Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Толкование на некоторые места плача Иеремии 4 страница




Возгласи ряб… ихже не роди (Иер. 17:11). Пророк обличает тех, которые приобретают богатство не по закону и не по правде. Он говорит, что неразумие таковых изобличено будет при конце жизни их и предлагает назидание в виде притчи. Куропатка (ряб) крадет яйца из гнезд других куропаток, садится на них, согревает их и выводит птенцов. Но когда птенцы вырастут и оперятся, тогда, едва услышат голос настоящих матерей своих, идут за ними и оставляют ту, которая их выводила, как чужую, и хотя она зовет их, не слушают её голоса. И пророк, как ранее вразумлял князей Иудейских не полагаться на силу человеческую, так и в этом месте говорит, что достояние их, которое собирали они обманом и коварством, не останется у них, но из их рук перейдет в руки врагов их, Вавилонян. И потому суетна их надежда на богатство, которое не принесет им пользы и не избавит от хищников Вавилонян. В другом смысле это может быть отнесено к Навуходоносору, которого пророк ранее называл погубляяй языки (Иер. 4:7), а теперь говорит о нем, что собрал он богатство свое не с судом (Иер. 17:11), а потому отнято у него будет то, что похитил он коварно, и конец его будет бесславен. Это и случилось с Навуходоносором, который расхитил вселенную, и корыстями, собранными у народов земных, умножил богатство, но впоследствии потерял рассудок и сделался подобен зверям полевым, и жил с ними в лесах. Или еще пророк предрекает, что то же будет с внуком Навуходоносора, Валтасаром, потому что богатство его, собранное со всех пределов земных, оставит его и перейдет к Мидянам и Персам, а сам он будет убит, и царственный город его разрушен.

Престол славы возвышен от начала, место святыни нашея (Иер. 17:12). Пророк снова обличает нечестивых в том, что они возлагали надежду на свое богатство, и побуждает их размыслить о домостроительстве Бога, Который сидит на месте святыни в храме Иерусалимском, этом престоле славы Его, и оттоле проникает и испытует все, что окрест Его. Итак, как бы говорит пророк, пусть знают, что Вавилон и все цари его, изначала славившиеся на престоле его, возвеличены и вознесены были Богом, обитающим в святилище нашем. Поэтому цари не имеют причины надеяться на крепость свою, и никто не должен страшиться князей, потому что отняты будут у них сокровища их по суду, изреченному правдой, и за угнетение притесняемых притеснители погибнут от руки этой правды.

Аз же в бедствии не утрудихся, Тебе (пастырю) последуяй, то есть когда преследовали меня враги мои, не отвратил я лица моего от Тебя. Ты веси… и дне человеча не пожелах. Дня человеча, то есть дня брачного, или благ, каких желают люди. Исходящая от устен моих, пред лицем Твоим суть (Иер. 17:16), то есть или изреченное Иеремией пророчество, или молитва его о народе своем.

Не буди мне пророчество мое в сокрушение, то есть в смерть (Иер. 17:17).

Да сокрушатся тии, аз же да не сокрушуся… сугубым сокрушением сотри их (Иер. 17:18), то есть нечестивых, которые вознамерились умертвить меня.

 

 

Глава 18

 

Востани и сниди в дом скудельничь, и тамо услышиши словеса Моя (Иер. 18:2). Предлагается притча о горшечнике, и Иудеи призываются к покаянию. Как горшечник из глины делает сосуд, какой угодно ему, так Богу нетрудно изменить положение дел, и от скорбного привести их в радость. А если Иудеи не захотят оставить своего лукавства, Господь угрожает им великими поражениями.

