массмедиа, производя информацию, одновременно создают горизонт неизвестности, устранению которой должно служить постоянное производство все новой и новой информации. В этом и состоит бесконечный аутопойесис системы.

Замыкание системы массмедиа на уровне операций (см. главы 2–3) требует постоянной сверки ее действий с реальностью. Для этого существует специальный механизм: мнения о событиях рассматриваются и освещаются как собственно события. Система сама вливает в себя «свежую кровь» — причем в полном соответствии со своим кодом и способом совершения операций. Сообщения о мнениях помогают ей сопротивляться своим же привычкам. Например, она может отдавать предпочтение мнению меньшинства, отличному от общепринятого. Она может также обращаться к эмпирическим социальным исследованиям, которые позволяют корректировать стереотипы, утвердившиеся благодаря сообщениям и новостям.

Если конструкция реальности будет рассматриваться только как конструкция, если инореференция будет рассматриваться как род самореференции, это приведет к парадоксам, к патологическим явлениям не только в области массмедиа, но и во всех затронутых ими психических и социальных системах. Принципиальное решение, которое предлагают массмедиа, таково: «Все, что нужно, — это признавать собственный способ восприятия реальности — и уметь его отличать от других. Нужно остерегаться того, чтобы считать его общезначимым, подменять им реальность как таковую. Нужно уметь сообразовывать свой собственный вклад в коммуникацию с этим различием» (c. 167). Сказанное относится не только к индивидам, но и к социальным системам.

Следуя одному из течений современной кибернетики, Луман различает наблюдения первого порядка (наблюдение объектов) и наблюдение второго порядка (наблюдение наблюдения). Самореферентные системы являются также самонаблюдающими, и функция массмедиа в современном обществе состоит как раз в том, чтобы управлять процессом его самонаблюдения.

14. Сфера публичности[4]

«Кажется, в понятие “публичного” был изначально встроен момент непредсказуемости. В классическом юридическом дискурсе “публичное” определяется через общедоступность, т. е. через исключение контроля над доступом. Соответственно, печатная продукция и передачи массмедиа принадлежат к сфере публичного, потому что нет никакого контроля над тем, кто с ними знакомится» (с. 184). Но доступность, прямо или метафорически подразумевающая какое-то пространство и совершаемые в нем действия, определяет сферу публичности лишь частично. Наши представления о публичности можно расширить, понимая публичность как существующую внутри системы общества среду, в которую погружены все его частные системы (аналогичным образом можно понимать «рынок» как внутрисистемную среду, в которую погружены все экономические организации и их взаимодействия, а «общественное мнение» — как окружающую среду, в которую погружены все политические организации и их взаимодействия).

Массмедиа не столько продуцируют, сколько репрезентируют (отражают) сферу публичного. По ту сторону границы всякой системы общества, в том числе и системы массмедиа, есть нечто неопределенное, реакция «общественности» — других систем или других людей, «причем отсюда не возникает никаких обязательств относиться к этому каким-то определенным образом. Репрезентация этой сферы посредством массмедиа гарантирует… определенное тематическое знание в виде так или иначе конкретизированных объектов и неопределенность в вопросе о том, кто и как на это знание реагирует» (с. 188).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.