Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третичные зоны и организация наглядных пространственных синтезов




Третичные зоны коры и организация симультанных синтезов

Познавательные процессы объединяют работу нескольких анализаторов, а их мозговую основу составляют третичные зоны мозговой коры, в частности, те, которые расположены между затылочными, височными и теменными отделами. Эти зоны обеспечивают сложные симультанные (пространственные) синтезы.

Третичные зоны задних отделов располагаются на границе между затылочной, височной и постцентральной областями полушария и составляют «зону перекрытия» разных анализаторов. Центральным является 39 и 40-е поля Бродмана, включают сюда также прилегающие височно-затылочные образования 37-го и 21-го полей.

Поля обладают общей для рецепторных зон поперечной исчерченностью, выраженным шестислойным строением и преимущественно состоят из верхних слоев коры, имеющих короткие аксоны и осуществляющие главным образом ассоциативные функции.

Формируются и созревают они у человека позднее остальных зон, где-то к 7-ми годам. Предполагается, что эти «третичные» зоны играют роль в организации межанализаторных синтезов (осуществляется перенос сигналов как внутри, так и от одного анализатора к другому) эта надмодальная функция приписывается коре нижне теменной области мозга.

Поражение нижнетеменных и теменнозатылочных отделов коры левого и правого полушарий не вызывает никаких модально-специфических нарушений. Возникают выраженные расстройства в смысловой и структурной переработке получаемой информации, напоминающие те, которые характеризуют «симультанную агнозию». Больные испытывают затруднения в понимании доходящей до них информации в целом, они не могут совместить отдельные элементы впечатлений в единую структуру.

Однако здесь добавляется своеобразная черта – эти больные теряют возможность ориентироваться в системе пространственных координат и прежде всего у них страдает право-левая ориентировка.

Теряют ориентировку в пространстве, выйдя в коридор не могут найти дорогу назад, застилая кровать кладут одеяло не вдоль, а поперек, не могут найти нужный рукав и т.д.

Не зависимо от образования не в состоянии ориентироваться в географической карте, путают восток-запад, не могут начертить схему расположения хорошо знакомых мест. Путают горизонтальную, фронтальную и саггитальную плоскости, не в состоянии правильно воспроизвести расположение в пространстве рук врача в пробах Хэда или построить из заданных элементов какую-либо пространственно-ориентированную фигуру.

Т.е. у больных появляется симптом «конструктивной апраксии».

У больных наступают выраженные затруднения в графическом изображении букв – это связано с трудностями не фонематического анализа, а пространственного анализа линий, составляющих буквы, вследствие чего изображение букв (или их копирование) резко нарушено, а иногда заменяется зеркальным изображением.

В грубых случаях эти дефекты проявляются и при непосредственном воспроизведении предъявленных пространственных структур.

В менее выраженных случаях они обнаруживаются лишь при воспроизведении пространственного расположения по памяти.

Такие нарушения пространственного синтеза могут быть основой как зрительных, так и двигательных и даже пространственно-слуховых расстройств – это характеризует нарушения как явление «пространственной апрактогнозии».

Подобные нарушения возникают как при поражениях левого (доминантного), так и правого полушария. Заметные отличия обнаруживаются лишь при изучении более сложных форм нарушения ориентации в логических «квазипространственных» отношениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.