И рекоша: укрепимся, ибо по помышлениям нашым пойдем, и кийждо угодное сердца своего лукаваго сотворим (Иер. 18:12), то есть не боимся укоризн твоих и не оставим пути, по которому ходили, не отвратимся от нечестия, которое приятно нам; мы решились, чтобы каково было начало, таков же был и конец. Еда оскудеет снег от камене сосцев? то есть из каменных гор текущие воды? Камнем сосцев Иеремия называет Ермон (самый высокий хребет Антиливана). Остановятся ли чуждыя, прохладныя, текущия воды? (Иер. 18:14). Водами чуждыми и текущими называет он воды, едва вышедшие из земли, холодные, и при истоке своем не согретые еще солнцем. У пророка одна цель. Тем и другим примером хочет он показать Иудеям нечестие их, из-за которого отринули они служение Богу, тогда как не надлежало отвергать того, что весьма для них полезно, ибо ничто не может уклониться от своей природы; и снег на вершине горы не пропадает, и текущие воды, стремящиеся быстрым потоком, не останавливаются.

Изнемогут на путех своих и на стезях вечных (Иер. 18:15). Иеремия здесь указывает Иудеям на те же два наказания, какие предрек им Моисей (Втор. 28:22, 32). Первое из этих наказаний — это такая слепота ума, что в самый полдень будут искать света. Слепоты этой и сами Иудеи не скрывают в себе, говоря у Исаии; падаем в полудни, яко в полунощи (Ис. 59:10). Другое же наказание — переселение в Вавилон, куда пойдут они как слепые за то, что ходили стропотными путями своими и, как говорит праведный Иов: Еда стезю древнюю сохраниши, в нюже ходиша мужие неправедни (Иов. 22:15).

И рекоша: приидите и умыслим на Иеремию совет, ибо не погибнет закон от священника, ни совет от премудраго, ни слово от пророка (Иер. 18:18). Слова их (Иудеев) имеют такой смысл: нам полезно, чтобы умер Иеремия, ибо иначе от враждебного нам пророчества его погибнет закон у священников, совет у мудрых, слово у пророков, но, говоря это, подразумевают они нечестие, совет лукавый и слово лживое. А если будет умерщвлен Иеремия, не прекратятся ни закон, ни священство, ни пророчество. Итак, или из-за этой причины хотели Иудеи умертвить Иеремию, или, что вернее, они под благовидным предлогом стремились скрыть свой лукавый умысел, внушая народу, что преследуют пророка за вину его, называли его коварным обманщиком, проповедующим уничтожение священства, закона и пророчества, отваживающимся утверждать, будто бы прекратится то, что не прекращаемо. Поэтому говорили: поразим его языком (Иер. 18:18), то есть сделаем, чтобы пострадал он от своего языка, потому что языком своим заставлял страдать нас.

Вонми, Господи, мне и услыши глас оправдания моего (Иер. 18:19). Еда воздаются злая за благая? (Иер. 18:20). Смертью воздают тому, кто молился об избавлении Иудеев от убийц и у Тебя просил щедрот, а им проповедовал покаяние.

Сего ради даждь сыны их в глад (Иер. 18:21). Слова эти должно понимать в смысле пророчественном, не в том значении, будто бы пророк, как и всякий человек, по влечению испорченной природы желает отмщения, но в том значении, что пророк по откровению или предрекает нечестивым достойный их суд, или только угрожает. Таков правильный смысл и других подобных этому пророчеств, какие Иеремия ежедневно изрекал народу упорному и непреклонному.

 

 

Глава 19

 

Сия рече Господь ко мне: иди и стяжи сосуд скудельнич жжен, и приведи от старец людских и от старец священнических (Иер. 19:1). Пророк сокрушил сосуд сей в долине Тофет и сказал, что так будет сокрушен народ Вавилонянами. Потом это же слово повторил во дворе храма. Поступал же так Иеремия по обычаю других пророков, чтобы пророчество глубже напечатлеть в умах, чтобы народ и глазами видел, и ушами своими слышал слово его. А долину Тофет избрал пророк потому, что в этом месте Иудеи совершали служение гнусным и мерзким идолам, в жертву им закалали сынов и дщерей своих.

Поэтому и присовокупляет он следующее: и снедят (накормлю их) плоти сынов своих и… дщерей своих (Иер. 19:9), то есть тех, которые в жертву идолам приносили плоти детей своих. Такое тяжкое наказание понесли Иудеи, когда Иерусалим осажден был Вавилонянами при Седекии, что Иеремия видел собственными очами, и в книге Плач Иеремии описал, говоря: Руце жен милосердых свариша дети своя (Плач. 4:10).

