Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук




ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ. ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ И ЕЕ МЕСТО В РЯДУ СОЦИАЛЬНЫХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК…..…1

Учебно-методическое пособие по дисциплине

«НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ»

для студентов заочного отделения психологического факультета

Составитель – проф. В.В. Лукьянов

СОДЕРЖАНИЕ

ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ…………………………………………......….3

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРОЕНИЯ МОЗГА…...…………………………..……………….…………...6

4. СЕНСОРНЫЕ И ГНОСТИЧЕСКИЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА. …………………………....…..9

5. СЕНСОРНЫЕ И ГНОСТИЧЕСКИЕ КОЖНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА……..…...12

6. СЕНСОРНЫЕ И ГНОСТИЧЕСКИЕ СЛУХОВЫЕ РАССТРОЙСТВА……………………………..…...14

7. АФАЗИИ…………………………………………………………….…………………………………..…………16

8. АПРАКСИИ…………………………………………………………..………..…………………………….….....20

9. СИНДРОМНЫЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ……….....….…21

10. ПРОБЛЕМА ФАКТОРОВ В НЕЙРОПСИХОЛОГИИ……………………………………………….…......22

11. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ……………………………………………………..……….…………………..…...24

12. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..…….….24

Нейропсихология — молодая наука. Несмотря на очень дли­тельную историю изучения мозга как субстрата психических про­цессов, которая восходит еще к донаучным представлениям древ­них авторов о мозге как вместилище души, и огромный фактиче­ский материал, накопленный клиницистами всего мира о различ­ных симптомах поражения мозга, нейропсихология как система научных знаний, сложилась лишь в 40-е — 50-е гг. нашего века. Предметом нейропсихологии является изучение особенностей нарушения психических процессов, состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга. Нейропсихология как самостоятельная научная дисциплина занимает особое положение в ряду биологических и социальных наук. Она в большей степени, чем другие психоло­гические дисциплины, включена в разработку важнейшей пробле­мы всего естествознания «мозг и психика» и бесспорно является одной из успешно развивающихся наук о мозге. Она тесно смыкается как с медициной (неврологией, нейро­хирургией), так и с другими естественнонаучными дисциплинами (анатомией, физиологией). Однако, с другой стороны, нейропсихология как ветвь психологической науки решает важнейшие обще­психологические и философские проблемы, что сближает ее с обществен­ными дисциплинами (философией, социологией). Первые нейропсихологические исследования в нашей стране проводились еще в 20-х годах Л. С. Выготским, который на основе изучения различных форм психической деятельности сфор­мулировал основные положения о развитии высших психических функций и смысловом и системном строении сознания. Исходя из этих теоретических положений, он обратился к исследованию изменений, возникающих в высших психических функ­циях при локальных поражениях мозга. Им было начато изучение роли различных отделов мозга в осуществлении разных форм пси­хической деятельности. Если Л. С. Выготский стоял у истоков советской нейропсихологии, то А. Р. Лурия, последовательно раз­вивая его идеи, превратил нейропсихологию в самостоятельную отрасль психологической науки. В настоящее время нейропсихология представляет собой интенсивно развивающуюся отрасль психологической науки, в которой выделилось несколько самостоятельных направлений, объединенных общими теоретическими представлениями и общей конечной задачей, состоящей в изучении мозговых механизмов психических процессов.

Основным направлением является клиническая нейропсихология, главная задача которой состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания. Основными методами, используемыми в клинической нейропсихологии, являются методы клинического (неаппаратур­ного) нейропсихологического исследования, разработанные А. Р. Лурия и известные у нас и за рубежом под назва­нием «луриевские методы». В рамках этого направления созданы теоретические основы нейропсихологической синдромологии; введено новое представление о нейропсихологическом синдроме как закономер­ном сочетании различных нарушений психических функций (нейропсихологических симптомов), которое обусловлено нарушением (или выпадением) определенного звена (фактора) функциональ­ной системы. Поражение той или иной зоны мозга приводит к по­явлению первичных симптомов и вторичных, системных влия­ний этого дефекта на всю функциональную систему в целом или на несколько функциональных систем сразу. Совокупность пер­вичных и вторичных симптомов и составляет нейропсихологический синдром. Принципиально новым было введение в клиническую нейро­психологию представлений о высших психических функциях как сложных функциональных системах, различные звенья которых связаны с разными аспектами психической функции, а также представлений о факторах как об определенных физиологических закономерностях работы тех или иных участков мозга, нарушение которых лежит в основе нейропсихологических синдромов. В настоящее время в клинической нейропсихологии интен­сивно изучаются новые синдромы, связанные с поражением пра­вого полушария мозга, с нарушением межполушарного взаимо­действия, с поражением глубинных структур мозга; исследуется специфика синдромов, определяемая характером поражения (сосудистое заболевание, травма, опухоль и т.д.).

