Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы определения межполушарной организации психических процессов




Интерпретация группы субтестов, близких по факторному принципу

Общий уровень интеллекта

Интерпретация результатов

Инструкция к тесту

В каждом субтесте методики дано по 16-20 заданий, при выполнении которых важно хорошо усвоить смысл представленных образцов решений, вовремя переходить к следующим заданиям: возможно они окажутся для вас легче и вы в целом наберете большую сумму баллов. Если инструкция понятна, ждите сигнала о начале работы.

Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра позволяет интерпретировать результаты на трех уровнях.

Определяется на уровне итоговой оценки, полученной в результате суммации баллов по каждому субтесту, которая переводится в стандартный показатель.

Благодаря субтестовой структуре тест позволяет дифференцированно оценивать уровень развития различных сторон интеллекта. Отдельные субтесты можно определить в следующие группы:

1. Комплекс вербальных субтестов (субтесты 1-4), предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами.

2. Комплекс математических субтестов (5, 6), предполагающий способности в области практической математики и программирования.

3. Комплекс конструктивных субтестов (7, 8), предполагающий развитые конструктивные (пространственные) способности теоретического и практического плана.

4. Комплексы теоретических (2, 4) и практических планов способностей (1, 3). Результативность по этим тестам следует сравнить попарно, чтобы более определенно высказать заключение о возможной профессиональной подготовке и успешности в обучении.

Межполушарная организация психических процессов — функциональная асимметрия полушарий мозга человека и животных, обусловливающая их специализированность: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое. Богатый материал для анализа функциональной асимметрии был получен в клинике локальных поражений мозга, в частности показана связь нарушений речи у правшей с поражениями левого полушария.

В дальнейшем для исследования межполушарной организации психических процессов использовались методы: экспериментальное выключение деятельности одного из полушарий введением амитала натрия в сонную артерию соответствующей стороны, прямая электрическая, стимуляция коры мозга при нейрохирургических операция), односторонняя и др. Эти исследования открыли новый этап в изучении, на котором акцент переместился на исследование межполушарного взаимодействия: специфичности (качественного своеобразия) того вклада, который вносит то или иное полушарие в каждую психическую функцию.

Выделяют 3 основных метода определения межполушарной организации психических процессов: 1) опросники, которые содержат вопросы об использование левой и правой руки в быту, в учебе, в играх, в трудовой деятельности. В опросниках уточняется какой рукой испытуемый пишет, какой рукой зажигает спички, вытерает доску и др. Недостаток опросника: отражают самооценку. Не всегда результаты опросников совпадают с реальностью. 2) метод непосредственного наблюдения: психолог обращает внимание на то, движения какой руки являются выразительнее. 3) специальные пробы (функциональные пробы): позволяют выявить морфологические различия и функциональнуюассиметрию парных органов (моторная ассиметрия рук; сенсорная ассиметрия рук; функциональная ассиметрия ног; ассиметрия лица).

Для определения мануальной асимметрии - батарея ТОМА (Вильдавский В.Ю., Князева М.Г., 1989).

Методики для оценки межполушарной асимметрии в двигательной, зрительной, слуховой речевой и слуховой неречевой сферах: опросник Аннет (1970); пробы на определение скрытых факторов моторноголевшества (Лурия А.Р., 1969); проба Розенбаха (Лурия, 1962) и проба «прицеливание» (Хомская Е.Д. и др., 1995); методика Handdominanztest - HDT (Steingrueber H.-J., Lienert G.A., 1971); методика речевого дихотического прослушивания (Котик Б.С., 1975); методика мелодического дихотического прослушивания Dichoticlisteningtest - music, F.Spellacy (1970); авторские методики нотного моноурального и дихотического прослушивания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.