 

 

Глава 20

 

И услыша Пасхор, сын Еммеров священник, иже поставлен бе началник в дому Господни, Иеремию пророчествующа словеса сия. И удари Пасхор Иеремию пророка и вверже его в кладу (Иер. 20:1–2). Пасхор был священником в чине строителя, Иеремию же ненавидел за то, что пророк обличал собратий его, священников, и Пасхору прискорбно было, что Иеремия в царственном городе открыто учил против воли священников, воспрещавших ему это. Так священники и первосвященники Иудейские восставали и против Иоанна, и против Господа нашего, и против учеников Его.

И рече к нему Иеремия: не Пасхор нарече (Господь) имя твое, но преселника отвсюду (Иер. 20:3). Так сказал о нем Иеремия, потому что Пасхор должен был идти и переселиться в Вавилон, и терпеть там нужду даже в куске хлеба, подобно потомству первосвященника Илия (1 Цар. 2:36).

И дам всю силу града сего… и расхитят их и возмут (Иер. 20:5). Поскольку пророк сказал, что весь народ Иудейский предан будет Вавилонянам, то присовокупляет здесь, что, по разрушении Иерусалима и твердынь его, будут разрушены и города, его окружающие и служащие ему защитой.

Прельстил мя еси, Господи, и прельщен есмь (Иер. 20:7), то есть прельстил или сказанным Иеремии: се, поставих тя… над языки и над царствы (Иер. 1:10), или тем обещанием, что будут препирать его и не одолеют, тогда как дело не соответствовало слову, ибо пророк, взирая на свое настоящее стесненное положение, не видел в будущем и конца бедствиям.

Но, опасаясь, что говоря так, он как бы уклоняется от должного пути, Иеремия обращается и возглашает благодеяния Господни, говоря: хвалите Господа, яко избави душу убогаго от руки лукавых (Иер. 20:13). Убогим называет себя самого, потому что нет у него человеческой помощи, хотя помощь Божия и не прекратилась для него.

Проклят день, в оньже родихся. Пророк проклинает день, в который судом Божиим определяются нечестивому народу плен, голод, смертоносная язва и другие бедствия. Проклят день… в оньже породи мя мати моя, да не будет благословен (Иер. 20:14). Таков будет день этот, хотя бы пророк и не проклинал.

Проклят муж, иже возвести отцу моему, рекий: родися тебе отрок мужеск (Иер. 20:15). Пророк даже и не знал, был ли кто, действительно возвещавший об этом отцу его. Но как проклинал он день, так проклинает и вестника, которого, может быть, и не было. Поэтому слова эти не показывают в пророке сильного гнева (ибо не бывает гнева на то, чего нет), а выражают только жестокую скорбь (как и ты в сильной скорби обыкновенно произносишь слова пустые и безрассудные, которые показывают только, что ты в скорби). Здесь должно повторить сказанное нами и прежде: то, что говорит здесь Иеремия, говорил и праведный Иов, о котором Святой Дух засвидетельствовал, что не согрешил он, и не хулил Бога устнама своима (Иов. 1:2). Много подобных выражений встречается и в Псалтири, написанной по внушениям Святаго Духа, Который учил пророка и руководил им. Ибо слова пророческие не должно смешивать со словами людей обыкновенных и неразумных.

И неприлично утверждать, будто бы Иеремия желал отмщения, подобно человеку, гневающемуся на ближнего своего. Напротив, как уже сказали мы, он или как пророк предсказывал другим грядущие бедствия, или обнаруживал собственную свою скорбь по причинам не предосудительным, но сокрытым от нас и превышающим наше разумение, и выражал её такими словами, которые слагал и определял пророкам Сам Святой Дух.