Другим направлением современной нейропсихологии является экспериментальная нейропсихология, в задачи которой входит экспериментальное (в том числе аппаратурное) изучение различ­ных форм нарушений психических процессов при локальных пора­жениях мозга. В рамках этого направления была разработана экспери­ментальная нейропсихология познавательных процессов (речи, памяти, восприятия, мышления), а также произвольных движений и действий; создана новая классификация афазий, основанная на представлении о речевой деятельности как о сложной, но еди­ной функциональной системе, состоящей из многих афферентных и эфферентных звеньев; изучены псевдоафазические расстройства, возникающих при поражении глубинных отделов мозга. А. Р. Лурия и его сотрудниками описаны модально-неспецифиче­ские нарушения памяти, связанные с поражением неспецифических срединных структур разных уровней, а также нарушения памяти как мнестической деятельности, характерные для больных с пора­жением лобных долей мозга. Проведено исследование нарушений модально-специфической слухоречевой памяти, нарушений семантической памяти, т. е. памя­ти на понятия, составляющие единое логическое целое. В настоящее время проводятся исследования, посвященные изучению нарушений как познавательных процессов (пространственного восприятия, тактильного, цветового гнозиса, цветовой памяти, наглядно-образного и вербально-логического интеллекта), так и эмоционально-личностной сферы (эмоционального фона и эмоционального реагирования) с использованием новых методов экспериментального нейропсихологического исследования.

Одним из важнейших направлений современной нейропсихологии является реабилитационное направление, посвя­щенное восстановлению высших психических функций, нарушен­ных вследствие локальных поражений головного мозга; в рамках данного направления разрабатываются принципы и методы восстановительного обу­чения больных, перенесших мозговые локальные заболевания. Центральным положением нейропсихологической реабилитации является то, что восстановление сложных психических функций может быть достигнуто лишь путем пере­стройки нарушенных функциональных систем, в результате кото­рой скомпенсированная психическая функция начинает осущест­вляться с помощью нового «набора» психологических средств,чтопредполагает и ее новую мозговую организацию. Для выбора необходимого «набора» психологических средств требуется тщательный психологический анализ (квалификация) дефекта методами нейропсихологической диагностики. В настоящее время в этой области нейропсихологии происходит распространение нейропсихологических принципов восстановления на другие, невербальные психические процессы, сложные двигательные функции, а также на личность больного в целом.

В нейропсихологии по инициативе А. Р. Лурия было создано еще одно новое направление, которое можно обозначить как психофизиологическое. Начиная с самых ранних работ в клинике локальных поражений головного мозга А. Р. Лурия стремился использовать различные объективные психофизиологические методы исследования. Он и его сотрудники постоянно использовали в своих исследованиях различные физиологические показатели психической деятельности; механограмму и миограмму для исследования произвольных движений, плетизмограмму — для изучения ориентировочного рефлекса как основы внимания, показатели движений глаз - для оценки зрительного восприятия, электрофизиологические показатели — для изучения процессов произвольной регуляции психических функций в норме и при локальных поражениях мозга, а также нарушений памяти, восприятия, интеллектуальной деятельности. А. Р. Лурия считал важнейшей задачей — создание «психологически ориентированной физиологии», т. е. психофизиологии, изучающей сложные сознательные произвольно регулируемые формы психической деятельности, а не только элементарные сенсорные и моторные акты; видел настоятельную необходимость развивать «психофизиологию локальных поражений головного мозга» как самостоятельный раздел психофизиологии, в задачи которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций человека, возникающих вследствие поражения удельных мозговых структур. А. Р. Лурия рассматривал это направление исследований как естественное продолжение экспери­ментальной нейропсихологии методами электрофизиологии. Важнейшим положением отечественной нейропсихологии является то, что высшие психические функции надо сопоставлять не с морфологическим субстратом, а с физиологическими процессами, которые осуществляются в тех или иных моз­говых структурах во время реализации функции. Для обозначения этих физиологических процессов (разной степени сложности и интегративности) А. Р. Лурия было введено понятие «фактор». Для исследования факторов в нейропсихоло­гии используются как методы клинического нейропсихологического синдромного анализа, так и психофизиологические методы, непосредственно направленные на изучение физиологических механизмов нарушений психических функций. В настоящее время развитие исследований в области «психо­физиологии локальных поражений головного мозга» идет, с одной стороны, по пути расширения проблематики и более систематического изучения физиологических механизмов различных нейропсихологических симптомов и синдромов в целом, с другой - по пути усовершенствования методического аппарата (математическая обработка ЭЭГ-данных на ЭВМ и др.).

