Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синдромный анализ нарушений высших психических функций




Системный принцип психологического строения высших психических функций и их системная динамическая моз­говая организация приводят к тому, что при локальных пораже­ниях головного мозга (преимущественно корковых структур) нару­шается не одна какая-либо психическая функция (или психиче­ская «деятельность»), а целая совокупность функций, составля­ющих единый нейропсихологический синдром. Нейропсихологические синдромы пред­ставляют собой не случайное, а закономерное сочетание нейропсихологических симптомов (нарушений психических функций), в основе которого лежит нарушение (выпадение) определенного фактора (или факторов). Важнейшим принципом нейропсихологического изучения нарушений высших психических функций у больных с локальными поражениями мозга является синдромный анализ этих наруше­ний. Синдромный анализ (он же «факторный» или системный) основан на трех основных положениях.

Первое — он предпола­гает тщательную качественную квалификацию нарушений психи­ческих функций, а не просто констатацию того, что та или иная функция нарушена. Под качественным анализом понимается определение формы нарушения психической функции. Так, напри­мер, при обнаружении у больного мнестического дефекта необхо­димо выяснить, носят ли эти нарушения модально-неспецифи­ческий характер или связаны лишь с определенной модальностью, страдает ли преимущественно звено непосредственного или отсро­ченного воспроизведения материала и т. д. Уточнение этих осо­бенностей мнестического дефекта поможет обнаружить и другие нарушения психических процессов, связанные с мнестическим общим фактором. Качественный анализ дефекта предполагает изучение не столько результатов выполнения больными тех или других заданий, сколько особенностей процесса их выполне­ния (характера ошибок и т. д.), т. е. особенностей осуществления той или иной психической деятельности. Необходимость качественного анализа нарушений психических функций отнюдь не является альтернативой количественному под­ходу, количественной оценке этих нарушений.

Второе положение заключается в анализе и сопоставлении первичных нарушений, непосредственно связан­ных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации функций. Это сопо­ставление позволяет уяснить структуру нейропсихологического синдрома в целом, что в свою очередь дает основание для топи­ческого диагноза. Первичным в каждом случае выступает нарушение «собственной функции» пораженного участка (т. е. собственного «отправления» данного участка мозго­вого аппарата), который обеспечивает нормальное проте­кание определенного звена функциональной системы. Вторичным (или системным) следствием данного нарушения является распад всей функциональной системы в целом», более того, не только данной функциональной системы, но и других, которые связаны с первой (по принципу общего звена). Выявление и сопо­ставление различных нарушений высших психических функций требует специальных навыков и опыта, применения специальных сенсибилизированных проб, выявляющих, скрытые нарушения, и т. д.

Третье положение заключается в необходимости изучения состава не только нарушенных, но и сохранных высших психических функций. При любом ограниченном корковом очаге поражения одна группа психических функций нарушается, другие остаются сохранными. Это явление, названное принципом двойной диссоциации функций», непосредственно связано с системным избирательным принципом нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга. Например, при поражении теменно-затылочной области левого полушария и нарушении пространственного анализа и синтеза (как первичного фактора) возникает целый комплекс нейропсихологических симптомов, а именно: нарушения пространственной организации восприятия и движения, трудности ориентировки в пространственных координатах на рисунках, схемах, «непони­мание» часов, нарушения арифметического счета, «непонимание» логико-грамматических структур, отражающих пространственные и «квазипространственные» отношения. Эта группа функций вклю­чает в себя пространственный фактор. В то же время другие функ­ции, такие, как узнавание и воспроизведение музыкальных мело­дий, речевой слух, мнестические процессы, остаются сохранными, поскольку эта группа функций не связана с пространственным фактором. Дифференциация нарушенных и сохранных функций — окончательный шаг к постановке топического диагноза, являющегося целью синдромного анализа нарушений психических функций.

Таким образом, качественная квалификация нарушений психи­ческих процессов, выделение основного дефекта (т. е. первичных нарушений) и вторичных системных нарушений, анализ состава и не только нарушенных, но и сохранных психических функций и составляет сущность синдромного анализа, направленного на то­пическую диагностику локальных поражений головного мозга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.