 

 

Глава 21

 

Вопроси о нас Господа, яко Навуходоносор царь Вавилонский воста на нас (Иер. 21:2). Так говорит Седекия, нечестивый царь, заступивший место подобного ему нечестивого царя Иехонии, сына брата его. Седекия был в рабстве у Вавилонян, ибо от них получил себе царство. Но когда сверг с себя иго рабства, после одиннадцати лет царствования осажден был в царственном своем городе; тогда послал он к Иеремии послов, чтобы испросил он у Господа утешения и защиты осажденным, потому что ниоткуда уже не было им помощи. Иеремия отвечал, что Господь злых зле погубит их (Мф. 21:41) за вины, исчисленные прежде, особенно же за притеснение бедных и нищих, которых Иудеи тогда обижали и угнетали. По обличении же пророк призывает Иудеев к покаянию надеждой облегчения.

 

 

Глава 22

 

Понеже тако глаголет Господь на дом царя Иудина: Галаад ты Мне, глава Ливанская, аще не поставлю тебе в пустыню, во грады необитанны, и наведу на тя убивающа мужа и секиру в руке его, и посекут избранныя кедры твоя (Иер. 22:6–7). Пророк говорит о доме царя, или о дворце его, или о царственном городе, уготовлявшемся к разорению; называет же Иерусалим Галаадом, именем чуждым, показывая тем, что жители его отчуждены Богом. А избранными кедрами именует князей Иудейских и священников.

Не плачите мертваго, ниже рыдайте о нем, то есть не плачьте о царе Иосии, которого предают погребению знающие его; с ним не случилось того, что бывает с отведенным в плен, умирающим на чужой стороне, которого некому и погребению предать. Плачите плачем о исходящем, яко не возвратится ктому, ниже увидит земли рождения своего (Иер. 22:10), то есть плачьте о Саллуме (Селлиме), или Иоахазе, сыне Иосии.

Понеже сия рече Господь к Селлиму сыну Иосиину… иже изшел от места сего: не возвратится ктому семо, но на месте том, аможе преведох его, тамо умрет и земли сея не узрит ктому (Иер. 22:11–12). Он будет отведен в плен в Египет, и не увидит ни города своего, ни царского дома. Но та чуждая ему земля, которая примет его, и по смерти его сокроет в себе тело его.

Горе царю Иудину, созидающему дом свой… не в суде (Иер. 22:13). Эти и следующие слова пророк говорит об Иоакиме, отце Иехонии, и сначала исчисляет ему грехи его, а потом предвещает погибель.

Еда царствовати будеши, яко ты поощряешися о кедрах? Ты думаешь, что царствование твое продолжится многие годы, и потому поощряешися о кедрах, то есть украшаешь дома кедром и строишь великолепные здания. Отец твой ел и пил, но творил правду (Иер. 22:15). И Иосия, отец твой, подобно тебе владел царством, и наследовал все блага царства Соломона: богатство его было велико, и он был славен, но творил суд и правду, чего ты не делаешь. Я благодетельствовал ему, поскольку творил он правду, изливал Я на него блага и помогал ему, и послал на него смерть прежде тех бедствий, какие, по кончине его, постигли детей его.

Не оплачут его… Погребением ослим погребется (Иер. 22:18–19). Царь Навуходоносор предал смерти Иоакима, сына Иосии, который три раза отступал от него; тело Иоакима вытащили и бросили далеко за ворота Иерусалима, в нечистое место.

Взыди на Ливан и возопий, и в Васан даждь глас твой, и возопий на он пол моря, яко сотрени суть вси любовнии твои (Иер. 22:20). Здесь пророк говорит всему колену Иудину и показывает ему, сколь суетна надежда на союзные с ним народы, потому что и они будут побеждены Халдеями, уничижены под игом рабства, и не смогут подать помощь соседям своим.

Иже седиши в Ливане и гнездишися в кедрех, возстенеши, егда приидут к тебе болезни, яко раждающия (Иер. 22:23). Пророк порицает роскошь и высокомерие, которым предавались Иудеи того времени, и поэтому уподобляет их высоким кедрам Ливанским; а под образом болезней и стенаний рождающей предрекает им уничижение и скорби, какие постигнут их в переселении.