В 70-е годы по инициативе начало складываться еще одно новое направление — нейропсихология детского возраста. Необходимость его создания диктовалась спецификой нарушений психических функций при локальных мозговых поражениях у детей. Как показывают клинические наблюдения, в раннем детском возрасте поражение коры левого полушария, как правиле не сопровождается характерными для взрослых нарушениям речевых функций. Иными, чем у взрослых больных, являются и симптомы поражения правого полушария мозга. Возникла необходимость специального изучения «детских» нейропсихологических симптомов и синдромов, накопления и обобщения фактов. Для этого потребовалась специальная работа по адаптации к детскому возрасту методов нейропсихологического исследования и их стандартизации. Изучение особенностей мозговых механизмов высших психических функций у детей с локальными мозговыми поражениями позволяет выявить закономерности хроногенной локализации высших психических функций, о которой в свое время писал Л. С. Выготский, а также проанализировать различное влияние очага поражения на психические функции в зависимости от возраста. «Детская нейропсихология» открывает широкие возможности для изучения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, для решения вопроса о генетическом и социальном факторах в формировании этих фундаментальных закономерностей работы мозга. Можно думать, что со временем будет создана и нейропсихо­логия старческого возраста.

За последнее время все более начинает утверждаться нейропсихологический подход в психодиагностике, т. е. применение нейропсихологических знаний для изучения здоровых людей с целью профотбора, профориентации и т. п. Наибольшее развитие в этом направлении получило изучение в норме вариантов межпо­лушарной асимметрии мозга («профилей латеральности») и сопо­ставления их с различными познавательными, эмоциональными процессами и личностными характеристиками. В настоящее время установлены корреляции между типом межполушарной асиммет­рии и успешностью в решении наглядно-образных и вербально-логических задач, особенностями произ­вольной регуляции интеллектуальной деятельности, рядом эмоционально-личностных характеристик. Показана связь «профилей латеральности» с успешностью выполнения производственной деятельности, уровнем спор­тивных достижений. Все эти данные свидетельствуют о боль­шой значимости закономерностей парной работы больших полу­шарий для решения психодиагностических задач. Нейропсихологический подход к проблемам психодиагностики весьма перспекти­вен, и работу в этом направлении можно расценивать как самос­тоятельную линию развития нейропсихологии.

Центральная теоретическая проблема нейропсихологии — проблема мозговой организации (или локализации) высших психических функций человека — остается главной для всех нейропсихологических направлений. Помимо непосредственной ценности нейропсихологических знаний как таковых для решения ее собственных задач, нейропси­хология как новая научная дисциплина имеет большое значение для решения проблем общей психологии. Нейро­психология предоставляет уникальную возможность для изучения такой важной общепсихологической проблемы, как структура высших психических функций, ибо, как известно, в патологии обна­жается то, что скрыто в норме. Нейропсихология позволяет изучать системный характер строения высших психических функций, уровневая (произвольная и непроизвольная) организация высших психических функций, сос­тав и роль различных звеньев этих систем, структура межсистемных связей (т. е. характер взаимосвязи различных психических функций, входящих в единый синдром или плеяду функций), особенности пластичности высших психических функций, их перестройки под влиянием специального обучения и ряд других. Все эти вопросы имеют принципиальное значение для построения общепсихологической теории с применением системного подхода к анализу психических явлений и дальнейшего продвижения в исследовании проблемы генеза и строения высших психи­ческих функций человека.