Земле, земле, земле, слыши слово Господне. Слова эти состоят в связи со сказанными выше, где пророк обличает Иудеев в жестокосердии, говоря: глаголах к тебе в обилии твоем, и рекл еси: не услышу (Иер. 22:21). Прекрасно говорит здесь пророк, призывая землю внимать словам его, потому что Иудеи, которым надлежало слышать слова пророческие, уподобились бесчувственной земле. Они были глухи, как земля. Когда пророк говорил, то говорил как бы земле. Иудеи не слушали того, что говорил им Иеремия.

Сия рече Господь: напиши мужа сего провозглашеннаго бездетным… иже во днех своих не предуспеет: ниже бо будет от семене его муж, иже сядет на престоле Давидове (Иер. 22:30). Это Иехония, сын Иоакима, о нем говорит пророк, что он пойдет в землю чужду, в Вавилон, и не возвратится оттуда, и потому называет его — сосуд непотребен (Иер. 22:26–28). Слова: муж провозглашенный бездетным имеют не тот смысл, что не было у Иехонии детей, но тот, что дети его не будут обладать царством отца своего. Ибо последним царем Иудейским был Седекия, дядя Иехонии, сын Иосии, а Салафиил, сын Иехонии, никогда не был на отеческом престоле, но умер на чужбине.

 

 

Глава 23

 

Горе пастырем, иже погубляют и расточают овцы паствы Моея (Иер. 23:1). В главе этой содержатся как бы две части: первая относится к царям, вторая — к князьям народа и священникам.

И Аз соберу останки стада Моего от всех земель, в няже извергох их (Иер. 23:3). После семидесяти лет соберу остаток стада Моего. И возставлю над ними пастыри (Иер. 23:4), то есть Зоровавеля и Иисуса, сына Иоседекова.

Се, дние грядут… и возставлю Давиду Восток праведный. …и сие имя Ему, имже нарекут Его: Господь праведен наш (Иер. 23:5–6). Тайна эта была предначертана в Зоровавеле, но исполнилась на Господе нашем; Зоровавель не назывался и не мог называться: Господь праведен наш, но таковым и есть и именуется Христос Господь наш. О Нем свидетельствовали пророки, апостолы, Архангел Гавриил, проповедавший зачатие Его, и сослужебные Гавриилу Ангелы, возвестившие пастырям о рождестве Его. И еще, ни Зоровавель, ни другой кто-либо, подобный ему, не даровали народу Господа тех великих даров, о которых Иеремия и здесь, и несколько далее возвещает, что дары эти будут даны с пришествием великого, восставшего у них Царя. Первый из этих даров, еще прежде ясно предреченный Исаией, есть избавление и обращение всех народов и соединение их в единый народ. Второй дар — вечное царствование семени Давидова, и такое полное обилие всякого рода благ, при котором даже изгладятся из памяти все щедроты, какие Господь являл родам древним. Это и Исаия, в пророчестве своем о пришествии и Царстве Господа нашего, еще прежде предсказал: Не поминайте первых, и ветхих не помышляйте, се, Аз творю новая, яже ныне возсияют, и увесте я: и сотворю в пустыни путь и в безводней реки (Ис. 43:18–19). Такое слово, без сомнения, не может быть отнесено ни к Зоровавелю, ни к кому-либо другому из вождей народа Иудейского.

О пророцех сотрено есть сердце мое во мне (Иер. 23:9). Эта вторая часть главы, в которой пророк обличает грехи священников и лжепророков, и показывает, какой тяжкий суд изречен на них.

Бысть течение их лукаво (Иер. 23:10), то есть Иудеи стремятся к злу.

Понеже пророк и священник осквернишася… И в пророцех Самарийских видех лжу: пророчествоваху чрез Ваала и прельщаху люди Моя. И во пророцех Иерусалимских видех неразумие, прелюбодействующих и ходящих во лжи, то есть все прелюбодействуют, все составляют один сонм лжецов… скрепляющих руки (Иер. 23:11, 13–14) свои для друзей во время бедности их. Сего ради тако рече Господь Сил ко пророком: се, Аз напитаю их пелынем и напою их желчию. Се, буря от Господа… исходит (Иер. 23:15, 19). Господь наложит на грешников решительное наказание, по строгому суду, как бы в пламенеющем гневе,

Что примешиваете плевы к пшенице? (Иер. 23:28), то есть лживые свои сновидения к вещаниям Святаго Духа. Три образа представляет пророк, чтобы показать силу и превосходство Божия слова, а именно: пшеницу, которая составляет собственно человеческую и самую лучшую для человека пищу; огонь, который все истребляет; и железо, которое все преодолевает.

Сего ради, се, Аз ко пророком, рече Господь, иже крадут словеса Моя (Иер. 23:30). Так пророк говорит о тех лживых пророках, которые у истинных пророков крали истинные их пророчества и, как тайну, сообщали оные кому-нибудь одному, запрещая объявлять об этом другим. А при этом имели в виду, если исполнится пророчество, сказать: «Вот, есть у нас свидетель, что мы заранее говорили это», а если не исполнится, обвинить Иеремию и других истинных пророков, будто бы они всех обманули.

Но есть и другой род лживых пророков, которые говорят и то и другое, только бы сказать приятное слушающим, и уверяют: не приидут на вас злая (Иер. 23:17), и слово свое, по обычаю лживых пророков, подтверждают именем Господним. И они подобны тем, о которых ранее сказал Иеремия, что ложные сны свои примешивают к вещаниям Духа, и обольщают народ… во лжах своих и во прелестех своих (Иер. 23:32). Таковы при Иеремии были Анания, Ахав, Седекия и Самей Еламитянин.

 

 

Глава 24

 

Показа мне Господь, и се, две кошницы. Господь показывает Иеремии в видении две кошницы: одна полна смокв добрых зело, а другая злых зело. И когда пророк сказал, что видит и добрые, и злые смоквы, тогда было к нему слово Господне… рекущее (Иер. 24:1–2, 4), что одна кошница представляет царя Иехонию, а другая — царствовавшего после него Седекию; Иеремия получает повеление первому возвестить доброе, а второму — злое, потому что царь Иехония внял угрозам Господним, устрашился их и, по слову Иеремии, предал душу свою царю Навуходоносору; но не так поступил царь Седекия, который по гордости сердца своего отступил от царя Халдейского и не соглашался предать себя и народ Халдеям, хотя слышал от Иеремии, что ему и оставшимся в земле своей Иудеям определено переселение. За такое неповиновение пророк под образом кошницы, наполненной худыми смоквами, предрекает городу, царю и всем оставшимся Иудеям, даже тем, которые спаслись бегством в Египет, истребление, пагубу, голод и плен; такими бедствиями еще и прежде угрожал упорному народу великий вождь Моисей.

В смысле же таинственном это видение указывает на то отличие добрых и злых, которое будет при конце, и дает понять, что жребий тех и других будет различен: жребий одних — весьма хорош, а жребий других — весьма худ. Это и выражается усилением речений пророка: смокви добрыя, добры зело: и злыя, злы зело (Иер. 24:3).

Само собой видно, что пророк не соблюдает здесь порядка времени, ибо описываемые им далее события, которые относятся к отцу Иехонии Иоакиму, были многими годами раньше событий, теперь изображаемых у пророка.

 

 

Глава 25

 

Господь с высоты… даст глас… проречет слово на место Свое (Иер. 25:30), то есть на Иерусалим и, особенно, на храм Свой. Пророчествует же здесь Иеремия о погибели многих народов, которые вместе с Иудеями потерпят поражение от Халдеев. Он предсказывает то конечное их разорение, которое предрек Исаия и которое сам он описывает далее подробно, а теперь представляет поражение этих народов в образе виноградарей, истаптывающих грозды в точиле: яко объемлюще виноград, возопиют: увы, увы, всем седящим на земли (Иер. 25:30). Это — крики Халдеев, которые побуждают друг друга попирать Иудеев и прочие народы, как грозды, собранные в точило.

 

 

Глава 30

 

Вопросите и видите, аще раждает мужеск пол? Всякий человек, аки рождающих… и руце его на чреслех его (Иер. 30:6). Пророк предсказывает нашествие Вавилонян, ту тесноту и то смятение, в каком будут Иудеи, когда познают свое заблуждение, начнут осуждать собственное свое безрассудство и винить себя. Подобно этому говорит Иеремия и далее, описывая скорбь и посрамление, постигшие Ефремлян при их падении (Иер. 31:19).