Нейропсихология дает ценную информацию для изучения такой важной философ­ской проблемы, как роль социального и биологического в психике человека. В настоящее время, как известно, подвергаются спра­ведливой критике и биологизаторские и социологизаторские кон­цепции генеза психики, так же, как и «теория двух факторов». Единственно правильное решение — положение о монизме, единст­ве биологического и социального в психике человека — нуждается в детальной конкретизации. Именно этот конкретный материал и предлагает нейропсихология, помогая решить вопрос о действи­тельном соотношении биологических и социальных детерминант в психических процессах человека и в развитии его сознания в целом. Нейропсихология раскрывает содержание важнейшего положения отечественной психологии о том, что "высшие формы сознательной деятельности человека, конечно, осущест­вляются мозгом и опираются на законы высшей нервной деятель­ности. Однако они порождаются сложнейшими взаимоотноше­ниями человека с общественной средой и формируются в условиях общественной жизни, которая способствует возникновению новых функциональных систем, в соответствии с которыми работает мозг. Поэтому попытки вывести законы сознательной деятельности из самого мозга, взятого вне социальной среды, обречены на неу­дачу".

 

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

ТЕОРИЯ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Нейропсихологические понятия сос­тавляют определенную систему знаний или теорию, с единых пози­ций объясняющую закономерности нарушения и восстановления высших психических функций при локальных поражениях мозга и обосновывающую представления об их мозговой организации. Данная теория, с одной стороны, способна объяснить разнообразную клиническую феноменологию нарушений психических функ­ций, с другой — удовлетворительно предсказать новые факты и закономерности.

Общепсихологическую основу этой теории составляет положе­ние о системном строении высших психических функций и их сис­темной мозговой организации. Понятие «высшие психические функции» — центральное для нейропсихологии — было введено в общую психологию и в нейропсихологию Л. С. Выготским, а затем подробно разработано А. Р. Лурия и дру­гими авторами. В нейропсихологии, как и в общей психологии, под высшими психическими функциями понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностямпсихической деятельности. Как указывал А. Р. Лурия, высшие психические функции обладают тремя основными характе­ристиками: они формируются прижизненно, под влиянием социаль­ных факторов, они опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы) и произвольны по способу осуществления.

Социальные воздействия детерминируют способы формирования высших психических функций и тем самым их психологическую структуру. Высшие психические функции опосредованы различ­ными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктами длительного общественно-историческо­го развития. Среди «психологических орудий» ведущую роль игра­ет речь. Поэтому речевое опосредование высших психических функций представляет собой наиболее универсальный способ их формирования.

Основные характеристики высших психических функций — опосредованность, осознанность, произвольность — представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функ­ции как «психологические системы». Высшие психические функции как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменя­емостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариант­ными) в них являются исходная задача (осознанная цель или программа деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах и при разных способах и путях формирования функции.

Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально они существуют как форма взаимо­действия между людьми (т. е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. По мере формирования высших психических функций происходит превращение внешних средств осуществления функции во внутренние, психологические (интериоризация). В процессе развития высшие психические функции постепенно «свер­тываются», автоматизируются. На первых этапах формирования высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относитель­но элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы «свертываются», приобретая характер авто­матизированных умственных действий. Одновременно изменяется и психологическая структура высших психических функций.

Представления о высших психических функциях как о слож­ных психологических системах было дополнено А. Р. Лурия пред­ставлением о высших психических функциях как о функциональ­ных системах. Под функциональной системой в нейропсихологии понимается психофизиологическая основа высших психических функций. Характеризуя высшие психические функции как функциональ­ные системы, А. Р. Лурия писал, что особенностью этого рода функ­циональных систем является их сложный состав, включающий целый набор афферентных (настраивающих) и эфферентных (осуществляющих) компонентов или звеньев.

Таким образом, высшие психические функции, или сложные формы сознательной психической деятельности, системны по свое­му психологическому строению и имеют сложную психофизиологи­ческую основу в качестве многокомпонентных функциональных систем. Данные положения являются центральными для теории системной динамической локализации высших психических функций — теоретической основы современной нейропсихо­логии.