И время тесно есть Иакову, и от того спасется, то есть после семидесятилетнего Вавилонского переселения (Иер. 30:7).

И не послужат тии ктому чуждим, но послужат тии Господу Богу своему: и Давиду царю своему, которого возставлю им, то есть Зоровавеля (Иер. 30:8–9).

Яко сотворю… во всех языцех… тебе же не сотворю. Так говорит Господь, потому что Он испроверг и истребил царство других народов, а Иудеев не истреблял до времен Царя Христа, как предрек и Даниил. Еще мало, и сокрушу ярем его с выи твоей и узы его, то есть расторгну ярем и узы царя Вавилонского (Иер. 30:11, 8).

И возградится град в высоту свою, то есть Иерусалим отстроится на прежнем месте и на высоте славы своей. И храм по чину своему утвердится (Иер. 30:18), то есть создастся дом Божий, обновится чин жертвоприношений в том же великолепии и в той же славе, как было прежде.

И умножу я, и не умалятся… Свидения их пред лицем Моим исправятся (Иер. 30:19–20), как во дни Моисея, Аарона и Иисуса.

Все же это, а также и то, о чем еще свидетельствует пророчество, исполнилось и совершилось в пришествие Господа нашего, как описано нами ранее. Как в Господнем домостроительстве исполнилось весьма многое из предвозвещенного пророком об избавлении и обновлении народа Божия, так и это должно относить не к простому Израилю, но к народу, который у божественного Павла именуется Израилем Божиим, собранным и составленным из Иудеев и других народов; и не просто к сынам Авраамовым, но к чадам обетования, как учит тот же Павел. Только в этом таинственном смысле исполнилось слово Иеремии: и не послужат тии ктому чуждим, но послужат тии Господу Богу своему: и Давида царя их возставлю им (Иер. 30:8–9). У Иудеев же не было мира; после того, как их покорили Халдеи, не избавлялись они от страха и угнетения народами чуждыми, но в разные времена порабощали их то Персы, то Греки, то Римляне. Не исполнились на Иудеях и эти слова пророка: возвратится паки Иаков и почиет… и не будет устрашаяй тя (Иер. 30:10). Все пророки, пророчествовавшие после плена Вавилонского, говорят, что в их время Иудеи не были свободны от страха и от войн с соседними народами, и ни на минуту не имели спокойствия, но страшились чуждых народов, и были ими угнетаемы, хотя и служили Господу Богу своему и не поклонялись богам языческим.

 

 

Глава 31

 

Господь издалеча явился мне (Иер. 31:3), то есть когда ходил я по пустыне, а также и в тот день, когда восклицал и говорил Исаия: Царя Господа Саваофа видех очима моима (Ис. 6:5). Подобно Иеремии, и Иезекииль прекрасно представляет народ Божий в образе девы, которая оставлена была в пустыне, и которую Бог обрел, омыл от нечистот, облек в светлые одежды, украсил как невесту, и вступил с ней в союз (Иез. 16:3–8). Это же таинственно назнаменовал и Исаия, говоря: якоже радуется жених о невесте, тако возрадуется Господь о тебе; ты же прозовешися взыскан град и не оставлен (Ис. 62:5, 12). С этим согласно и то, что говорит здесь Иеремия: возградишася, дево Израилева, то есть по возвращении твоем из плена Вавилонского города твои вновь отстроятся, и жители возвратятся в землю свою. И украсишися украшениями и изыдеши с собором играющих (Иер. 31:4). Здесь пророк говорит о благоденствии, какое ожидает его народ по окончании Вавилонского переселения, и описывает блага, какие примет он от Господа.

Но все это по истинному значению пророчества должно разуметь о Церкви Христовой, и ясное доказательство этого представляет нам самое исполнение пророчества. Ибо только Христова Церковь приняла те дары, какие обещает здесь пророк. На ней исполнилось пророчество. А смысл пророческих слов должны мы находить в их исполнении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.