«Нейропсихологический симптом» — нарушение психической функции (как элементарной, так и высшей), возникающее вследст­вие локального поражения головного мозга;

«Первичные нейропсихологические симптомы» — нарушения психических функций, непосредственно связанные с локальным органическим повреждением головного мозга под воздействием биологического фактора;

«Вторичные нейропсихологические симптомы» — нарушения психических функций, возникающие как системное следствие пер­вичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями;

«Нейропсихологический синдром» — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением (или нарушением) определенного фактора (или нескольких факторов);

«Нейропсихологический фактор» — физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры (участка мозга), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома;

«Факторный (синдромный) анализ» — изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с выпаде­нием (нарушением) определенного фактора; качественная квалификация нейропсихологических симптомов;

«Нейропсихологическая диагностика» — исследование боль­ных с локальными поражениями головного мозга с помощью нейропсихологических методов с целью установления места пора­жения мозга (т. е. с целью постановки топического диагноза);

«Функциональная система» — физиологическое понятие, заим­ствованное из концепции функциональных систем П. К. Анохина, используемое для объяснения физиологической основы высших психических функций; совокупность афферентных и эффе­рентных механизмов (звеньев), объединенных в единую систему для достижения конечного полезного результата, функциональные системы, лежащие в основе психической сознательной деятель­ности человека, характеризуются большей сложностью (много­звенностью, более сложной иерархической организацией и т. п.) по сравнению с функциональными системами, лежащими в основе поведенческих актов животных. Различные по содержанию высшие психические функции (гностические, мнестические, интеллектуаль­ные и др.) обеспечиваются качественно различными функциональ­ными системами;

«Мозговые механизмы высших психических функций» (или «мозговая организация психической деятельности») — совокупность морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях и протекающих в них физиологических процессов, входящих в единую систему и необ­ходимых для осуществления психической деятельности; морфо-физиологическая основа психических функций.

«Локализация высших психических функций» — соотношение различных звеньев (аспектов) психической функции как функцио­нальной системы с различными факторами (физиологическими закономерностями), присущими работе той или иной мозговой структуры (корковой или подкорковой), — синоним «мозговой организации высших психических функций»;

«Полифункциональность мозговых структур» — положение, согласно которому мозговые структуры (особенно ассоциативные зоны коры больших полушарий) под влиянием новых афферент­ных воздействий могут перестраивать свои функции; на этом поло­жении основаны принципы внутрисистемной и межсистемной пере­стройки высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга;

«Межполушарная асимметрия мозга» — неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает левое и пра­вое полушария мозга в каждую психическую функцию; различия в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга;

«Функциональная специфичность больших полушарий» — спе­цифика переработки информации и мозговой организации функ­ций, присущая левому или правому полушарию головного мозга, определяемая интегральными полушарными факторами;

«Межполушарное взаимодействие» — особый механизм объе­динения левого и правого полушарий в единую интегративно целостно функционирующую систему, формирующийся в онто­генезе.

Теория системной динамической локализации высших психи­ческих функций сформировалась в борьбе с двумя основными направлениями в решении проблемы «мозг и психика»: узким локализационизмом (или психоморфологическим направлением) и антилокализационизмом или концепцией эквипотенциальности мозга. Эти направления являются основными в длительной исто­рии изучения проблемы локализации психических функций чело­века.

Узкий локализационизм исходит из представлений о психической функции как о не­разложимой на компоненты единой психической «способности», которая должна быть целиком соотнесена с мозгом (морфологи­ческими структурами). Сам мозг, и прежде всего кора больших полушарий, рассматривается данным направлением как совокупность различных «центров» пси­хических «способностей», каждый из которых целиком «заве­дует» определенной психической функцией, в связи с чем пораже­ние какого-либо мозгового «центра» ведет к необратимому наруше­нию (или выпадению) соответствующей функции. Локализация психической функции понимается, в рамках этого направления, как непосредственное соотнесение психического и морфологического (или непосредственное «наложение» психического на морфологиче­ское), в связи с чем это направление и получило название «психо­морфологического». Наиболее яркими и последовательными представителями этого направления в раз­ные времена были неврологи, изучавшие последствия локальных поражений головного мозга (Буйо, Брока, Вернике, Галль, Бродбент, Шарко, Кляйст и др.).

Другое направление — антилокализационизм — сходно с узким локализационизмом и по своему отношению к психическим функциям, как к далее неразложимым психическим «способ­ностям», и по своему пониманию локализации как непосредствен­ного соотношения психического и морфологического. Однако мозг и прежде всего кора больших полушарий трактуются данным направлением как однородное (эквипотенциальное) целое, равно­ценное и равнозначное для психических функций во всех своих отделах. Психические функции («способности») связаны равно­мерно со всем мозгом (и прежде всего с корой больших полуша­рий), и любое поражение мозга приводит к пропорциональному величине патологического очага нарушению всех психических функций одновременно (или к общему ухудшению сложных «сим­волических функций» по К. Гольдштейну). Степень нарушения психической функции не зависит от локализации поражения, а определяется только массой пораженного мозга. Наиболее яркими представителями данного направления были физиологи (Флуранс, Гольц, Лешли и др.) и психологи-идеалисты (Бергсон и другие представители Вюрцбургской школы). Клинические наблюдения за больными, перенесшими локаль­ные поражения мозга, как, будто бы подкрепляли фактами оба указанных направления: с одной стороны, поражение отдельных участков мозга (преимущественно коры больших полушарий) приводит к нарушениям психических процессов, с другой — при локальных поражениях нередко наблюдаются факты высокой компенсации возникших нарушений, указывающие на возмож­ность осуществления нарушенных функций и другими отделами мозга. Ни та, ни другая концепция не могли объяснить эти про­тиворечия.

Согласно эклектической концепции, объединяющей и психоморфо­логические и антилокализационные представления, (которую разделяли такие исследователи, как Монаков, Гольдштейн, Хэд и др.) можно и следует локализовать (соотносить с определенными участками мозга) лишь относитель­но элементарные сенсорные и моторные функции. Однако высшие психические функции связаны со всем мозгом равномерно (или с центральными эквипотенциальными отделами коры по К. Гольд­штейну).

С идеалистических позиций, на которых стояли такие круп­ные физиологи, как Г. Гельмгольц, Ч. Шеррингтон, Э. Эдриан, Р. Гранит – эти естествоиспытатели в науке, но идеа­листы по своему философскому мировоззрению, отрицается сама возможность связывать мозг и психику, сама пробле­ма локализации высших психических функций человека. Крупнейший современный физиолог Дж. Экклз, который известен своими работами по синаптической передаче импульсов, в своих монографиях «Мозг и психический опыт», «Лицом к лицу с реальностью» выступает как субъективный идеалист, считающий первичной реальность собственного сознания, субъективный опыт, а весь остальной внешний мир — вторичным и рассматривающий человеческое сознание как «акт творений бога», а материалисти­ческое понимание сознания как «болезнь науки».

Теория системной динамической локализации высших психи­ческих функций человека создавалась в борьбе с этими направле­ниями, с опорой на достижения отечественной психологии, с одной стороны, и достижения отечественной материалистической физиологии — с другой.

Прежде всего, в отечественной нейропсихологии было пересмотрено само понятие «функция». «Высшие психические функции» как психологические образования стали рассматриваться с позиций отечественной психо­логической науки как социальные по генезу (т. е. прижизненные, обусловленные социально-историческими факторами), опосредо­ванные психологическими орудиями (главным образом, речью), системные по строению, осознанные, динамичные по своей органи­зации (т. е. различные по психологической структуре на разных этапах онтогенеза), произвольные по способу управления. Таким образом, представление о недифференцированных психических функциях как о далее неразложимых «способностях» было заме­нено современными представлениями о психических функциях как о «психологических системах», обладающих сложным пси­хологическим строением и включающих многочисленные компоненты. Отечественная нейропсихология рассматривает психические функции как результат сложной рефлекторной деятельности, обусловленной внешними стимулами, как сложные формы приспособительной деятельности, направленной на решение каких-либо психологических задач.

В отечественной нейропсихологии пересмотрено и понятие «локализация». Локализация психических функций рассматривается как системный процесс. Эго означает, что психическая функция (как и физиологическая, например дыхание) соотносится с мозгом как определенная многокомпонентная, многозвенная система, различные звенья которой связаны с работой различных мозговых структур. Системная локализация высших психических функций предпо­лагает многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию каждой функции. Это неизбежно вытекает из слож­ного многокомпонентного состава функциональных систем,накоторые опираются высшие психические функции. Локализация высших психических функций характеризуется также динамичностью, изменчивостью. Этот принцип локализации функций вытекает из основного качества функциональных систем, опосредующих высшие психические функции, их пластичности, изменчивости, взаимозаменяемости звеньев; сформулировано положение о «функ­циональной многозначности мозговых структур», согласно которому многие мозговые структуры при определенных условиях могут включаться в выполнение новых функций. Любая сложная психическая деятельность (запоминание слов, решение задач и т. п.) обеспечивается работой сложных констелляций мозговых зон, составляющих звенья единой системы. Некоторые из этих звеньев являются «жесткими», т.е. принимают постоянное участие в реализации психической функ­ции, другие — «гибкими», которые включаются в работу лишь при определенных условиях. «Гибкие» звенья системы составляют тот подвижный динамический аппарат, благодаря которому достигается изменчивость функции. В нейропсихологии принцип динамической мозговой органи­зации высших психических функций получил разнообразное под­тверждение и вошел как важнейший в теорию системной динами­ческой локализации функций.

Высшие психические функции человека характеризуются осознанностью, опосредованностью речью, произвольным способом управления; они формируются под влиянием социальных факторов прижиз­ненно. Эти качественные отличия высших психических функций проявляются и в особенностях их мозговой организации. Еще Л. С. Выготский писал о том, что сравнительное изучение локальных мозговых поражений в детском и взрослом возрасте обнаруживает различные нарушения высших психиче­ских функций при одних и тех же поражениях и что эти факты могут трактоваться лишь как следствие различий в мозговой организации высших психических функций у ребенка и взрослого. Данные, накопленные современной нейропсихологией, подтверждают справедливость представлений Л. С. Выготского и А. Р. Лурия о хроногенном прин­ципе локализации высших психических функций человека. Форми­руясь прижизненно, под влиянием социальных воздействий, высшие психические функции человека меняют свою психологи­ческую структуру и соответственно свою мозговую организацию. Таким образом, принцип динамической лока­лизации функции у человека конкретизируется и в виде хроногенной локализации, т. е. в изменении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе.

Мозг человека характеризуется четко выраженной межполушарной асимметрией. Межполушарную асимметрию можно рас­сматривать в качестве важнейшей фундаментальной закономер­ности работы мозга человека; проявляясь в моторных и сенсорных функциях, она наиболее отчетлива в высших психических функциях. С позиций теории системной динамической локализации функ­ций эти различия можно обозначить как принцип различной лока­лизации (или мозговой организации) всех высших психических функций в левом и правом полушариях мозга или принцип лате­ральной специализации мозговой организации психических функ­ций.

Человеческий мозг характеризуется мощным развитием лоб­ных долей мозга. По площади, занимаемой корой лобных долей мозга, человек превосходит всех остальных представителей живот­ного мира. «Лобный мозг» у человека претерпевает огромное раз­витие в онтогенезе и окончательно формируется лишь к 12—14 го­дам. Являясь мозговым субстратом произволь­ных, сложнопрограммируемых форм поведения, «лобный мозг» постепенно, по мере созревания включается в реализацию всех высших психических функций человека как одно из важнейших звеньев функциональных систем. О прогрессирующем участии передних отделов мозга в осуществлении гностических, мнестических и интеллектуальных функций свидетельствуют, в частности, ЭЭГ-данные, полученные методом пространственной синхрониза­ции потенциалов у детей разных возрастов, а также мате­риалы сравнительных клинических наблюдений за результатами поражения лобных долей мозга у детей и взрослых. Безусловное участие лобных долей мозга в мозговой организации всех высших психических функций (т. е. сознательных, социально-детерминированных, опосредованных речью произвольно управ­ляемых форм психической деятельности) доказано многочислен­ными исследованиями результатов поражения лобных долей мозга (особенно левой лобной доли) у взрослых больных. С позиций теории системной динамической локализации выс­ших психических функций человека эту закономерность можно сформулировать как принцип обязательного участия лобных конвекситальных префронтальных отделов коры больших полушарий в мозговом обеспечении высших психических функций. Этот прин­цип специфичен для мозговой организации всех сознательных форм психической деятельности человека.

Итак, согласно теории системной динамической локализации высших психических функций человека каждая высшая психическая функция обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высокодифференцированных разделов (систем, зон), каждый из которых вносит свой вклад в реализацию функции. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотно­сить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы (факторы), которые осуществля­ются в соответствующих мозговых структурах. Нарушение этих физиологических процессов (факторов) ведет к появлению пер­вичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов (первичных и вторичных нейропсихологических симпто­мов), составляющих в целом закономерное сочетание нарушений (высших психических функций — определенный нейропсихологический синдром..




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.